Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя

· В учебной комнате студенты разбирают оси и плоскости, изучают анатомическую терминологию, находят основные образования типичного позвонка, называют их по-латыни. Оборудование: 1. Скелет 2. Набор позвонков.

· В анатомическом музее изучают на скелетах оси и плоскости, позвонки.

· Работая на декаскопе, изучают различные виды позвонков.

· В компьютерном классе, используя мультимедиа-иллюстрации, закрепляют знания лекционного материала по теме.

Контроль конечного уровня знаний

4.4.1. Вопросы конечного уровня знаний – фронтальный или письменный опрос

1. Что понимается под сагиттальной плоскостью?

2. Что понимается под срединной плоскостью?

3. Что понимается под фронтальной плоскостью?

4. Что понимается под горизонтальной плоскостью?

5. На какие отделы фронтальная плоскость делит тело?

6. Каково назначение анатомических плоскостей?

7. Что представляет собой тело позвонка? Покажите его на препарате.

8. Назовите и покажите анатомическое образование, посредством которого дуга позвонка крепится к телу?

9. Назовите и покажите отверстия, образуемые дугой позвонка.

10. Назовите и покажите отростки, отходящие от дуги позвонка.

11. Какие вырезки ограничивают суставные отростки?

12. Как образуется позвоночный канал?

Вопросы практических навыков

Уметь назвать по-латыни и показать на препаратах следующие анатомические образования:

Тело позвонка

Дуга позвонка

Верхняя позвоночная вырезка

Нижняя позвоночная вырезка

Позвоночное отверстие

Остистый отросток

Поперечный отросток

Верхний суставной отросток

Нижний суставной отросток

5. Список тем по УИРС:

1. Рентгеноанатомия и значение ее для изучения клинических дисциплин.

2. Способы и механизм образования костей. Особенности строения костей в различные возрастные периоды.

Занятие №2.

1.Тема: Шейные, грудные, поясничные позвонки; крестец, копчик.

Ребра, грудина.

2. Значение темы:

· Учебное – изучить шейные, грудные, поясничные позвонки; крестец, копчик; ребра, грудину.

· Профессиональное – знание особенностей строения различных видов позвонков необходимо при изучении клинических дисциплин (травматологии, неврологии, нейрохирургии).

· Личностное – сформировать у студентов аналитическое мышление, умение выделять признаки, свойства, взаимосвязь между строением и функцией; развить память, внимание, способность к обобщению, умение делать выводы, анализировать полученные данные.

3. Цель занятия: в результате изучения темы студент будет

· иметь представление о строении шейных, грудных, поясничных позвонков; крестца, копчика; ребер, грудины;

· знать топографию образований позвонков, их строение, аномалии развития; строение ребер, грудины;

· уметь показать все образования позвонков, ребер, грудины.

4. План изучения темы

4.1. Контроль исходного уровня знаний

4.1.1. Тестовые задания (выбрать 1 правильный ответ).

Укажите анатомическое образование, характерное для всех шейных позвонков:

а) решетчатая вырезка

б) сонная борозда

в) отверстие в поперечных отростках

г) овальное отверстие

Сколько шейных позвонков у человека?

а) 5

б) 6

в) 7

г) 8

Как называется первый шейный позвонок?

а) осевой

б) атлант
в) основной

г) промежуточный

Как называется второй шейный позвонок?

а) осевой

б) атлант
в) основной

г) промежуточный

На каком шейном позвонке имеется сонный бугорок?

а) 2-м

б) 4-м

в) 5-м

г) 6-м

Укажите анатомические образования, характерные для грудных (I-X) позвонков:

а) ушковидная поверхность

б) реберные вырезки

в) добавочные отростки

г) реберные ямки поперечных отростков

В каком месте позвоночного столба находится мыс?

а) на уровне соединения IV-ro и V-го поясничных позвонков

б) на уровне соединения V-го поясничного позвонка с крестцом

в) на уровне тела V-го поясничного позвонка

г) на уровне I-го крестцового позвонка

На какой части крестца находится ушковидная (суставная) поверхность?

а) на дорсальной поверхности

б) на тазовой поверхности

в) на основании крестца

г) на латеральной части

Из скольких крестцовых позвонков образовалась единая кость – крестец?

а) 4

б) 3

в) 5

г) 2

На какой поверхности крестца определяются гребни?

а) тазовой

б) боковой

в) наружной

г) дорсальной

Какие части выделяют у каждого ребра?

а) головку, шейку и тело

б) тело и отростки

в) рукоятку, тело, мечевидный отросток

г) латеральные и медиальные поверхности

Какие поверхности имеет I ребро?

а) наружную и внутреннюю

б) переднюю и заднюю

в) верхнюю и нижнюю

г) медиальную и латеральную

На каком ребре угол и бугорок совпадают?

а) на I

б) на III

в) на IY

г) на YII

Где находится бугорок передней лестничной мышцы?

а) между бугорком и углом

б) между бугорком и головкой ребра

в) между 2-мя бороздами

г) между верхней и нижней поверхностями

Сколько истинных пар ребер у человека?

а) 5

б) 4

в) 7

г) 12

Из каких отделов состоит грудина?

а) рукоятки, мыса и отростков

б) рукоятки, тела и отростков

в) тела, отростков и вырезок

г) рукоятки, тела и отростка

4.1.2. Вопросы исходного уровня знаний – фронтальный или письменный опрос.

1. Перечислите отделы позвоночного столба. Укажите количество позвонков в этих отделах.

2. Как изменяются тела позвонков в направлении сверху вниз?

3. Укажите характерные особенности шейных позвонков.

4. Как называется первый шейный позвонок?

5. Как называется второй шейный позвонок?

6. Какой позвонок и почему называется выступающим?

7. Перечислите отличительные особенности грудных позвонков.

8. Укажите характерные особенности поясничных позвонков.

9. Назовите основные части крестца.

10. Как называется место соединения крестца с пятым поясничным позвонком?

11. Перечислите продольные гребни, расположенные на дорсальной поверхности.

12. Где расположены ушковидные поверхности крестца?

13. Чем представлены кости грудной клетки?

14. Дайте классификацию ребер.

15. Перечислите части грудины.

4.2. Основные понятия и положения темы

Позвонок Шейный Грудной Поясничный
Тело Небольшой величины эллипсовидной формы Тело крупнее, чем у шейных, увеличение высоты тела от (I-X) и поперечного размера (V-XII). На заднебоковых поверхностях тел находятся верхняя и нижняя реберные ямки Тело массивное бобовидной формы, поперечный размер больше переднезаднего
Позвоночное отверстие Треугольно-овальное Округлое, меньше, чем у шейных Треугольной формы с закругленными краями
Остистый отросток Короткие, раздвоенные на концах Длинный, трехгранной формы, наклонен книзу, черепицеобразно накладываются друг на друга Короткий, плоский, с утолщенными концами, направлен назад и расположен почти на одном уровне с телом позвонка
Поперечный отросток Отверстие поперечного отростка Хорошо развит, отклонен назад, на концах утолщен, имеется реберная ямка (I-X) Длинный, расположен во фронтальной плоскости, сжат спереди назад, конец отклонен кзади
Суставной отросток Короткий, суставные поверхности расположены в среднем положении между фронтальной и горизонтальной плоскостями Суставные поверхности расположены во фронтальной плоскости Суставные поверхности расположены в саггитальной плоскости

Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя - student2.ru Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя - student2.ru Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя - student2.ru Классификация ребер

Наши рекомендации