Какие положения Шариата закрепляются за животным, которое получило статус жертвенного (удхия).
Положение первое: запрещается распоряжаться этим животным таким образом, что это сделает невозможным совершение жертвоприношения (удхия). Запрещается продавать жертвенное животное, дарить, использовать в качестве залога, кроме того случая, когда жертвенное животное заменяется более качественным животным с целью улучшения акта жертвоприношения (удхия), но не с целью сохранения самого животного. Например, если человек определил какую-то овцу в качестве жертвы, затем по какой-либо причине привязался к этому животному, захотел сохранить его и пожалел о том, что выбрал именно это животное, и потом, в связи с этим, заменил данное животное лучшим, с целью сохранить жизнь первому животному, то это не разрешено. Потому что это является возвращением имущества, которое было назначено как жертва ради Всевышнего Аллаха, и сделан этот возврат ради собственных интересов, а не с целью повышения качества жертвоприношения (удхия).
Положение второе: если человек определил животное в качестве жертвы (удхия) и умер, то наследники обязаны выполнить это жертвоприношение. Если же человек умер и не определил животное в качестве жертвы, то оно переходит во владение наследников, и они распоряжаются им как хотят.
Положение третье: не разрешается эксплуатировать и пользоваться жертвенным животным. Нельзя использовать его на пашне, нельзя ездить на нём верхом, кроме тех случаев, когда в этом есть нужда, и это не наносит вред животному (т.е. так, чтобы оно не худело и не теряло своих качеств). Нельзя сдаивать молоко, если это снизит качество жертвенного животного или обделит её детёныша, определённого вместе с ней в качестве жертвы. Нельзя стричь шерсть жертвенного животного кроме тех случаев, если это идёт на пользу самому животному., В этом случае разрешается остричь его, а шерсть следует раздать в качестве милостыни, подарить кому-нибудь или использовать самому, но не продавать.
Положение четвёртое: если жертвенное животное испортилось, и у него появился порок, который делает его неподходящим для жертвоприношения (удхия). Например, человек покупает овцу, определяет её в качестве жертвенного животного, но затем она становится одноглазой, что является явным дефектом, такая ситуация может иметь два варианта:
1)Если порок появился из-за действий владельца или его упущений в уходе за жертвенным животным, то он обязан заменить его таким же животным, равным по качеству или лучше. Владелец обязан сделать это, так как порок возник у животного по его причине, и он, как владелец, обязан гарантировать сохранность жертвы и заменить ее, зарезав вместо нее такое же животное. Оставшееся животное, обладающее недостатком, становится обычным имуществом своего хозяина (т.е. теряет статус жертвенного), он может продавать его и делать всё, что захочет.
2)Если порок появился у жертвенного животного без каких-либо действий или упущений со стороны хозяина, тогда он приносит его в жертву, и такое жертвоприношение (удхия) будет действительным.Но это не касается того случая, когда на человеке лежала обязанность жертвоприношения (12) ещё до того, как он определил жертвенное животное. В таком случае принести в жертву животное, обладающее необходимыми качествами, является обязанностью (аманат) этого человека, которую он должен выполнить. В ином случае, если никаких обязательств по принесению жертвы (удхия) за человеком не числилось, и животное утратило необходимые качества без каких-либо действий или упущений со стороны владельца, то это не препятствует обряду жертвоприношения (удхия). Ведь человек не может гарантировать сохранность животного в этом случае.
(Примечание: 12 - Например, в том случае, если человек сам дал обет (назр), что принесёт в жертву животное, то такого рода обеты, которые человек возлагает на себя, закрепляются за ним как долг, который он обязан выполнить.)
Возвращаясь к вышеописанной ситуации, скажем: если на человеке лежала обязанность жертвоприношения ещё до того, как он определил жертвенное животное, то он обязан заменить испорченное животное здоровым и принести его в жертву (удхия), дабы снять с себя эту обязанность. Так следует поступить, даже если животное испортилось не по причине владельца. Например, человек говорит: «Ради Аллаха я возлагаю на себя обет (назр) и обещаю совершить жертвоприношение (удхия) в этом году». Затем он покупает животное, определяет его в качестве жертвы за тот обет (назр), который он возложил на себя, а с животным происходит нечто непредвиденное, и у него появляется порок, не позволяющий использовать его для жертвоприношения (удхия). В таком случае человек обязан заменить это животное другим,, лишенным недостатков, и было бы пригодным для жертвоприношения (удхия). А ущербное животное остаётся у владельца как обычное имущество. Если же первое животное (ущербное) [на момент приобретения] было дороже по цене, чем второе животное, которое было куплено для замены первого, то человек обязан высчитать разницу в стоимости этих животных и раздать её как милостыню.
