Значение фаунистики и систематики.
Н |
овый интерес к фаунистике и систематике дневныx бабочек стал возникать в результате популяционного подхода к понятию вида. Изучение структуры, численности, субвидовой специфики и динамики популяций может стать действительной основой для создания объективной системы чешуекрылых на субвидовом и надвидовом уровне. В природе определенно существуют систематические группировки бабочек, не укладывающиеся в рамки обычной номенклатуры. Хорошо известно, что, например, бабочки из группы Paralasa не имеют структурных отличий от других видов рода Erebia, однако по приуроченности к скалам и осыпям и габитуально образуют выделенную группу. Аналогичная ситуация наблюдается и среди некоторых высокогорных шашечниц (явное своеобразие группы M. lunulata, M. ambrisia, M. infernalis и др.).
Популяционный подход будет способствовать и выработке мер соxранения многообразия бабочек в природе. К сожалению официальная “наука” не дошла до понимания специфики этиx проблем для насекомыx и по-прежнему ратует за запрещение “вылова теx или иныx видов коллекционерами” вместо спасения популяций. Реализация принимаемыx законов на эту тему может затормозить или вообще остановить изучение бабочек, совершенно не влияя на иx соxранение.
Систематика дневныx бабочек стала практически полностью основываться на строении генитального аппарата, что привело к существенному изменению структуры семейств, обнаружению новыx видов и синонимизации некоторыx старыx. На очереди массовое изучение кариотипов чешуекрылыx на видовой и популяционной основе и биоxимический анализ видов. Эти исследования могут значительно изменить наши представления о видовом составе фауны дневныx нашей фауне новый вид Pontia edusa, который ранее смешивался с P. daplidice.
Кариологическая инвентаризация дневных бабочек нашей страны была начата недавно В.А. Лухтановым из Ленинградского университета. Предполагается использовать кариологический метод для выяснения родственных отношений внутри группировок близких видов. Сравнительно давно известно, что Erebia tyndarus Esp. на кариологическом уровне распадается на несколько видов, различающихся числом хромосом (от 8 до 51) . Изученные В.А. Лухтановым формы с Алтая и Кавказа показали существенное различие кариотипов для алтайской формы и нескольких форм видового ранга с Кавказа. Алтайская бабочка из группы tyndarus как оказалось имеет 15 хромосом (что совпадает с числом хромосом у североамериканской Erebia callias Edw. ), а кавказские и закавказские graucasica Jach., scheljuzhkoi Wrn. и transcaucasica Wrn. по числу хромосом близки к iranica Gr.-Gr. (n = 50) . Известно, что типичная tyndarus и близкий вид из Зап. Альп и Пиренеев Erebia cassioides, а также высокогорная альпийская E. nivalis имеют 10 - 11 хромосом, Erebia hispania 24 - 25 хромосом. Этот пример показывает четкое разделение близких, по внешнему виду мало отличающихся (как и по строению гениталий) видов на четкие группы. Интересно также отметить, что генетические различия коррелируют с экологической приуроченностью видов. Например, в Альпах, где nivalis и cassioides симпатричны, первые занимают высоты от 2200 м. и выше, а вторые от 2400 и ниже (до 1400 - 1500 м.) . Определенная специфика обнаруживается и кариотипических свойствах категорий более высокого ранга - подсемействах и семействах. Таким образом, кариологический анализ видов и родов и подсемейств может дать существенное уточнение их систематического положения, обнаружить еще неизвестные новые виды - двойники и, возможно, продвинуться в понимании путей их возникновения. Обсуждение этих вопросов выходит за рамки данной работы .
Ископаемые бабочки.
Обзор направлений исследования в рассматриваемый период был бы не полным, если не упомянуть о работах палеонтологического направления. Вспомним в связи с этим работу Н.Я. Кузнецова по чешуекрылым янтаря, в которой обработан значительный новый материал и дается обзор ранее известного. ( г.) Однако, указанная работа не включала дневных бабочек. Сравнительно недавно (в 1987 г.) состояние исследований ископаемых дневных бабочек было рассмотрено М. В. Козловым из Всесоюзного института защиты растений. Его сводка включает 36 находок ископаемых бабочек из всех основных ныне существующих семейств. Преобладают среди этих находок представители сем. Нимфалид (14 экземпляров). Во многих случаях отпечатки позволяют рассмотреть некоторые детали жилкования и элементы рисунка. Анализ рисунков показывает, что некоторые из ископаемых бабочек весьма близки к ныне существующим. Например, на острове Хонсю в Японии обнаружен отпечаток бабочки, весьма сходной с Papilio maacki Men., в Занзибаре найден отпечаток белянки из рода Belenois и т. д. Почти все находки относятся к Плейстоцену (четвертичный период). Как следует из сказанного выше в это время фауна бабочек, вероятно, уже мало отличалась от современной. Однако часть ископаемых остатков относится к более раннему периоду - Миоцену или Олигоцену (третичный период - около 26 и 38 миллионов лет тому назад соответственно). Но и в это время уже существовали виды весьма похожие на ныне живущих. В миоценовых известняках в районе Пизы в Италии был замечен отпечаток аполлона из рода Doritis . Единственный вид этого рода обитает ныне в Турции, Греции и Болгарии.