Работа 1. Изучение видовых особенностей поведения лабораторных животных методом временных срезов
Для работы необходимо: разные виды лабораторных животных (например, лабораторные крысы, лабораторные мыши, морские свинки, песчанки и т.д.), секундомер, бриллиантовый зеленый.
Ход работы. Если есть необходимость перед проведением наблюдения промаркируйте животных (например, в том случае если несколько лабораторных крыс содержатся в одной клетке).
1. Используя метод временных срезов, в протоколе наблюдений фиксируйте через одинаковые промежутки времени этологические проявления у животных наблюдаемых видов.
Протокол наблюдений
№ временного среза (……сек.) | Поведенческий паттерн | ||||
Вид животного | |||||
2. Рассчитайте процентное соотношение разных форм поведения у изучаемых видов животных, приняв за 100% общее количество временных срезов за период наблюдения.
3. Полученные результаты занесите в таблицу 1 и рассчитайте средние показатели
по каждому виду животных.Таблица 1
Таблица 1
Вид животного | № животного | Формы поведения | |||||||||||||
Неактивные | Активные | ||||||||||||||
Сон | Дремота | Отдых | Прием корма | Прием воды | Перемещение по клетке | Груминг | Агрессия | Копание в подстилке | Другие формы поведения | ||||||
Среднее | |||||||||||||||
Среднее | |||||||||||||||
Среднее | |||||||||||||||
Среднее |
Соотношение разных форм поведения у лабораторных животных, %
Таблица 2
Соотношение активных и неактивных форм поведения, %
Вид животного | Неактивные формы поведения | Активные формы поведения |
Рекомендации к оформлению работы. Проанализируйте полученные результаты и отметьте характерные для каждого вида этологические особенности. Укажите влияние видовой принадлежности лабораторных животных на соотношение разных форм поведения в поведенческом репертуаре особей, а также на соотношение активных и неактивных форм поведения у наблюдаемых видов животных.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________ ____________________
Дата выполнения Подпись преподавателя
Лабораторно-практическая работа № 3
Психическая фаза индивидуального поведенческого акта
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Общая схема индивидуального поведенческого акта.
2. Охарактеризуйте психическую и эффекторную фазы индивидуального поведенческого акта.
3. Клинические проявления поведенческих ответов животных на изменение внешней и внутренней среды.
4. Место и роль сенсорных систем в организации поведенческого акта.
5. Роль внутренних побудительных мотивов в формировании индивидуального поведенческого акта.
6. Двухфазный характер индивидуального поведенческого акта.
Оценка за контрольную работу:______ Подпись преподавателя:___________
Работа 1. Отобразите в виде схемы структуру индивидуального поведенческого акта и охарактеризуйте ее компоненты.
Работа 2. Изучение нервной фазы (скрытой) фазы индивидуального поведенческого акта крыс
Для работы необходимо: комплекс оценки кардиораспираторной системы мелких лабораторных животных (КОКС) с программным обеспечением, контактный гель, ножницы Купера, ватные тампоны, лабораторные крысы, источники раздражений: фонарик, свисток, карандаш, нашатырный спирт, светонепроницаемая ткань, сыр.
Ход работы. 1. Ознакомьтесь с устройством и принципом работы прибора «КОКС – 1» (комплекс оценки кардиораспираторной системы мелких лабораторных животных).
2. Перед началом проведения эксперимента подготовьте животное: с помощью ножниц Купера выстригите шерсть в местах наложения электродов и нанесите на эти участки контактный гель.
3. Поместите крысу в экспериментальную камеру, наложите электроды для измерения частоты сердечных сокращений и зафиксируйте на грудной клетке животных пояс с датчиками для регистрации частоты дыхательных.
4. Снимите фоновые показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС) и частоты дыхательных движений (ЧДД) у подопытного животного.
5. Поочередно с интервалом в 3 мин. воздействуйте на крысу разными видами раздражителей, снимая эмоциональные пробы (ЧСС и ЧДД) после действия каждого агента:
- звукового,
- вертикального перемещения,
- тактильного,
- светового (повышенная освещенность и отсутствие света),
- одоральнго (приятный и неприятный).
6. Для выявления субъективных эмоциональных ощущений животного при воздействии данных раздражителей, проведите аналогичную работу на нескольких крысах.
7. Результаты тестирования занесите в таблицу 3.
Таблица 3