Положение пятое: если жертвенное животное было потеряно или украдено, то такая ситуация может иметь два варианта:
1)Если это происходит по вине хозяина и его недосмотру. Например, если человек оставляет животное в не ограждённом месте, и животное убегает, или происходит его кража, то в таком случае он обязан заменить его таким же животным, равным по качеству, и принести в жертву вместо утраченного. А потерянное или украденное животное становится обычным имуществом своего хозяина, и если он найдет его или сможет вернуть, то может продавать его и делать всё, что пожелает.
2)Если же животное было потеряно без упущения со стороны владельца, то за это человек не несёт ответственности и не обязан восполнять. Кроме того случая, когда на человеке лежала обязанность жертвоприношения ещё до того, как он определил жертвенное животное. В таком случае принести в жертву животное, обладающее необходимыми качествами, является обязанностью (аманат) этого человека, которую он должен выполнить, о чём уже говорилось выше. Если человек является надёжным, то он не обязан восполнять то, что было утрачено без его вины и недосмотра. Если же человек найдёт пропавшее животное, то он обязан принести его в жертву (удхия), даже если время, предписанное для жертвоприношения, уже истекло. Также если вор возместил стоимость украденного животного, то необходимо (ваджиб) совершить жертвоприношение (удхия) на средства, отданные хозяину так, чтобы вновь приобретённое животное совпадало по качествам с первым животным и не имело никаких пороков.
Если на человеке лежала обязанность жертвоприношения (например, по обету) ещё до того, как он определил жертвенное животное, то он обязан принести вместо него в жертву (удхия) другое животное, дабы снять с себя эту обязанность. А утраченное животное остаётся за владельцем в качестве обычного имущества, и если он найдет его или сможет вернуть, то имеет право продать его и делать всё, что пожелает. Если же второе животное, которое было куплено для замены, было дешевле по стоимости, чем утраченное первое животное [на момент его приобретения], то человек обязан высчитать разницу в стоимости этих животных и раздать её как милостыню.
Положение шестое: если жертвенное животное погибло, то в такой ситуации может быть три варианта:
1)Если животное погибло по причинам, не находящимся во власти человека. Например, болезнь или стихийные бедствия, или из-за каких-то действий, которые совершает само животное. В таком случае человек не обязан восполнять жертвоприношение (удхия). Потому что человек не в состоянии обеспечить сохранность животного в таких случаях, и бремя восполнения на него не накладывается. Кроме тех случаев, когда на человеке лежала обязанность жертвоприношения ещё до того, как он определил жертвенное животное, потому что в таком случае принести в жертву животное, обладающее необходимыми качествами, является обязанностью (аманат) этого человека, которую он должен выполнить, о чём уже говорилось выше.
2)Если гибель животного произошла из-за действий его хозяина, то взамен он обязан принести в жертву другое животное, равное по качествам умершему животному или лучше. Потому что в данной ситуации человек несёт полную ответственность и обязан восполнить утрату жертвенного животного.
3)Если животное погибло по причине действий постороннего человека, который не является его хозяином. В том случае, если нет возможности взыскать стоимость животного с того, кто его убил (грабитель или вор), то к данной ситуации применяются те же правила, что и к животным, погибшим по причинам, не находящимся во власти людей (см. 1-ый вариант). Если же есть возможность взыскать компенсацию с человека, погубившего жертвенное животное (когда известно, что какой-то конкретный человек зарезал и съел или погубил животное как-то иначе), то этот человек обязан компенсировать утрату, отдав хозяину аналогичное животное, чтобы тот принёс его в жертву (удхия). Исключение может быть в том случае, если хозяин освободит от ответственности человека, который погубил его животное и возьмёт все обязательства по совершению жертвоприношения (удхия) на себя.
