Гипноз животных. Телепатия как метод гипноза

Гипноз животных. Телепатия как метод гипноза

Содержание

Введение.
Глава 1. Из истории вопроса.
§ 1. Общие представления о гипнозе.
- глубина гипноза
- основные фазы гипноза
- основные типы гипноза
- методы гипноза
- механизмы гипноза и внушения
- роль сознания и внимания в гипнозе и внушении
Глава 2. Гипноз животных

§ 1. Через дымку таинственности к научному подходу
§ 2. Гипноз человека и животного по Павлову
§ 3. Различие гипноза у человека и у животного
- состояние гипноза у человека
- животный гипноз
- эксперименты по изучению животного гипноза
Глава 3. Телепатия в животном мире
§ 1. Невербальные методы гипноза - метод мысленной суггестии
- научный подход к телепатии
- что такое телепатия
- техника передачи мыслей на расстоянии
§ 2. Телепатия между человеком и животным
- влияние на расстоянии
- чтение мыслей
- коммуникация
§ 3. Магические способности животных
§ 4. Опыты В.Л. Дурова и В.М. Бехтерева по суггестии и телепатии на животных
- опыты
Глава 4. Выявление телепатической связи и гипноза на примере собственной собаки
§ 1. Телепатия
- общие правила
- Эксперимент 1. Влияние на расстоянии
- Эксперимент 2. Прекращение нежелательных действий
- Эксперимент 3. Подзыв
- Эксперимент 4. Стойка
- несколько полезных советов начинающим телепатам
- тесты и упражнения по телепатии
§ 2. Гипноз
Заключение
Список литературы

Введение

Гипнозстоль же стар, сколь и само человечество. Он использовался служителями различных культов для укрепления веры в "чудесные исцеления", для показа различных видений религиозного характера. Гипнозявляется составной частью искусства колдовства и используется колдунами, знахарями, шаманами различных стран и народов. Какую бы природную силу воли не имел человек, он всегда рискует подчиниться влиянию другого человека, даже менее сильного духом, но основательно изучившего правила гипнотизирования, личного влияния, внушения и самовнушения. Достигнуть способности гипнотизировать - значит уметь привлекать, навязывать и внушать окружающим свои мысли и желания.

Клинописные таблички, найденные в междуречье Тигра и Евфрата, свидетельствуют о том, что древнейшему из известных нам культурных народов мира, шумерам, гипнозбыл известен еще в четвертом тысячелетии до Рождения Христова, и они использовали его тогда точно так же, как это делается в наше время. Известно, что в древнем Египте гипноз применялся как терапевтическое средство. Так, в папирусе Эберса, возраст которого составляет три тысячи лет, описаны методы применения гипноза целителями того времени. Египетские жрецы были одновременно и народными врачами. И древним грекам был известен гипноз и храмовый сон. Больные, пришедшие в храм, должны были вначале на протяжении некоторого времени придерживаться определенной диеты. Следующим этапом подготовки к собственному лечению были благовонные ванны и ритуальные омовения. Гипноз в форме храмового сна сохранялся вплоть до середины четвертого века. Затем наследие жрецов начали постепенно прибирать к рукам христианские монахи, которые занимались чудесными исцелениями с помощью молитв, святой воды, мощей святых великомучеников и наложения рук.

С давних пор гипнозостается тайной, это является основной причиной повышенного внимания к этому явлению. Дымка таинственности существует и поныне.

Итак, гипнозпредставляет собой состояние, отличное по своим проявлениям как от бодрствования, так и от естественного сна. Несмотря на значительное число работ, посвященных выявлению физиологической и психологической природы гипноза, сущность самого феномена гипноза является предметом острых научных споров, в которых обнаруживается как противоречивость отдельных эмпирических фактов, так и уязвимость теоретических позиций. Выделение из союза психологии с медициной такого направления, как гипнология, безусловно, прогрессивное явление. От раскрытия природы феномена гипноза мы пока, несмотря на важные подсказки, уходящие своими корнями в систему Павловских представлений, все еще, весьма далеки. Вместе с тем многочисленные данные по гипнозу и внушению не вызывают сомнений в клинической реальности и самостоятельности этого качественно особого состояния.

