Животные из Коранических аятов.
Нурмухаммад хаджи Хисамов
Когда соберутся дикие звери,
«Ат-таквир 5»
т.е. когда они будут собраны вместе в день Воскресения, чтобы одни из них по воле Аллаха отомстили другим за причиненные им обиды. Тогда рабы Аллаха узреют Его высшую справедливость: даже безрогий баран будет отмщен за несправедливость рогатого. А затем Аллах всех их превратит в песок;
Теленок.
وَإِذْ وَاعَدْنَا مُوسَى أَرْبَعِينَ لَيْلَةً ثُمَّ اتَّخَذْتُمُ الْعِجْلَ مِن بَعْدِهِ وَأَنتُمْ ظَالِمُونَ
Вот Мы определили Мусе (Моисею) сорок дней, а после его ухода вы стали поклоняться тельцу, будучи беззаконниками.» «Аль-бакара 51»
وَإِذْ قَالَ مُوسَى لِقَوْمِهِ يَا قَوْمِ إِنَّكُمْ ظَلَمْتُمْ أَنفُسَكُمْ بِاتِّخَاذِكُمُ الْعِجْلَ فَتُوبُواْ إِلَى بَارِئِكُمْ فَاقْتُلُواْ أَنفُسَكُمْ ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ عِندَ بَارِئِكُمْ فَتَابَ عَلَيْكُمْ إِنَّهُ هُوَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ
«Вот сказал Муса (Моисей) своему народу: «О мой народ! Вы были несправедливы к себе, когда стали поклоняться тельцу. Покайтесь перед своим Создателем и убейте сами себя (пусть невинные убьют беззаконников). Так будет лучше для вас перед вашим Создателем». Затем Он принял ваши покаяния. Воистину, Он – Принимающий покаяния, Милосердный.»
«Аль-бакара 54»
Всевышний напомнил сынам Исраила о милости, которая была оказана им, когда Аллах обещал почтить Мусу сорока ночами и ниспослать ему Тору – Писание, несущее в себе великое благо и огромную пользу. Но израильтяне не дождались окончания этого срока и в отсутствие своего пророка стали поклоняться золотому тельцу. Они поступили несправедливо, поскольку им была известна истина, и это делало их преступление еще более тяжким и страшным. Вот почему Аллах велел им устами пророка Мусы покаяться в содеянном и казнить друг друга. А затем Аллах простил их, чтобы они возблагодарили Его.
فَرَاغَ إِلَى أَهْلِهِ فَجَاء بِعِجْلٍ سَمِينٍ
«Потом он пошел к своим домочадцам и вернулся с жирным теленком.» « Аз-зариат 26»
Ибрахим испугался и поспешно отправился к своим домочадцам, чтобы принести гостям угощение. Он вернулся с жирным теленком и предложил гостям отведать его.
Скот.
وَمِنَ النَّاسِ وَالدَّوَابِّ وَالْأَنْعَامِ مُخْتَلِفٌ أَلْوَانُهُ كَذَلِكَ إِنَّمَا يَخْشَى اللَّهَ مِنْ عِبَادِهِ الْعُلَمَاء إِنَّ اللَّهَ عَزِيزٌ غَفُورٌ
«Люди, животные и скот также встречаются разных цветов. Боятся Аллаха из числа Его рабов только обладающие знанием. Поистине, Аллах – Великий, Прощающий.» «Фатыр 28»
Однако все эти доказательства не приносят никакой пользы беспечным неверным, которые не задумываются и не придают значения творениям своего Господа. Извлечь из них пользу удается только людям, которые боятся Всевышнего Аллаха, размышляют над окружающим миром и познают смысл его сотворения.
Аллах также создал на земле много людей, зверей и животных, обладающих разными цветами кожи, разной окраской шерсти, разными качествами, разными голосами и разным внешним видом. Люди могут легко убедиться в том, что все живые существа на земле сильно отличаются друг от друга при том, что все они имеют единое происхождение. Эти многочисленные различия являются убедительным логическим доказательством Всемогущества Аллаха, Который волен наделять Свои творения самыми различными цветами и качествами. Это приносит людям большую пользу и помогает им определять необходимое направление и различать друг друга, что свидетельствует о мудрости и милосердии Всевышнего Аллаха. Это также свидетельствует о Его безграничном знании и неизбежности воскрешения.
