Критерии интеллектуального поведения
Важной отличительной особенностью психики высших позвоночных, позволяющей говорить о развитии у них интеллекта, является способность отражать не только отдельные предметы окружающей среды, но и отношения между ними, то есть ситуацию в целом. Впервые это наблюдается при выработке у животных сложных навыков, когда животному необходимо оценить взаимосвязь элементов задачи и, в зависимости от этого, выполнить ряд движений, направленных на решение задачи. Таким образом, сложные навыки состоят из равнозначных фаз, при выполнении которых, достигается конечный результат. Каждая фаза состоит из определенного действия. Необходимая для решения задачи последовательность действий вырабатывается у животного постепенно методом "проб и ошибок" или в результате дрессировки.
Интеллектуальное поведение, развившееся, вероятно, из сложных навыков, является высшим проявлением способности к научению.
Первым критерием интеллектуального поведения является четкое разделение деятельности на два этапа: фазу подготовкидействия, приводящего к решению задачи, и фазу осуществления. По Леонтьеву, интеллект впервые возникает там, где возникает процесс подготовки возможности осуществить ту или иную операцию.
Обычно первая (подготовительная) фаза интеллектуального действия заключается в приготовлении орудия. Например, прежде чем сбить банан, подвешенный на недоступной высоте, обезьяна сначала берёт палку. При этом опытная обезьяна, заранее оценивая расстояние до цели, выбирает палку соответствующей длины. Важно отметить, что подготовительная фаза интеллектуального действия запускается не самим предметом, используемым в дальнейшем в качестве орудия (палкой в нашем примере), а, его объективным отношением к приманке, возможностью его использования. Кроме того, подготовительная фаза интеллектуального действия сама по себе не имеет для животного смысла, если за ней не последует вторая фаза - фаза осуществления, непосредственно направленная на объект.
Фаза осуществления включает в себя определенную операцию, закрепленную в виде навыка, либо изобретенную в результате осмысления ситуации. С этой особенностью второй фазы связан второй критерийинтеллектуального действия. Этот критерий подразумевает, что при истинном интеллектуальном действии животное решает задачу не одним способом, выполняемым стереотипно с подбором необходимой двигательной координации, а разными способами. Варианты решения задачи обычно представлены различными операциями, состоящими из разных двигательных координаций в разных последовательностях их выполнения. Эти способы решения задач животное может найти самостоятельно или перенять у других животных.
Третий критерий касается основного способа нахождения новых решений животными, а именно переноса операций. Дело в том, что операции и навыки могут изначально вырабатываться в других условиях и для достижения других целей. В новой ситуации, если животное обнаружит какое-либо сходство её с ситуацией, имевшей место в прошлом, оно может попытаться перенести отработанную операцию в новые условия. В результате операция перестает быть неподвижно связанной с деятельностью, отвечающей определённой задаче. Так как интеллектуальное поведение животных характеризуется отражением не просто предметных компонентов среды, а отношений между ними, перенос операции осуществляется не только по принципу сходства вещей (например, преград), с которыми была связана данная операция, но и по принципу сходства отношений, связей вещей, которым она отвечает.
В качестве четвертого критерия интеллекта животных часто используют способность животного узнавать себя в зеркале, при этом проявляются способности улавливать сложные причинно-следственные связи. Из всех животных только человекообразные обезьяны узнают себя в зеркале, хотя и не сразу, шимпанзе нужен в среднем один день, орангутангам - три дня, а гориллам - пять дней. Лемуры и низшие обезьяны не способны отождествлять себя с отображением в зеркале, они принимают его за другое животное, пугаются или ведут себя агрессивно. У человекообразных обезьян страх быстро сменяется любопытством. В литературе описывается поведение перед зеркалом самки орангутанга Сумы. После того, как первый испуг прошёл, обезьяна стала корчить рожицы, закрывать руками глаза, подглядывая в щёлки между пальцами. Затем, встав на голову, она внимательно изучила в зеркале перевернутый мир. Во время еды Сума прилепила к щеке кожицу помидора, а когда увидела вновь себя в зеркале, то дотронулась до кожицы пальцем и стряхнула её. Это однозначно доказало, что Сума узнала себя в зеркале, а это высокое интеллектуальное достижение для животного.
Формы мышления животных
Советская исследовательница высших обезьян Ладыгина-Котс на основе своих многолетних экспериментальных исследований пришла к выводу, что мышление животных всегда имеет конкретный чувственно-двигательный характер, оно представляет собой мышление в действии, причем эти действия всегда являются предметно-отнесёнными. Такое мышление в действиях представляет собой практический анализ и синтез, который при орудийной деятельности осуществляется в ходе непосредственного обращения с объектами при их обследовании, обработке и применении. При этом обобщенные зрительные представления не исключаются, а, наоборот, играют очень большую роль.
Ладыгина-Котс выделила у человекообразных обезьян две формы мышления, которые отличаются по сложности и глубине.
Первая формахарактеризуется установлением связей раздражителей (предметов и явлений), непосредственно воспринимаемых животным в ходе его деятельности. Животное при этом производит анализ и синтез информации, получаемой наглядно в обозреваемой ситуации. Примером этой формы мышления может служить выбор обезьяной предметов, пригодных для употребления в качестве орудия, с учётом их величины, плотности, формы и так далее.
Вторая формамышления характеризуется установлением связей между непосредственно воспринимаемыми раздражителями и обобщенными зрительными представлениями. Примером такого рода мышления являются действия обезьяны, связанные с выталкиванием приманки из отрезка трубы. В том случае, если обезьяне предлагали только широкую дощечку, не пролезающую в трубу, или скрученную в клубок проволоку, обезьяна производила действия, изменяющие доступный материал и делающие его пригодным для выталкивания приманки из трубы.
Такое поведение становится возможным только в том случае, если в ходе предшествующих опытов с трубой и различными предметами у обезьяны сформировалось представление, что для выталкивания приманки из трубы необходим тонкий, длинный и достаточно твердый предмет. На основе установления связи обобщённого зрительного представления о необходимом предмете (типа палки) с непосредственным восприятием второго предмета (трубы), данного в конкретной ситуации опыта, обезьяна может вычленить часть из целого, например, лучину из доски, причём таким образом, чтобы она смогла служить орудием для выталкивания приманки.
Таким образом, высшие обезьяны, в частности шимпанзе, в состоянии мысленно разлагать целые объекты на детали, сложные фигуры - на составные части, а также могут предугадать возможные варианты модификации предметов (изменение формы проволоки). Как уже отмечалось, ведущую роль в поведении обезьян, в том числе интеллектуальных действий, играют руки. Сочетание тактильно-кинестетической чувствительности рук со зрением даёт обезьяне большие преимущества для установления пространственно-временных связей для практического анализа и синтеза.