Система рейтинговой оценки текущей успеваемости
Этология
С ОСНОВАМИ ЗООПСИХОЛОГИИ
Рабочая тетрадь
Студент(ка) __________________________
Группа __________________________
Москва
Издательство РГАУ - МСХА
Этология с основами зоопсихологии: Рабочая тетрадь / Составители: А.А. Иванов, О.А. Войнова, А.А. Ксенофонтова. М.: Изд-во РГАУ – МСХА, 2016. 107 с.
В рабочей тетради представлены лабораторно-практические занятия, используемые в учебном процессе по дисциплине «Этология с основами зоопсихологии» и вопросы для подготовки к контрольным работам и коллоквиумам.
Предназначено для специалистов очного отделения факультета зоотехнии и биологии, обучающихся по направлению «Ветеринария».
Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета зоотехнии и биологии (протокол № 53 от 25 февраля 2016 г.).
© А.А. Иванов, О.А. Войнова,
А.А. Ксенофонтова, составители, 2016
© ФГБОУ ВО РГАУ – МСХА
имени К.А.Тимирязева, 2016
© Издательство РГАУ – МСХА, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
1. Цели и задачи дисциплины | |
2. Объем дисциплины и виды учебной работы | |
3. Формы и содержание текущего и итогового контроля | |
4. Рекомендуемая литература | |
Лабораторно-практическая работа № 1. Предмет и методы изучения поведения животных | |
Лабораторно-практическая работа № 2. Методы изучения поведения животных | |
Лабораторно-практическая работа № 3. Психическая фаза индивидуального поведенческого акта | |
Лабораторно-практическая работа № 4. Эффекторная фаза индивидуального поведенческого акта | |
Лабораторно-практическая работа № 5. Сенсорные системы животного организма | |
Лабораторно - практическая работа № 6. Внутренние побудительные мотивы поведения животных | |
Коллоквиум 1 | |
Лабораторно-практическая работа № 7. Исследовательское поведение животных | |
Лабораторно-практическая работа № 8. Исследовательская активность животных | |
Лабораторно-практическая работа № 9. Память – основа научения животных | |
Лабораторно-практическая работа № 10. Оперантное научение животных | |
Лабораторно-практическая работа № 11. Условно – рефлекторная и элементарная рассудочная деятельность животных | |
Лабораторно-практическая работа № 12, 13. Высшая нервная деятельность животных | |
Лабораторно-практическая работа № 14. Социальное поведение животных | |
Лабораторно-практическая работа № 15. Коммуникация у животных в ассоциациях | |
Лабораторно-практическая работа № 16. Основы благополучия животных | |
Коллоквиум 2 |
Введение
1. Цели и задачи дисциплины
Дисциплина «Этология с основами зоопсихологии» формирует научное мировоззрение будущего специалиста в области ветеринарии на поведение и психологию животного, которое необходимо ветеринарному врачу для научного обоснования мероприятий, направленных на создание оптимальных условий содержания, кормления и эксплуатации животных, профилактику заболеваний, что в конечном итоге позволит эффективно осуществлять диагностику и лечение заболеваний у разных видов животных.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Таблица 1
Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ по семестрам
Вид учебной работы | Трудоемкость | ||
Зач. ед. | Час. | В т.ч. по семестрам | |
№ 5 | |||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | |||
Аудиторные занятия | |||
Лекции (Л) | |||
Лабораторно-практические занятия (ЛПЗ) | 0,9 | ||
Семинары (С) | 0,1 | ||
Самостоятельная работа(СРС) | 0,3 | ||
в том числе: | |||
Консультации групповые | 0,03 | ||
Консультации индивидуальные | 0,08 | ||
Подготовка к контрольным работам | 0,08 | ||
Подготовка к коллоквиуму | 0,06 | ||
Вид контроля: | |||
экзамен | 0,7 |
ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Виды текущего контроля: контрольная работа, коллоквиум.
Вид итогового контроля: экзамен.