خَلَقَكُم مِّن نَّفْسٍ وَاحِدَةٍ ثُمَّ جَعَلَ مِنْهَا زَوْجَهَا
وَأَنزَلَ لَكُم مِّنْ الْأَنْعَامِ ثَمَانِيَةَ أَزْوَاجٍ
Сад 31
Это были превосход-ные лошади удиви-тельной красоты. Аллах назвал их бьющими копытами, потому что, стоя на месте, они приподнимали одну из ног. Короли и правители больше других нуждаются в таких прекрасных животных, и поэтому Сулайман, мир над ним, рассматривал лошадей и получал удовольствие от их прекрасного вида. Он продолжал наслаждаться этим зрелищем, пока солнце не скрылось за горизонтом, и земные удовольствия отвлекли его от вечернего Намаза и поминания Аллаха.
Опомнившись, Сулайман, мир над ним, горько пожалел о том, что произошло. Он решил восполнить собственное упущение и доказать, что ставит любовь к Аллаху превыше всего остального. Он воскликнул: [Я продолжал отдавать предпочтение земным радостям перед поминанием моего Господа, пока [солнце] не скрылось из виду]. Земные радости – это богатство и все остальные мирские удовольствия, но пророк Сулайман, мир над ним, имел в виду именно прекрасных лошадей.
Он велел вернуть к нему лошадей, и, когда их пригнали, начал подрезать им поджилки и рубить головы.
وَأَعِدُّواْ لَهُم مَّا اسْتَطَعْتُم مِّن قُوَّةٍ وَمِن رِّبَاطِ الْخَيْلِ تُرْهِبُونَ بِهِ عَدْوَّ اللّهِ وَعَدُوَّكُمْ وَآخَرِينَ مِن دُونِهِمْ لاَ تَعْلَمُونَهُمُ اللّهُ يَعْلَمُهُمْ وَمَا تُنفِقُواْ مِن شَيْءٍ فِي سَبِيلِ اللّهِ يُوَفَّ إِلَيْكُمْ وَأَنتُمْ لاَ تُظْلَمُونَ
«Приготовьте против них сколько можете силы и боевых коней, чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага, а также тех, которых вы не знаете, но которых знает Аллах. Что бы вы ни израсходовали на пути Аллаха, вам будет возвращено сполна, и с вами не поступят несправедливо.»
«Аль-анфаль 60»
Поступая таким образом, они смогут устрашить врагов, которых они знают, а также врагов, о которых они не осведомлены и сразиться с которыми им придется впоследствии. Аллаху известно об этих врагах, и поэтому Он приказал мусульманам готовиться к грядущим сражениям. А поскольку одним из важнейших факторов, помогающих ведению священной войны, являются материальные пожертвования в пользу мусульманской армии, сражающейся против неверующих, Всевышний Аллах призвал правоверных расходовать свое имущество на пути Аллаха. Когда же наступит День воскресения, мусульмане получат вознаграждение за каждое большое или малое пожертвование в многократном размере, поскольку вознаграждение за пожертвование на пути Аллаха приумножается в семьсот раз или даже более того. С праведниками не поступят несправедливо, и их вознаграждение ничуть не уменьшится.
وَالْعَادِيَاتِ ضَبْحًا ( 1) فَالْمُورِيَاتِ قَدْحًا ( 2) فَالْمُغِيرَاتِ صُبْحًا(3)
Клянусь конями, скачущими, запыхаясь, 2. высекающими искры [копытами], 3. нападающими [на врага] на заре.»
«Аль-гадият» 1-3
Всевышний поклялся конями, потому что в них люди видят прекрасные знамения Господа и узнают Его милость к ним.
Всевышний поклялся ими в таком положении, в котором с ними не может соперничать ни одно другое животное.
[Клянусь конями, скачущими, запыхаясь], т.е. скачущими стремительно и запыхающимися из-за быстрого бега. При этом они издают звук, вырывающийся из их груди;
[высекающими искры] копытами, ударяя ими о камни, т.е. из-за твердости конских копыт и их мощи они способны высекать огонь;
[нападающими] на врага [на заре], ведь атака, как правило, начинается рано утром.
Мул.
