Игра № 4 «Каждый звук в своем окошке»
Введение
Данные настольные игры составлены на основе дидактических принципов с учетом возрастных особенностей детей 5—7 лет с речевыми нарушениями. Эти игры могут использоваться на занятиях по обучению детей грамоте в детских дошкольных учреждениях, как игровой материал на логопедических занятиях и как самостоятельная игра для детей с участием родителей.
В зависимости от возраста и уровня речевого развития детей игры помогут:
— научить ребенка выделять начальные звуки в словах;
— дифференцировать гласные и согласные звуки;
— различать согласные звуки по твердости-мягкости;
— правильно соотносить звуки и буквы;
— закрепить навыки слитного чтения слов;
— развивать навыки звукового анализа и синтеза;
— познакомить с некоторыми грамматическими правилами написания слов в русском языке;
— расширить и закрепить знаниядетей о животном мире (уточнить представления о животных и
птицах);
— поможет развить внимание, зрительную память;
— развивать творческие способности ребенка.
Кроме перечисленных целейигра может расширить и закрепить знания детей о животном мире, уточнив их представления о животных и птицах, поможет развить внимание, зрительную память.
Игры представлены комплектом, состоящим из 40 больших разноцветных карточек с изображениями различных предметов; 40 маленьких двусторонних карточек с изображениями животных и птиц на одной стороне и их названиями на обороте карточки; разрезной азбуки; фишек для обозначения звуков (красные фишки — гласные звуки, синие — согласные твердые, зеленые — согласные мягкие).
Слова, составляемые детьми по карточкам в ходе игры, сгруппированы по степени сложности слоговой структуры и даны в определенной последовательности от простого к сложному. Для облегчения подбора слов с одинаковой слоговой структурой аналогичные карточки выделены каким-либо одним цветом: желтым, розовым, красным, фиолетовым, синим, голубым, зеленым, светло-зеленым, коричневым и серым.
Некоторые игры по степени сложности представлены в двух вариантах. Перед началом игры ведущий должен убедиться, что дети знают буквы и умеют правильно соотносить их со звуками.
Игра № 1 «От буквы к слову»
Игра проводится под руководством взрослого ведущего с 2—4 игроками.
Цели: научить детей выделять первый звук в начале слова, соотносить звуки и буквы, дифференцировать звуки и буквы (гласные и согласные, согласные твердые и мягкие), составлять из букв слова, соотносить слово и его изображение.
Оборудование: большие и маленькие карточки (по одной паре карточек на игрока), разрезная азбука.
Начинать игру лучше с простых слов из двух слогов без стечения согласных.
Вариант А (простой)
Для этого варианта ведущий заранее отбирает необходимое количество маленьких карточек с изображением животных и птиц: № 1-6, 8-10, 13—16,20,25, 26,27, 29, 36—39 и выкладывает их в центр стола, изображением вверх.*
* Карточки № 21, 28, 30, 33 по ходу игры требуют уточнения ведущего в написании последнего звука. Их рекомендуется давать после предварительной работы — образование множественного числа существительных в родительном падеже (например: удав, а много удавов).
Перед детьми лежат буквы разрезной азбуки и большие карточки с изображениями различных предметов, которые дети должны внимательно рассмотреть и назвать. Ведущий предлагает детям составить и выложить из букв разрезной азбуки слово по первым звукам маленьких слов-картинок. Выкладывать слово начинают с картинки, расположенной слева. В названии каждой маленькой картинки выделяют первый звук, находят соответствующую ему букву и выкладывают ее под эту картинку. Затем выделяют первый звук в названии второй картинки, находят соответствующую букву и выкладывают ее под второй картинкой. И так со всеми оставшимися картинками.
После этого каждый ребенок должен прочитать свое слово и найти на столе маленькую карточку с соответствующим изображением. Побеждает тот, кто не только быстро, но и правильно выполнит это задание. Если у ребенка возникают затруднения, ведущий помогает ему.
Количество предлагаемых ребенку картинок можно увеличить.
Вариант Б (усложненный)
Правила игры те же, но при выкладывании слов дети используют для обозначения звуков не только буквы, но и цветные фишки (красные — гласные звуки, синие — согласные твердые, зеленые — согласные мягкие). А затем отвечают на ряд вопросов педагога: Сколько в составленном слове слогов? Какой слог ударный? Сколько в слове гласных букв? Согласных? Каких? И т.п.
Постепенно, по мере усвоения слоговой структуры слов, ведущий выбирает более сложные слова, постепенно увеличивая число карточек у игроков. Побеждают игроки, сумевшие правильно выложить, прочитать и выполнить звуковой анализ слова.