Значение гипноза хорошо раскрывается в высказываниях Шарко и Кюби: «Между правильным функционированием организма и спонтанными нарушениями, вызванными болезнью, гипнотизм занимает промежуточное положение и открывает путь к эксперименту. Гипнотическое состояние – это не что иное, как искусственное или экспериментально вызванное нервное состояние, многочисленные проявления которого возникают или исчезают в зависимости от потребности исследования по воле наблюдателя. Рассматриваемый таким образом гипноз становится драгоценным, неисчерпаемым источником исследований как для физиолога и психолога, так и для врача».[1] «Гипноз находится на пересечении всех уровней физиологической и психологической организации, и феномен, называемый гипнозом, когда он полностью будет понят, станет одним из важнейших инструментов для изучения нормального сна, нормального состояния бодрствования и постоянного взаимодействия нормальных, невротических и психотических процессов».[2]

Гипноз имеет богатое прошлое и является источником большинства современных психотерапевтических приемов и играет первостепенную роль в психопатологии и экспериментальной психотерапии. Гипноз – феномен изменчивый, ускользающий, неуловимый и все же реально существующий. Все эти качества в достаточной мере объясняют интерес, который он вызывает. Гипноз – это специализированный психиатрический метод, и как таковой он создает аспект отношений врач-больной. В психиатрической практике гипноз является вспомогательным средством для исследования, диагностики и лечения. Он может быть также полезным и в других областях медицинских исследований и практики.

В мире животных случаи гипноза часто наблюдаются в повседневной жизни. Некоторые беспозвоночные в определенных условиях впадают в состояние, напоминающее каталепсию. Вместе с тем одни животные могут гипнотически воздействовать на других. С теоретической точки зрения гипноз животных поднимает прежде всего проблему биологического значения. Для И.П. Павлова (1951) гипноз животных - это рефлекс самосохранения: если животное не находит спасения в борьбе или бегстве, оно становится неподвижным, чтобы не вызывать своими движениями агрессии нападающей силы. Фрейд (1951) высказывается аналогично: «Особенность гипнотического состояния заключается в чем-то вроде паралича воли и движений, являющегося результатом влияния всемогущего лица на беспомощного, беззащитного субъекта; эта особенность приближает нас к гипнозу, который вызывается у животных посредством страха».

Изучение природы гипноза подняло другую проблему. В своих объяснениях авторы отдавали предпочтение тому или другому аспекту феноменов. Одни рассматривали гипнотическое состояние в плане эмоциональных сдвигов (страх, подчинение), другие - в нейрофизиологическом аспекте (тонический рефлекс, корковое торможение). Но ни одно из этих объяснений не представляется удовлетворительным: они односторонни проводят жесткую грань между психическими и физическими факторами. Более синтетический подход к проблеме предложен Шильдером (1926). Придавая большое значение физиологическим факторам, автор подчеркивает, что не только они должны приниматься во внимание, т.к. нельзя еще сказать с полной уверенностью, что двигательная заторможенность у животных является результатом лишь изменения состояния моторики и не связана с психическими сдвигами. Этот двойной аспект можно обнаружить и в гипнозе человека. Впрочем, в более общем плане Шильдер считает, что, несмотря на вариации, обусловленные различием строения мозга, гипноз животных и гипноз человека идентичны. Он открыл в объяснении гипноза человека новую перспективу, связывая мотивационный и соматический факторы. Автор считает, что гипноз – это регрессивный процесс, который можно вызвать с помощью физических (сенсомоторные ограничения) или психических средств. По мнению Кюби, ситуация человека, вынужденного длительно фиксировать взглядом одну точку, аналогична той, в которой находится животное с неподвижно фиксированной головой. Эта аргументация впервые устанавливает связь между гипнозом жи­вотных и гипнотическим состоянием человека «через посредство аппарата организма, имеющего жизненно важное значение для поддержания контакта со стимулами внешнего мира».

