Одиночная манипуляционная игра молодого барсука с шаром.
Сходные наблюдения были сделаны и другими исследователями. Например, у изолированной молодой мангусты появились компенсирующие манипуляционные игры, в которых животное имитировало обычные игры с сородичами. Детеныш подскакивал к игровому объекту или даже перескакивал через него, прыгал вокруг него, как бы пугая его, а затем набрасывался на объект, «боролся» с ним, царапая и покусывая его, хватал зубами и потряхивал, а то обнимал его, прижимался к нему всем телом и нередко в таком положении перекатывался с предметом лежа на спине с бока на бок.
Эти наблюдения были сделаны на животных, которые содержались в неволе и у свободно живущих животных, обитающих в естественных условиях. Например, случалось наблюдать «ожесточенные» нападения молодых оленей на небольшие, отдельно стоящие кусты. При этом обнаруживаются все атрибуты игровой борьбы с сородичами: животные стремительно набрасываются на такие кусты, борются с ними, или, наоборот, внезапно тормозя свой бег, резко поворачивают перед ними и устремляются назад. Сюда же можно, очевидно, отнести и подбрасывание молодыми самцами лежащих на земле веток, поскольку и такие движения составляют обязательный компонент борющихся взрослых партнеров. Подобное я наблюдал и у молодых зубров. Иногда молодые олени, как только у них появляются рога, нападают на муравейники.
Наблюдаются подобного рода игры подчас и у свободно живущих хищных млекопитающих, в частности у медведей. Описан, например, случай игры молодого гризли с лежавшим в горном ручье бревном: медведь «боролся» с бревном именно так, как, играя, борются друг с другом медвежата. Компенсаторному использованию бревна вместо игрового партнера явно способствовало то обстоятельство, что размеры и физические свойства этого предмета вполне обеспечивали возможность имитации игрового партнера, выступающего в норме в роли «врага». Однако надо думать, в данном случае обращение с бревном как с врагом особенно стимулировалось подвижностью предмета, обусловленной потоком воды, поскольку тем самым значительно усиливался эффект производимых животным ударов по бревну. К тому же игровая ситуация усложнялась имитацией «ответных действий» объекта игры: ведь приводимое водой в движение бревно, да толкаемое медведем то и дело как бы само «нападало» на играющее животное, а может быть, и ударяло его.
То же самое происходит, разумеется, и при «драке» олененка с кустом — ведь и он приходит в движение под воздействиями животного и может «оказать сопротивление», ударить отскакивающей назад веткой, уколоть торчащим сучком и т. д. Этим отличаются такого рода игры от других манипуляционных игр, когда предметы выполняли лишь пассивную роль и активность исходила только от играющего с ними животного. В результате устанавливались односторонне направленные непосредственные связи между играющим индивидом и объектом игры.
Компенсаторные игры с предметами относятся к наиболее типичным формам игры у животных и имеют исключительное значение в развитии их поведения. А сейчас мы подошли к сложнейшим из этих игр, когда молодые животные имеют дело уже с «активно сопротивляющимися» и даже «нападающими» предметами — игрушками. Но не следует забывать и о самых простых манипуляционных играх, когда нет никакой компенсации и объекты игры не «суррогаты» биологически необходимых компонентов среды, а именно такие предметы.
Речь идет об играх с биологически значимыми, совершенно необходимыми для поддержания жизнедеятельности предметами, с которыми детенышу в будущем постоянно придется иметь дело (пищей, водой, гнездостроительным материалом и т. п.). Сюда же относятся и такие случаи, когда детеныш как бы прячет пищу или как будто купается в воде (такие игры наблюдали, в частности, у попугаев). Конечно, невозможно точно определить, когда лисенок перестает, играючи, лизать или грызть кусок мяса, который принесла ему мать, и когда он начинает его есть «всерьез». В отличие от взрослых животных детеныши диких млекопитающих продолжают на протяжении всего ювенильного периода играть с пищевыми объектами даже во время еды. Иными словами, поедание пищи служит для них тоже источником игрового познания.
Непосредственная же польза игры детенышей с пищевыми объектами состоит, в частности, в том, что они учатся правильно, наиболее эффективно обращаться с этими объектами, что особенно важно для животных, питающихся разнообразной по структуре и подчас сложно устроенной пищей, которую чаще всего приходится перед поеданием еще как-то обрабатывать. Это относится, например, к обезьянам или хищным млекопитающим.
