Зоопсихология и сравнительная психология

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ЗООПСИХОЛОГИИ

Объект и предмет изучения зоопсихологии

Зоопсихология- это наука, изучающая психику, проявления закономерности психического отражения у животных, то есть это наука становлении и развитии психики на дочеловеческом уровне.

Предмет зоопсихологии - изучение формирования психических процессов у животных в онтогенезе, происхождения психики и ее развитие в процессе) эволюции, а также биологических предпосылок и предыстории зарождения человеческого сознания.

Объектомизучения зоопсихологии являются психическая деятельность и поведение животных.

Под психической деятельностью животных понимается процесс психического отражения, который реализуется во внешней активности животного как комплекс проявлений его поведения и психики Внешняя активность и ее отражение, поведение и психика составляют неразрывное органическое единство. Однако, рассматривая поведение и психику как единое целое, зоопсихологи учитывают первенство поведения в психическом отражении у животных. В связи с этим различные аспекты психической деятельности животных оцениваются, прежде всего, на основе анализа их двигательной активности в конкретных условиях существования.

Поведение - это совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной активности, направленной на установление жизненно необходимых связей организма со средой.

Психика - это функция животного организма, состоящая в отражении предметов и явлений окружающего мира в ходе и в результате направленной на этот мир активности - поведения. Иными словами, психическое отражение осуществляется на основе активности животного, при этом отражаются не только компоненты окружающей среды, но и собственное поведение животного, а также изменения в среде, возникающие в результате этой активности. Первопричиной психического отражения животных является их поведение, направленное на взаимодействие с окружающей средой, причем психика животных неотделима от их поведения, то есть, без поведения нет психики.

В процессе эволюционного развития животной формы жизни происходит постепенный переход от допсихической внешней активности, которая основывалась на элементарных формах отражения, к активности опосредованной отражением предметной действительности, то есть к поведению, а элементарные формы отражения при этом развиваются до уровня психического отражения. Психика играет важную приспособительную роль. Ее важность заключается в том, что при помощи этой функции животные адекватно отражают окружающий мир, приобретают возможность лучше ориентироваться в нем и в результате адекватно строят свои отношения с биологически значимыми компонентами окружающей среды.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ

В зоопсихологических исследованиях, при изучении любой формы психической деятельности, прежде всего встает вопрос о врожденном и индивидуально приобретаемом, об элементах инстинкта и научения в поведении животного. В широком смысле это вопрос о внешних и внутренних факторах поведения, о его генетических основах и воплощении видотипичного поведения в индивидуальной жизни особи, о мотивации поведения.

Инстинктивное поведение

В современных научных исследованиях термин "инстинктивное поведение" употребляют ограниченно из-за многообразия его определений и нечеткости их толкований. Если же под этим термином подразумевать врожденное, наследственно фиксированное, видотипичное поведение, то его можно для облегчения этологического анализа условно разделить на инстинктивные действия или акты, которые,в свою очередь, состоят из отдельных инстинктивных движений, поз, звуков и тому подобное. Эти движения определяются строением рабочих органов, которые сформировались в процессе эволюции и специализировались на выполнении определенной функции. Это означает, что каждое животное может передвигаться или питаться только так, как это определяется специфическим строением его внешних и внутренних органов, служащих для выполнения этих функций. Можно сказать, что вся жизнедеятельность животного организма, проявляющаяся во внешней активности, основывается на инстинктивных движениях и инстинктивных реакциях (термических, электрических, секреторных и так далее).

Однако не следует считать, что в поведении вообще первичным является строение, структура, а вторичным функция, движение, наоборот, функция определяет форму. В процессе эволюции поведение определяло формирование морфологических признаков, необходимых именно для более успешного выполнения самих поведенческих актов. Инстинктивное поведение не исчерпывается только лишь функциями экзосоматических органов, оно также включает в себя механизмы их регулировки и пространственно-временной ориентации. При этом регулировка и ориентация, развивающиеся на основе научения, то есть благоприобретенным путем, являются важным дополнением инстинктивных процессов.

Таксисы

Общая ориентация инстинктивных движений осуществляется таксисами, которые по Лоренцу, всегда переплетаются с врожденными двигательными координациями и совместно с ними образуют единые инстинктивные реакции или цепи из нескольких таких реакций.