وَالْخَيْلَ وَالْبِغَالَ وَ الْحَمِيرَ لِتَرْكَبُوهَا وَزِينَةً وَيَخْلُقُ مَا لاَ تَعْلَمُونَ
«Он [сотворил] ко-ней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. Он тво-рит также то, о чем вы даже не ведаете». «Ан-нахль 8»
Аллах подчинил вам коней, мулов и ослов, которых вы иногда используете в качестве верховых животных, а иногда – используете для украшения своего окружения. Всевышний не упомянул о том, что этих животных можно употреблять в пищу, потому что есть мясо мулов и ослов категорически запрещено, а мясо лошадей, как правило, не употребляют в пищу. Более того, запрещается зарезать лошадей для употребления их мяса в пищу, если это может привести к резкому уменьшению числа голов в стаде. Но в достоверном хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, сообщается, что Пророк разрешил употреблять в пищу конину.
Всевышний также поведал о том, что после ниспослания Корана будут сотворены многие вещи, о которых люди даже не ведали. Люди изобретают различные вещи, которые используются на суше, на море и в небе. Они используют эти изобретения в своих интересах и извлекают из этого пользу. Аллах не назвал эти изобретения по именам, потому что в священном писании упоминаются имена только тех вещей, которые знакомы рабам Аллаха и которые они могут сравнить с другими похожими вещами. Если бы в Коране упоминались названия вещей, которые не существовали во времена ниспослания этого писания и подобных которым люди не видели в те далекие времена, то люди не могли бы осознать даже сущности этих вещей.
Верблюд.
أَفَلَا يَنظُرُونَ إِلَى الْإِبِلِ كَيْفَ خُلِقَتْ
«Неужели они не поразмыслят о том, как созданы верблю-ды,» Аль-гашия 17
т.е. неужели они не задумаются над тем, как создано это изумительное животное и как Аллах подчинил его Своим рабам? Ведь оно оказывает людям огромную помощь, в которой они так нуждаются;
فَشَارِبُونَ عَلَيْهِ مِنَ الْحَمِيمِ {54} فَشَارِبُونَ شُرْبَ الْهِيمِ {55}
«Вы будете запивать плоды кипятком, 55. как пьют больные, истомленные жаждой верблюды» «Аль-Вагиа 54-55»
А что касается питья в огненной геенне, то это – самое скверное питье, которым мученики запивают отвратительные адские плоды. Это – кипяток, который будет вскипать и клокотать во чревах грешников, но, несмотря на это, они будут жадно поглощать его, подобно больным, истомленным жаждой верблюдам.
Птицы.
وَمَا مِن دَآبَّةٍ فِي الأَرْضِ وَلاَ طَائِرٍ يَطِيرُ بِجَنَاحَيْهِ إِلاَّ أُمَمٌ أَمْثَالُكُم مَّا فَرَّطْنَا فِي الكِتَابِ مِن شَيْءٍ ثُمَّ إِلَى رَبِّهِمْ يُحْشَرُونَ
«Все живые существа на земле и птицы, летающие на двух крыльях, являются подобными вам сообществами. Мы ничего не упустили в Писании. А затем они будут собраны к своему Господу». «Аль-ангам 38»
Все живые существа, обитающие на земле и летающие в небе, домашняя скотина, дикие звери и птицы, являются сообществами, которые подобны сообществу людей, поскольку Аллах сотворил их благодаря своему могуществу и своей непоколебимой воле, которая также неукоснительно исполняется в отношении всего человечества. Аллах ничего не упустил в своем писании и записал в хранимой скрижали все важные и незначительные события, и каждое из них происходит в строгом соответствии с тем, как это было записано письменной тростью в хранимой скрижали.
أَلَمْ تَرَ أَنَّ اللَّهَ يُسَبِّحُ لَهُ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَالطَّيْرُ صَافَّاتٍ كُلٌّ قَدْ عَلِمَ صَلَاتَهُ وَتَسْبِيحَهُ وَاللَّهُ عَلِيمٌ بِمَا يَفْعَلُونَ
«Разве ты не видел, что Аллаха славят те, кто на небесах и на земле, а также птицы с распростертыми крыльями? Каждый знает свою молитву и то, как Ему славословить [Аллаху]. Аллах знает о том, что они вершат.» « Ан-нур 41»
Всевышний возвестил о своем безграничном величии и могуществе, благодаря которым все творения нуждаются в Аллахе, признают Его господство и поклоняются Ему. Живые существа и безжизненные тела, птицы с распростертыми крыльями и все другие обитатели небес и земли славословят Аллаху.
وَالطَّيْرَ مَحْشُورَةً كُلٌّ لَّهُ أَوَّابٌ
«а также [побудили к этому] стаи птиц. Все они повиновались Ему [и вместе с Даудом возносили славословия Аллаху].»
