Структура проведения полевой практики

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ПОЛЕВОГО ДНЕВНИКА

___________________________________________________

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

"БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Максима ТАНКА"

кафедра зоологии

ДНЕВНИК

полевой практики по зоологии позвоночных

студентки (та) ____ группы отделения биология и химия

факультета естествознания БГПУ

СОКОЛОВОЙ СОФЬИ СЕРОФИМОВНЫ

Научные руководители:

Хандогий А.В., доцент, к.б.н.

МИНСК - 2012

Место проведения полевой практики:

· Город Минск и его окрестности

Сроки проведения полевой практики:

· с 20 мая по 25 июня 2012 года.

Цель практики - развить, дополнить и расширить знания, полученные студентами при изучении теоретического курса "Зоологии позвоночных", выполнении лабораторных работ, а также сформировать навыки по изучению позвоночных животных непосредственно в живой природе и приобретение навыков проведения экскурсий с учащимися.

Задачи полевой практики:

· Научиться доступным современным методам выявления стационального размещения и учетов численности позвоночных.

· Научиться определять около 150 видов позвоночных животных в природном окружении: по внешности, голосам, поведению в по характерным приметам их жизнедеятельности.

· Научиться проводить эколого-фаунистический анализ и давать экспрес-оценку степени антропогенной трансформации конкретных зооценозов. Проиллюстрировать местными примерами воздействие различных экологических факторов на видовое разнообразие и динамику животного мира.

· Познакомиться с практическими методами охраны и увеличения численности позвоночных животных.

· Научиться вести дневник наблюдений за позвоночными животными.

· Прибрести навыки проведения экскурсии в природу, постановки длительных наблюдений за позвоночными животными и сборе коллекций без нанесения ущерба окружающей среде.

· Познать основные принципы организации и методы проведения самостоятельных научных исследований по фауне, населению и экологии позвоночных животных.

· Формирование эколого-природоохранного мировоззрения.

Т Р Е Б О В А Н И Я

В соответствии с программой для педагогических институтов курс зоологии позвоночных состоит из лекций, лабораторных и семинарских занятий, а также из полевой практики. Полевая практика является одним из самых сложных и важных составных учебного процесса. По программе специальностей "Биология и валеология", "Биология и химия", "Биология и психология" на полевую практику по зоологии позвоночных отводится 12 дней (по 6 часов каждый) в июне-июле месяце. Кроме этого, в случае особенно благоприятной зоологической ситуации в природе, вероятно есть основание использовать для этой цели часть учебных часов из лекционных и лабораторных курсов для проведения необходимых зоологических экскурсий в природу.

Практические занятия

1. Определение экземпляров массовых видов позвоночных животных по внешнему

виду, следам и следам жизнедеятельности, голосам и т.п.

2. Биосъемка экземпляров собранного материала поселений человека и т.п.

3. Изготовление научно-коллекционных тушек мелких млекопитающих и птиц.

4. Изготовление и размещение биотехнических приспособлений.

Дифференцированный зачет

На зачет студенты представляют дневник полевой практики(после осмотра преподавателем возвращается), отчет по выполненному индивидуальному заданию. Также студент должен иметь следующий минимум знаний, умений и практических навыков:

Узнать по следам и следам жизнедеятельности виды животных, которые встречались на экскурсиях.

Определить визуально в природных условиях следующих позвоночных животных:

Рыбы:

ОТРЯД ОСЕТРООБРАЗНЫЕ: Стерлядь.

ОТРЯД ЛОСОСЕОБРАЗНЫЕ: Форель ручьевая или обыкновенная, Хариус, Щука.

ОТРЯД КАРПООБРАЗНЫЕ: Голавль, Карась золотой или обыкновенный, Карась серебряный, Карп, или Сазан, Красноперка, Лещ, Линь, Пескарь обыкновенный, Плотва, или Красноглазка, Уклейка обыкновенная, Язь обыкновенный, Вьюн, Голец обыкновенный, Щиповка обыкновенная, Сом обыкновенный, Угорь, Налим, Колюшка девятииглая, Колюшка трехиглая, Ерш обыкновенный, Окунь обыкновенный, Судак.

Земноводные:

ОТРЯД ХВОСТАТЫЕ: Тритон гребенчатый, Тритон обыкновенный.

ОТРЯД БЕСХВОСТЫЕ: Лягушки (прудовая, озерная, травяная в остромордая), Жабы (серая, зеленая и камышевая), Краснобрюхая жерлянка, Обыкновенная чесночница, Обыкновенная квакша.

