Музыка в человеческом обществе как средство овладевания «слабым полом»; ее отличие от музыки животных
Человек унаследовал от антропоморфных обезьян все достижения их в области музыки. Дает ли это основание утверждать, что человек унаследовал от животных музыку как искусство?
По этому вопросу мы, с одной стороны, встречаем авторов, утверждающих, что музыки, как искусства, нет даже у дикарей, а с другой, что птичьи песни представляют подлинное искусство, которым певцы доставляют удовольствие и себе и слушателям.
Обе эти точки зрения одинаково неправильны. Музыка животных представляет собою разряд не потребленной на производительную работу энергии; она носит не индивидуальный, а видовой характер; тогда как дикарь может издавать музыкальные звуки, индивидуализируя их по своему вкусу. Другими словами, музыка дикаря представляет собою индивидуальное, а музыка животных — видовое творчество. Музыка же, как и другие роды искусства, становится таковым лишь с момента, когда она является продуктом индивидуального творчества.
Музыка у человека, как и у животных, обслуживала половые инстинкты, а сверх того служила и выражением удовольствия в связи с инстинктом питания и самосохранения; дикари поют (и пляшут) по случаю удачной охоты, поют воинственные песни, представляющие собой репетицию тех криков, которыми они оглашают места воинственных столкновений с врагами; у них, как и у животных, эти крики играют роль устрашающего фактора, с той разницей, что у животных они шаблонны и не целепонимательны, т. е. инстинктивны, а дикари понимают их роль и значение.
С этого началась музыка как искусство; она шла по старым, унаследованным путям многие тысячелетия, главным образом обслуживая запросы эротики. В Европе, даже в Средние века, когда официальной музыкой считалась только музыка религиозная, когда «дудыри и лютники» преследовались церковью, когда их лишали причастия, не признавали за ними, как за шутами и скоморохами, никаких прав, музыка этих «дудырей» пользовалась широким распространением, и первое место в ней занимали «любовные песни». Королевские указы запрещали монахам их записывать, из чего мы получаем основание полагать, что песни эти записывались даже в монастырях. За их стенами епископы в своих проповедях упрекали крестьянских девушек за то, что они «петь псалмов не научились, а любовные песни поют», а песни эти не только пелись, но певцы любви приглашались на придворные празднества и являлись учителями музыки в рыцарских замках.
Таким образом, первичный фактор музыкального творчества — обслуживание полового чувства — от бесконечно далеких времен сохранился до наших дней.
Штук, этот великий толкователь полового чувства, дает целый ряд картин, изображающих притягательную силу музыки, которой мужчина привлекает женщин, а женщина — мужчин, вызывая друг у друга чувства животной похоти. Дикари своей музыкой оказывают такое же воздействие на своих красавиц, как сатиры на картинах Штука и Бёклина.
Наряду с такой музыкой мы, однако, во все времена, на всех уровнях культуры встречаем и такую, которая никакого отношения к эротике не имеет и служит выявлением индивидуальных и общественных переживаний, о которых здесь говорить не приходится и которых творцами последних столетий являются Бетховен, Шопен, Григ и др., у нас Глинка, Мусоргский, Бородин и др.
О них говорить здесь, разумеется, не приходится.
В заключение о музыке как искусстве у человека и ее прогрессивной эволюции остается сказать несколько слов о том, какую роль в ней играет женщина и играет ли она эту роль вообще.
Говоря о животных, я привел мнение Дарвина и многочисленных его последователей, полагающих, что прогрессивное развитие птичьих песен и песен зверей, где они имеются, получило место благодаря способностям самок, которые сами хотя и не поют, но умеют различать хороших певцов от плохих, предпочитая первых последним. Я указал те основания, вследствие которых эту точку зрения не считаю правильной и не могу признать за самками той роли, которую за ними предполагают авторы.
В ином виде представляется мне решение этого вопроса у человека.
Музыка человека, как я сказал уже, явление не видовое, а индивидуальное. Сделавшись искусством, она из биологического процесса превратилась в процесс психологический. Отсюда уже само собою следует, что прогрессивное ее развитие могла совершиться лишь при условии, если авторы музыкальных произведений, какими бы они нам ни казались, принимались или отвергались теми, для которых создавались. Творцом их явился мужчина, как и в царстве животных, обладающий более сильным половым чувством, чем женщина; он оказался в роли стороны предлагающей, а женщина — в роли стороны принимающей или устраняющей предложение.
Спрос этот, разумеется, не являлся произволом или капризом женщины. Будучи хранительницей традиций и вкусов, однажды установившихся, она одобряла то, что вытекало из этих установившихся вкусов, что с ними согласовалось, и отклоняла то, что расходилось с ними более или менее резко. Ее роль в эволюции музыки для той ее части, которая обслуживает половое чувство, была решающей. Позднее, когда к музыке присоединились новые, более сложные запросы индивидуальной общественной жизни, когда вследствие этого сложились новые пути творчества в области этих искусств, женщина силою вещей оказалась значительно отставшей в решении задач прогрессивной эволюции искусства. Она стояла (в массе) па том моменте эволюции этих искусств, когда они обслуживали половое чувство. Факт этот, однако, ничего не говорит о том, чтобы женщина от природы была неспособна, понимать и оценивать искусства в их высших проявлениях. Напротив, мы знаем, что-то, что в музыке является отражением взволнованной речи, что в ней ведет к пониманию этой речи, не только усваивается ею, но ее лучшими представительницами передается с таким художественным чувством, с такою проникновенностью, которая является сама по себе величайшим творчеством. Так пела Виардо, так передавали лучшие места оперы «Фауст» Гуно — Нильсон и Лукка. Да иначе и не может быть. Если бы не было женщин, способных сочувствовать высшим формам искусства, то едва ли они могли бы удержаться в процессе своей культурной эволюции.