Игра № 2 «Собери слова в цепочку»
Игра проводится под руководством взрослого с 2—4 игроками. Ведущий заранее подбирает маленькие карточки с изображениями животных и птиц, (слова разной слоговой структуры) так, чтобы из их названий можно было составить цепочку слов. Цепочка составляется таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова.
Цели: научить детей выделять первый и последний звук в словах.
Оборудование: маленкие карточки с изображением животных и птиц.
Например: СТРАУС — СУСЛИК — КАБАН — НОСОРОГ — ГОЛУБИ...
Если игроки не могут продолжить цепочку слов (нет картинки с нужным звуком) ведущий может предложить: детям 5—6 лет — начать новую цепочку из оставшихся картинок; детям 6—7 лет — продолжить составление цепочки, несколько изменив условия игры. Если при выкладывании цепочки нет картинки с изображением животного, название которого начинается на определенный звук, игрок может подобрать слово на этот звук, а вместо картинки положить фишку. Ведущий может воспользоваться дополнительными карточками и словами.
Игра № 3 «Назови ударный слог»
Количество игроков не ограничено.
Цели: закрепить у детей навык деления слов на слоги; учить определять ударный слог в словах.
Оборудование: три карточки с цифрами (1,2, 3), картинка с изображением молотка, картинки
с изображением животных и птиц из игры. .
Игра проводится после того, как дети познакомятся с понятием «ударный слог». Выкладывая карточки с цифрами перед игроками ведущий говорит, что цифры обозначают количество слогов в слове, а молоток указывает ударный слог. Картинки с изображениями животных и птиц лежат перед ведущим. Игроки по очереди берут по одной картинке, медленно называют слово, выделяя ударный слог, и в зависимости от места ударного слога в слове выставляют карточку с молотком под одну из цифр. Ведущий и остальные игроки следят за ответами. Если задание выполнено игроком без ошибок, он забирает картинку себе, уступая место другому игроку. Если допущена ошибка — карточка откладывается в сторону. Сначала игра проводится в медленном темпе, по ходу игры ведущий может увеличить темп, создавая тем самым атмосферу соревнования. Ведущий может неза-
метно помогать некоторым игрокам, проговаривая вместе с ребенком «трудное» слово и интонационно выделяя ударный слог. Это поможет детям, не уверенным в своих силах справиться с робостью и чувствовать себя более уверенно. В конце игры подсчитывается количество картинок у каждого игрока. Ведущий дает поощрительную оценку игроку-победителю и подбадривает остальных детей.
Вариант А
Число карточек ограничено по тематике и количеству(например, только дикие животные средней полосы).Карточки распределяются между игроками по 2 на ребенка. После того, как будет прочитано их название, ведущий предлагает каждому игроку сравнить имеющиеся у него картинки с изображениями животных, выделив их общие признаки и различия. Например, один ребенок называет только общие признаки, а другой только отличительные. Если у детей возникли затруднения, ведущий разбивает игроков по парам и они сравнивают «своих» животных, например: ЛИСА — БЕЛКА, ЗАЯЦ — ВОЛК, ГОЛУБИ ~ СОВА... За каждый правильный ответ игроки получают фишку, если ответ ошибочный, фишка теряется. Победит та пара детей, которая наберет большее число фишек.
Вариант Б
Число карточек не ограничено тематически, каждый игрок берет по 2 карты. После того, как будут прочитаны на карточках и названы на картинках животные, ведущий предлагает игрокам сравнить названных ими животных, выделив наиболее важные различия. В этом случае внимание детей акцентируется на подборе слов-признаков, наиболее подходящих именно для этого слова (животного). Этот вариант позволит не только активизировать словарь, но и развивать языковое чутье, поможет детям почувствовать и усвоить оттеночные значения слов.
Содержание
Введение................................................................................................................................ 1
Игра № 1 «От буквы к слову»............................................................................................. 1
Игра № 2 «Собери слова в цепочку».................................................................................. 2
Игра № 3 «Назови ударный слог»...................................................................................... 2
Игра № 4 «Каждый звук в своем окошке»......................................................................... 3
Игра № 5 «Будем грамотно писать»................................................................................... 3
Игра № 6 «Что ты о нас знаешь?»....................................................................................... 4
Игра № 7. «Сравни нас»....................................................................................................... 4
НАУМОВА Эльвира Дмитриевна
ИГРОТЕКА РЕЧЕВЫХ ИГР
Введение
Данные настольные игры составлены на основе дидактических принципов с учетом возрастных особенностей детей 5—7 лет с речевыми нарушениями. Эти игры могут использоваться на занятиях по обучению детей грамоте в детских дошкольных учреждениях, как игровой материал на логопедических занятиях и как самостоятельная игра для детей с участием родителей.