Таблица 2
Система рейтинговой оценки текущей успеваемости
Баллы | Бальная оценка текущей успеваемости | |||
За контроль-ную работу | 0 - 11 | 12 - 15 | 16 - 17 | 18- 20 |
За коллоквиум | 0 - 59 | 60 - 79 | 80 - 89 | 90 - 100 |
Оценка | Неудовлетворительно | Удовлетворительно | Хорошо | Отлично |
Таблица 3
Итоговая сумма баллов за текущую успеваемость
Виды текущего контроля | Количество видов текущего контроля | Количество баллов за единицу | Количество баллов |
Контрольная работа | |||
Коллоквиум | |||
Всего | - | - |
Таблица 4
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
№ п/п | Автор, название, издательство, год издания |
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА* | |
Иванов А.А. Этология с основами зоопсихологии. СПб.: Лань, 2007. | |
Иванов А.А., Ксенофонтова А.А., Войнова О.А. Практикум по этологии основами зоопсихологии. – СПб.: Лань, 2013. | |
Скопичев В.Г. Поведение животных . С-Пб. Лань, 2009. 622 с. | |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА* | |
Крученкова Е.П. Материнское поведение млекопитаюдщих. М.: URSS. 2009, 207 c. | |
Мак Гриви Пол Поведение лошадей. М.: Софион, 2011. - 339 с. | |
Панов Е.Н. Поведение животных и этологическая структура популяций. М.: Либрикон, 2010. – 385 с. | |
Шовен Р. Поведение животных. М.: Либрикон, 2009. | |
Уоринг Д.Х. Поведение лошади, С.-Петербург, Грамота, 2007. | |
Хорвитц Д., Миллс Д., Хит С. Руководство по поведенческой медицине собак и кошек. Софион, 2005. |
* - алфавитном порядке
Протокол наблюдений
№ временного среза (……сек.) | Поведенческий паттерн | ||||
Вид животного | |||||
2. Рассчитайте процентное соотношение разных форм поведения у изучаемых видов животных, приняв за 100% общее количество временных срезов за период наблюдения.
3. Полученные результаты занесите в таблицу 1 и рассчитайте средние показатели
по каждому виду животных.Таблица 1
Таблица 1
Вид животного | № животного | Формы поведения | |||||||||||||
Неактивные | Активные | ||||||||||||||
Сон | Дремота | Отдых | Прием корма | Прием воды | Перемещение по клетке | Груминг | Агрессия | Копание в подстилке | Другие формы поведения | ||||||
Среднее | |||||||||||||||
Среднее | |||||||||||||||
Среднее | |||||||||||||||
Среднее |
Соотношение разных форм поведения у лабораторных животных, %
Таблица 2
Соотношение активных и неактивных форм поведения, %
Вид животного | Неактивные формы поведения | Активные формы поведения |
Рекомендации к оформлению работы. Проанализируйте полученные результаты и отметьте характерные для каждого вида этологические особенности. Укажите влияние видовой принадлежности лабораторных животных на соотношение разных форм поведения в поведенческом репертуаре особей, а также на соотношение активных и неактивных форм поведения у наблюдаемых видов животных.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________ ____________________
Дата выполнения Подпись преподавателя
Протокол наблюдений № 1
Дата: _____________ Время:_____________________
Место проведения наблюдений_______________________________________
Видовая принадлежность: _____________ Возраст:_________________
Пол:________ Особые характеристики:__________________________
Условия содержания: ______________________________________________
Поведенческий паттерн (элемент) | Вид двигательного акта | Дополнительные наблюдения | Видовая особенность поведения | |||
Исходное положение (поза) | Собственно движения | |||||
Простые | Сложные (локомоции) | |||||
Неактивные формы поведения | Отдых | |||||
Дремота | ||||||
Сон | ||||||
Активные формы поведения | Прием корма | |||||
Прием воды | ||||||
Уринация | ||||||
Дефекация | ||||||
Автогрумиг | ||||||
Алогруминг | ||||||
Протокол наблюдений № 2
Дата: _____________ Время:_____________________
Место проведения наблюдений_______________________________________
Видовая принадлежность: _____________ Возраст:_________________
Пол:________ Особые характеристики:__________________________
Условия содержания: ______________________________________________
Поведенческий паттерн (элемент) | Вид двигательного акта | Дополнительные наблюдения | Видовая особенность поведения | |||
Исходное положение (поза) | Собственно движения | |||||
Простые | Сложные (локомоции) | |||||
Неактивные формы поведения | Отдых | |||||
Дремота | ||||||
Сон | ||||||
Активные формы поведения | Прием корма | |||||
Прием воды | ||||||
Уринация | ||||||
Дефекация | ||||||
Автогрумиг | ||||||
Алогруминг | ||||||
Протокол наблюдений № 3
Дата: _____________ Время:_____________________
Место проведения наблюдений_______________________________________
Видовая принадлежность: _____________ Возраст:_________________
Пол:________ Особые характеристики:__________________________
Условия содержания: ______________________________________________
Поведенческий паттерн (элемент) | Вид двигательного акта | Дополнительные наблюдения | Видовая особенность поведения | |||
Исходное положение (поза) | Собственно движения | |||||
Простые | Сложные (локомоции) | |||||
Неактивные формы поведения | Отдых | |||||
Дремота | ||||||
Сон | ||||||
Активные формы поведения | Прием корма | |||||
Прием воды | ||||||
Уринация | ||||||
Дефекация | ||||||
Автогрумиг | ||||||
Алогруминг | ||||||
Рекомендации к оформлению работы. На основании анализа этограмм основных жизненных проявлений разных видов лабораторных животных, сделайте заключение об особенностях проявления разных форм поведения у животных наблюдаемых видов.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________ ____________________
Дата выполнения Подпись преподавателя
Локализация источника звука
Испытуемый | Минимальное расстояние улавливания звука, см | |
Бинауральный слух | Моноуральный слух | |
6. Вставьте в уши исследуемого трубки от фонендоскопа и поднесите к нему источник звука. Смещайте мембрану фонендоскопа вправо или влево, вверх или вниз. Отметьте, имеются ли изменения в расположении источника звука.