Таксисы - это врожденные, генетически фиксированные реакции животных на определенные агенты среды, которые играют роль направляющих ключевых раздражителей. Таксисы отвечают на направляющие ключевые раздражители и меняют вектор протекания инстинктивной реакции, но они не способны обусловливать начало или конец инстинктивной реакции.

Таксисы обеспечивают пространственную ориентацию двигательной актизности животных в сторону благоприятных или жизненно необходимых условий среды (положительные таксисы) или, наоборот, от биологически малоценных или опасных условий (отрицательные таксисы).

По характеру ориентирующих стимулов таксисы подразделяются на

1) фототаксис (реакция на свет),

2) хемотаксис (реакция на химические раздражители);

3) термотаксис (реакция на температурные градиенты);

4) геотаксис (реакция на изменение вектора земного притяжения),

5) реотаксис (реакция на изменение направления тока жидкости),

6) анемотаксис (реакция на потоки воздуха);

7) гидротаксис (реакция на изменения влажности среды) и так далее

На разных уровнях эволюционносо развития - таксисы имеют разную степень сложности и выполняют разную, функцию. Таксисы являются постоянному компонентами даже сложных форм поведения, причем высшие их формы выступают в сочетании с индивидуальным опытом животного.

Таксисы входят в поисковую фазу как составные части поведенческого акта, где они дополняются ориентировочно-исследовательскими реакциями, в результате которых животное получает информацию о факторах окружающей среды. Все это способствует достижению завершающей фазы поведенческого акта. Завершающая фаза любого поведенческого акта состоит только из инстинктивных движений и таксисов. Следует отметить, что у высших животных таксисы могут ориентировать не только инстинктивные движения всего организма, но и движения отдельных частей тела и органов. Иллюстрацией этого может служить поведение гуся при закатывании цилиндра в гнездо. Он совершает однообразные подгребающие движения клювом. Если вместо цилиндра положить макет яйца, которое катится в разные стороны, то направления движения макета (вправо или влево) будут направляющим стимулом, заставляющим менять направление подгребающих движений, то есть вызывать разные таксисы. В качестве примеров различных таксисов могут служить.

1) реакции хищника на запах добычи, заставляющие его двигаться в сторону усиления запаха (направляющий стимул - запах. Положительный хемотаксис),

2) местонахождение красного пятна на клюве серебристой чайки направляет реакцию птенца на основе положительного фототаксиса;

3) движение лососевых рыб против течения реки в период нереста - положительный реотаксис.

Мотивационное состояние

В любой данный момент животное находится в определенном физиологическом состоянии, за которым следит головной мозг. Наблюдаемое поведение определяется мозгом в соответствии с этим состоянием и с воспринимаемыми животным внешними стимулами. Это одновременно физиологическое и перцептивное, состояние представлено в головном мозгу так называемым мотивационным состоянием животного. Оно включает факторы, вызывающие как начало деятельности, так и поведение животного в данный момент. Таким образом, оно принципиально отлично от прежнего понятия драйва, которому пришло на смену.

Физиологическое состояние животного может быть представлено точкой в физиологическом пространстве. Осями координат здесь служат важные физиологические переменные (например, температура), а границей - пределы устойчивости вида по этим переменным. Подобным же образом мотивационное состояние животного может быть представлено точкой в мотивационном пространстве. Координатами в нем являются важные мотивационные стимулы, например степень жажды или сила какого-нибудь внешнего стимула. Одно из достоинств пространственного представления состояний в том, что таким способом легко изобразить составляющие сложных видов мотивации, например голода. Другое преимущество состоит в том, что нетрудно наглядно показать совместное действие внутренних и внешних стимулов. Например, стремление к поиску пищи, возникающее при сильном голоде и слабости сигналов, указывающих на доступность пищи, может быть таким же, как и стремление, вызванное сочетанием слабого голода и сильных сигналов о доступности пищи. Точки изображающие эти два разных мотивационных состояния, лежат на одной мотивационной изоклине. Первые психологи и этологи считали, что мотивационные факторы сочетаются особым образом, а именно, внешние и внутренние факторы взаимно мультипликативны, то есть тенденция к осуществлению какого-либо действия равна нулю, если внутренний драйв сильный, но отсутствуют соответствующие внешние сигналы; она также равна нулю, если драйв пренебрежимо мал, а внешние сигналы сильны. Традиционно предполагалось, что поведение побуждается изнутри и между силой драйва и особенностями возникающего в результате поведения существует прямая причинная зависимость. Согласно современным взглядам, зависимость между мотивационным состоянием и поведением не прямая. Например, у животного стремление к еде может быть сильнее любого другого, однако в интересах некоторой долговременной стратегии животное воздерживается от еды, или наоборот, животное ест, хотя это стремление у него не самое сильное.

