Тема: Особенности внешнего и внутреннего строения костной рыбы в связи с приспособлением к водному образу жизни.
Оборудование: влажные препараты, виртуальные изображения рыб и их строения, руководство к практикуму, учебники зоологии.
Цель занятия: на примере окуня выяснить характерные особенности рыб, как первично-водных животных.
Систематика:
ТИП ПОДТИП КЛАСС ПРЕДСТАВИТЕЛЬ
Хордовые Позвоночные Костные рыбы обыкновенный окунь
Ход работы:
1. Используя все пособия, изучить строение рыбы, отметить в нем приспособления к жизни в воде.
2. Зарисовать в тетрадях схемы систем органов рыбы.
3. Рассмотреть и нарисовать изображения 5 видов рыб, кратко описать с их образом жизни.
Анализ изученного материала: (ответить письменно)
1. Признаки позвоночных животных характерные для рыб.
2. Какие признаки класса костных рыб имеются у окуня?
3. Перечислить приспособления окуня к водному образу жизни.
Домашнее задание: начертить таблицу "Характерные особенности
строения различных классов позвоночных", заполнить столбец "Рыбы".
Таблица
Системы органов | Рыбы | Амфибии | Рептилии | Птицы | Звери |
Покровы тела Нервная Кровеносная Мышечная Особенности размножения |
Использование материала в школе: в темах "Как животные зимуют?", "Как кто весну встречает?", "Растения и животные водоемов"(3 кл).
В тетрадь по фауне НСО внести: нельма, пелядь, хариус, щука, язь, лещ, чебак, карась, пескарь, щиповка, окунь, ерш, осетр.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 10
Тема: Многообразие и строение амфибий
Оборудование: влажные препараты, виртуальные изображения амфибий и их строения, руководство к практикуму, учебники зоологии.
Цель занятия: на примере лягушки изучить характерные черты строения амфибий.
Систематика:
ТИП ПОДТИП КЛАСС ПРЕДСТАВИТЕЛЬ
Хордовые Позвоночные Амфибии остромордая лягушка
Ход работы:
1. Изучить особенности внешнего строения лягушки с помощью учебника и таблиц. Нарисовать и подписать отделы ее тела.
2. Изучить внутреннее строение лягушки с помощью таблиц и практикума. Нарисовать и подписать схемы систем ее органов (кровеносная система, головной мозг).
3. Изучить и изобразить в тетради схему развития земноводных от икринки до взрослой особи. Снабдить схему комментарием.
Анализ изученного материала: (ответить письменно)
1. Какие адаптации имеет животное для жизни в воде?
2. Каковы приспособления их к существованию на суше?
3. Какие отличия появились у них в сравнении с рыбами?
Домашнее задание: Заполнить в таблице "Характерные особенности систем органов различных классов позвоночных животных" раздел "Амфибии".
Использование изученного материала в школе: в темах "Дикие животные летом и осенью", "Как разные животные зимуют", "Кто как весну встречает?"(2 кл),"Животные лесов, лугов, водоемов"(3 кл); в беседах с родителями об охране природы.
В тетрадь по фауне НСО внести: остромордую лягушку, серую жабу, обыкновенного тритона и сибирского углозуба.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 11
Тема: Рептилии – первые наземные хордовые
Оборудование: влажные препараты, скелеты, виртуальные таблицы строения рептилий, учебник для практических занятий по зоологии.
Цель занятия: на примере ящерицы ознакомиться с особенностями строения пресмыкающихся.
Систематика:
ТИП ПОДТИП КЛАСС ОТРЯД ПРЕДСТАВИТЕЛЬ
Хордовые Позвоночные Рептилии Чешуйчатые прыткая ящерица
Ход работы:
1. С помощью таблиц и учебника ознакомиться с внешним строением ящерицы, нарисовать ее и подписать части тела.
2. Изучить внутреннее строение ящерицы, нарисовать схемы систем органов (кровеносная система, головной мозг).
Анализ изученного материала: заполнить таблицу "Сравнительная характеристика рептилий"
Таблица
Особенности разных отрядов рептилий.
Признаки | Змеи | Ящерицы | Черепахи | Крокодилы |
Форма тела | ||||
Конечности | ||||
Покровы | ||||
Размножение | ||||
Питание | ||||
Среда обитания |
Домашнее задание: а) занести в сводную таблицу данные о рептилиях, б) описать роль пресмыкающихся в жизни человека.
Использование материала в школе: в темах - "Дикие животные летом и осенью", "Как животные зимуют?", "Кто и как весну встречает?"(2 кл); "Животные лугов, лесов и водоемов"(3 кл).
В тетрадь по фауне внести: ящерицы: прыткая и живородящая, змеи: обыкновенная гадюка и обыкновенный уж.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 12