Пресмыкающиеся:

ОТРЯД ЧЕШУЙЧАТЫЕ: Гадюка, Уж, Медянка, Веретенница ломкая,Прыткая ящерица, Живородящая ящерица.

ОТРЯД ЧЕРЕПАХИ: Болотная черепаха.

Птицы:

ОТРЯД ВОРОБЬИНООБРАЗНЫЕ: Хохлатый жаворонок, Полевой жаворонок, Береговая ласточка, Деревенская ласточка, Городская ласточка, Желтая трясогузка, Белая трясогузка, Крапивник, Зарянка, Варакушка, Горихвостка-чернушка, Обыкновенная горихвостка, Луговой чекан, Обыкновенная каменка, Черный дрозд, Рябинник Певчий дрозд, Белобровик, Деряба, Камышевка-барсучок, Дроздовидная камышевка, Ястребиная славка,

Серая славка, Черноголовая славка, Пеночка, Королек, Серая мухоловка, Малая мухоловка, Мухоловка-белошейка, Мухоловка-пеструшка, Усатая синица, Длиннохвостая синица, Черноголовая гаичка, Буроголовая гаичка, Хохлатая синица, Московка, Обыкновенная лазоревка, Большая синица, Обыкновенный поползень, Обыкновенная пищуха Обыкновенная иволга, Обыкновенный жулан, Сойка, Сорока, Кедровка, Галка, Грач, Серая ворона, Ворон, Обыкновенный скворец, Домовой

воробей, Полевой воробей, Зяблик, Обыкновенная зеленушка, Черноголовый щегол, Чиж, Клест, Обыкновенная чечевица, Обыкновенный снегирь, Дубонос, Обыкновенная овсянка Тростниковая овсянка, Свиристель.

ОТРЯД ПОГАНКООБРАЗНЫЕ: Большая поганка, Черношейная поганка.

ОТРЯД ВЕСЛОНОГИЕ: Большой баклан.

ОТРЯД АИСТООБРАЗНЫЕ: Серая цапля, Белый аист.

ОТРЯД ГУСЕОБРАЗНЫЕ: Серый гусь, Серая утка, Чирок-свистунок, Чирок-трескунок, Кряква, Пеганка, Широконоска, Хохлатая чернеть, Красноголовая чернеть, Лебедь-шипун, Шилохвость, Обыкновенный гоголь, Лебедь-кликун.

ОТРЯД ЯСТРЕБООБРАЗНЫЕ:Обыкновенный осоед, Черный коршун, Болотный лунь Полевой лунь, Луговой лунь, Тетеревятник, Перепелятник, Обыкновенный канюк, Красный коршун, Орлан-белохвост, Беркут, Скопа.

ОТРЯД СОКОЛООБРАЗНЫЕ: * редкие гнездящиеся: Обыкновенная пустельга, Чеглок.

ОТРЯД КУРООБРАЗНЫЕ: Рябчик, Тетерев, Глухарь, Серая куропатка.

ОТРЯД ЖУРАВЛЕОБРАЗНЫЕ: Лысуха, Серый журавль.

ОТРЯД РЖАНКООБРАЗНЫЕ: Ходулочник, Чибис, Турухтан, Черныш, Озерная чайка, Сизая чайка, Речная крачка, Черная крачка, Кулик-сорока, Большой кроншнеп, Малая чайка, Серебристая чайка, Малая крачка.

ОТРЯД ГОЛУБЕОБРАЗНЫЕ: Сизый голубь Клинтух, Вяхирь, Кольчатая горлица, Обыкновенная горлица.

ОТРЯД КУКУШКООБРАЗНЫЕ: Обыкновенная кукушка.

ОТРЯД СОВООБРАЗНЫЕ: Серая неясыть, Ушастая сова, Сипуха, Филин, Воробьиный сыч, Домовой сыч, Мохноногий сыч.

ОТРЯД КОЗОДОЕОБРАЗНЫЕ: Обыкновенный козодой.

ОТРЯД СТРИЖЕОБРАЗНЫЕ: Черный стриж.

ОТРЯД РАКШЕОБРАЗНЫЕ: Удод, Обыкновенный зимородок, Золотистая щурка, Сизоворонка.

ОТРЯД ДЯТЛООБРАЗНЫЕ: Вертишейка, Седой дятел, Желна, Большой пестрый дятел, Средний пестрый дятел, Белоспинный дятел, Малый пестрый дятел, Трехпалый дятел, Зеленый дятел.

