Тема: Нравственность в мире животных.
Этот классный час имеет скрытую воспитательную цель — направить духовные силы подростка на собственное поведение, взглянув на себя со стороны тех действий, которые совершают животные по отношению к своим сородичам.
Начать можно с удивительного высказывания Бернарда Шоу, английского писателя, драматурга и публициста. Он заявил однажды: «Чем больше я узнаю собак, тем хуже я отношусь к людям».
Предложим ученикам выразить свое отношение к высказыванию Шоу. Откроем свободное обсуждение...
А затем предъявим ситуации из жизни животных, зафиксированные зоопсихологами и биологами.
Вот первая история. Туземцы Африки организовали отлов слонов (слоны им нужны для тяжелых работ). Вырыли огромную яму, и со всех сторон с криками и барабанным боем стали окружать группу слонов, загнав их в эту яму. Приблизившись, они увидели следующую картину: один из слонов встал на спину своего товарища и вылез из ямы. Он ещё мог бы бежать, но он повернулся к товарищу и протянул ему хобот, помогая выбраться на свободу... Пораженные, туземцы дарят свободу этим «друзьям»...
Просим высказаться об услышанном.
А вот вторая история. Зоопсихологи отмечают, что во время драки (а такое бывает часто в жестком мире животных) представители одного рода никогда (!) не направляют свои агрессивные действия на жизненно важные органы сородича: глаза, рот, уши...
И опять предлагаем выразить отношение к услышанному.
А вот третья история. Собаку кто-то забыл в аэропорту... Она упорно сидела дожидаясь хозяина... два года. Её кормили, помогали, ласкали... Она не хотел бросить свое место, где оставил её хозяин, сказал, видимо, «сидеть!».
Открываем свободное обсуждение услышанного. А по окончании всё-та внесем очень важную информацию: в мире животных, ведущих стадный образ жизни, поведение по отношению друг к другу заложено природой в генетический аппарат, они выполняют программу своей жизни, подчиняясь этой программе.
Приведем последний пример. В стаде обезьян в минуты опасности для стада при отступлении молодые крепкие самцы встают в первый ряд перед опасностью, за ними старые самцы, далее самки, далее самки с детенышами...
Попробуем объяснить такое запрограммированное поведение. А далее смотрим художественный фрагмент из кинофильма «Учитель пения» (две собаки около музыкальной школы) и вновь выскажемся об увиденном....
Вернемся к словам Б. Шоу: что имел в виду этот писатель?
Общий вывод классного часа: даже зная о биологической природе видимо «нравственности» животных, человек не может не стыдиться за свои дурны действия по отношению к людям — своим братьям по происхождению и по совместно организуемой жизни.
Р.S. Этот классный час может стать отправной точкой в написании детьми рассказов о своих домашних животных: замечались ли в их поведении черты «нравственности». Потом можно устроить и выставку таких творческих работ.
Тема «Моё поведение — моё отношение».
Направленность этого классного часа определена самой темой. Реальные отношения человека выявляются в практическом поведении его — и никак иначе. Более того, поведение и есть одна и форм отношения к людям — а именно, практическо-действенное проявление отношения. Смысл этого классного часа состоит в том, чтобы изменить житейско - обыденное представление учеников об автономии данных понятий. Если дети изучают французский язык, полезно обратить их внимание на то, что во французском языке «отношение» и «поведение» обозначаются единым словом.
Классный час — это серия ролевых ситуаций, в которые вовлекаются все ученики. Пусть дети распределятся на диады, чтобы вести диалог. И пусть один из них будет «субъект-1 », а другой — «субъект-2». Вот примерные диалоги, начало которых ведет субъект-1, а продолжает субъект-2.
S-1: Я вошел в твой дом, не вытер ноги при входе...
S-2: И мне...
S-1: Я честно сказала тебе, что ты некрасивая...
S-2: Я, конечно,
S-1: Я жую и одновременно поздравляю тебя с днем рождения...
S-2: Мне при этом...
S-1: Я взял у тебя книгу почитать и затерял где-то...
S-2:Я...
Этот этюд выявляет очевидное единство поведения и отношения. Теперь «перевернем» диалоги (посмотрим сначала на отношение к субъекту, а затем на поведение этого субъекта) и продолжим исследование.
S-1: Я тебя уважаю и желаю тебе больших удач...
S-2: Я это знаю, потому что ты всегда...
S-1: Ты хороший рассказчик...
S-2: да, я заметил, что тебе... и ты...
S-1: Я не люблю грязи и беспорядка...
S-2: да, я это знаю, ведь ты всегда...
Введем понятие адекватного поведения — такого поведения, которое выражает реальное отношение к человеку либо какому-нибудь объекту. И обсудим значимость адекватного поведения всех людей.
А далее поставим ряд этических задач по выстраиванию адекватности моих действий реальным отношениям.
- Я скромный... Поэтому я всегда...
- Я добрый... Поэтому я всегда...
- Я смелый... Поэтому я всегда...
- Я честный... Поэтому я всегда
- Я хочу, чтобы люди были счастливы... Поэтому я всегда..
Используем прием «от противного» — посмотрим, как меняется поведение при отрицательном отношении к людям или при центрировании на собственных интересах (что называется эгоизмом). Посмеемся над таким поведением — смех сыграет свою значительную роль.
Фрагмент из книги Григория Остера «Вредные советы»:
Если друг на день рождения
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома —
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом.
В разговоры не вступай.
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Выбирай куски поменьше,
Чтоб быстрее проглотить.
Не хватай салат руками —
Ложкой больше зачерпнешь.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье —
Тру дно будет вынимать.
Посмеявшись весело над вредными советами, пригласим своих учеников задуматься всё-таки над тем, почему мы так часто наблюдаем дурное поведение людей. Ведь если сказать им, что они нечестны, злы, ленивы, нечистоплотны и т.п., они с нами не согласятся и обвинят нас в клевете...