Раздел восьмой: забой животного и условия, которые необходимо выполнить для этого.
Определение: забой (закя) – это совершение определённых действий с животным, мясо которого не будет считаться дозволенным (халяль) без их выполнения.Такими действиями являются: перерезание горла (нахр, забх) и смертельное ранение (джарх).
Перерезанием горла снизу (нахр) производится забой верблюдов; перерезанием горла сверху (забх) — забой других животных; а путём нанесения смертельной раны (джарх) производится забой животных, которых невозможно поймать.
Для того чтобы забой (зака) был произведён правильно, необходимо соблюсти девять условий:
Условие первое: человек, производящий забой, должен быть в здравом уме, адекватным, понимающим происходящее. Поэтому не является дозволенным (халяль) мясо животного, забой которого совершен следующими лицами: пьяным, сумасшедшим, либо тем, кто утратил способность понимать происходящее, а также ребёнком, не осознающим действительность в связи с его маленьким возрастом и другими подобными им людьми.
Условие второе: человек, производящий забой, должен быть либо мусульманином, либо одним из обладателей Писания, т.е. относящим себя к иудейской или христианской религии.
Что касается мусульманина, то мясо зарезанного им животного является дозволенным, без разницы, произведён ли забой мужчиной или женщиной, праведным или грешным, с омовением (тахарат) или без него.
Что касается мяса животного, забой которого произвел обладатель Писания, то оно является дозволенным (халяль), несмотря на то, являлись ли его отец и мать обладателями Писания или нет. Исламские учёные едины (иджма‛) в вопросе о том, что мясо животных, зарезанных обладателями Писания, является дозволенным. Всевышний Аллах сказал: «Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас, если вы выплатите им вознаграждение (брачный дар), желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги. Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (Коран, 5:5).
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ел баранину, которую ему подарила одна иудейская женщина, и ел ячменный хлеб с прогорклым топлёным жиром, который был предложен ему иудеем.
Что касается других неверных (кафиров), помимо обладателей Писания, то мясо зарезанных ими животных считается недозволенным (харам) на основании того же аята: «Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им…» (Коран, 5:5). Из аята следует, что данное положение Шариата не распространяется на представителей других религий. Имам Ахмад сказал: «Я не знаю никого, кто противоречил бы этому мнению, кроме сторонников нововведений (бидаатов)». Аль-Хазин в своём тафсире упомянул, что это является единым мнением (иджма‛) всех учёных. Поэтому недозволенным считается мясо животных, зарезанных коммунистами (атеистами) и многобожниками, и не имеет значения, совершают ли они многобожие делами (как те, кто поклоняется идолам) или только словами (как те, кто обращается с мольбами (дуа) к кому-то, помимо Аллаха). Также не является дозволенным (халяль) мясо животного, забой которого совершил человек, не совершающий намаз, потому что он является неверным (кафиром) в соответствии с наиболее правильным мнением в данном вопросе. И не играет роли, оставляет ли этот человек намаз из-за лени или из-за того, что он отрицает обязательность её совершения. Не является дозволенным мясо животного, забой которого совершил человек, отрицающий обязательность совершения пятикратного намаза, даже если сам он совершает все пять намазов. Исключением являются только те люди, которые не знают об этом в силу того, что они только недавно приняли Ислам или по другим подобным причинам.
Не обязательно спрашивать у мусульманина или обладателя Писания о том, как был произведён забой, упоминали они имя Аллаха или нет. Можно даже сказать, что так поступать не подобает, так как это является чрезмерной строгостью и неуместной щепетильностью в Религии[1].
_________________________________
[1] Примечание переводчика. Хотелось бы отметить, что иудеи даже в наши времена отличаются особой, можно даже сказать, чрезмерной щепетильностью в том, что связано с вопросами забоя животных. Нет сомнения, что в прошлом религиозность евреев и преданность их своей религии была намного выше, правила шхиты (кошерного забоя) достаточно сложны, и забой по их обычаю может производиться только шойхетом (резником), который посвятил этому всю свою жизнь. Что касается христиан, то в канонах их религии абсолютно отсутствуют какие-либо нормы и правила забоя скота, поэтому для них совершенно безразлично, каким образом было убито животное, и что во время этого говорилось. Так как христианство в целом, как религия, не признаёт законов, установленных прежними пророками, то они совершенно не ограничивают себя никакими правилами при совершении забоя, считая для себя дозволенным мясо животных, которые были убиты путём удушения, ударом кувалдой или молотком, застреленных из ружья, убитых ударом ножа в сердце, скончавшихся собственной смертью или от травмы. Всё это христиане считают для себя дозволенным, и не принимать в расчёт данный факт невозможно. В связи с этим хотелось бы привести слова самого шейха Мухаммада ибн Салиха аль-Усаймина, который является автором данной работы, которые он сказал, отвечая на вопрос одной женщины.