Млекопитающие:

ОТРЯД НАСЕКОМОЯДНЫЕ: Обыкновенный еж, Обыкновенный, или европейский, крот, Бурозубка.

ОТРЯД РУКОКРЫЛЫЕ: Ушан.

ОТРЯД ГРЫЗУНЫ: Речной бобр, Обыкновенная белка, Лесная, или северная, мышевка, Домовая мышь, Мышь-малютка, Полевая мышь, или житник, Лесная мышь, Желтогорлая мышь, Серая, или амбарная крыса, пасюк, Черная крыса (чердачная, корабельная), Ондатра, или мускусная крыса.

ОТРЯД ЗАЙЦЕОБРАЗНЫЕ: Заяц-русак, Заяц-беляк.

ОТРЯД ХИЩНЫЕ: Волк, Обыкновенная лисица, Енотовидная собака, Енот-полоскун, Бурый медведь, Рысь, Барсук, Лесная куница, или желтодушка, Каменная куница, или белодушка, Ласка, Горностай, Черный, или лесной хорек, Европейская норка, Американская норка, Выдра.

ОТРЯД ПАРНОКОПЫТНЫЕ: Зубр европейский, Лось, Косуля, или дикая коза, Кабан, или дикая свинья (вепрь).

ВЫЯВИТЬ В ПРИРОДЕ (по голосам) СЛЕДУЮЩИХ ЖИВОТНЫХ:

П Т И Ц Ы:

Воробьинообразные: полевой жаворонок, лесной конек, крапивник, обыкновенный соловей, певчий дрозд, луговой чекан, горихвостка-чернушка, обыкновенная горихвостка, обыкновенный сверчок, серая славка, пеночка-трещетка, пеночка-теньковка, пеночка-весничка, желтоголовый королек, серая мухоловка, большая синица, обыкновенная пищуха, обыкновенная иволга, сойка, сорока, галка, грач, серая ворона, ворон, обыкновенный скворец, домовой воробей, полевой воробей, зяблик, обыкновенная зеленушка, щегол, обыкновенная чечевица, обыкновенная овсянка, камышовая овсянка.

Дятлообразные: вертишейка, желна, большой пестрый дятел.

Ракшеобразные: зимородок, удод.

Стрижеобразные: черный стриж.

Козодоеобразные: обыкновенный козодой.

Совообразные: филин, серая неясыть, воробьиный сыч, домовой сыч.

Кукушкообразные: обыкновенная кукушка.

Голубеобразные: сизый голубь, клинтух, выхирь, кольчатая горлица.

Ржанкообразные: чибис, бекас, вальдшнеп, фифи, озерная чайка, речная крачка.

Журавлеобразные: коростель, лысуха, серый журавль.

Курообразные: тетерев, глухарь, серая куропатка, перепел.

Ястребообразные: обыкновенный канюк.

Соколообразные: обыкновенная пустельга, чеглок.

Гусеобразные: чирок-свистунок, кряква, чирок-трескунок, хохлатая чернеть.

Аистообразные: 0 большая выпь, серая цапля, белый аист.

Поганкообразные: 0 малая поганка, большая поганка.

МЛЕКОПИТАЮЩИЕ:

Грызуны: белка обыкновенная.

АМФИБИИ:

Бесхвостые: жерлянка краснобрюхая, чесночница обыкновенная, жабы, квакша обыкновенная, лягушка озерная, лягушка прудовая.

· Отличать на грунте следы:

МЛЕКОПИТАЮЩИЕ:собаки, волка, кота домашнего, ласки, косули, кабана, лося,

оленя благородного, зайца-русака, ежа обыкновенного.

ПТИЦЫ:вороны серой, вяхиря, аиста белого, куропатку серую, трясо белой, чайки обыкновенной, крачки речной, голубя сизого.

· Отличать погрызы: лося, кабана, косули, зайца-русака, белки обыкновенной, полевки водяной, ондатры, мелких видов полевок, мышиных, соколообразных, сов.

· Помета: лося, оленя благородного, косули, кабана, куньих, зайца-беляка.

· Следы жизнедеятельности: дятлов, воробьиных.

