Раздел шестой: распределение мяса жертвенного животного (удхия).

Шариат предписывает человеку, совершающему жертвоприношение (удхия), есть жертвенное мясо самому, дарить его людям и раздавать в качестве милостыни. Всевышний Аллах сказал: «Ешьте от них и кормите бедного человека, оказавшегося в трудности!» (Коран, 22:28).

«Ешьте от них и кормите тех, кто просит смиренно (кани‛), и тех, кто нуждается [но воздерживается от просьб] (му‛тарр). Так Мы подчинили их вам, – быть может, вы будете благодарны» (Коран, 22:36).

«Кани‛» (الْقَـنِعَ) – это человек, который просит оказать ему помощь, но делает это со смирением и кротостью.

«Му‛тарр» (الْمُعْتَرّ) — это человек, который ждёт и надеется, что ему будет оказана помощь, но отказывается от того, чтобы кого-то просить об этом.

Сообщается со слов Салямы ибн аль-Аква‛ (да будет им доволен Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал о жертвенном мясе: «Ешьте, кормите и запасайтесь» Хадис привёл аль-Бухари.

Слово «кормите» включает в себя как дарение жертвенного мяса обеспеченным людям, так и милостыню для бедных. В другом хадисе, передаваемом со слов ‛Аиши (да будет доволен ею Аллах), сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ешьте, запасайтесь и раздавайте как милостыню (саадака)» Хадис привёл Муслим.

Учёные (да одарит их Аллах своей милостью) разошлись во мнениях относительно того, какую часть следует есть самому, какую дарить, а какую раздавать в качестве милостыни (садака). На самом деле, вариантов может быть много, но самым лучшим будет оставить треть себе, треть подарить и треть раздать в качестве милостыни (садака) нуждающимся. Ту часть, которую можно кушать, можно и оставлять на хранение, даже на очень долгий срок, если, конечно, это мясо не будет оставаться настолько долго, что его употребление станет вредным для человека. Исключение только для голодных времён, если людей постиг голод, в таком случае не разрешается оставлять что-либо на хранение больше трёх дней. Сообщается со слов Салямы ибн аль-Аква‛ (да будет им доволен Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершил жертвоприношение (удхия), то пусть ни в коем случае в его доме не остается ничего [из жертвенного мяса] по истечении трех дней».Когда настал следующий год, сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха, следует ли нам поступить так же, как мы сделали в прошлом году?» Пророк ответил: «Ешьте, кормите и запасайтесь. В том году людей постигла трудность, и я хотел, чтобы вы помогли им её преодолеть» Хадис привели аль-Бухари и Муслим.

Разрешается принимать в пищу самому и дарить мясо жертвенного животного вне зависимости от того, было ли жертвоприношение добровольным или обязательным. Также в этом плане нет разницы: было ли это жертвоприношение (удхия) от имени живого человека или мёртвого, или по завещанию умирающего. Т. к. человек, выполняющий поручение, полностью заменяет завещающего во всём. А ведь завещающий имел бы право кушать, дарить и раздавать мясо бедным. Так как это[1] уже укоренилось среди людей как обычай, а как гласит правило «то, что укоренилось среди людей как обычай, равнозначно оговоренному условию»[2].

Человеку, которому просто было поручено совершить жертвоприношение (удхия), разрешается есть жертвенное мясо, дарить его и раздавать бедным, если хозяин позволит ему это, или же, если так принято в обычаях данной местности. Если же хозяин животного разрешения на это не давал и никаких указаний с его стороны не существует, и это не принято среди людей, то, в таком случае, совершивший жертвоприношение (удхия) по поручению другого, обязан сдать всё мясо владельцу животного, чтобы тот сам распределил его.

____________

[1] Имеется в виду дозволенность употребления в пищу и дарение мяса жертвенного животного человеком, совершающим жертвоприношение (удхия) по завещанию умершего.

[2] Это правило из основ фикха «аль-джари урфан кя-мантук ляфзан» (الجاري عرفاً كالمنطوق لفظاً) означает, что если при заключении каких-то договоров не был оговорен определенный элемент сделки, но в то же время он настолько укоренен в обычаях людей определённой местности, что люди просто не упоминают его в договорах, это значит, что этот элемент также является частью договора, даже если он не был озвучен на словах.

______________

Нельзя продавать какую-либо часть жертвенного животного: ни мясо, ни кожу, ни что-либо другое. Также нельзя давать мяснику какую-либо часть животного в качестве полной или частичной оплаты за проделанную работу, так как это входит в понятие продажи.

Что касается человека, которому подарили или дали жертвенное мясо в качестве милостыни (садака), то он имеет право распоряжаться им как захочет. Он может продать его, подарить или сделать что-либо другое по своему усмотрению. Запрещается только продавать его тому же человеку, который это мясо подарил или дал в качестве милостыни (садака).

Наши рекомендации