В гипнозе животных кажется суще­ственным элемент ситуации, т. е. изменения, происходящие в физических и эмоциональных отношениях между животным и его окружением. В результате различных манипуляций животное подчиняется определенному «сенсорному ограничению», на которое оно реагирует, впадая в состояние оцепенения, неподвижности (такое состояние можно интерпретировать как регрессивное). Следует отметить, что для достижения гипнотической неподвижности не всегда бывает достаточно насильственной обездвиженности. Иногда для этого требуется еще поместить животное в неудобное положение, т.е. добавить к вынужденной неподвижности необычную для животного позу, что изменяет его «способ существования в мире» и обусловливает «психический стресс».

Глава 1. Из истории вопроса

Глубина гипноза

Многие люди представляют себе гипноз как глубокий транс, своего рода бессознательное состояние, в котором становятся доступными самые глубинные слои психики. Однако подобная глубина гипноза достигается лишь примерно у 20% пациентов. Большинство же из них достигают гипноза лишь средней глубины, чего, однако, вполне достаточно для обеспечения контакта с подсознанием и эффективного внушения.

В основном принято различать три степени глубины гипноза:

1. Легкий гипноз (состояние легкого расслабления, при котором сознание полностью активно. В этом состоянии пациент уже может принимать и выполнять простые внушения - гипноз в состоянии бодрствования);

2. Гипноз средней глубины (расслабление становится более глубоким, сознание почти неактивно, выполняются все внушения, которые не противоречат структуре личности);

3. Глубокий гипноз (полное расслабление, сознание полностью отключено. Выполняется даже совершенно нелогичные внушении. После снятия гипноза у пациента о нем не остается никаких воспоминаний).

Основные фазы гипноза

Гипноз возникает при переходе части клеток коры головного мозга в состояние торможения. При этом возникает разобщенность работы отдельных участков коры, которая приводит к развитию фазовых состояний.

В состоянии бодрствования внешние раздражители вызывают соответствующую ответную реакцию нервных клеток: слабый раздражитель - слабую, сильный - сильную.

По мере развития тормозных процессов в коре головного мозга пропорциональность меняется. Существует несколько характерных, тормозных фаз в деятельности коры мозга гипнотизируемого. При уравнительной фазе гипноза и слабые, и сильные раздражители дают одинаковый эффект - слабую реакцию. При парадоксальнойфазе гипноза - слабые раздражители приводят к сильной реакции, сильные - наоборот. Парадоксальную фазу гипноза И.П. Павлов назвал фазой суггестии. Слово - слабый раздражитель - приобретает сильное значение. При ультрапарадоксальнойфазе гипноза тормозные раздражители дают положительную реакцию, а положительные раздражители любой силы приводят кору в тормозное состояние.

Основные типы гипноза

I тип гипноза:летаргия - характеризуется тем, что при погружении в ту или иную глубину гипноза тело человека расслабляется все больше и больше.

II тип гипноза: каталепсия - характеризуется тем, что возникает подергивание мускулатуры. Тело человека по мере засыпания и углубления гипноза становится все более и более крепким, мышцы человеческого тела напрягаются все больше. Каталептический тип гипноза ближе всего стоит к гипнозу животных.

III тип гипноза:сомнамбулизм - характеризуется тем, что в нем наблюдается ряд интересных явлений автоматизма. Сомнамбулизм - гипнотический максимум, его вершина, апофеоз. Для него характерно полное управление полем сознания. Состояние это является настолько всемогущим, что в нем можно моделировать у гипнотика летаргию и каталепсию со всеми их проявлениями.

Методы гипноза

К аудиовизуальным методам гипноза относятся все те приемы гипнотизации, в основе которых лежит воздействие на слуховой и зрительный анализаторы в коре головного мозга суггеренда. К первой группе методов относятся: вербальный ифракционный гипнозы, а также постгипноз. Ко второй группе методов относятся фиксационный и фасцинативный гипнозы. Подробнее остановимся на вербальном методе.

Глава 2. Гипноз животных

Животный гипноз

Фиксируя животное на спине или в какой-либо иной неестественной для него позе, можно вызвать состояние временной неподвижности, каталепсии. Три столетия назад было описано это явление, которое получило название "животного гипноза". Специальная серия экспериментов показала, что в основе такого состояния - острое угасание безусловного рефлекса свободы из-за безуспешности попыток животного освободиться и вернуть естественное положение тела в пространстве.