· Отличить в природе гнезда:

ПТИЦ: аистов, кряквы, лысухи, крячки речной, вяхиря, клинтуха, горлицы обыкновенной, белки обыкновенной, дятла большого пестрого, ласточки деревенской, ласточки городской, ласточки береговой, галки, грача, вороны, крапивника, камышевок, славок, пеночек, дрозда-рябинника, дрозда черного, дрозда певчего, ремеза обыкновенного, синицы большой, воробья, зяблика, щегла черноголового, овсянки обыкновенной.

ЖИЛИЩА МЛЕКОПИТАЮЩИХ: лисицы, белки, ондатры, бобра, барсука.

· Уметь проводить биосъемку млекопитающих, рептилий, земноводных, рыб.

· Уметь навыки кольцевания птиц.

· Уметь работать по специальным определителям птичьих гнезд, яиц и др.

· Иметь навыки изготовления научно-коллекционных тушек микромаммалий, птиц, и первичного фиксирования зооматериала.

· Уметь проводить 5-10 практических наблюдений по каждому классу позвоночных животных, возможных в школьных условиях.

· Знать полный список позвоночных животных, включенных в национальную Красную книгу и их короткую биологическую характеристику, практические меры (две-три) по их выявлению и охране.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОВРЕМЕННЫХ:

1. Методах учета мелких и охотничье-промысловых видах млекопитающих, диких куриных, водоплавающих и воробьиных птиц, сов, земноводных, рыб.

2. Методах выявления стационального нахождения видов лягушек, рептилий, сов, соколообразных, кожанов.

3. Методах количественной оценки биологического разнообразия (встречаемость, количество, биомасса, показатели, показатели разноообразия).

При выставлении окончательной оценки учитывается персональная инициативность и познавательная активность студента. Лучшие работы готовятся для кункурса-выставки и научной коллекции кафедры зоологии. Отдельные индивидуальные работы, отличающиеся своей оригинальностью, и актуальностью рекомендуются продлить и углубить для изучения с последующим их превращением в дипломные работы на выпускных курсах.

Биотопов реки Поплав.

· Орнитофауна окрестностей агробиостанции Зеленое.

· Территориальная структура популяции мелких лесных грызунов.

Задача работы, отражающей одно из направлений исследовани популяционной биологии животных, заключается в выяснении конкретного характера использования территории мелкими лесными грызунами (рыжие полевки, лесные и желтогорлые мыши). Методическим приемом, позволяющим выяснить этот вопрос, служит наблюдение за меченными зверьками. По отношению к лесным грызунам наиболее доступен метод

использования живоловок.

На опытном участке леса (не меньше 1 га), который необходимо закартировать, в шахматном порядке расставляют живоловки. Расстояние между ловушками - 10-15 м; каждая ловушка имеет свой номер. Можно использовать живоловки различных систем, но нужно, чтобы помимо приманки в ловушке был небольшой запас корма (кусок морковки и кусок хлеба с постным маслом) и материал для устройства гнезда (вата, ветошь, сено и т.п.). На случай дождя живоловку сверху прикрывают куском клеенки. Осмотр живоловок проводят не менее трех раз в сутки; в холодную и дождливую погоду - значительно чаще (каждые 2-3 часа). Пойманных в живоловки зверьков метят, присваивая каждому индивидуальный номер; мечение проводится путем отрезания пальцев в различных комбинациях.

На каждого зверька заводят специальную карточку, в которой указывают его номер, пол, вес (взвешивание не строго обязательно, но желательно. Взвешивать зверьков нужно на месте с помощью чашечных весов типа аптекарских. Для взвешивания зверька помещают в мешочек или маленькую клеточку, вес которых известен заранее), дата отлова, время и номер ловушки, в которую зверек был пойман. При повторных отловах меченых зверьков в карточку дополнительно заносят дату, время и номер ловушки.

Обработка собранного материала заключается в том, что на план опытного участка наносят точки, соответствующие местам расположения живоловок. Далее, исходя из записей в картотеке, для каждого оседлого зверька наносят границы его индивидуального участка. Границы участков отдельных зверьков удобнее наносить различными условными знаками (например, различным цветом). Полученная схема дает представление о размерах и форме индивидуальных участков, степени их взаимного перекрывания, приуроченности скоплений индивидуальных участков к определенным растительным сообществам, элементам рельефа и т.п. Можно сравнить все эти показатели для участков самцов и самок, а также для участков молодых в взрослых зверьков. Кроме того, можно отметить число оседлых (име-

