Пожалуйста, не дразните шимпанзе

И напоследок еще одна поучительная история. Рон Шустерман, морской биолог из Калифорнийского университета в Санта Крус, любит рассказывать историю о Франце, молодом самце шимпанзе, который жил в лаборатории и был известен как любитель кидаться в окружающих фекалиями. Его любимой мишенью был друг Рона Ларри. Однажды Ларри увидел, что в клетке Франца убрали, и стал дразнить его: «Теперь ты меня не достанешь, на-на-на-на-на!» Франц пристально смотрел на Ларри, пока тот издевался над ним, а когда Ларри закончил, Франц срыгнул частично переваренной пищей, которой его накормили несколько минут назад, и стал кидать ею в лоб Ларри, отчего брызги летели во все стороны. Потом Франц удалился в торжествующем танце.

СУЩЕСТВУЮТ ЛИ КОЙОТЫ-АУТИСТЫ И БИПОЛЯРНЫЕ ВОЛКИ?

Поскольку этот вопрос часто игнорируется, я хочу поставить его в конце данной главы: если животные испытывают большую часть, а возможно, и все эмоции, свойственные человеку, бывают ли среди них умственно неполноценные? В то время как мы наблюдаем свободное и открытое выражение эмоций у широкого круга видов, нам встречаются и индивиды, которые, как кажется, пребывают «вне этого». Например, однажды мне пришлось наблюдать животное, казалось, неспособное постичь даже, в чем заключается прелесть игры. Я вспоминаю щенка койота Гарри, который не реагировал на приглашения поиграть с ним и на другие игровые сигналы во время веселой возни щенков из его помета. Гарри также редко использовал игровой поклон и даже, по всей видимости, не имел представления о том, как инициировать игру, если вообще представлял себе, что такое игра. Долгое время я просто списывал это на индивидуальные девиации, полагая, что, поскольку поведение у членов одного вида может варьировать, в случае Гарри нет ничего удивительного.

Но когда недавно меня спросили, есть ли среди животных особи, склонные к аутизму, я, вспомнив о Гарри, вдруг осознал, что, скорее всего, заблуждался на его счет. Раз аутизм встречается среди людей, весьма вероятно, что и нечеловекообразные животные страдают от подобного явления. Возможно, Гарри страдал от некоего типа аутизма, свойственного койотам. Симон Барон-Коэн провел обширные исследования, изучая аутизм у человека с использованием этологических методик; этолог Нико Тинберген также обратился к изучению аутизма... Так что, все может быть...

Мне вспомнились и другие животные. Например, был еще один очень необычный по своему поведению койот — большой самец по имени Джо, который любил бродить по окрестностям. Он часто пребывал в мрачном настроении, гримасничал без объективной на то причины, а затем вдруг начинал беззаботно бегать повсюду, всем своим видом являя пример совершенного счастья. Потом мне вспомнилась Люси, молодая волчица, поведение которой походило на поведение Джо. Иногда Люси вела себя нормально, как обычный волк, а иногда становилась невыносимой или пребывала в очень угнетенном состоянии. Другие мои коллеги также отмечают, что время от времени среди животных им попадаются индивиды, которые ведут себя очень нетипично. Но нам никогда не приходило в голову назвать неординарных особей аутистами или биполярными психами.

Возможно, для сохранения последовательности в рассуждениях об эволюционной непрерывности и эмоциях все это не будет таким уж странным. Как я уже отмечал ранее, сейчас опытные этологи и психологи считают, что слоны, так же, как и мы, испытывают психологические травмы, и так же, как мы, излечиваются от них, и так же, как мы, страдают от посттравматического расстройства, стресса. (Слоны являются обладателями огромного гиппокампуса — мозговой структуры в лимбической системе, ответственной за «производство» эмоций.) Но как далеко мы должны продвинуться, чтобы принять во внимание склонных к аутизму и биполярных животных? Много разных психологических расстройств было диагностировано у собак, и поэтому нет никаких оснований утверждать, что их дикие сородичи или другие создания не могут страдать от того же.

А теперь давайте поговорим о еще более интригующей возможности: о том, что животные морально восприимчивы, и мораль у животных является эволюционным предшественником нашего с вами морального поведения.

Глава 4

Наши рекомендации