Современные методы анализа работы мозга "гипнотизированных" животных позволили установить, что активность левого полушария при гипнозе ослабевает и начинает доминировать правое, то есть при гипнозе животных асимметрия активности полушарий имеет тот же характер, что и в процессе гипнотизации человека.

На основании этих исследований можно прийти к заключению о глубоком родстве мозговых механизмов гипноза у животных и человека. И в том, и другом случае речь идет о торможении врожденного рефлекса свободы, который у человека предстает в качестве мозговых механизмов воли. Результатом этого торможения у животных оказывается двигательная неподвижность, блокирующая агрессивные реакции противника. Что касается человека, то для него более характерен переход к подражательному поведению, к отказу от самостоятельности, перенос ответственности за ситуацию на лидера-гипнотизера.

Иными словами, поведение человека в состоянии гипноза накладывается на уже созданный эволюцией механизм, один из компонентов которого - преобладание активности правого полушария. Создается впечатление, что и у животных, и у человека правое полушарие преимущественно связано с реализацией врожденных и приобретенных автоматизмов, в то время как левое вовлекается в деятельность каждый раз, когда требуется анализ новой ситуации и активный поиск оптимальных в этой ситуации решений. Состояние гипноза означает отказ от активного поиска и переход к пассивно-оборонительной реакции общего обездвиживания (у животных) или к пассивно-подражательному поведению, как это наблюдается у человека.

Если говорить о внушенном сне у человека и у животного, то внушенный сон человека отличается от гипнотического сна животных наличием у первого состояния, известного под именем раппорта. Живое слово усыпляющего, по И.П. Павлову, является особенным условным раздражителем, действующим как в сторону внутреннего сонного торможения одного, а затем и всех органов коры головного мозга, так и в сторону расторможения, то есть пробуждения от сна. Слова определенного содержания, эти "сигналы сигналов", проникающие в центральную нервную систему из внешнего мира и являющиеся реальными раздражителями, могут также вызывать тормозное состояние коры больших полушарий, известное под названием гипноз. Пользуясь именно словесными раздражителями, при определенных условиях удается вызывать внушенный сон, гипноз в различное время суток.

При наличии заторможенности мозговой коры на всем ее протяжении, за исключением отделов, служащих для восприятия слов и действий гипнотизера, исчезает всякая принципиальная разница между такими элементарными гипнотическими явлениями, как неспособность остановить бессмысленное движение рук, например, переживание собственного детства при снятии всяких воспоминаний, относящихся к другим, позднейшим периодам жизни.

Научное исследование так называемого животного гипноза (рефлекторная неподвижность, пароксизмальное торможение) восходит к XVII в., к труду А. Киршера. Курицу сосвязанными лапками кладут на доску на живот или на бок. Когда она после периода возбуждения успокаивается, на доске проводят черту мелом, идущую от ее клюва. Если ей затем развязать лапки она останется неподвижной.[12] Чтобы «разбудить» курицу, ее надо слегка ударить или зашуметь. По мнению Киршера, курица успокаивается с того момента, когда, видя бесполезность своих усилий освободиться, «покоряется своему победителю». Когда последний освобождает ее, она продолжает оставаться на месте, так как воспринимает черту как узы, сбивающие ее с толку. Таким образом, Киршер, ссылаясь на страх, покорность и воображение курицы, дает своему объяснению в некотором роде психологическую направленность, которая была подхвачена многочисленными исследователями и оказалась плодотвор­ной и в интерпретации гипноза у человека.

Это довольно мистическое объяснение было отброшено лишь в XX в. в пользу концепции, согласно которой смысл данной реакции состоит в защите от хищников (рефлекс самосохранения). Эта реакция характеризуется избирательной утратой позных реакций, которые часто сопровождаются кагатоническими симптомами (восковая гибкость). Это врожденная безусловная реакция, вызванная вестибулярными (вращение) и соматосенсорными стимулами (фиксация) и потенцируемая эмоциональным стрессом (страх).