Вопрос: «Не могли бы вы рассказать нам о том, что касается импортных кур, привозимых из Франции. Я задаю этот вопрос потому, что увидела, что у одной из таких кур осталась нижняя челюсть в продолжении шеи, она не была отрезана. Является ли такая курица дозволенной (халяль) или запретной (харам)?»
Ответ: «Что касается той курицы, которую ты увидела, и у которой не была отрезана часть головы, при том, что она должна быть отрезана ниже головы, то такая курица не дозволена для употребления в пищу. Однако это не означает, что такое решение распространяется на всех кур в той же партии. Наше мнение, что это импортное мясо из немусульманских стран, такое как курятина и мясо других животных, дозволенных кушать по Шариату. Всё это разрешается употреблять в пищу, и в этом нет никаких затруднений. Однако в силу того, что сейчас ходит много всяких разговоров и слухов, мы считаем, что лучше будет для человека сторониться этого, и пусть человек удовлетворится тем, в чём нет никаких сомнений и оставит сомнительное». (Серия ответов из радиопрограммы «Нура ля ад-дарб» кассета №61, 7-ая минута).
Поэтому можно утверждать, что в тех условиях, когда человек имеет основания полагать, что животное было умерщвлено путём убийства, а не путём забоя (закя), соответствующего требованиям Шариата, то он имеет право спрашивать о таком мясе и оставлять его употребление при наличии серьёзных сомнений И это не будет считаться чрезмерной строгостью в Религии. Также существуют фетвы и других учёных, указывающих на необходимость проявления осторожности при обращении с мясом, импортируемым в исламские страны из стран неверных. Как например:
Вопрос: «Каково постановление относительно мяса, поставляемого из заграницы и стран неверных, на которых написано “халяль”?»
Ответ шейха Салиха аль-Фаузана:
«Нельзя полагаться на слова поставляющих это мясо, так же как нельзя полагаться на надписи на этикетках, что данные продукты были заколоты в соответствии с нормами Ислама. Если обратить внимание на куриц, которые появились на рынках, с такой надписью, то можно обнаружить ее с головой и не перерезанным горлом! Я сам видел надпись «халяль» на том, что не нуждается в этом, как например рыба! Это указывает на то, что надпись «халяль» всего лишь лживое привлечение для покупателей и делают они это для того, что сбыть свой продукт и присвоить имущество лживым путем»[Однако это не означает, что любое мясо с надписью «халяль» не может быть таковым на самом деле. Шейх указывает на необходимость осторожности, чтобы просто не полагаться на подобные надписи, не удостоверившись в правдивости этого.] См. “аль-Ат’има” 165-166.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ел мясо животных, забой которых произвели иудеи, и не задавал им вопросов. Сообщается со слов ‛Аиши (да будет доволен ею Аллах), что сподвижники сказали Пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Некоторые люди приносят нам мясо, и мы не знаем, упоминали они имя Аллаха над ним [во время забоя] или нет», на что Пророк сказал: «Вы сами помяните над ним имя Аллаха и ешьте» Хадис привел аль-Бухари.
Рассказывая этот хадис, ‛Аиша сказала, что речь шла о людях, недавно принявших Ислам. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел им есть и не спрашивать, несмотря на то, что была вероятность, что люди, приносящие мясо, могли не знать законов Ислама, ввиду того, что мусульманами они стали только недавно.
Условие третье: умерщвляя животное, человек должен иметь намерение, что он совершает забой (закя). Всевышний Аллах сказал: «Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его» (Коран, 5:3).
Забой животного (закя) — это особое действие, которое должно сопровождаться соответствующим намерением. Если же человек убивает животное не с целью забоя (закя), то его мясо не будет дозволенным. Например, если на человека нападёт животное, и он зарежет его с целью обороны, только чтобы сохранить свою жизнь, то такое мясо убитого животного не дозволено для употребления в пищу.
Условие четвёртое: забой (закя) животного не должен посвящаться кому-то, помимо Аллаха. Если же забой совершён ради кого-то, кроме Аллаха, то мясо этого животного не является дозволенным. Например, если забой животного производится с целью возвеличить какого-нибудь идола, или ангела, или ради кого-то из умерших предков и т. д. Всевышний Аллах сказал: «Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами, или задрано хищником; если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещенных продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (Коран, 5:3).
