Проблема мотивации поведения у животных. Мотивационные системы
В каждый момент времени животное должно оценивать свое внутреннее состояние, и затем выбирать, что делать дальше. Традиционное понимание мотивации у животных основано на принципе простой обратной связи, а именно, изменение во внутреннем состоянии воспринимается и оценивается головным мозгом животного и побуждает его к определенному поведению (создает драйв). Такое поведение бывает аппетитивным и консумматорным. Аппетитивное поведение включает в себя поиск подходящих внешних стимулов, и когда они находятся, наступает консумматорная активность, например потребление пищи или воды. Консумматорное поведение ведет к снижению драйва непосредственно или за счет уменьшения внутренних и внешних стимулов, которые его вызвали. Например, обезвоживание тканей тела ощущается головным мозгом и приводит к возникновению драйва жажды; он побуждает животное искать воду (аппетитивное поведение), когда вода найдена, животное пьет (консумматорное поведение). Термин драйв введен Вудвортом (1918), под этим он понимал в мотивации способность возбуждать энергию и направлять деятельность. Вудворт различал первичные драйвы, которые возникают из потребностей тканей и вторичные - из приобретенных навыков. Сходные представления о драйве развивал Лоренц (1950) в своей этологической концепции в виде трех последовательных процессов.
1) накопление специфической для данного действия энергии, вызывающее аппетитивное действие;
2) аппетитивное поведение, направленное на достижение стимульной ситуации, которая активирует врожденный запускающий механизм;
3) приведение в действие запускающего механизма и разряд эндогенной активности в консумматорном действии.
В последние годы возникла тенденция отказаться от концепции драйва по следующим причинам.
1. Классический взгляд на голод и жажду как на гомеостатические драйвы предполагает, что потребление пищи и воды есть ответ на обнаруженные изменения в физиологическом состоянии животного. Считалось, что эти действия управляются отрицательной обратной связью, потому что они служат уменьшению физиологических отклонений, вызвавших такое поведение. Однако прием пищи и воды не только ответ на физиологические изменения, но часто и предварение их. У многих животных имеется определенный "режим" питания, повторяемый при постоянных условиях ежедневно. Когда внешняя среда в разные дни мало меняется, у животных быстро устанавливается суточный порядок активности, и они едят в определенные часы даже при постоянном наличии пищи. При этом физиологические процессы подстраиваются к этому порядку. Другим примером может служить тот факт, что многие животные пьют не от жажды, а для предотвращения обезвоживающего действия приема пищи или для предотвращения тепловой дегидротации еще до изменения температуры среды. Отсюда следует, что причины какой-либо активности и ее физиологические последствия не всегда однозначно соответствуют друг другу. Более того, было показано, что при хирургическом удалении определенных физиологических регуляторов животные стараются поддерживать гомеостаз с помощью поведенческих реакций. Иными словами, животные, лишенные физиологической регуляции, обращаются к вспомогательным средствам. Исходя из выше изложенного, можно сделать следующий вывод - поддержание физиологического состояния достигается сочетанием отрицательной обратной связи, предваряющей связи и адаптивного контроля.
2. Драйвы рассматриваются лишь как однозначные переменные величины. Например, анализируя драйв голода, исследователь "должен" представлять себе величину, измеримую по одной шкале. То есть согласно концепции драйва животное может быть слегка или же сильно голодно. Но, как известно, голод имеет много аспектов. Например, животное может испытывать специфический голод в отношении, скажем, соли или тиамина. У него может быть недостаток белка или, легкодоступной энергии. Эти особенности могут влиять на пищевое поведение, поэтому неправильно говорить о голоде как об одномерной переменной. Более правильным по мнению (McFarland, Sibly, 1972) представлять голод и другие так называемые драйвы как векторы. Такой подход служит основой для изображения мотивационных систем в виде пространственных моделей.