Ученый В.Я. Данилевский, рассматривая проявления животного гипноза, считал, что изучение явлений гипноза на животных будет в дальнейшем способствовать пониманию этих явлений у человека. Он рассматривал гипноз как явление, сходное у животных и человека, и считал главным условием для его вызывания эмоцию страха. В настоящее время считается, что животный гипноз - состояние общего торможения двигательной сферы. Он представляет собой сложную поведенческую реакцию, сложившуюся в процессе эволюции. В экспериментальных условиях животный гипнотизм достигается методом обездвиживания: животному придают несвойственное ему положение и удерживают его руками в такой позе около минуты, затем животное освобождают, но оно сохраняет приданную ему позу в течение 10-20 мин., в зависимости от его индивидуальных, видовых особенностей и тренировки.

Для наглядности можно привести несколько приемов гипнотизации животных. Цыпленка держат за грудь правой рукой, а левой прижимают его спину к поверхности доски так, чтобы голова выступала за край доски и свисала. Животное быстро вращают вдоль продольной оси, правой рукой продолжают держать цыпленка в течение 15 сек., а затем руку осторожно убирают. Что касается техники, то большинство способов сводятся к тому, что животное помещают в необычное положение или ситуацию, резкий поворот на спину, фиксация взглядом, повторяющиеся падения или раскачивание сверху вниз и т.д.Кролика растягивают за передние и задние лапы, а затем с достаточным усилием прижимают к поверхности стола и удерживают в таком положении 20-30 сек. Аналогичную методику применяют к крысам, но голову животного в этом случае просовывают сквозь окно в полиуретановом листе большим и указательным пальцами одной руки, а другой производят давление на область таза и поддерживают прямое положение позвоночника. После быстрого поворота животное держат, пока не наступит неподвижность или пока не пройдут 30 сек. Следует сказать, что у крыс гораздо труднее вызвать реакцию неподвижности, некоторые сразу предпринимают попытку встать, как только их освобождают. Если кошку взять за загривок и приподнять, то также наступит обездвиживание, но если отпустить, то это состояние быстро исчезнет.

Исследования показали, что существуют значительные видовые отличия чувствительности к животному гипнозу, которая высока у лягушек, ящериц, цыплят, уток, морских свинок и кроликов, но низкая у крыс, кошек и собак. Можно предположить, что чем выше находится животное в эволюционном ряду, чем больше пластичность нервной системы, тем труднее вызвать гипноз у животных с помощью обездвиживания.

Научный подход к телепатии

Телепатия(от греч. tele - вдаль, далеко и pathos - чувство), "мысленная (ментальная) суггестия", "мозговая связь", "мозговое радио", "умственный телеграф", "непосредственная передача мыслей на расстояние", "конвекция идеи", "информационно-энергетическое влияние", биоинформация", "биоэлектроника", "чтение мыслей" - явление особого вида непосредственной передачи информации на расстояние (иногда очень большое) о нервно-психическом состоянии одного существа (в том числе человека) другому. Из этого определения видно, что в каждом случае телепатии участвуют по крайней мере два существа ("телепатическая пара") - то, у которого первично возник данный нервно-психический процесс, и то, у которого в связи с этим возник такой же или более или менее сходный нервно-психический процесс. Лицо, оказывающее на другое лицо телепатическое влияние, передающее ему телепатическую информацию, принято называть "телепатическим индуктором" или "агентом". Лицо, которое непосредственно на расстоянии воспринимает такое влияние или информацию, называют "телепатическим перципиентом" или "реципиентом". Процесс, который происходит в нервно-психической сфере индуктора, обозначают словами "телепатическая индукция", а процесс, который происходит в нервно-психической сфере перципиента, называют "телепатической перцепцией". Само содержание телепатической индукции и перцепции принято называть "телепатемой". То, что телепатически воспринимает перципиент, далеко не всегда в точности соответствует тому, что было телепатически послано индуктором. Поэтому необходимо различать два понятия - "телепатема индуктора" и "телепатема перципиента". Старинное слово "телепатема" теперь часто заменяется выражением "телепатическая информация". Между индуктором и перципиентом устанавливается не односторонняя, а двусторонняя изолированная селективная связь ("телепатический раппорт"): с одной стороны, индуктор должен направлять суггестию на данного, заранее известного ему перципиента; с другой стороны, перципиент узнает по воспринимаемой им суггестии - кто именно в данный момент выполняет роль индуктора. Получается нечто вроде обратной связи, которой физиологи и кибернетики придают такое большое значение.