В зависимости от возраста и уровня речевого развития детей игры помогут:
— научить ребенка выделять начальные звуки в словах;
— дифференцировать гласные и согласные звуки;
— различать согласные звуки по твердости-мягкости;
— правильно соотносить звуки и буквы;
— закрепить навыки слитного чтения слов;
— развивать навыки звукового анализа и синтеза;
— познакомить с некоторыми грамматическими правилами написания слов в русском языке;
— расширить и закрепить знаниядетей о животном мире (уточнить представления о животных и
птицах);
— поможет развить внимание, зрительную память;
— развивать творческие способности ребенка.
Кроме перечисленных целейигра может расширить и закрепить знания детей о животном мире, уточнив их представления о животных и птицах, поможет развить внимание, зрительную память.
Игры представлены комплектом, состоящим из 40 больших разноцветных карточек с изображениями различных предметов; 40 маленьких двусторонних карточек с изображениями животных и птиц на одной стороне и их названиями на обороте карточки; разрезной азбуки; фишек для обозначения звуков (красные фишки — гласные звуки, синие — согласные твердые, зеленые — согласные мягкие).
Слова, составляемые детьми по карточкам в ходе игры, сгруппированы по степени сложности слоговой структуры и даны в определенной последовательности от простого к сложному. Для облегчения подбора слов с одинаковой слоговой структурой аналогичные карточки выделены каким-либо одним цветом: желтым, розовым, красным, фиолетовым, синим, голубым, зеленым, светло-зеленым, коричневым и серым.
Некоторые игры по степени сложности представлены в двух вариантах. Перед началом игры ведущий должен убедиться, что дети знают буквы и умеют правильно соотносить их со звуками.
Игра № 1 «От буквы к слову»
Игра проводится под руководством взрослого ведущего с 2—4 игроками.
Цели: научить детей выделять первый звук в начале слова, соотносить звуки и буквы, дифференцировать звуки и буквы (гласные и согласные, согласные твердые и мягкие), составлять из букв слова, соотносить слово и его изображение.
Оборудование: большие и маленькие карточки (по одной паре карточек на игрока), разрезная азбука.
Начинать игру лучше с простых слов из двух слогов без стечения согласных.
Вариант А (простой)
Для этого варианта ведущий заранее отбирает необходимое количество маленьких карточек с изображением животных и птиц: № 1-6, 8-10, 13—16,20,25, 26,27, 29, 36—39 и выкладывает их в центр стола, изображением вверх.*
* Карточки № 21, 28, 30, 33 по ходу игры требуют уточнения ведущего в написании последнего звука. Их рекомендуется давать после предварительной работы — образование множественного числа существительных в родительном падеже (например: удав, а много удавов).
Перед детьми лежат буквы разрезной азбуки и большие карточки с изображениями различных предметов, которые дети должны внимательно рассмотреть и назвать. Ведущий предлагает детям составить и выложить из букв разрезной азбуки слово по первым звукам маленьких слов-картинок. Выкладывать слово начинают с картинки, расположенной слева. В названии каждой маленькой картинки выделяют первый звук, находят соответствующую ему букву и выкладывают ее под эту картинку. Затем выделяют первый звук в названии второй картинки, находят соответствующую букву и выкладывают ее под второй картинкой. И так со всеми оставшимися картинками.
После этого каждый ребенок должен прочитать свое слово и найти на столе маленькую карточку с соответствующим изображением. Побеждает тот, кто не только быстро, но и правильно выполнит это задание. Если у ребенка возникают затруднения, ведущий помогает ему.
Количество предлагаемых ребенку картинок можно увеличить.
Вариант Б (усложненный)
Правила игры те же, но при выкладывании слов дети используют для обозначения звуков не только буквы, но и цветные фишки (красные — гласные звуки, синие — согласные твердые, зеленые — согласные мягкие). А затем отвечают на ряд вопросов педагога: Сколько в составленном слове слогов? Какой слог ударный? Сколько в слове гласных букв? Согласных? Каких? И т.п.
Постепенно, по мере усвоения слоговой структуры слов, ведущий выбирает более сложные слова, постепенно увеличивая число карточек у игроков. Побеждают игроки, сумевшие правильно выложить, прочитать и выполнить звуковой анализ слова.