«Сад 19»
Аллах вознаградил пророка Дауда, мир над ним, за покорность и искреннее поклонение и повелел горам и птицам возносить славословия Аллаху вместе с Даудом, мир над ним, вечером и после восхода солнца, т.е. в начале и в конце дня. [Все они повиновались Ему], т.е. горы и птицы покорились воле Всевышнего Аллаха, Который сказал:
يَا جِبَالُ أَوِّبِي مَعَهُ وَالطَّيْرَ
«…О горы и птицы! Славьте Меня вместе с ним…» (Саба, 10).
Именно так Аллах вознаградил Дауда, мир над ним, за его искреннее поклонение, но это не было единственной милостью Аллаха по отношению к этому славному пророку.
أَوَلَمْ يَرَوْا إِلَى الطَّيْرِ فَوْقَهُمْ صَافَّاتٍ وَيَقْبِضْنَ مَا يُمْسِكُهُنَّ إِلَّا الرَّحْمَنُ إِنَّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ بَصِيرٌ
«Неужели они не видят, как птицы над ними простирают и складывают крылья? Никто не поддерживает их [в воздухе], кроме Милостивого. Поистине, Он видит все сущее!»
«Аль-мульк 19»
В этом аяте Господь укоряет неверных за их небрежность к Его знамениям. Он также побуждает людей задуматься над полетом птиц, которые покорны воле Аллаха и которым Он подчинил небо и воздух. Они распрямляют крылья при полете и складывают их, когда опускаются на землю. Они плывут в воздухе, по-разному изменяя свой полет в зависимости от своей воли и обстоятельств.
[Никто не поддерживает их в [воздухе], кроме Милостивого]. Ар-Рахман, Милостивый Аллах, – Он Один поддерживает их, ибо Он сотворил их в обличии, пригодном для полета в небе.
Ворон.
فَبَعَثَ اللّهُ غُرَابًا يَبْحَثُ فِي الأَرْضِ لِيُرِيَهُ كَيْفَ يُوَارِي سَوْءةَ أَخِيهِ قَالَ يَا وَيْلَتَا أَعَجَزْتُ أَنْ أَكُونَ مِثْلَ هَـذَا الْغُرَابِ فَأُوَارِيَ سَوْءةَ أَخِي فَأَصْبَحَ مِنَ النَّادِمِينَ
«Аллах послал ворона, который стал разгребать землю, чтобы показать ему, как спрятать труп его брата. Он сказал: «Горе мне! Неужели я не могу поступить, как этот ворон, и спрятать труп моего брата?» Так он оказался одним из сожалеющих.»
«Аль-маида 31»
После убийства своего брата Кабиль не знал, как ему поступить с его телом, потому что тот был первым из сынов Адама, который скончался. Тогда Аллах послал к нему ворона, который начал разгребать землю, чтобы похоронить другого мертвого ворона. Он показал ему, что делать с трупом брата, и тогда сын Адама пожалел о содеянном. Поистине, сожаление и убыток — вот последствия всех грехов.
Перепел.
يا بَنِي إِسْرَائِيلَ قَدْ أَنجَيْنَاكُم مِّنْ عَدُوِّكُمْ وَوَاعَدْنَاكُمْ جَانِبَ الطُّورِ الْأَيْمَنَ وَنَزَّلْنَا عَلَيْكُمُ الْمَنَّ وَالسَّلْوَى
«О сыны Исраила! Мы спасли вас от вашего врага и дали вам обещание на правом склоне горы [Синай]. Мы также ниспослали вам манну и перепелов.» Таха 80.
Всевышний напомнил сынам Исраила о своей величайшей милости по отношению к ним. Он спас их от Фараона и обещал ниспослать им небесное писание, которое содержит славные законы и прекрасные повествования. Тем самым Аллах напомнил им о том, как благоустроил их мирскую и духовную жизнь. Затем Он напомнил им о том, как ниспослал им манну и перепелов, когда они блуждали в пустыне. Он одарил их приготовленными яствами, которые можно было употреблять в пищу безо всякого труда.
Удод
وَتَفَقَّدَ الطَّيْرَ فَقَالَ مَا لِيَ لَا أَرَى الْهُدْهُدَأَمْ كَانَ مِنَ الْغَائِبِينَ
«Осматривая птиц, он спросил: «Почему это я не вижу удода? Может быть, он просто отсутствует?»