ющих участки) зверьков и "мигрантов" (пойманных 1-2 раза в разных местах) и сравнить половой и возрастной состав этих групп. Все эти данные дадут довольно полное представление о пространственной структуре популяций изученных видов. Как и в предыдущих случаях, полезно сравнить полученные данные с аналогичными материалами прошлых лет; при этом выясняются некоторые особенности территориальных отношений, зависящие от численности и плотности населения

животных.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ДНЕВНИКА

Биология животных описывается по схеме:

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ПОЛЕВОГО ДНЕВНИКА

___________________________________________________

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

"БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Максима ТАНКА"

кафедра зоологии

ДНЕВНИК

полевой практики по зоологии позвоночных

студентки (та) ____ группы отделения биология и химия

факультета естествознания БГПУ

СОКОЛОВОЙ СОФЬИ СЕРОФИМОВНЫ

Научные руководители:

Хандогий А.В., доцент, к.б.н.

МИНСК - 2012

Место проведения полевой практики:

· Город Минск и его окрестности

Сроки проведения полевой практики:

· с 20 мая по 25 июня 2012 года.

Цель практики - развить, дополнить и расширить знания, полученные студентами при изучении теоретического курса "Зоологии позвоночных", выполнении лабораторных работ, а также сформировать навыки по изучению позвоночных животных непосредственно в живой природе и приобретение навыков проведения экскурсий с учащимися.

Задачи полевой практики:

· Научиться доступным современным методам выявления стационального размещения и учетов численности позвоночных.

· Научиться определять около 150 видов позвоночных животных в природном окружении: по внешности, голосам, поведению в по характерным приметам их жизнедеятельности.

· Научиться проводить эколого-фаунистический анализ и давать экспрес-оценку степени антропогенной трансформации конкретных зооценозов. Проиллюстрировать местными примерами воздействие различных экологических факторов на видовое разнообразие и динамику животного мира.

· Познакомиться с практическими методами охраны и увеличения численности позвоночных животных.

· Научиться вести дневник наблюдений за позвоночными животными.

· Прибрести навыки проведения экскурсии в природу, постановки длительных наблюдений за позвоночными животными и сборе коллекций без нанесения ущерба окружающей среде.

· Познать основные принципы организации и методы проведения самостоятельных научных исследований по фауне, населению и экологии позвоночных животных.

· Формирование эколого-природоохранного мировоззрения.

Т Р Е Б О В А Н И Я

В соответствии с программой для педагогических институтов курс зоологии позвоночных состоит из лекций, лабораторных и семинарских занятий, а также из полевой практики. Полевая практика является одним из самых сложных и важных составных учебного процесса. По программе специальностей "Биология и валеология", "Биология и химия", "Биология и психология" на полевую практику по зоологии позвоночных отводится 12 дней (по 6 часов каждый) в июне-июле месяце. Кроме этого, в случае особенно благоприятной зоологической ситуации в природе, вероятно есть основание использовать для этой цели часть учебных часов из лекционных и лабораторных курсов для проведения необходимых зоологических экскурсий в природу.

Структура проведения полевой практики

Перед проведением практики проводится беседа о специфике природных и социальных условий, об общей и профессиональной технике безопасности, знакомство с методическими указаниями по полевой практике по зоологии позвоночных.

Основная форма работы в период летней полевой практики - экскурсии в природу, которые проводятся (как правило) в первой половине учебного дня. В ходе экскурсии студенты должны иметь при себе перечень следующих предметов индивидуального оборудования и материалов:

· Тетрадь для дневника.

· Альбом для индивидуальных заданий.

· Блокнот небольших размеров для зарисовки и записей во время экскурсий.

· Ручку, карандаш, линейку.

· Пакеты полиэтиленовые (2-3).

· Иголки, нитки.

В ходе экскурсии студенты внимательно слушают комментарии преподавателя, выполняют практические задания по исследованию зооценозов, собирают зоологический материал, ведут необходимые записи, зарисовки.

В другой половине дня - камеральная обработка собранного материала, оформление экскурсий в дневник, работа с литературой, выполнение индивидуальных заданий.

Индивидуальные задания (на 1-2 студентов) включают стационарные наблюдения за объектами (явлениями); учетные (поисковые)мероприятия; изготовление коллекций (специализированная обработка собранных материалов).

Последний день практики - заключительная конференция по полевой практике, окончательное оформление индивидуальных заданий, дневников, зачетная экскурсия.

Тематический план зоологических экскурсий

· Позвоночные населенных пунктов (на примере деревни, города_______)

· Позвоночные мелиоративных систем (пойменные биотопы р.Поплав (окрестности агробиостанции Зеленое).