Положение седьмое: если забой жертвенного животного был произведён до наступления времени, положенного для заклания (Т.е. до завершения праздничной молитвы в день ‛ Ид аль-Адха.) даже если это было сделано с намерением жертвоприношения (удхия), то это полностью соответствует положению о погибшем животном, которое было описано выше (См. шестое положение).
Если забой был совершен в положенное время самим хозяином животного или человеком, которому он поручил это сделать, то жертвоприношение (удхия) действительно. Если же забой совершил другой человек, который не является хозяином животного, и хозяин не поручал ему это делать, то тогда могут иметь место три варианта:
1)Если человек, производя забой, имел намерение, что совершает это от имени хозяина. В этом случае, если хозяин удовлетворится таким положением вещей, то жертвоприношение (удхия) считается действительным. Если же хозяин животного будет недоволен, то жертвоприношение недействительно. Это мнение является правильным в данном вопросе. Человек, совершивший забой, обязан вернуть хозяину аналогичное животное, чтобы тот смог сам совершить жертвоприношение. Если же хозяин не решит освободить этого человека от ответственности, то тогда все обязательства по совершению жертвоприношения владелец погибшего животного берёт на себя. Некоторые учёные придерживались мнения, что такое жертвоприношение будет действительным даже в том случае, если хозяин животного недоволен. Это наиболее распространённое мнение в мазхабе Ахмада, этого же взгляда придерживались имамы аш-Шафии и Абу Ханифа (да одарит их Аллах своей милостью).
2)Если человек, производя забой, имел намерение, что совершает жертвоприношение (удхия) за себя, а не от имени хозяина. Если этот человек осознавал, что животное принадлежит другому человеку, то жертвоприношение не является действительным ни от его имени, ни от имени кого-либо другого, и он обязан вернуть хозяину аналогичное животное, чтобы тот сам совершил жертвоприношение (удхия). Исключение может быть в том случае, если хозяин освободит человека, зарезавшего его животное, от ответственности, и возьмёт все обязательства по совершению жертвоприношения (удхия) на себя.
Некоторые учёные сказали, что даже в таком случае жертвоприношение считается действительным за владельца животного, но человек, который произвёл забой, обязан компенсировать хозяину то мясо, которое он успел раздать.
Если же человек, зарезавший животное, не знал, что это животное принадлежит другому, то эта жертва (удхия) действительна за хозяина животного. И если этот человек уже раздал мясо жертвенного животного, то он обязан компенсировать его хозяину в равном размере, если только хозяин не удовлетворится тем, как зарезавший распределил жертвенное мясо.
3)Если человек, производя забой, не имел намерение, что он вообще приносит в жертву (удхия). Это не засчитается как жертвоприношение ни ему, ни хозяину, так как при забое совершенно не было намерения принести жертву. Некоторые ученые придерживались мнения, что жертвоприношение всё же засчитывается хозяину животного. Так же как и в предыдущих вариантах, если мясо остается, то хозяин забирает его себе и раздаёт так, как это делается с жертвенным мясом. Если же человек, который совершил забой таким образом, сам успел раздать это мясо так, как это делается с жертвенным мясом, а хозяин одобрил это, то тогда нет необходимости компенсировать хозяину то, что он утратил. В ином случае зарезавший обязан компенсировать хозяину соответствующее количество мяса, чтобы тот сам смог распределить его в соответствии с тем, как делят жертвенное мясо.
Две пользы:
1)Если жертвенное животное испортилось после забоя или было украдено, или её взял человек, которого невозможно найти, и это произошло не по вине хозяина, то он не обязан восполнять это жертвоприношение (удхия). Если же утрата жертвенного животного произошла из-за упущений и нерадивости самого хозяина, то он должен восполнить ту часть, которую он должен был раздать в качестве милостыни.
2)Если животное родило уже после того, как его определили в качестве жертвенного (удхия), то родившийся детёныш имеет тот же статус, что и его мать. Его касаются все те же самые шариатские положения, которые свойственны его матери, перечисленные выше (т.е. этот детёныш сам становится жертвенным животным). Если же животное родило до того, как получило статус жертвенного (удхия), то его детёныш имеет независимое от матери положение и не становится жертвенным (удхия), подобно своей матери, так как она не была жертвенным животным на момент родов, а стала таковой после этого.