«Ан-намль 20»
Однажды пророк Сулейман производил осмотр птиц. Сам факт подобного осмотра свидетельствует о твердой воле, решительности и благоразумии святого пророка. Он заботился о порядке в своем огромном войске и лично занимался как значительными, так и менее важными делами. Он не упускал даже возможности осмотреть боевые построения птиц и убедиться в том, что все его воины присутствуют на поверке. Для него не осталось незамеченным даже отсутствие такой маленькой птички, как удод. Он сказал: “Почему это я не вижу удода? Я не вижу его потому, что он скрылся от моего взора посреди этой несметной рати, или потому, что он отсутствует без моего разрешения?”
Рыба.(Кит)
فَالْتَقَمَهُ الْحُوتُ وَهُوَ مُلِيمٌ
«Его проглотил кит, и он был достоин порица-ния».
«Ас-саффат 142»
Люди выбросили Юнуса мир ему в море. Его проглотил кит или большая рыба, и в момент заглатывания он был достоин порицания.
[Если бы он не был из числа возносящих славословие Аллаху, то непременно остался бы во чреве кита до дня Воскресения]. Пророк Йунус, мир над ним, часто восхвалял Аллаха и много поклонялся Ему, пока его не постигло наказание. А когда он оказался во чреве кита, то принялся повторять: «Нет божества, кроме Тебя. Свят и Безупречен Ты! Поистине, я был грешником» (Пророки, 87). Если бы не эти праведные дела, то его усыпальницей стало бы чрево огромной рыбы. Но искреннее поклонение и многочисленные восхваления Аллаха спасли Йунуса, мир над ним, от наказания. Таким же образом Всевышний Аллах спасает правоверных, когда их постигают беды и несчастья.
[Наконец, Мы выкинули его на пустынный берег]. Огромная рыба выбросила Йунуса, мир над ним, из своего чрева на пустынный берег, на котором не было ни единой души, а может быть, и ни единого тенистого дерева. По причине долгого нахождения во чреве рыбы Йунус, мир над ним, тяжко занемог. Он был похож на цыпленка, который только что вылупился из яйца.
Лев.
فَمَا لَهُمْ عَنِ التَّذْكِرَةِ مُعْرِضِينَ {49} كَأَنَّهُمْ حُمُرٌ مُّسْتَنفِرَةٌ {50} فَرَّتْ مِن قَسْوَرَةٍ {51}
Что же с ними? Почему они уклоня-ются от наставления, 50. словно они – напуганные ослы, 51. бежавшие [от льва] могучего?
«Сура Муддассир 49»
[Что же с ними? Почему они уклоняются от наставления], т.е. отворачиваются от него и небрежны к нему?Небесное наставление вызывает в них такое отвращение, что они бегут от него, [словно они – напуганные ослы], т.е. дикие ослы, бросившиеся бежать и распугавшие друг друга;
[бежавшие ] ото льва, охотника или стрелка [могучего], жаждущего сразить их.
Это ярчайший пример того, как нечестивцы избегают истины и отворачиваются от нее, и вместе с тем они имеют большие притязания.
Слон.
أَلَمْ تَرَ كَيْفَ فَعَلَ رَبُّكَ بِأَصْحَابِ الْفِيلِ
Воистину, Аллах не смущается приводить притчи о комаре или том, что больше него. Те, которые уверовали, знают, что это – истина от их Господа. Те же, которые не уверовали, говорят: «Чего хотел Аллах, когда приводил эту притчу?» Посредством нее Он многих вводит в заблуждение, а многих наставляет на прямой путь. Однако вводит Он в заблуждение посредством нее только нечестивцев. «Аль-бакара 26»
Аллах не смущается приводить притчи даже о комаре и других мелких созданиях, поскольку они содержат в себе глубокий смысл и разъясняют людям истину. А ведь Всевышний Аллах не стесняется говорить об истине. Этим откровением Аллах словно опроверг слова тех, кто считал бесполезными притчи о ничтожных созданиях и возражал Аллаху. Однако такие притчи не дают оснований для возражения. Напротив, они являются милостью, посредством которой Аллах обучает Своих рабов, и люди обязаны прислушиваться к ним и принимать их с благодарностью.
Пчела.