Относительно природы мысленной суггестии существует три гипотезы:

1. "электромагнитная" гипотеза, согласно которой мысленная суггестия передается через пространство с помощью электромагнитной энергии той или иной длины волны;

2. "психоэнергетическая" гипотеза, согласно которой мысленная суггестия передается через пространство посредством психической энергии;

3. "метаэфирная" гипотеза, согласно которой мысленная суггестия передается через пространство за счет колебаний в метаэфирной среде.

Что такое телепатия?

Когда мы спокойны, то можем улавливать все виды впечатлений, которые являются излучаемыми другими людьми или животными волнами, принимаемыми нашим мозгом по аналогии с радиоволнами и приемниками. Весь окружающий нас мир пронизан энергоинформационными взаимодействиями, образующими постоянное энергоинформационное поле, с которым общение возможно лишь посредством своего подсознания, являющегося и приемником, и передатчиком. Так как энергоинформационное поле в процессе эволюции сформировалось гораздо раньше сознания, то передача любой информации через него возможна лишь в виде образов и затруднена в прямой словесной форме. При концентрации мысли в энергоинформационном поле образуются вполне материальные энергетические образования – мыслеформы, которые могут быть восприняты другим человеком или животным через его подсознание в виде некоторой образной информации.

Был проведен эксперимент, где реципиент находился на подводной лодке, а индуктор – на суше. Последний вынимал различные простейшие геометрические фигуры, а реципиент в то же самое время должен был записывать передаваемые ему изображения этих фигур. Обработка данных дала основание считать, что передача имела место.[16]

У человека сигналы из подсознания подавлены мощным сознанием, и он не воспринимает информацию, поступающую к нему из окружающего мира через энергоинформационное поле. Но во время сна или в состоянии бодрствующего расслабления подсознание раскрепощается, и мозг может ее принимать. Обычно она исходит от близких людей, любимых животных, особенно в кризисные для них моменты, при высоком психическом напряжении.

Влияние на расстоянии

Телепатические вмешательства возможны и в автономные структуры животных, и многие исцелители вызывают таким образом "чудеса" у животных, которым ветеринар не мог помочь. Излучение подготовленным парапсихологом через его активированную лобную чакру в форме амплитудномодулированных космоэнергетических волн и образно оформленные внушающие приказы принимаются "приемником"-животным любого вида - через его теменную чакру. Оттуда они поступают через соответствующие нади в те (предопределенные видом внушающего приказа) кортикальные или субкортикальные области мозга, в которых они, преобразованные в нейронные возбуждения, становятся действующими.

Если мы хотим провести опыты по воздействию на расстоянии на животных, то мы действуем в принципе так же, как при воздействии или лечении на расстоянии людей:

- мы настраиваемся, вырабатывая воображаемое подобие на их длину волны;

- формулируем содержание передачи мысли как яркий и живой образ, а не как словесное приказание;

- излучаем его одновременно и последовательно через нашу активированную лобную чакру.

Чтение мыслей

Из собственного опыта я знаю, что между мной и животными, которых я люблю и которые привязаны ко мне, во время разлуки возникает сразу же контакт или таинственная и необъяснимая связь, если они попадают в опасность. Так дважды я слышала очень ясно зов моей собаки, когда я была в поездке. По моему возвращению я узнала, что моя собака была больна.

Спонтанная телепатия: в экстремальной стрессовой ситуации даже непарапсихолог может испускать настолько интенсивные космоэнергетические мысленные импульсы, что они могут быть восприняты эмоционально готовым к приему "приемником". Но, при невольной передаче мыслей речь не идет о чтении мыслей в телепатическом смысле, а в большей степени о спонтанной телепатии. Существование этого духовного пути общения между людьми и животными убедительно подтверждает, что животные так же, как и люди, излучают информационное содержание своих нейронных процессов в форме амплитудномодулированных космоэнергетических волновых полей. Если их жизнь протекает в обычных рамках, то интенсивность передаваемого излучения космической энергии немного меньше, чем во время стрессовых ситуаций. Но так же, как и излучение космической энергии, оно может приниматься каждым подготовленным парапсихологом, как только он сконцентрируется на животном-"передатчике". Или же - при условии тесной эмоциональной связи с животным-"передатчиком" - всегда готов принимать его мысленные импульсы.