Так, американский исследователь поведения псовых М. Фокс обратил внимание на то, что все щенки этого семейства (домашних собак, волков, лисиц, койотов и др.), играя, одинаковым образом прижимают небольшую жертву (например, мышь) обеими передними лапами к субстрату, одновременно глядя на нее сверху. Однако конкретные формы выполнения этих игровых движений сильно варьируют у разных особей в зависимости от индивидуальных различий их поведения, опыта, состояния детеныша в момент игры и других обстоятельств, а также от того, собирается ли он понюхать, покусать или, прижав, обезвредить жертву одной или двумя конечностями. При всем этом выполняется и много совершенно лишних движений. Со временем, однако, движения становятся все более точными и экономными, стандартными и похожими на соответствующие четкие движения взрослых животных.
Игры с пищевыми объектами очень важны и в другом отношении. Еще в 1911 г. И.С. Цитович опубликовал в «Трудах Общества русских врачей» статью «О происхождении натурального условного рефлекса». Под натуральными условными рефлексами подразумеваются акты первичного опознавания свойств пищи в результате накопления индивидуального опыта, т. е. опробования. Такие рефлексы устанавливаются уже вскоре после рождения детеныша, но наиболее характерны для низших позвоночных. Г.И. Поляков считает их даже древнейшей категорией условных рефлексов. Однако и у высших позвоночных они, конечно, не исчезли и не утратили своего значения. Наоборот, распознавание качеств пищевых объектов, особенно открытие новых видов пищи продолжается и в игровом периоде онтогенеза. Прежде всего это относится, конечно, к животным с широким пищевым ассортиментом, способным питаться «чем попало».
В заключение отметим, что значение манипуляционных игр для полноценного развития поведения четко выявляется в экспериментах, когда детеныши выращиваются в условиях, при которых они лишены возможности играть с предметами. Группа американских ученых поставила такой опыт над детенышами шимпанзе, не ограничив при этом, однако, свободу движений его рук, в частности пальцев. В результате этот детеныш по сравнению со сверстниками, которым предоставлялись неограниченные возможности играть с предметами, резко отстал по способности к хватанию и ощупыванию, оказался неспособным локализовать с помощью руки прикосновения к поверхности тела (или делал это крайне неточно), не умел цепляться за служителя, не протягивал к нему руки. Полностью отсутствовало даже столь характерное для обезьян обыскивание — важная форма их общений. Результаты, безусловно, весьма красноречивые!
Вприпрыжку и бегом
Итак, манипуляционные игры бывают компенсаторные и более простые, некомпенсаторные. Но существуют еще более простые, самые элементарные игры (тоже некомпенсаторные и неманипуляционные). Это игры просто так, «ни с чем и ни с кем» с самим собой, игры локомоционные, своего рода «легкая атлетика» и «гимнастика», но, как уже выше отмечалось, без применения «физкультурных снарядов» (иначе это были бы манипуляционные игры). Словом, это подвижные игры, при которых животное постоянно меняет свое местонахождение: бесцельная беготня, кувыркание, подскоки и прыжки, барахтанье на суше и в воде и т. п. Поскольку такие игры сводятся к игровому перемещению животного в пространстве, их и можно обозначить как локомоционные игры. К этой категории следует отнести и такие «гимнастические упражнения» молодых животных, как раскачивание из стороны в сторону, разнообразные движения конечностей и т. п. Если же животное хватает при этом какую-нибудь часть своего тела (например, хвост), то это уже манипулирование, соответствующее обращению с посторонними предметами.
Вот несколько примеров. Детеныши домовой мыши начинают после прозрения (12-15-й день жизни) без видимых причин совершать странные, блошиные прыжки вверх или в сторону. Они напоминают те резкие прыжки, которыми эти животные спасаются при внезапной опасности. У мыши-малютки же, способной прекрасно лазать по стеблям высоких трав и кустарников, детеныши после выхода из подвешенных к травам гнезд безудержно упражняются в лазаньи. Особенно в конце третьей недели жизни начинаются неутомимые подвижные игры, состоящие в непрестанном карабкании вверх и вниз, подъемах на головокружительную для этих малышей высоту, скольжении по гладким поверхностям. При этом мышата подвешиваются к веткам и другим горизонтальным поверхностям, ловко цепляясь за них не только лапками, но и хвостом. Все это перемежается бешеными прыжками и пробежками. Длятся эти игры с непродолжительными перерывами с сумерек почти до полуночи.
Английская исследовательница поведения животных Р.Ф. Эвер описала игры детенышей гребнехвостых сумчатых мышей. Эти мышата (на самом деле это не мыши, они относятся к семейству хищных сумчатых) носятся туда-сюда, молниеносно меняя направление, то и дело вбегают в какое-нибудь укрытие и тут же вновь выскакивают оттуда. Начинается все это с того, что детеныш, медленно передвигаясь с места на место, вдруг без малейшего повода прерывает это движение резкими рывками и поворотами.