Кириленко Алексея Михайловича

Альбом

летней полевой практики по зоологии

студента I курса ПГСГА

естественно-географического факультета

Кириленко Алексея Михайловича

Кириленко Алексея Михайловича - student2.ru

Г.

Цельюполевой практики по курсу зоологии беспозвоночных является изучение животных в естественной обстановке их обитания, установление основных закономерностей экологии беспозвоночных животных и знакомство с важнейшими мерами борьбы против вредителей растений.

На собранном материале студент должен освоить методику определения беспозвоночных животных.

Полевая практика призвана способствовать развитию наблюдательности у студентов, выработке умения ставить несложные опыты, обобщать наблюдения и делать правильные выводы. Навыки Исследовательской работы необходимы учителю-биологу для организации опытнической работы учащихся.

На полевой практике по зоологии беспозвоночных студенты знакомятся с множеством фактов и наглядных примеров, служащих прекрасным материалом для воспитания у учащихся материалистического мировоззрения.

Знание полевых условий работы по зоологии беспозвоночных поможет учителю биологии проводить с учащимися экскурсии в природу, развивать у них умение наблюдать и грамотно оценивать различные биологические явления.

Материалы для фиксации животных.

Для умерщвления и хранения животных нужны следующие вещества: этиловый эфир или хлороформ. 70-процентый спирт и 4-процентный формалин.

Эфиром и хлороформом умерщвляют насекомых (в морилках). Чистый спирт используется для фиксации пауком, мелких ракообразных, личинок насекомых. Для фиксации моллюсков и круглых червей составляется смесь спирта с формалином - на одну часть процентного формалина берется три части 70-процентоного спирта. В случае отсутствия указанных фиксаторов можно использовать водку, денатурат или насыщенный раствор поваренной соли.

Для фиксации животных в жидкости необходимо иметь стеклянные банки спритерными пробками, емкостью не более 0,5 -1л, поскольку беспозвоночные животные представлены в основном мелкими формами. Для экскурсии на водном и при изучении почвенной фауны требуется ещё следующее несложное оборудование: пробирки, препаровальные иглы, эмалированные ванночки (или жестяные тарелки), лопаты, ручные металлические совки, деревянные линейки с миллиметровыми делениями.

Рис. 1 Водоём «Озеро верхнее»

Кириленко Алексея Михайловича - student2.ru Условные обозначения:

- - деревья

Кириленко Алексея Михайловича - student2.ru - кустарники

Размеры пруда:

Длина- 27м.

Ширина- 10м.

Глубина- 1 м.

Растительность: верба, ива, кустарники, трава, побеги жёлтой акации, полынь, клевер, подорожник обыкновенный, одуванчик, пырей, лопух, элодея, ряска.

Таблица 1

«Распределение беспозвоночных по местам обитания»

Представители Поверхность Толща воды Дно
Водолюб жужелевидный + + -
Водомерка панцырная ++++ - -
Вертячка-пловец - ++ -
Мотыль - - +++
Циклоп и науплиус + ++ -
Циприс   ++ -
Пузанцик + - -
Катушка - - +
Завиток - - ++
Аплекса - + +
Дафния + + -
Коловратки + + -
Физа заостренная - ++ -
Инфузория спиральная - ++ -
Водолюб большой - ++ -
Амёба раковинная - - +++
Эстерия - +++ -
Диаптомус - ++++++ -

Мы наблюдали траекторию движения водомерки в течение трех минут.

Кириленко Алексея Михайловича - student2.ru

Кириленко Алексея Михайловича - student2.ru

Рис. 2. «Водомерка и траектория движения водомерки»

По поверхности тихих озер и прудов скользят водомерки обыкновенные (Gerris lacustris) - грациозные насекомые с тонким телом длиной до 1 см - и чуть более крупные водомерки болотные (G. palustris). Ноги водомерки провисают в поверхностной пленке воды, но не прорывают ее. Последние членики ее ног густо покрыты волосками, увеличивающими площадь опоры. Кроме того, волоски постоянно смазываются жировыми выделениями специальных желез и поэтому не смачиваются водой. Бегают по воде водомерки быстро, с силой отталкиваясь средними ногами, задние же ноги служат рулями. Раскинув свои длинные ноги, они быстрыми ловкими толчкообразными движениями скользят по зеркалу пруда, как конькобежцы по блестящему льду. Встретив полоску ряски или других водных растений, «конькобежцы» превращаются в ловких прыгунов, которые преодолевают препятствия сильными скачками, пока опять не выйдут на чистую воду. Водомерки охотятся на упавших в воду насекомых, схватывая их передними ногами и быстро высасывая своими крепкими, изогнутыми хоботками.

Кириленко Алексея Михайловича - student2.ru

Рис. 3 «Система питания»

Таблица 2.