Мысленные образы и информация, передаваемые животным телепатическим путем, по своей природе являются несловесными: животные думают - как и представители "примитивных" человеческих рас - в основном образами и чувствами.

Итак, мы читаем мысли животных за счет того, что духовно настраиваемся на длину волны неосознанно (или осознанно) посылаемой ими космической энергии, воспринимаем их нашей активированной теменной чакрой, затем направляем их через связь нади в наш лобный кортекс и там преобразуем путем демодуляции снова в то, чем они были первоначально: в образы и чувства. Наряду с образной и чувственной информацией из кортикальной области (или информации словесного вида) мы можем также принимать и информацию из субкортикальных областей и всей нервной системы (такие, как болевые сигналы или информация о состояниях автономных процессов регулирования).

Коммуникация

Парапсихолог проецирует телепатически содержание своей доли разговора через свою лобную чакру непосредственно в сознание партнера-животного и принимает долю разговора своего партнера-животного теменной чакрой, осмысливая этот разговор путем чтения мыслей.

Опыты

Опыты с собаками показали одну важную закономерность. Для усиления передачи мысленного внушения животному не обязательно, чтобы передачу осуществлял дрессировщик. Это может сделать и другой человек. Однако необходимо, чтобы этот человек знал и применял методику передачи, установленную дрессировщиком данного животного. Следует отметить, что опыты проводили с собаками, имеющими определенные изменения в психике, возникающими после специальной дрессировки. Вот пример методики передачи животному мысленного "приказа" на двигательные действия, рассказанный В.Л. Дуровым в 1922 г.:

"Я один, предположим с собакой Марс, как говорится, с глазу на глаз. Никто и ничто нам не мешает: полная изоляция от внешнего мира. Я смотрю в глаза Марса, или, лучше сказать, в глубину глаз, глубже глаз. Я произвожу пассы, т.е. легкое поглаживание своими руками по сторонам головы сверху морды и до плеч собаки, чуть-чуть касаясь шерсти. Этими действиями я заставляю Марса полузакрыть глаза. Собака вытягивает морду почти вертикально вверх, как бы впадая в транс. Мои пассы выбирают весь остаток воли у собаки, и она в таком состоянии представляет собой как бы часть моего внутреннего "я". Между моими мыслями и подсознанием Марса уже установилась связь или "психический контакт". При этом я в своем воображении стараюсь ясно представить объект передачи мысли, ощущения, приказа: предмет или действие (а не воображаю слова, как таковые, их обозначающие). Я смотрю через глаза как бы в мозг собаки и представляю себе, например, не слово "иди", а двигательное действие, с помощью которого собака должна исполнить мысленное задание. Одновременно я ярко воображаю себе направление и самый путь, по которому собака должна идти, как бы отпечатываю в своем и в ее мозгу отличительные признаки на этом пути в порядке их расположения по предстоящему пути собаки (это могут быть трещинки, пятно на полу, случайный окурок или другой мелкий предмет и т.д.) и, наконец, место, где лежит задуманный предмет, и в особенности самый предмет в его отличительных чертах (по форме, цвету, положению среди других предметов и т.п.). Только теперь я даю мысленный "приказ", как бы толчок в мозгу: "иди" - и отхожу в сторону, открывая собаке путь к исполнению. Полуусыпленное сознание собаки, в котором запечатлелось переданная мною мысль, картина, двигательное действие и т.п., "приказ", заставляет ее исполнить воспринятое задание беспрекословно (без внутреннего сопротивления) как если бы она исполнила свой самый естественный импульс, полученный из ее собственной центральной нервной системы. А после исполнения собака отряхивается и явно радуется, как бы от сознания успешно выполненного своего намерения".