7. Повторите опыт 6 с фонендоскопом, имеющим одну укороченную.
8. Установите, как улавливается звук испытуемым в этом случае.
Рекомендации по оформлению работы. Проанализируйте полученные результаты и объясните, почему звук кажется смещенным в сторону более короткого пути. Укажите значение бинаурального слуха в локализации источника звука.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Острота слуха
Испытуемый | Острота слуха, м | |||||
Моноуральный слух | Биноуральный слух | |||||
Левое ухо | Правое ухо | |||||
Приближение | Отдаление | Приближение | Отдаление | Приближение | Отдаление | |
Рекомендации по оформлению работы. Проанализируйте полученные результаты и охарактеризуйте остроту слуха при моно- и бинауральном восприятиях звуковых колебаний.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
Вкусовая чувствительность
Вкусовое вещество | Вкусовая чувствительность, % | Пороговая концентрация раствора, % |
Сладкое | 0,25 – 1,25 | |
Горькое | 0,0001 – 0,0003 | |
Кислое | 0,05 – 1,25 | |
Соленое | 0,25 – 1,25 |
Рекомендации по оформлению работы. Проанализируйте полученные результаты, отметив минимальную концентрацию веществ, вызывающих разные вкусовые ощущения при раздражении соответствующих рецепторов ротовой полости.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Коллоквиум 1
Тема: «ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ», «ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АКТА»
1. Предмет этологии и зоопсихологии.
2. Методы изучения этологии.
3. История развития этологии как самостоятельной научной дисциплины.
4. Роль лауреатов Нобелевской премии 1973 К.Лоренца, Н.Тинбергена и К.ф.Фриша в формировании этологии.
5. Роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова в развитии науки о поведении животных.
6. Структура индивидуального поведенческого акта; концепция двухфазности поведенческого акта.
7. Поведение как способ адаптации к среде обитания.
8. Общая схема сенсорной системы.
9. Этологическая значимость зрительной сенсорной системы.
10. Общая характеристика системы химической рецепции.
11. Этологическая значимость ольфакторной сенсорной системы.
12. Сенсорная система акустических сигналов.
13. Филогенез сенсорных систем.
14. Особенности акустической сенсорики у животных разных экологических групп (ночные, подземные животные, китообразные и др.).
15. Сенсорная система тактильных раздражений.
16. Сенсорная система терморецепции.
17. Сенсорная система электромагнитной рецепции.
18. Особенности сенсорных систем рыб.
19. Особенности сенсорных систем птиц.
20. Особенности се6нсорных систем млекопитающих разных экологических ниш.
21. Локомоции как основа поведения животных
22. Движения на месте: видовые особенности.
23. Виды аллюров лошади.
24. Особенности движений собаки.
25. Особенности движения рыб, водоплавающих птиц и вторичноводных животных.
26. Особенности движения птиц.
27. Биомеханика полета; виды полета.
28. Особенности движений в почве на примере крота, землеройки, слепыша.
29. Неактивные формы поведения животных: общая характеристика и их доля в суточном бюджете времени разных видов животных.
30. Биологическое значение сна. Последствия депривации сна.
31. Теории сна (сосудистая, гуморальная, теория центризма).
32. Электрофизиология сна. Медленный и быстрый сон: биологическое значение.
33. Динамика медленного и быстрого сна в процессе онтогенеза. Фаза быстрого сна и возникновение сновидений.
34. Полифазный и монофазный сон: распространенность в природе, биологические преимущества и недостатки.
35. Сезонная спячка как реакция адаптации к неблагоприятным условиям существования. Физиологические изменения в организме животных во время спячки.