3. Драйв представляется как источник энергии для поведения. Эта точка зрения была очень влиятельна в психологии и этологии. Многие психологи механистического направления основывали свои взгляды на неприменимых в данном случае физических понятиях силы, мощности и энергии. Как и первые этологи, они приравнивали драйвы к энергии, считая, что некая мотивационная энергия накапливается при пищевой, питьевой, половой депривации и что эта энергия, или драйв, определяет интенсивность последующего поведения. Однако это неверно потому, что энергия в физическом смысле представляет собой способность и сама по себе не может быть причиной действия (McFarland, 1971).
4. Понятие драйв порождает трудности в классификации поведения. Так, некоторые психологи стремились выделить драйв для каждого вида поведения. Такой подход был присущ ранним этологическим теориям. Например, можно было бы выделить сексуальный драйв, определяющий половую энергию, но можно и разделить его на драйв ухаживания, драйв спаривания и драйв эякуляции. Отсюда возникает вопрос: сколько должно быть драйвов? Часть психологов высказывалась впользу единого общего драйва, но и это предложение оказалось неудовлетворительным (Hinde, 1970; Bolles, 1967). Если же отказаться от понятия драйва и сосредоточить внимание на изменениях мотивационного состояния, лежащих в основе поведения, то можно перейти к выявлению связанных с этим факторов (McFarland, 1974).
Мотивационное состояние
В любой данный момент животное находится в определенном физиологическом состоянии, за которым следит головной мозг. Наблюдаемое поведение определяется мозгом в соответствии с этим состоянием и с воспринимаемыми животным внешними стимулами. Это одновременно физиологическое и перцептивное, состояние представлено в головном мозгу так называемым мотивационным состоянием животного. Оно включает факторы, вызывающие как начало деятельности, так и поведение животного в данный момент. Таким образом, оно принципиально отлично от прежнего понятия драйва, которому пришло на смену.
Физиологическое состояние животного может быть представлено точкой в физиологическом пространстве. Осями координат здесь служат важные физиологические переменные (например, температура), а границей - пределы устойчивости вида по этим переменным. Подобным же образом мотивационное состояние животного может быть представлено точкой в мотивационном пространстве. Координатами в нем являются важные мотивационные стимулы, например степень жажды или сила какого-нибудь внешнего стимула. Одно из достоинств пространственного представления состояний в том, что таким способом легко изобразить составляющие сложных видов мотивации, например голода. Другое преимущество состоит в том, что нетрудно наглядно показать совместное действие внутренних и внешних стимулов. Например, стремление к поиску пищи, возникающее при сильном голоде и слабости сигналов, указывающих на доступность пищи, может быть таким же, как и стремление, вызванное сочетанием слабого голода и сильных сигналов о доступности пищи. Точки изображающие эти два разных мотивационных состояния, лежат на одной мотивационной изоклине. Первые психологи и этологи считали, что мотивационные факторы сочетаются особым образом, а именно, внешние и внутренние факторы взаимно мультипликативны, то есть тенденция к осуществлению какого-либо действия равна нулю, если внутренний драйв сильный, но отсутствуют соответствующие внешние сигналы; она также равна нулю, если драйв пренебрежимо мал, а внешние сигналы сильны. Традиционно предполагалось, что поведение побуждается изнутри и между силой драйва и особенностями возникающего в результате поведения существует прямая причинная зависимость. Согласно современным взглядам, зависимость между мотивационным состоянием и поведением не прямая. Например, у животного стремление к еде может быть сильнее любого другого, однако в интересах некоторой долговременной стратегии животное воздерживается от еды, или наоборот, животное ест, хотя это стремление у него не самое сильное.
Вообще попытки непосредственно установить причинную цепь, связывающую мотивацию и поведение, сейчас предпринимаются редко. Большинство современных исследований сосредоточено не на непосредственных причинах поведения, а на его последствиях. Чем определяются эти последствия? Как они влияют на поведение? В какой мере животное способно учитывать вероятные последствия будущих действий? В какой мере оно способно оценить издержки и выгоды разных линий поведения?
Научение