Условие пятое: при забое животного не должно упоминаться никакое другое имя, кроме имени Аллаха. Нельзя произносить слова: «с именем Пророка», «с именем Джабраиля (Гавриила)», или с именем кого-либо другого, помимо Аллаха. Если же при забое (закя) было произнесено чье-то имя, кроме Аллаха, то мясо этого животного будет недозволенным, даже если вместе с упомянутым именем было также упомянуто и имя Аллаха (Примером этого могут служить выражения: «Во имя отца и сына» или «во имя Аллаха и `Исы».) Основанием для данного запрета служит тот же аят, который был указан в четвёртом условии. Также в хадисе аль-Кудси (это хадис, в котором Пророк (мир ему и благословение Аллаха) передаёт слова Аллаха, однако эти слова не являются частью Корана. ) говорится, что Всевышний Аллах сказал: «Кто сделает какое-то дело, приобщив ко Мне в сотоварищи кого-либо, то Я отвергну его дело и его многобожие».
Условие шестое: во время забоя (закя) над животным необходимо упомянуть имя Всевышнего Аллаха, т.е. необходимо сказать «Би-сми-Ллях» (С именем Аллаха). Аллах сказал: «Ешьте же из того, над чем произнесено имя Аллаха, если вы веруете в Его знамения» (Коран, 6:118).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если из животного была выпущена кровь, и над ним было упомянуто имя Аллаха, то ешьте» Хадис привёл аль-Бухари.
Поэтому, если имя Аллаха не было упомянуто при совершении забоя, то такое мясо недозволенно для употребления в пищу, как сказал Великий Аллах: «Не ешьте из того, над чем не было произнесено имя Аллаха, ибо это есть нечестие. Воистину, дьяволы внушают своим помощникам препираться с вами. Если вы станете повиноваться им, то окажетесь многобожниками» (Коран, 6:121).
Не имеет никакого значения, по какой причине не было произнесено имя Аллаха над животным, произошло ли это намеренно, или по забывчивости, или по невежеству, всё это является запретным, исходя из общего смысла данного аята и отсутствия каких-либо исключений. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) постановил, что поминание имени Аллаха над животным является условием (шарт) для дозволенности употребления мяса в пищу. А как известно, необходимость соблюдения условий (шарт) в Шариате не отменяется по причине забывчивости или незнания. Например, если человек убил животное и, по забывчивости или по незнанию, не выпустил из него кровь, то мясо считается недозволенным (харам), также и в том случае, если он не упомянул имя Аллаха. В вышеупомянутом хадисе в отношении этих двух действий (поминание имени Аллаха и выпускание крови) использованы одни и те же выражения, произнёс их один и тот же человек (а именно, Пророк), поэтому нет никаких оснований для различия между ними.
(Примечание: В этом вопросе есть разногласия среди ученых. Что касается ученых, которые считают упоминание имени Аллаха перед закалыванием обязательным, то они разошлись во мнении относительно того, является ли мясо дозволенным, если режущий забыл упомянуть имя Аллаха. Те, кто считает, что животное, которое было зарезано без поминания Аллаха, есть запрещено, говорят, что условием дозволенности мяса животного является упоминание имени Аллаха при его закалывании. При этом они опираются на аят: «Не ешьте из того, над чем не было произнесено имя Аллаха, ибо это нечестие» (аль-Ан’ам 6: 121).
На этот довод толкователи Корана среди которых и Ибн ‘Аббас ответили тем, что в аяте речь идет о том, что заколото не ради Аллаха.
Забывчивость упоминания имени Аллаха при закалывании животного не делает мясо запретным, и это мнение многих саляфов, среди которых ‘Али ибн Абу Талиб, Ибн ‘Аббас, Са’ид ибн аль-Мусайиб, ‘Ата, Тауус, Хасан аль-Басри и др. См. “Бидаятуль-муджтахид” 1/448.
Ибн ‘Аббас говорил: “Поистине, в каждом мусульманине есть имя Аллаха, и если он зарезал животное и забыл упомянуть имя Аллаха, то пусть ест. А если животное зарезал огнепоклонник, даже если он упомянул имя Аллаха, то все равно не ешьте это!” ‘Абдур-Раззакъ 8548. Хафиз Ибн Хаджар подтвердил достоверность в “Фатхуль-Бари” 9/624.
Имам Ибн Джарир ат-Табари сказал: “Слова тех, кто говорит, что мясо животного, которое мусульманин заколол, забыв произнести имя Аллаха, не дозволено, далеки от истины, поскольку это отклонение от того, на чем аль-джама’а”. См. “Тафсир ат-Табари” 1/52, 8/21.
Къады Абу Бакр ибн аль-Араби сказал: “Что касается того, кто забыл произнести имя Аллаха перед закалыванием, то это не делает животное запретным, поскольку Всевышний Аллах сказал: «Не ешьте то, над чем не было произнесено имя Аллаха, ибо поистине, это нечестие» (аль-Ан‘ам 6: 121), а тот, кто забыл, не является нечестивцем по единогласному мнению. Поэтому такое мясо не запрещено!” См. “Ахкамуль-Къуран” 2/247.