· Позвоночные лесопарков (Лошицкий и т.п.).

· Позвоночные сосновых лесов различных типов хвойных, смешанных и широколиственных лесов (микрорайоны: Веснянка, Уручье и др.).

· Позвоночные лугов различных типов (суходольных, низинных и т.п. - на примере луговых угодий окрестностей д.________).

· Позвоночные болот (на примере болот окрестностей п.Зеленое).

· Позвоночные водных биоценозов (на примере заказника "Лебяжий", водохранилища Дрозды и р.Свислочь).

· Позвоночные с вечерней и ночной активностью (на примере окрестностей п.Зеленое: Минский район)

· Позвоночные опушек леса и обочин дорог (на примере окрестностей Копище, Зеленое и др.).

Практические занятия

1. Определение экземпляров массовых видов позвоночных животных по внешнему

виду, следам и следам жизнедеятельности, голосам и т.п.

2. Биосъемка экземпляров собранного материала поселений человека и т.п.

3. Изготовление научно-коллекционных тушек мелких млекопитающих и птиц.

4. Изготовление и размещение биотехнических приспособлений.

Дифференцированный зачет

На зачет студенты представляют дневник полевой практики(после осмотра преподавателем возвращается), отчет по выполненному индивидуальному заданию. Также студент должен иметь следующий минимум знаний, умений и практических навыков:

Узнать по следам и следам жизнедеятельности виды животных, которые встречались на экскурсиях.

Определить визуально в природных условиях следующих позвоночных животных:

Рыбы:

ОТРЯД ОСЕТРООБРАЗНЫЕ: Стерлядь.

ОТРЯД ЛОСОСЕОБРАЗНЫЕ: Форель ручьевая или обыкновенная, Хариус, Щука.

ОТРЯД КАРПООБРАЗНЫЕ: Голавль, Карась золотой или обыкновенный, Карась серебряный, Карп, или Сазан, Красноперка, Лещ, Линь, Пескарь обыкновенный, Плотва, или Красноглазка, Уклейка обыкновенная, Язь обыкновенный, Вьюн, Голец обыкновенный, Щиповка обыкновенная, Сом обыкновенный, Угорь, Налим, Колюшка девятииглая, Колюшка трехиглая, Ерш обыкновенный, Окунь обыкновенный, Судак.

Земноводные:

ОТРЯД ХВОСТАТЫЕ: Тритон гребенчатый, Тритон обыкновенный.

ОТРЯД БЕСХВОСТЫЕ: Лягушки (прудовая, озерная, травяная в остромордая), Жабы (серая, зеленая и камышевая), Краснобрюхая жерлянка, Обыкновенная чесночница, Обыкновенная квакша.

Пресмыкающиеся:

ОТРЯД ЧЕШУЙЧАТЫЕ: Гадюка, Уж, Медянка, Веретенница ломкая,Прыткая ящерица, Живородящая ящерица.

ОТРЯД ЧЕРЕПАХИ: Болотная черепаха.

Птицы:

ОТРЯД ВОРОБЬИНООБРАЗНЫЕ: Хохлатый жаворонок, Полевой жаворонок, Береговая ласточка, Деревенская ласточка, Городская ласточка, Желтая трясогузка, Белая трясогузка, Крапивник, Зарянка, Варакушка, Горихвостка-чернушка, Обыкновенная горихвостка, Луговой чекан, Обыкновенная каменка, Черный дрозд, Рябинник Певчий дрозд, Белобровик, Деряба, Камышевка-барсучок, Дроздовидная камышевка, Ястребиная славка,

Серая славка, Черноголовая славка, Пеночка, Королек, Серая мухоловка, Малая мухоловка, Мухоловка-белошейка, Мухоловка-пеструшка, Усатая синица, Длиннохвостая синица, Черноголовая гаичка, Буроголовая гаичка, Хохлатая синица, Московка, Обыкновенная лазоревка, Большая синица, Обыкновенный поползень, Обыкновенная пищуха Обыкновенная иволга, Обыкновенный жулан, Сойка, Сорока, Кедровка, Галка, Грач, Серая ворона, Ворон, Обыкновенный скворец, Домовой

воробей, Полевой воробей, Зяблик, Обыкновенная зеленушка, Черноголовый щегол, Чиж, Клест, Обыкновенная чечевица, Обыкновенный снегирь, Дубонос, Обыкновенная овсянка Тростниковая овсянка, Свиристель.