وَأَوْحَى رَبُّكَ إِلَى النَّحْلِ أَنِ اتَّخِذِي مِنَ الْجِبَالِ بُيُوتًا وَمِنَ الشَّجَرِ وَمِمَّا يَعْرِشُونَ {68} ثُمَّ كُلِي مِن كُلِّ الثَّمَرَاتِ فَاسْلُكِي سُبُلَ رَبِّكِ ذُلُلاً يَخْرُجُ مِن بُطُونِهَا شَرَابٌ مُّخْتَلِفٌ أَلْوَانُهُ فِيهِ شِفَاء لِلنَّاسِ إِنَّ فِي ذَلِكَ لآيَةً لِّقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ {69}
«Твой Господь внушил пчеле: «Воздвигай жилища в горах, на деревьях и в строениях. 69. А потом питайся всевозможными плодами и следуй по путям твоего Господа, которые доступны тебе». Из брюшков пчел исходит питье разных цветов, которое приносит людям исцеление. Воистину, в этом – знамение для людей думающих.» «Ан-нахль 68»
Пчелы – это маленькие творения, которым Аллах указывает верный путь самым удивительным образом. Он помогает им добраться до цветочных лугов и найти дорогу обратно в улья, которые пчелы благоустраивают благодаря приобретенным от Аллаха знаниям и верному руководству. Из брюшков пчел выделяется вкусный мед, который бывает различных цветов и оттенков, зависящих от почвы и цветков. Это питье приносит людям исцеление от многих болезней. Все это свидетельствует о безупречной заботе, которую всевышний Аллах проявляет о своих творениях, и Его совершенной доброте по отношению к своим рабам. А это значит, что рабы должны всецело посвящать свою любовь Ему одному и взывать о помощи только к Нему одному.
Собранный пчелой нектар смешивается внутри нее с пищеварительным соком и превращается в переваренный нектар, то есть в “незрелый”, или “неготовый” мед, так как содержание в нем влаги несколько превышает 17-18%, характерные для “зрелого” меда. После этого “незрелый” мед откладывается в восковые соты, где из него испаряется излишняя влага, и он становится “зрелым” медом, после чего пчела запечатывает ячейки сот чистым воском, который сохраняет его, не давая впивать влагу и защищая его от проникновения примесей, а уж после всего этого мед называют “готовым”.
Многие полагают, что под словом “питье” в Коране имеется в виду только мед. В действительности же выделения пчелы не ограничиваются только медом, и мед –лишь одно из этих выделений. Возможно, читатель удивится, узнав, что воск также относится к этому “питью”, ибо основа воска-жидкая и когда восковые железы выделяют его, он находится в жидком состоянии, но под воздействием окружающего воздуха он застывает в виде корочек, которые пчела разжевывает своими челюстями, превращая в привычную для нас массу. Воск также различен по качеству в зависимости от того, чем питается пчела.
К “питью”, выделяемому пчелами, относится и маточкино молочко, представляющее собой гормональное вещество, выделяемое рабочими пчелами из особой железы, расположенной в передней части головы. Маточкино молочко, богатое аминокислотами, минеральными солями, углеводами и витаминами, используется пчелами для кормления матки и личинок. Цвет его зависит от времени года и вида пищи, употребляемой пчелой, колеблясь от белесого до кремового.
Сюда же относится и получаемый нами от пчел яд, который выделяется пчелами при ужалении в защиту себя и своей семьи для причинения сильной боли тому, кто ей угрожает. В настоящее время он, как и другие виды “питья”, используется в лечебных целях.
Саранча.
خُشَّعًا أَبْصَارُهُمْ يَخْرُجُونَ مِنَ الْأَجْدَاثِ كَأَنَّهُمْ جَرَادٌ مُّنتَشِرٌ
«Они с потупленными взорами восстанут из могил, словно рассеянная стая саранчи».
« Аль-камар 7»
От страха и ужаса, которые будут царить в сердцах людей, их взоры будут потуплены, т.е. униженны и смиренны.В таком виде они [восстанут из могил, словно рассеянная стая саранчи]. Людей будет очень много, и все они будут суматошно толпиться, словно огромная стая саранчи.
Паук.
مَثَلُ الَّذِينَ اتَّخَذُوا مِن دُونِ اللَّهِ أَوْلِيَاء كَمَثَلِ الْعَنكَبُوتِ اتَّخَذَتْ بَيْتًا وَإِنَّ أَوْهَنَ الْبُيُوتِ لَبَيْتُ الْعَنكَبُوتِ لَوْ كَانُوا يَعْلَمُونَ
«Те, которые признали помимо Аллаха других покровителей,
подобны пауку, соткавшему себе гнездо. А ведь гнездо паука – это самое непрочное жилье. Если бы только они знали это!»
