Тема «Интересы человека и интересный человек».
Тема «Интересы человека и интересный человек. Задачей данного классного часа является содействие расширению круга личностных отношений подростка и круга разнообразных видов его деятельности. Необходимо раскрыть роль в межличностных отношениях спектра интересов человека: если человек обладает широким спектром, он интересен для окружающих и вокруг него много товарищей.
Откроем вместе с детьми словарь и прочтем определение этих столь важных для жизни слов: «интерес» и «интересный человек». И мы увидим, что «интерес» — это внимание, которое что-то вызывает в свой адрес.
Нарисуем схематическую картинку:
|
Человек-2
Человек-1
В первом случае человек будет интересен многим, потому что его интересы разнообразны: с ним можно поговорить о предмете, можно вместе заняться этим предметом, можно творить данный предмет, можно изучать предмет далее. Вокруг каждого из его интересов группируются люди.
Во втором случае внимание человека направляется исключительно на один предмет. Не много найдется людей, которые найдут нечто общее в общении с этим человеком, и значит, круг людей вокруг него сужается до минимума.
«Интересным» словарь называет того, кто «привлекает», «возбуждает к себе интерес со стороны других людей. Они станут «проявлять» интерес к нему, потому что им интересны его интересы.
Теперь можно предложить подросткам провести некоторый опыт и проанализировать его с позиции того, что понято с помощью словаря. Ученики разбиваются на диады: субъект-1 и субъект-2. И ведут диалог, содержание которого предопределено их интересами. Им предлагается лишь первая фраза возможного диалога:
- Хочешь, я расскажу тебе случай из жизни моего кота?
- Хочешь, послушать музыку?
- Хочешь, наведем красоту в доме?
- Хочешь, пойдем на балет?
- Хочешь, накроем стол для друзей и позовем их пить чай?
- Хочешь, пойдем на речку, сфотографируем пейзажи?
Участникам игры разрешается менять партнеров. Можно смену партнеров производить по кругу. Только одно обязательно: субъеiа-1 начинает диалог, фиксируя реакции либо одного и того же собеседника, либо разных. Выводы будут производить все участники: что я понял, заметил, подумал?
А общий вывод классного часа прозвучит примерно так: Чтобы быть интересным для других людей, надо проявлять интерес к окружающему миру во всех его проявлениях.
Тема «Человек среди людей».
Этот классный час начинает линию направленности сознания подростка на других людей. Необходимо расширить предметное представление о другом как конкретном человеке, расположенном рядом и имеющем телесное воплощение. Другой существует всегда и везде для человека цивилизации. Робинзон Крузо на необитаемом острове не был одинок на самом деле, потому что он нес в себе знания, умения, достижения других людей, передавших ему богатство культуры. И если бы не другие люди, он погиб на этом острове.
Вот с этой мысли хорошо бы начать классный час: человек существует в таком виде, какой дает ему цивилизация через связь с другими людьми. Он всегда питается» открытиями и продуктами человечества. Поэтому его связь с людьми всегда существует. И можно сказать, что другие всегда «рядом», а он всегда среди людей. Посмотрим, как подростки поняли это положение: предложим им высказаться, завершая недописанные предложения:
- И Если бы не другие люди, я бы никогда...
- Если бы люди не научились строить дома, я бы...
- Если бы другой человек не появился мне навстречу, я бы не смог...
- Если бы меня не окружали добрые люди, я бы, наверное,…
- Если бы не было книг, то я, скорее всего,
Такого рода высказываний должно быть много, чтобы почти все дети смогли выразить свое понимание (а заодно и понять лучше) связи человека с людьми.
После этого упражнения можно сузить вопрос и поговорить о Другом, который находится непосредственно рядом. Пусть все ученики создадут диады (двое сядут рядом). Если число детей нечетное, то просим одного из них поработать «арбитром»: наблюдать за тем, что происходит, и слушать, как и о чем говорят партнеры.
В диадах два партнера поочередно ставят вопросы друг другу:
- Хорошо ли тебе со мной?
- Поможешь ли ты мне, если я не справлюсь с заданием?
- Расскажи мне, пожалуйста, что-нибудь, чего я не знаю.
- Давай с тобою сделаем какое-то полезное дело для нашего класса.
После этого можно сделать переход к сложному вопросу: каково расположение этих других для меня? И где я нахожусь среди других?
Нарисуем схематические рисунки: круг обозначит группу учеников класса; где же располагается моё «Я» среди них?
«Я» в центре круга?
«Я» вне круга?
« Я» на краю круга?
«Я» где-то в кругу?
«Я» вдвоем с кем-то в этом кругу?
Вовсе не следует обсуждать полученные результаты. Пусть их рисунки остаются для всех тайной.
А теперь определим, как выстраивать свои отношения с другими, если они все время со мною? В виде императивных указаний перечислим желаемое. Подростки сами могут составить такой свод, например:
- Всегда оглядывайся вокруг: кто рядом?
- Выстраивай свои действия так, чтобы не обеспокоить другого;
-Если заметишь, что кому-то можешь помочь, предложи такую помощь.
- Никогда не оставляй там, где ты бываешь, ничего, кроме доброго слова, улыбки, внимания к другому, доброго дела, и никогда — никакого мусора!
- Вглядывайся в другого — у него можно кое-чему хорошему поучиться и т.д.
Если получится красивой формы свод, то можно на время вывесить его письменное отражение в классном кабинете.
Завершим занятие обязательной рефлексией: вспомним проведенный разговор и опишем свое состояние и свои мысли во время работы группы.