Игра № 2 «Собери слова в цепочку»
Игра проводится под руководством взрослого с 2—4 игроками. Ведущий заранее подбирает маленькие карточки с изображениями животных и птиц, (слова разной слоговой структуры) так, чтобы из их названий можно было составить цепочку слов. Цепочка составляется таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова.
Цели: научить детей выделять первый и последний звук в словах.
Оборудование: маленкие карточки с изображением животных и птиц.
Например: СТРАУС — СУСЛИК — КАБАН — НОСОРОГ — ГОЛУБИ...
Если игроки не могут продолжить цепочку слов (нет картинки с нужным звуком) ведущий может предложить: детям 5—6 лет — начать новую цепочку из оставшихся картинок; детям 6—7 лет — продолжить составление цепочки, несколько изменив условия игры. Если при выкладывании цепочки нет картинки с изображением животного, название которого начинается на определенный звук, игрок может подобрать слово на этот звук, а вместо картинки положить фишку. Ведущий может воспользоваться дополнительными карточками и словами.
Игра № 3 «Назови ударный слог»
Количество игроков не ограничено.
Цели: закрепить у детей навык деления слов на слоги; учить определять ударный слог в словах.
Оборудование: три карточки с цифрами (1,2, 3), картинка с изображением молотка, картинки
с изображением животных и птиц из игры. .
Игра проводится после того, как дети познакомятся с понятием «ударный слог». Выкладывая карточки с цифрами перед игроками ведущий говорит, что цифры обозначают количество слогов в слове, а молоток указывает ударный слог. Картинки с изображениями животных и птиц лежат перед ведущим. Игроки по очереди берут по одной картинке, медленно называют слово, выделяя ударный слог, и в зависимости от места ударного слога в слове выставляют карточку с молотком под одну из цифр. Ведущий и остальные игроки следят за ответами. Если задание выполнено игроком без ошибок, он забирает картинку себе, уступая место другому игроку. Если допущена ошибка — карточка откладывается в сторону. Сначала игра проводится в медленном темпе, по ходу игры ведущий может увеличить темп, создавая тем самым атмосферу соревнования. Ведущий может неза-
метно помогать некоторым игрокам, проговаривая вместе с ребенком «трудное» слово и интонационно выделяя ударный слог. Это поможет детям, не уверенным в своих силах справиться с робостью и чувствовать себя более уверенно. В конце игры подсчитывается количество картинок у каждого игрока. Ведущий дает поощрительную оценку игроку-победителю и подбадривает остальных детей.
Игра № 4 «Каждый звук в своем окошке»
Количество игроков не ограничено.
Цели: закрепить у детей навыки звуко-буквенного анализа, учить различать твердые и мягкие согласные звуки, анализировать различные модели слов с твердыми и мягкими согласными звуками.
Оборудование: картинки с изображением животных и птиц, катрочки с различными наборами черных квадратов (по количеству звуков в слове: 4, 5, 6, 7, 8).
Картинки для игры ведущий отбирает заранее (по 2—3 на игрока) с таким расчетом, чтобы все дети могли принять активное участие в игре. Начинать игру следует с простых слов из 4-х звуков без стечения согласных, йотированных гласных и мягких согласных звуков. Ведущий выкладывает перед игроками карточку «домик с окошками» — черными квадратами и говорит детям о том, что количество звуков в слове равно количеству окошек в домике на полоске. Игроки должны назвать изображенное на картинке животное или птицу и определить, в каком окошке карточки живет каждый звук этого слова. Звуки называются по порядку (первый звук живет в первом окошке слева и т.д.). В начале игры допускается утрированное произношение звуков в словах. Особое внимание игроков ведущий обращает на порядок звуков в словах со стечениями согласных, на правильное определение места гласных в каждом слове.
За каждое правильно разобранное слово игрок оставляет картинку у себя до конца игры. В конце игры подсчитывается количество картинок у каждого игрока и определяется победитель.
Примерный перечень карточек для начала игры:
4звука: №1-4,21, 23, 25-27;
5 звуков: №9, 10,20;
6 звуков: № 5, 6, 8, 14, 15, 29, 30;
7-8звуков: № 33, 36;
8 звуков: №37-39.
"Оставшиеся картинки используются в игре после того, как дети познакомятся с правилами написания гласных после мягких согласных и узнают йотированную функцию букв Я, Е, Ё, Ю.
Для детей 6—7 лет проводится усложненный вариант игры: дети не только выполняют разбор сложных слов, но и определяют в них количество звуков за ограниченное количество времени.