«Аль-ганкабут 41»
Аллах привел притчу о тех, которые поклоняются наряду с Ним ложным божествам в надежде обрести величие и заручиться их поддержкой. Однако в действительности происходит все наоборот, потому что многобожники подобны пауку, который пытается уберечься от зноя, холода и несчастий в гнезде из паутины. Паук является одним из самых слабых животных, а его жилье – одним из самых непрочных жилищ. И когда паук создает свое гнездо, его слабость проявляется в еще большей степени. То же самое можно сказать о многобожниках, которые ищут помимо Аллаха других покровителей. Они беспомощны и слабы во всех отношениях, и когда они начинают просить о помощи и поддержке такие же беспомощные творения, то это лишь усиливает их слабость и бессилие. Они уповают на свои божества, не делают усилий для обретения счастья и полагаются на то, что их божества непременно позаботятся о них. Однако они будут брошены на произвол судьбы и останутся без какой-либо поддержки, потому что не дождутся от своих мнимых покровителей даже малейшей помощи. Если бы они осознавали свое истинное положение и положение божеств, которым они поклоняются, то никогда не стали бы поклоняться им. Они отреклись бы от них и всеми силами стали бы искать покровительства могущественного и милосердного Господа, который не лишает своей поддержки тех рабов, которые надеются на Его помощь и уповают на Него. Господь помогает им сохранить веру и благоустроить мирскую жизнь, одаряет их душевной силой и здоровьем, исправляет их положение и деяния.
Земляной червь.
فَلَمَّا قَضَيْنَا عَلَيْهِ الْمَوْتَ مَا دَلَّهُمْ عَلَى مَوْتِهِ إِلَّا دَابَّةُ الْأَرْضِ تَأْكُلُ مِنسَأَتَهُ فَلَمَّا خَرَّ تَبَيَّنَتِ الْجِنُّ أَن لَّوْ كَانُوا يَعْلَمُونَ الْغَيْبَ مَا لَبِثُوا فِي الْعَذَابِ الْمُهِينِ
«Когда же Мы послали ему (т.е. Сулайману) смерть, то они (т.е. джинны) узнали об этом лишь благодаря земляному червю, который источил его посох. Когда же он упал [наземь], джинны убедились в том, что если бы им было ведомо сокровенное, то они не пребывали бы в унизительных мучениях.» «Саба 14»
Джинны обманывали людей и убеждали их в том, что им ведомо все незримое и сокровенное. Всевышний Аллах решил разъяснить людям истину и изобличить лживость утверждений шайтанов. Джинны продолжали отстраивать царство Сулаймана, мир над ним, когда Аллах пожелал забрать его душу. В этот момент Сулайман, мир над ним, сидел, опираясь на свой посох, и после того, как он скончался, его тело осталось в таком же положении. Джинны со страхом и трепетом проходили мимо его тела и даже не предполагали, что Сулайман, мир над ним, уже умер. Говорят, что это продолжалось в течение целого года. В конце концов, земляной червь источил посох Сулаймана, мир над ним, и его безжизненное тело упало наземь. Джинны разошлись, а людям стало ясно, что [если бы им было ведомо сокровенное, то они не пребывали бы в унизительных мучениях]. Поистине, джинны прислуживали Сулайману, мир над ним, вопреки своему желанию, и если бы они ведали о сокровенном, то поняли бы, что Сулайман, мир над ним, уже скончался, тем более что они более всего на свете жаждали его смерти для того, чтобы освободиться от унизительного рабства.
Змея.
فَأَلْقَى عَصَاهُ فَإِذَا هِيَ ثُعْبَانٌ مُّبِينٌ
«Он бросил свой посох, и тот превратился в явную змею.» «Аль-аграф 107»
Фараон предложил Мусе показать им знамения, и тогда Муса бросил свой посох на землю, и тот превратился в живую змею, которая стала ползти по земле на глазах у людей. Затем он вынул руку из-за пазухи, и она стала совершенно белой, безо всяких пятен. Он явил присутствующим два великих знамения, свидетельствовавших о правдивости всего, что он проповедовал, и подтверждавших его пророческую миссию. Но если люди не желают уверовать, они не уверуют, даже если увидят все знамения, пока не увидят мучительное наказание. Именно поэтому