Классическими в изучении телепатии и суггестии являются описанные академиком В.М. Бехтеревым шесть опытов над дрессированной собакой Пикки (1919 г.). В четырех опытах передающим задание академика был В.Л. Дуров, а в двух остальных - сам академик, причем о своем мысленном задании он никому перед опытом не говорил. Опыты проходили в ленинградской квартире В.М. Бехтерева, то есть в обстановке, непривычной для подопытного животного. В опытах участвовали также врачи, работавшие совместно с Бехтеревым. Вот что пишет В.М. Бехтерев:

"Третий опыт заключается в следующем: собака должна вскочить на предрояльный круглый стул и ударить лапой в правую сторону клавиатуры рояля. И вот собака Пикки перед Дуровым. Он сосредоточенно смотрит в ее глаза, некоторое время обхватывает ее мордочку ладонями. Проходит несколько секунд, в течение которых Пикки остается неподвижным, но, будучи освобожден, стремительно бросается к роялю, вскакивает на круглый стул, и от удара лапы по правой стороне клавиатуры раздается трезвон нескольких дискантовых нот. В четвертом опыте собака должна была, после известной процедуры внушения, вскочить на один из стульев, стоявших у стены комнаты, и затем, поднявшися на стоящий рядом круглый столик, поцарапать лапой большой портрет, висевший на стене над столиком. Казалось бы, что это сложное действие собаке не так легко выполнить. Но Пикки превзошел все наши ожидания. После обычной процедуры (Дуров сосредоточенно смотрел в глаза собаке в течение нескольких секунд) Пикки спрыгнул со своего стула, подбежал к стулу, стоящему у стены, затем с такой же быстротой вскочил на круглый столик, и, поднявшись на задние лапы, достал правой передней конечностью портрет и стал царапать его когтями... Если принять во внимание, что оба последние опыты были осуществлены по заданию, известному только мне и Дурову, и что я был все время рядом с Дуровым и неотступно следил как за ним, так и за собакой, то нельзя было сомневаться в способности собаки проделывать какие угодно сложные действия. Чтобы иметь полную уверенность, я решил сам проделать аналогичный опыт, не говоря никому о том, что я задумаю. Задание же мое состояло в том, чтобы собака вскочила на стоящий неподалеку круглый стол и осталась на нем сидеть. Сосредоточившись на форме круглого стола, я некоторое время смотрю собаке в глаза, после чего она стремглав бросается от меня и начинает бегать вокруг стола. Опыт не удался и я понял почему: я сосредоточился исключительно на форме круглого стола, упустив из виду, что мое сосредоточение должно начинаться движением собаки к круглому стулу и затем вскакиванием на него. Ввиду этого я решил повторить опыт, не говоря никому о своей ошибке и поправив себя в вышеуказанном смысле. Я снова усаживаю собаку на стул, обхватываю ее мордочку обеими ладонями, начинаю думать о том, что она должна подбежать к круглому стулу и, вскочив на него, сесть. Затем отпускаю собаку и не успеваю оглянуться, как она уже сидит на круглом стуле. Пикки разгадал мой "приказ" без малейшего затруднения... К проведенным опытам я не делаю никаких особенных пояснений. Сами по себе эти опыты настолько поразительны, что заслуживают внимания безотносительно к тем или иным комментариям. Условия, в которых проводились опыты, исключают всякое допущение о том, что животное при внушении пользуется какими-либо незамеченными самим экспериментатором знаками. Что касается последних двух опытов, то они не только рассеивают всякие сомнения на этот счет, но дают основание для допущения возможности передачи мысленного воздействия одного индивида на другого с помощью какого-то вида лучистой энергии".

В начале века, когда только что было открыто радио, телепатию объясняли как результат электромагнитного взаимодействия между объектами. Исследователи строили экранированные камеры (клетки Фарадея) и усиленно искали тот частотный диапазон в электромагнитном излучении, который лежит в основе телепатии. Мода не обошла и лабораторию Дурова, где также проводили такие опыты совместно с инженером Б.Б. Кажинским, активно разрабатывающим электромагнитную гипотезу телепатии - как биологической радиосвязи.

В лаборатории Дурова были пр<

Наши рекомендации