Однако, если человек осознанно не упомянул имя Аллаха перед закалыванием животного, зная об обязательности этого, то его употреблять в пищу нельзя!)
Если же забой животного производит немой человек, который не в состоянии произнести имя Аллаха, то такому человеку достаточно сделать соответствующий жест, так как Всевышний Аллах сказал: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь и расходуйте во благо самим себе. А те, кто сохранён от собственной алчности, являются преуспевшими» (Коран, 64:16).
Условие седьмое: забой (закя) должен совершаться острым предметом, которым можно выпустить кровь, будь то железо, камни, стекло или какой-либо другой материал. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если из животного была выпущена кровь, и над ним было упомянуто имя Аллаха, то ешьте, если только [кровь не была выпущена] зубом или когтем. И я объясню почему, потому что зубы – это кость, а когти — это ножи эфиопов» Хадис привели аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи, Абу Дауд, ат-Тирмизи и ибн Маджа.
В риваяте, приводимом у аль-Бухари, говорится: «…кроме зуба и когтя, зуб — это кость, а когти – ножи эфиопов».
В одном из хадисов сообщается, что служанка Кяаба ибн Малика (да будет им доволен Аллах) пасла его овец около Саль‛а (название одной из гор в Медине), как вдруг увидела, что одна из овец находится при смерти, тогда она отколола камень и зарезала им овцу. Об этом рассказали Пророку (мир ему и благословение Аллаха), и он разрешил им кушать это мясо. Хадис привели аль-Бухари и Муслим.
Если же животное было умерщвлено не острым предметом, то мясо этого животного недозволенно (харам). Например, в том случае, когда животное умерщвляется при помощи удушения, удара током или другим подобным образом. Если же животное посредством этих действий только оглушается и теряет сознание, но остаётся ещё живым, а затем производится забой в соответствии с правилами Шариата, то такое мясо является дозволенным. Основанием этому служит уже упомянутый ранее аят: «Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами, или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие»(Коран 5:3).
Признаки присутствия жизни в теле животного:
1)Движение.
2)Интенсивное вытекание алой крови из животного.
Условие восьмое: выпускание крови из животного во время забоя. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если из животного была выпущена кровь, и над ним было упомянуто имя Аллаха, то ешьте» Хадис привёл аль-Бухари.
Если нет возможности выпустить кровь из животного, как невозможно сделать этого с беглым животным, или с упавшим в колодец или яму, и в других подобных случаях, тогда допускается выпустить кровь из любого места на его теле. В такой ситуации человеку следует подумать и найти наиболее быстрый способ умерщвления, чтобы это было легче для животного, и чтобы оно меньше мучилось.
Если же животное находится под контролем человека, то кровь необходимо выпускать из шеи, в том месте, которое прилегает к нижней челюсти, так чтобы были перерезаны оба кровотока (вена и артерия), проходящих вдоль глотки. Забой будет более совершенным, если вместе с кровотоками будет перерезана трахея (дыхательный канал) и пищевод (проход по которому пища и питьё поступают в желудок). Если же человек ограничится только перерезанием двух кровотоков (вены и артерии), то и в таком случае забой считается правильным (халяль).
1) Условие девятое: животное должно быть дозволенным для забоя с точки зрения Шариата. Животные, забой которых не разрешается, делятся на две категории: Животные, забой которых запрещен в связи с их нахожденим на священной территори. Это дикие животные, обитающие в пределах Заповедной территории вокруг Мекки (Хараму-ль-Макки), охотиться на них запрещено всем людям. Если же человек является паломником, совершающим Умру или Хадж, то ему не позволено охотиться, как на Заповедной территории, так и вне её. Поэтому мясо таких животных недозволенно, даже если охотник успел совершить забой (закя). Всевышний Аллах сказал: «Вам дозволена скотина, кроме той, о которой вам будет возвещено, и кроме добычи, на которую вы осмелились охотиться в ихраме. Воистину, Аллах повелевает все, что пожелает»(Коран, 5:1).
«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам, но вам запрещена охотничья добыча на суше, пока вы находитесь в ихраме. Бойтесь Аллаха, к Которому вы будете собраны» (Коран, 5:96).
2)Животные, забой которых запрещен с целью охраны прав людей. Таковыми являются ворованные, незаконно присвоенные и отнятые животные. Если вор или грабитель совершает забой присвоенного животного, то относительно дозволенности мяса такого животного существует два разных мнения в среде исламских учёных. Смотри разбор этого вопроса с доказательствами в несокращённом варианте этой книги (стр. 82-85).