Результаты решения экстраполяционной задачи собакой
Вид ширмы | Изучаемые показатели | Предъявление | |||||||||
Простая | Время, затраченное на решение задачи, сек. | ||||||||||
Результаты решения задачи | Правильное | ||||||||||
Неправильное | |||||||||||
Отказ | |||||||||||
С приставкой | Время, затраченное на решение задачи, сек. | ||||||||||
Результаты решения задачи | Правильное | ||||||||||
Неправильное | |||||||||||
Отказ | |||||||||||
Со сложной приставкой | Время, затраченное на решение задачи, сек. | ||||||||||
Результаты решения задачи | Правильное | ||||||||||
Неправильное | |||||||||||
Отказ |
Рекомендации по оформлению работы. По сложности решаемых логических задач оцените уровень элементарной рассудочной деятельности собаки и сделайте заключение о пластичности и адаптивности любой унитарной реакции и всего поведения животного в целом.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________ ____________________
Дата выполнения Подпись преподавателя
Лабораторная работа № 12, 13
Высшая нервная деятельность животных
Контрольные вопросы
1. Роль центральной нервной системы во взаимодействии организма с окружающей средой.
2. Учение о типах высшей нервной деятельности.
3. Типы высшей нервной деятельности животных.
4. Влияние типа нервной системы на формирование индивидуальных особенностей поведения животных.
5. Значение типов высшей нервной деятельности при разведении и содержании животных.
6. Методы определения типологических свойств нервной системы у разных видов животных.
Оценка:_______________ Подпись преподавателя:_____________
Работа 1. Определение типов ВНД у крупного рогатого скота. Влияние типа высшей нервной деятельности на молочную продуктивность коров
Для работы необходимо: коровы, две одинаковые миски диаметром около 30 см, наиболее охотно поедаемый животными корм (корнеплоды, зеленая трава, комбикорм, хлеб, посыпанный солью и т.д.).
Ход работы:
Опыт по изучению свойств нервной системы проводите на животных, находящихся непосредственно в стойле, в период, когда закончены все работы по уходу, кормлению, доению, т.е. действие внешних раздражителей сведено к минимуму. Коров, стоящих рядом с подопытным животным, привяжите за рога к противоположным стойкам, для того, чтобы они не могли тянуться к мискам и не делали попыток перехватить корм или боднуть подопытное животное. Опыт проводите на протяжении 5 дней по 20-30 минут с каждым животным, работая парами: один студент ведет испытания, а другой – записывает результаты в протоколы. Методика состоит из четырех испытаний.
1. Испытание первое проведите в первый день опыта с целью определения степени внешнего торможения, ориентировочной реакции и скорости выработки условного пищевого рефлекса на обстановку опыта. Приучите животное поедать корм из миски. Затем возьмите две миски, поместив в одну из них (например, в правую) корм. Подойдите к животному спереди, со стороны кормушки, держа на вытянутых в сторону руках две миски на расстоянии около 1 м одна от другой выше уровня глаз коровы.
Затем опустите их так, чтобы корова увидела их содержимое. Подавайте корове корм 10 раз. В протоколе наблюдений № 1 отражайте схему опыта («+» - миска с кормом, «-» - пустая миска), реакцию животного (выбор миски с кормом – «+» или без него – «-»), а так же фиксируйте характер поведения животного (сразу ли животное начало брать корм, спокойно ли ест, отходит ли от миски, тянется ли к ней и т.д.). Установите, с какой попытки у животного выработался условный рефлекс на миску с кормом.
Протокол наблюдений № 1
№ испытания | Схема опыта | Реакция животного | Характеристика поведения животного |
2. Второе испытание проведите на 2, 3, и 4-й дни опыта, с целью определения скорости выработки условных пищевых рефлексов при переделке, т.е. при подаче миски скормом то с правой, то с левой стороны. Во второй опытный день давайте животному корм опять в правой миске. После трехкратного правильного выбора миски поместите корм в другую миску и вновь предъявите их животному. Зафиксируйте скорость выработки (номер попытки) нового условного рефлекса. В протоколе наблюдений № 1 отмечайте все реакции животного: например, лижет ли пустую миску, скоро ли повернется к миске с кормом, наблюдается ли необычная двигательная реакция (машет головой, бодает миску, отходит, почесывается, лижет кормушку или соседних животных, зевает и т. д.) или спокойно поворачивается к миске с кормом. Если животное при последующих подачах корма три раза подряд правильно выберет миску с кормом, то есть у него образовался новый условный рефлекс на место подкормки, корм снова поместите в правую миску и продолжайте таким образом опыты до 15-16 подач корма в миске то с правой стороны, то с левой. Животные с хорошей подвижностью нервных процессов способны в один опытный день сделать 2-3 переделки. Аналогичные испытания проведите в 3-й и 4-й дни опыта.
3. Третье испытание проводится на 5-й день опыта для развития угасательного торможения пищевых рефлексов при неподкреплении кормом. Дайте корм животному дважды из одной миски, а затем подойдите к нему с пустой миской. Отметьте, с какой попытки прекратится положительная двигательная реакция к пустой миске (двигательная реакция к миске с кормом – «+», отсутствие двигательной реакции к миске с кормом – «-»). Подробно отмечайте особенности поведения животного в протоколе наблюдений №2. Опыт прекратите после 3 последовательных подходов с пустой миской при отсутствии двигательных реакций к ней со стороны животного. Это испытание при сопоставлении его с результатами, полученными при переделке, дает дополнительные данные об уравновешенности нервных процессов.
Протокол наблюдений № 2
№ испытания | Реакция животного | Характеристика поведения животного |
4. Четвертое испытание так же проводится на 5-й день и позволяет оценить реакцию животного на неожиданный сильный звуковой раздражитель. Предъявите корове миску с кормом, и когда животное начнет хорошо есть, примените неожиданный звуковой раздражитель (хлопушку, свисток и т.д.). Подробно запишите реакцию животного в протоколе наблюдений №3 (моргает, вздрагивает, откидывает голову, шарахается в сторону и перестает есть, отходит и т.д.). Проведите это испытание 3 раза. Эти опыты при сопоставлении с первым испытанием дают возможность оценить силу нервных процессов.
Протокол наблюдений № 3
№ испытания | Характеристика поведения животного |
5. Сопоставьте результаты, полученные в ходе эксперимента, с данными определителя и установите тип ВНД у подопытных животных.