ОТРЯД ПОГАНКООБРАЗНЫЕ: Большая поганка, Черношейная поганка.

ОТРЯД ВЕСЛОНОГИЕ: Большой баклан.

ОТРЯД АИСТООБРАЗНЫЕ: Серая цапля, Белый аист.

ОТРЯД ГУСЕОБРАЗНЫЕ: Серый гусь, Серая утка, Чирок-свистунок, Чирок-трескунок, Кряква, Пеганка, Широконоска, Хохлатая чернеть, Красноголовая чернеть, Лебедь-шипун, Шилохвость, Обыкновенный гоголь, Лебедь-кликун.

ОТРЯД ЯСТРЕБООБРАЗНЫЕ:Обыкновенный осоед, Черный коршун, Болотный лунь Полевой лунь, Луговой лунь, Тетеревятник, Перепелятник, Обыкновенный канюк, Красный коршун, Орлан-белохвост, Беркут, Скопа.

ОТРЯД СОКОЛООБРАЗНЫЕ: * редкие гнездящиеся: Обыкновенная пустельга, Чеглок.

ОТРЯД КУРООБРАЗНЫЕ: Рябчик, Тетерев, Глухарь, Серая куропатка.

ОТРЯД ЖУРАВЛЕОБРАЗНЫЕ: Лысуха, Серый журавль.

ОТРЯД РЖАНКООБРАЗНЫЕ: Ходулочник, Чибис, Турухтан, Черныш, Озерная чайка, Сизая чайка, Речная крачка, Черная крачка, Кулик-сорока, Большой кроншнеп, Малая чайка, Серебристая чайка, Малая крачка.

ОТРЯД ГОЛУБЕОБРАЗНЫЕ: Сизый голубь Клинтух, Вяхирь, Кольчатая горлица, Обыкновенная горлица.

ОТРЯД КУКУШКООБРАЗНЫЕ: Обыкновенная кукушка.

ОТРЯД СОВООБРАЗНЫЕ: Серая неясыть, Ушастая сова, Сипуха, Филин, Воробьиный сыч, Домовой сыч, Мохноногий сыч.

ОТРЯД КОЗОДОЕОБРАЗНЫЕ: Обыкновенный козодой.

ОТРЯД СТРИЖЕОБРАЗНЫЕ: Черный стриж.

ОТРЯД РАКШЕОБРАЗНЫЕ: Удод, Обыкновенный зимородок, Золотистая щурка, Сизоворонка.

ОТРЯД ДЯТЛООБРАЗНЫЕ: Вертишейка, Седой дятел, Желна, Большой пестрый дятел, Средний пестрый дятел, Белоспинный дятел, Малый пестрый дятел, Трехпалый дятел, Зеленый дятел.

Млекопитающие:

ОТРЯД НАСЕКОМОЯДНЫЕ: Обыкновенный еж, Обыкновенный, или европейский, крот, Бурозубка.

ОТРЯД РУКОКРЫЛЫЕ: Ушан.

ОТРЯД ГРЫЗУНЫ: Речной бобр, Обыкновенная белка, Лесная, или северная, мышевка, Домовая мышь, Мышь-малютка, Полевая мышь, или житник, Лесная мышь, Желтогорлая мышь, Серая, или амбарная крыса, пасюк, Черная крыса (чердачная, корабельная), Ондатра, или мускусная крыса.

ОТРЯД ЗАЙЦЕОБРАЗНЫЕ: Заяц-русак, Заяц-беляк.

ОТРЯД ХИЩНЫЕ: Волк, Обыкновенная лисица, Енотовидная собака, Енот-полоскун, Бурый медведь, Рысь, Барсук, Лесная куница, или желтодушка, Каменная куница, или белодушка, Ласка, Горностай, Черный, или лесной хорек, Европейская норка, Американская норка, Выдра.

ОТРЯД ПАРНОКОПЫТНЫЕ: Зубр европейский, Лось, Косуля, или дикая коза, Кабан, или дикая свинья (вепрь).

ВЫЯВИТЬ В ПРИРОДЕ (по голосам) СЛЕДУЮЩИХ ЖИВОТНЫХ:

П Т И Ц Ы:

Воробьинообразные: полевой жаворонок, лесной конек, крапивник, обыкновенный соловей, певчий дрозд, луговой чекан, горихвостка-чернушка, обыкновенная горихвостка, обыкновенный сверчок, серая славка, пеночка-трещетка, пеночка-теньковка, пеночка-весничка, желтоголовый королек, серая мухоловка, большая синица, обыкновенная пищуха, обыкновенная иволга, сойка, сорока, галка, грач, серая ворона, ворон, обыкновенный скворец, домовой воробей, полевой воробей, зяблик, обыкновенная зеленушка, щегол, обыкновенная чечевица, обыкновенная овсянка, камышовая овсянка.

