Результаты решения экстраполяционной задачи собакой

Вид ширмы Изучаемые показатели Предъявление
Простая Время, затраченное на решение задачи, сек.                    
Результаты решения задачи Правильное                    
Неправильное                    
Отказ                    
С приставкой Время, затраченное на решение задачи, сек.                    
Результаты решения задачи Правильное                    
Неправильное                    
Отказ                    
Со сложной приставкой Время, затраченное на решение задачи, сек.                    
Результаты решения задачи Правильное                    
Неправильное                    
Отказ                    

Рекомендации по оформлению работы. По сложности решаемых логических задач оцените уровень элементарной рассудочной деятельности собаки и сделайте заключение о пластичности и адаптивности любой унитарной реакции и всего поведения животного в целом.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________ ____________________

Дата выполнения Подпись преподавателя

Лабораторная работа № 12, 13

Высшая нервная деятельность животных

Контрольные вопросы

1. Роль центральной нервной системы во взаимодействии организма с окружающей средой.

2. Учение о типах высшей нервной деятельности.

3. Типы высшей нервной деятельности животных.

4. Влияние типа нервной системы на формирование индивидуальных особенностей поведения животных.

5. Значение типов высшей нервной деятельности при разведении и содержании животных.

6. Методы определения типологических свойств нервной системы у разных видов животных.

Оценка:_______________ Подпись преподавателя:_____________

Работа 1. Определение типов ВНД у крупного рогатого скота. Влияние типа высшей нервной деятельности на молочную продуктивность коров

Для работы необходимо: коровы, две одинаковые миски диаметром около 30 см, наиболее охотно поедаемый животными корм (корнеплоды, зеленая трава, комбикорм, хлеб, посыпанный солью и т.д.).

Ход работы:

Опыт по изучению свойств нервной системы проводите на животных, находящихся непосредственно в стойле, в период, когда закончены все работы по уходу, кормлению, доению, т.е. действие внешних раздражителей сведено к минимуму. Коров, стоящих рядом с подопытным животным, привяжите за рога к противоположным стойкам, для того, чтобы они не могли тянуться к мискам и не делали попыток перехватить корм или боднуть подопытное животное. Опыт проводите на протяжении 5 дней по 20-30 минут с каждым животным, работая парами: один студент ведет испытания, а другой – записывает результаты в протоколы. Методика состоит из четырех испытаний.

1. Испытание первое проведите в первый день опыта с целью определения степени внешнего торможения, ориентировочной реакции и скорости выработки условного пищевого рефлекса на обстановку опыта. Приучите животное поедать корм из миски. Затем возьмите две миски, поместив в одну из них (например, в правую) корм. Подойдите к животному спереди, со стороны кормушки, держа на вытянутых в сторону руках две миски на расстоянии около 1 м одна от другой выше уровня глаз коровы.

Затем опустите их так, чтобы корова увидела их содержимое. Подавайте корове корм 10 раз. В протоколе наблюдений № 1 отражайте схему опыта («+» - миска с кормом, «-» - пустая миска), реакцию животного (выбор миски с кормом – «+» или без него – «-»), а так же фиксируйте характер поведения животного (сразу ли животное начало брать корм, спокойно ли ест, отходит ли от миски, тянется ли к ней и т.д.). Установите, с какой попытки у животного выработался условный рефлекс на миску с кормом.

Протокол наблюдений № 1

№ испытания Схема опыта Реакция животного Характеристика поведения животного
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

2. Второе испытание проведите на 2, 3, и 4-й дни опыта, с целью определения скорости выработки условных пищевых рефлексов при переделке, т.е. при подаче миски скормом то с правой, то с левой стороны. Во второй опытный день давайте животному корм опять в правой миске. После трехкратного правильного выбора миски поместите корм в другую миску и вновь предъявите их животному. Зафиксируйте скорость выработки (номер попытки) нового условного рефлекса. В протоколе наблюдений № 1 отмечайте все реакции животного: например, лижет ли пустую миску, скоро ли повернется к миске с кормом, наблюдается ли необычная двигательная реакция (машет головой, бодает миску, отходит, почесывается, лижет кормушку или соседних животных, зевает и т. д.) или спокойно поворачивается к миске с кормом. Если животное при последующих подачах корма три раза подряд правильно выберет миску с кормом, то есть у него образовался новый условный рефлекс на место подкормки, корм снова поместите в правую миску и продолжайте таким образом опыты до 15-16 подач корма в миске то с правой стороны, то с левой. Животные с хорошей подвижностью нервных процессов способны в один опытный день сделать 2-3 переделки. Аналогичные испытания проведите в 3-й и 4-й дни опыта.

3. Третье испытание проводится на 5-й день опыта для развития угасательного торможения пищевых рефлексов при неподкреплении кормом. Дайте корм животному дважды из одной миски, а затем подойдите к нему с пустой миской. Отметьте, с какой попытки прекратится положительная двигательная реакция к пустой миске (двигательная реакция к миске с кормом – «+», отсутствие двигательной реакции к миске с кормом – «-»). Подробно отмечайте особенности поведения животного в протоколе наблюдений №2. Опыт прекратите после 3 последовательных подходов с пустой миской при отсутствии двигательных реакций к ней со стороны животного. Это испытание при сопоставлении его с результатами, полученными при переделке, дает дополнительные данные об уравновешенности нервных процессов.

Протокол наблюдений № 2

№ испытания Реакция животного Характеристика поведения животного
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

4. Четвертое испытание так же проводится на 5-й день и позволяет оценить реакцию животного на неожиданный сильный звуковой раздражитель. Предъявите корове миску с кормом, и когда животное начнет хорошо есть, примените неожиданный звуковой раздражитель (хлопушку, свисток и т.д.). Подробно запишите реакцию животного в протоколе наблюдений №3 (моргает, вздрагивает, откидывает голову, шарахается в сторону и перестает есть, отходит и т.д.). Проведите это испытание 3 раза. Эти опыты при сопоставлении с первым испытанием дают возможность оценить силу нервных процессов.

Протокол наблюдений № 3

№ испытания Характеристика поведения животного
 
 
 

5. Сопоставьте результаты, полученные в ходе эксперимента, с данными определителя и установите тип ВНД у подопытных животных.

Наши рекомендации