«Обитатели пресных водоемов»

Кириленко Алексея Михайловича - student2.ru

Кириленко Алексея Михайловича - student2.ru

Кириленко Алексея Михайловича - student2.ru

Таблица 3.

«Обитатели почвы»

Кириленко Алексея Михайловича - student2.ru

Кириленко Алексея Михайловича - student2.ru

Кириленко Алексея Михайловича - student2.ru

Таблица 4.

«Обитатели открытых мест»

Кириленко Алексея Михайловича - student2.ru

Кириленко Алексея Михайловича - student2.ru

Кириленко Алексея Михайловича - student2.ru

Таблица № 5.

«Повреждение листьев»

Липа Верба Карагач
1. Целые Целые Целые
2. Целые Целые Целые
3. Целые Целые Целые
4. Целые Целые Дырчатый погрыз
5. Целые Посос Дырчатый погрыз
6. Целые Посос Дырчатый погрыз
7. Целые Посос Дырчатый погрыз
8. Целые Посос Дырчатый погрыз
9. Целые Посос Дырчатый погрыз
10. Целые Посос Дырчатый погрыз
11. Целые Дырчатый погрыз Дырчатый погрыз
12. Целые Посос Дырчатый погрыз
13. Целые Посос Целые
14. Целые Посос Целые
15. Целые Целые Целые
16. Целые Дырчатый погрыз Целые
17. Целые Посос Целые
18. Целые Посос Целые
19. Целые Скручивание Целые
20. Целые Целые Целые
21. Целые Целые Целые
22. Дырчатый погрыз Целые Целые
23. Дырчатый погрыз —С—■—■ ■ ■ Посос Целые
24. Целые Посос Краевое обгрызание
25. Целые Краевой обгрыз Целые
26. Целые Посос Дырчатый погрыз
27. Дырчатый погрыз Посос Дырчатый погрыз
28. Целые Посос Целые
29. Дырчатый погрыз Посос Целые
30. Целые Целые Целые
31. Дырчатый погрыз Дырчатый погрыз Дырчатый погрыз ы Г 1 ' -
32. Дырчатый погрыз Деформация листа Дырчатый погрыз
33. Дырчатый погрыз Деформация листа Целые
34. Целые Деформация листа Дырчатый погрыз
35. Целые Деформация листа Целые
36. Целые Посос Целые
    Ц – 80,5% Д – 19,5%       Ц – 25% Д – 8,3 % Деф –11,1% Кр – 2,8% Скр – 2,8% П – 50%       Ц – 58,3% Д – 38,9 % Кр – 2,8 %

Мы брали три вида растительности, для подсчёта повреждений.

Самый маленький процент повреждений пришелся на липу. Всего 19,5%.

За ним следует карагач – 41,7% . Преобладает только два вида повреждений. Возможно не многим насекомым оно доступно для питания. Большая доля повреждений проходиться на одно повреждение (дырчатый погрыз) и только 2,8% - краевое объедание.

Самый большой процент повреждений приходиться на вербу - 75%. Повреждение листьев:

û Грубое объедание - саранчовые, гусеницы бабочек, ложно гусеницы, грызущие насекомые.

û Минирование - личинки мух, бабочек, ложногусеницы.

û Пососы – тли, клопы, сосущие насекомые.

û Выборочное объедание:

а) дырчатые - жуки листоеды, гусеницы некоторых бабочек:

б) скелетирование личинка жука листоеда, гусеницы бабочек.

û Появление тлей – тли, клопы, сосущие насекомые.

û Скручивание – тли, сосущие насекомые.

Кириленко Алексея Михайловича - student2.ru Кириленко Алексея Михайловича - student2.ru Кириленко Алексея Михайловича - student2.ru

Рис. 4 «Верба, липа, карагач»

Рис. 5 «Зоологический музей ПГСГА»

Альбом

летней полевой практики по зоологии

студента I курса ПГСГА

естественно-географического факультета

Кириленко Алексея Михайловича

Кириленко Алексея Михайловича - student2.ru

Г.

Цельюполевой практики по курсу зоологии беспозвоночных является изучение животных в естественной обстановке их обитания, установление основных закономерностей экологии беспозвоночных животных и знакомство с важнейшими мерами борьбы против вредителей растений.

На собранном материале студент должен освоить методику определения беспозвоночных животных.

Полевая практика призвана способствовать развитию наблюдательности у студентов, выработке умения ставить несложные опыты, обобщать наблюдения и делать правильные выводы. Навыки Исследовательской работы необходимы учителю-биологу для организации опытнической работы учащихся.

На полевой практике по зоологии беспозвоночных студенты знакомятся с множеством фактов и наглядных примеров, служащих прекрасным материалом для воспитания у учащихся материалистического мировоззрения.

Знание полевых условий работы по зоологии беспозвоночных поможет учителю биологии проводить с учащимися экскурсии в природу, развивать у них умение наблюдать и грамотно оценивать различные биологические явления.

Наши рекомендации