Дятлообразные: вертишейка, желна, большой пестрый дятел.

Ракшеобразные: зимородок, удод.

Стрижеобразные: черный стриж.

Козодоеобразные: обыкновенный козодой.

Совообразные: филин, серая неясыть, воробьиный сыч, домовой сыч.

Кукушкообразные: обыкновенная кукушка.

Голубеобразные: сизый голубь, клинтух, выхирь, кольчатая горлица.

Ржанкообразные: чибис, бекас, вальдшнеп, фифи, озерная чайка, речная крачка.

Журавлеобразные: коростель, лысуха, серый журавль.

Курообразные: тетерев, глухарь, серая куропатка, перепел.

Ястребообразные: обыкновенный канюк.

Соколообразные: обыкновенная пустельга, чеглок.

Гусеобразные: чирок-свистунок, кряква, чирок-трескунок, хохлатая чернеть.

Аистообразные: 0 большая выпь, серая цапля, белый аист.

Поганкообразные: 0 малая поганка, большая поганка.

МЛЕКОПИТАЮЩИЕ:

Грызуны: белка обыкновенная.

АМФИБИИ:

Бесхвостые: жерлянка краснобрюхая, чесночница обыкновенная, жабы, квакша обыкновенная, лягушка озерная, лягушка прудовая.

· Отличать на грунте следы:

МЛЕКОПИТАЮЩИЕ:собаки, волка, кота домашнего, ласки, косули, кабана, лося,

оленя благородного, зайца-русака, ежа обыкновенного.

ПТИЦЫ:вороны серой, вяхиря, аиста белого, куропатку серую, трясо белой, чайки обыкновенной, крачки речной, голубя сизого.

· Отличать погрызы: лося, кабана, косули, зайца-русака, белки обыкновенной, полевки водяной, ондатры, мелких видов полевок, мышиных, соколообразных, сов.

· Помета: лося, оленя благородного, косули, кабана, куньих, зайца-беляка.

· Следы жизнедеятельности: дятлов, воробьиных.

· Отличить в природе гнезда:

ПТИЦ: аистов, кряквы, лысухи, крячки речной, вяхиря, клинтуха, горлицы обыкновенной, белки обыкновенной, дятла большого пестрого, ласточки деревенской, ласточки городской, ласточки береговой, галки, грача, вороны, крапивника, камышевок, славок, пеночек, дрозда-рябинника, дрозда черного, дрозда певчего, ремеза обыкновенного, синицы большой, воробья, зяблика, щегла черноголового, овсянки обыкновенной.

ЖИЛИЩА МЛЕКОПИТАЮЩИХ: лисицы, белки, ондатры, бобра, барсука.

· Уметь проводить биосъемку млекопитающих, рептилий, земноводных, рыб.

· Уметь навыки кольцевания птиц.

· Уметь работать по специальным определителям птичьих гнезд, яиц и др.

· Иметь навыки изготовления научно-коллекционных тушек микромаммалий, птиц, и первичного фиксирования зооматериала.

· Уметь проводить 5-10 практических наблюдений по каждому классу позвоночных животных, возможных в школьных условиях.

· Знать полный список позвоночных животных, включенных в национальную Красную книгу и их короткую биологическую характеристику, практические меры (две-три) по их выявлению и охране.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОВРЕМЕННЫХ:

1. Методах учета мелких и охотничье-промысловых видах млекопитающих, диких куриных, водоплавающих и воробьиных птиц, сов, земноводных, рыб.

2. Методах выявления стационального нахождения видов лягушек, рептилий, сов, соколообразных, кожанов.

3. Методах количественной оценки биологического разнообразия (встречаемость, количество, биомасса, показатели, показатели разноообразия).

При выставлении окончательной оценки учитывается персональная инициативность и познавательная активность студента. Лучшие работы готовятся для кункурса-выставки и научной коллекции кафедры зоологии. Отдельные индивидуальные работы, отличающиеся своей оригинальностью, и актуальностью рекомендуются продлить и углубить для изучения с последующим их превращением в дипломные работы на выпускных курсах.

Наши рекомендации