Автор: Осипенко Алла, Харьков, ГР ЩИТ (2014)

Автор: Осипенко Алла, Харьков, ГР ЩИТ (2014)

Поделюсь с вами всем тем, что за последний месяц мне посчастливилось узнать о тактике, той самой, которую хотят от нас услышать и увидеть судьи ИРО при сдаче тестов на класс А и Б.

Источниками этой информации для меня были судья из Чехии Павел Шабацки (ПШ), и из Германии Детлеф Кюн (ДК). Когда буду ссылаться на них, в скобочках буду соответственно указывать ПШ или ДК.

Практика (рассказ ДК)

«Рано утром два брата выехали на свою ежедневную утреннюю прогулку верхом. Маршрут у них всегда один и тот же, лошади одни и те же, приезжают всегда к завтраку. Но сегодня утром лошади вернулись в стойло, а всадники так и не появились. На телефоны не отвечают, мы волнуемся, помогите найти. Вы готовы начать поиски?»

Если вы скажете: « да, я иду на поиск!», считайте, что 10 баллов за тактику вы уже не получите. Начинайте задавать вопросы, облегчайте себе и собаке работу.

Вопрос: «Опишите мой участок работы, что есть на нем, какие особенности, возможно опасные зоны»

Ответ: «Тут есть дорожка, по которой вам можно идти, каждые 50 метров отмечены лентой. (Судья все это показывает у себя на схеме). В любой точке вашей дорожки справа и слева от вас по 50 метров. Первая треть справа и слева это высокая трава. На второй трети зоны справа густой непроходимый кустарник. Примерно такого масштаба. Туда даже кабаны не пролазят. В третьей трети слева область густого леса: очень густой лиственный лес с густым и нерасчищенным подлеском.»

Вопрос «А лошади были какие, скаковые спортивные или спокойные прогулочные?» Вот вроде бы ненужный вопрос, но ДК считает его важным. Потому что затем следует ответ

Ответ: «Лошади - прогулочные полукровки. Такие, что их психику ничем не прошибить. Супер спокойные». Ага! Должна зародиться у проводника мысль, если лошади суперспокойные, то, наверное, должно было произойти что-то чрезвычайное, чтобы они испугались и скинули всадников. Отсюда вопрос:

Вопрос: «А было ли сегодня в лесу что-то необычное, может охотники стреляли, или буря.»

Ответ: «Да, в конце левой части зоны поиска, позади густого леса, работала техника, выкорчевывали деревья.»

Теперь идут размышления проводника «Скорее всего там лошади и скинули всадников, буду там искать повнимательнее.»

Внимание! Хитрый Д.Кюн сказал нам, что если он реально положил фигурантов возле густого леса, то он скажет проводнику: «Да, скорее всего так и было». А если он придумал положить их в другом месте, то, по его словам, обязательно «перекинет мостик помощи» и скажет: «Но всадники такие опытные, вряд ли они сразу упали с лошадей, думаю, еще проскакали немного, может один гнался за другим, пытаясь его догнать и помочь, и в это время с ним что-то случилось. А потом и с первым». В общем, товарищи, судя по всему, к Кюну на поиски лучше не попадаться.

Первая часть стоимостью в 7 (10) баллов закончена. Теперь приступаем к описанию и осуществлению тактики.

Описание тактики поиска, как это видит ДК в свете описанной истории про всадников:

«Вообще-то я бы хотел начать поиск с того конца зоны, где густой лес и якобы работал трактор. То есть с точки финиша.» Но судья может это запретить и сказать, что сегодня ищем только с точки старта. Перед началом я проверяю ветер. Я оглашаю тактику судье: «Я начну за 10 м до стартовой линии, чтобы хорошо проработать первую линию и убедиться, что она пуста. Затем быстрым челноком я буду высылать собаку направо и налево в той зоне, где легкая травяная растительность. Когда подойду к колючим зарослям, вышлю собаку перед ними и после них, буду стараться, чтобы собака оббежала их по кругу. В районе густого леса буду высылать собаку несколько раз с разных точек, чтобы убедиться, что собака тщательно его проработала. Подойдя к точке финиша, буду высылать собаку за переделы зоны, чтобы она смогла тщательно проработать последнюю финишную ленту.» Вот это я понимаю под тактикой поиска. Конечно же, работа строится с учетом ветра, если таковой есть. (ДК)

Тактика ТЕХНОГЕННЫЙ ЗАВАЛ

Рассмотрим некоторые важные моменты

Сигнал эвакуации

Помните, как уже говорилось, судья хочет видеть проводника, который пришел реально работать, а не погонять собачку по завалу. Поэтому судьи ожидают от нас рассудительного и серьезного подхода к выполнению поставленных задач. Во всех учебниках и методичках говорится, что безопасность превыше всего. В первую очередь безопасность людей, во вторую – собак. Поэтому очень важно знать сигнал эвакуации и подчиняться ему. Например, в системе Insarag существуют разные сигналы – сигнал на срочный выход из зоны поиска, сигнал на прекращение работы без выхода из завала, сигнал на продолжение работы, и, наверное, еще есть и другие сигналы. Когда вы подходите на сдачу теста ИПО-Р вам надо спросить судью «Есть ли сигнал на эвакуацию». ПШ говорил: «Да, это будет свист». ДК говорил: «Хотите договориться о своем сигнале?» Некоторые проводники говорили: «Хочу сигнал по системе Insarag». Но будьте осторожны с ним, если вы такое заявляете, то вы точно должны знать, какой сигнал чему соответствует. Я говорила: «Давайте сигнал словами ВСЕ ИЗ ЗАВАЛА». Главное, чтобы вы дали судье понять, что вы знаете и соображаете насчет техники безопасности при работе на техногенном завале.