36. Роль ретикулярной формации, таламуса и ствола мозга в механизме возникновения сна.
37. Понятие о внутренних побудительных мотивах поведения: потребность, мотивация, эмоции.
38. Классификация потребностей.
39. Физиологический механизм формирования потребностей.
40. Мотивации поведения.
41. Этологическое значение эмоций. Виды эмоций.
42. Особенности проявления эмоций у животных разных видов (кошки, собаки, лошади и др.).
43. Механизмы формирования эмоций.
44. Этологическое значение боли; виды боли и механизм ее возникновения.
45. Этологическое значение эмоции страха.
46. Механизмы жажды, голода и насыщения.
Оценка за коллоквиум:______ Подпись преподавателя:___________
Работа 2. Образование условного зрачкового рефлекса у человека
Для работы необходимо: электрический звонок, настольная лампа, ручной экранчик, испытуемый - человек со светлой окраской радужной оболочки глаз и хорошей зрачковой реакцией на свет.
Ход работы. Испытуемый и экспериментатор садятся друг против друга у одного края стола, на котором стоит настольная лампа и электрический звонок.
1. Испытуемый закрывает один глаз рукой.
2. Убедитесь в наличие зрачкового рефлекса у испытуемого (сужение зрачка на свет и расширение после снятия экрана), путем попеременного закрытия и открытия второго глаза экранчиком.
3. Убедитесь, что звук звонку не вызывает зрачкового рефлекса, т. е. является индифферентным (безразличным) раздражителем для глаза.
4. Для образования условного зрачкового рефлекса, включите звонок (условный раздражитель), и сразу закройте глаз испытуемого экранчиком (безусловный раздражитель).
5. Повторяйте такой сочетание раздражителей 7- 10 раз с интервалом 40 -50 секунд.
6. Включите звонок, не затемняя при этом глаз и убедитесь, что условный рефлекс образовался (не смотря на яркое освещение глаза, зрачок расширяется) и, следовательно, звонок стал условным раздражителем.
7. Укрепите выработанный условный рефлекс на звонок, повторив сочетание двух раздражителей еще несколько раз.
8. Вместо включения звонка громко произнесите слово «звонок» не затемняя при этом глаз, и наблюдайте расширение зрачка у испытуемого.
Рекомендации по оформлению работы. Укажите, что является раздражителями для первой и второй сигнальной систем. Охарактеризуйте значение второй сигнальной системы для человека.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Протокол наблюдений № 1
№ испытания | Схема опыта | Реакция животного | Характеристика поведения животного |
2. Второе испытание проведите на 2, 3, и 4-й дни опыта, с целью определения скорости выработки условных пищевых рефлексов при переделке, т.е. при подаче миски скормом то с правой, то с левой стороны. Во второй опытный день давайте животному корм опять в правой миске. После трехкратного правильного выбора миски поместите корм в другую миску и вновь предъявите их животному. Зафиксируйте скорость выработки (номер попытки) нового условного рефлекса. В протоколе наблюдений № 1 отмечайте все реакции животного: например, лижет ли пустую миску, скоро ли повернется к миске с кормом, наблюдается ли необычная двигательная реакция (машет головой, бодает миску, отходит, почесывается, лижет кормушку или соседних животных, зевает и т. д.) или спокойно поворачивается к миске с кормом. Если животное при последующих подачах корма три раза подряд правильно выберет миску с кормом, то есть у него образовался новый условный рефлекс на место подкормки, корм снова поместите в правую миску и продолжайте таким образом опыты до 15-16 подач корма в миске то с правой стороны, то с левой. Животные с хорошей подвижностью нервных процессов способны в один опытный день сделать 2-3 переделки. Аналогичные испытания проведите в 3-й и 4-й дни опыта.
3. Третье испытание проводится на 5-й день опыта для развития угасательного торможения пищевых рефлексов при неподкреплении кормом. Дайте корм животному дважды из одной миски, а затем подойдите к нему с пустой миской. Отметьте, с какой попытки прекратится положительная двигательная реакция к пустой миске (двигательная реакция к миске с кормом – «+», отсутствие двигательной реакции к миске с кормом – «-»). Подробно отмечайте особенности поведения животного в протоколе наблюдений №2. Опыт прекратите после 3 последовательных подходов с пустой миской при отсутствии двигательных реакций к ней со стороны животного. Это испытание при сопоставлении его с результатами, полученными при переделке, дает дополнительные данные об уравновешенности нервных процессов.
Протокол наблюдений № 2
№ испытания | Реакция животного | Характеристика поведения животного |