Опасные зоны и другие характеристики зоны поиска

Когда вы вступаете в диалог с судьей перед оглашением тактики, вы обязательно должны спросить об опасных зонах для себя, для собаки, где вы можете передвигаться, как далеко или глубоко простирается зона поиска, есть ли подвалы и верхние этажи, есть ли экстремально нестабильные конструкции. Также логичен вопрос, какого типа были данные конструкции – фабрика, склады, или быть может жилые помещения (если это не было указано в легенде). Если нужно, то узнать где в здании была кухня, или определенная комната, это бывает важно по рассказанной вам легенде.

Особенности ситуации

Если судья не указал, когда произошло ЧС, то об этом надо спросить. Потому что в зависимости от времени дня и хозяйственного предназначения строений мы можем делать выводы, где сейчас могут быть люди с большей долей вероятности. ПШ ждал от проводников вопроса «Я первый из спасательной бригады, кто сюда явился?». Он считал этот вопрос важным, так как предыдущие коллеги могли слышать голоса где-то, или же они поработали над коммуникациями, отключили газ, обезопасили район и укрепили конструкции. Не хотите задавать вопрос этот вопрос, не надо. Но вы обязательно должны спросить о том, отключены ли газ-вода-электричество, есть ли угроза повторного обрушения, взрыва, землетрясения и пр. А также важен вопрос, были ли где-то слышны голоса.

О голосах, и зонах наибольшего и наименьшего приоритета

Это очень важный момент. Если судья рассказывает вам о том, что в какой-то части зоны поиска были недавно слышны голоса под завалом, то это сразу же должно стать для вас самой приоритетной зоной поиска. Если судья сказал, что имеются экстремально нестабильные конструкции, которые могут обвалиться в любой момент, то он ожидает, что в эту зону вы пошлете собаку лишь в том случае, когда убедитесь, что в остальной части завала никого из пострадавших нет. И вы, конечно же, обязательно должны все это упомянуть в своей тактике.

Вот как Кюн описывал работу в зоне первичного приоритета: «Обычно это тот участок завала, где «были слышны голоса». Я ожидаю, что кинолог пойдет искать туда в первую очередь. Иногда я могу положить туда фигурантов, иногда – нет. Если там фигурант есть, то я хочу чтобы собака нашла и обозначила закладку, а не покинула место поиска и не переметнулась на работу в другие части завала. Если фигурант будет найден в этой зоне при повторном (имеется ввиду, после работы на других участках зоны) к ней подходе, то для меня это минус в тактике и подготовке расчета. Если в этой зоне нет заложенных фигурантов, то я хочу видеть здесь уверенную работу расчета. А именно: проводник уверен, что собака хорошо проработала эту зону. Он доверяет собаке, что там никого нет. Он больше не будет высылать собаку в эту зону, даже если на других участках завала он не найдет всех пострадавших. Но я понимаю, что если проводник не уверен в своей собаке, то стоит все же вернуться в эту зону снова и найти. Лучше потерять баллы на тактике, чем не найти третьего (или второго) фигуранта ».

Понятие Trümmerschatten (rubble shadow, радиус безопасности)

При сдаче тестирования класса Б судья огорошил нас, проводников, термином Trümmerschatten. Дословный перевод с немецкого звучит «тень завала». На момент сдачи испытания я не нашла подходящий русскоязычный термин и объясняла его проводникам описательно. Уже дома я созвонилась со специалистами. Они мне сказали, что нет лаконичного термина в русском языке, по крайней мере, на территории Украины. У нас это звучит как «радиус безопасности при техногенном разрушении». Описываю идею, быть может, вы сможете подсказать лучший термин.

Итак, Trümmerschatten, или «радиус безопасности при техногенном разрушении» означает ту зону, на которую может распространиться разрушение. Высчитывается следующим образом: берем полторы высоты имеющейся конструкции и накладываем проекцию на землю. Таким образом высчитывается данная величина. При работе на завалах, например, спасательные службы обязаны разместить свою технику за пределами этого радиуса, чтобы избежать ее потери, если завал вдруг начнет повторно разрушаться.

Автор: Осипенко Алла, Харьков, ГР ЩИТ (2014)

Поделюсь с вами всем тем, что за последний месяц мне посчастливилось узнать о тактике, той самой, которую хотят от нас услышать и увидеть судьи ИРО при сдаче тестов на класс А и Б.

Источниками этой информации для меня были судья из Чехии Павел Шабацки (ПШ), и из Германии Детлеф Кюн (ДК). Когда буду ссылаться на них, в скобочках буду соответственно указывать ПШ или ДК.

Наши рекомендации