Вообще попытки непосредственно установить причинную цепь, связывающую мотивацию и поведение, сейчас предпринимаются редко. Большинство современных исследований сосредоточено не на непосредственных причинах поведения, а на его последствиях. Чем определяются эти последствия? Как они влияют на поведение? В какой мере животное способно учитывать вероятные последствия будущих действий? В какой мере оно способно оценить издержки и выгоды разных линий поведения?

Научение

Навык

Основным компонентом научения у животных является навык. Формирование навыков в процессе научения приводит к дополнению и обогащению примитивных первичных форм поведения, и предполагает обязательную активность животного в процессе научения.

Формирование навыка является важнейшим результатом факультативного научения и возможно только на определённом этапе филогенетического развития. По мере усложнения организации ЦНС животные приобретают способности осваивать более сложные навыки, при этом усвоение происходит за более короткие сроки. При формировании навыка используются врожденные двигательные координации в новых сигнальных ситуациях или формируется новая двигательная координация, в этом случае появляются новые генетически не фиксированные движения, животное научается что-то делать по-новому.

Закономерности выработки навыков у животных изучаются с помощью методов "лабиринта", "проблемного ящика" (или клетки), "обходного пути" и тому подобное, в качестве подопытных животных обычно используются крысы. При всех этих методах при решении определенной задачи животное ставится в условия выбора сигналов, или способов действия. Важно, что в лабиринте животное решает задачу как бы "вслепую", и ее реакция (пробежка) вырабатывается без непосредственного контакта со стимулом. В начале опыта животное вообще ничего не знает о наличии целевого объекта и обнаруживает его случайно, в результате ориентировочно-исследовательских действий. Запоминание этого объекта, пути к нему и служит основой формирования навыка.

Характеристика навыков

1. Для формирования навыка решающее значение имеет успешность выполняемых движений и их подкрепление положительным результатом.

2. Формирование навыка при научении может основываться на информации, полученной как путем собственного активного поиска раздражителей (методом "проб и ошибок"), так и в ходе общения (коммуникации) с другими животными (за счет подражания им) или обучения. Обучение при выработке естественных навыков осуществляется взрослой особью в процессе воспитания детёныша. Искусственные навыки вырабатываются у животного человеком в процессе дрессировки. В последнем случае животное не выбирает самостоятельно способ действия, а усваивает его путём тренировки, где требуемые двигательные реакции и их сочетания в ходе решения задачи соответственно подкрепляются человеком.

3. Навык формируется в результате упражнения и нуждается для своего дальнейшего сохранения в тренировке. При тренировке навыки совершенствуются, а в ее отсутствие - угасают, разрушаются.

4. Для навыков характерна значительная пластичность поведения на первых этапах их образования. По мере закрепления навыков, особенно примитивных, пластичность поведения уменьшается. Если животное многократно пробежит лабиринт одним и тем же кратчайшим путём, то этот навык становится стереотипным, автоматизированным, по своей сути такой навык близок к инстинктивным двигательным стереотипам. Стереотипность вообще свойственна примитивным навыкам, для них также характерны ригидные, автоматизированные двигательные реакции, иногда трудно отличимые от инстинктивных форм поведения. Отличительной же чертой навыков высшего порядка является их большая пластичность.

5. Навыки у животных вырабатываются на основе всех видов ассоциативного эффект-зависимого научения, а также на основе простейшей формы когнитивного научения, - а именно при формировании целостного психонервного образа среды, лабиринта.

6. Скорость выработки навыков сильно варьирует даже у представителей одного и того же вида. Это связано как с разным уровнем активности, особенно на первоначальной ориентировочной фазе, так и с преобладанием у разных животных разных модальностей рецепции при обследовании лабиринта (одни крысы руководствуются преимущественно визуальными стимулами, а другие - кинестетическими и так далее).

7. Критерием навыка является выделение при решении задач операций- особых действий, связанных только с условиями, в которых представляется предмет, побуждающий деятельность животного. Выделение операции можно показать на примере опыта, проведенного А.В. Запорожцем и И.Г. Диманштейн по методу "обходного пути". В аквариум ставится поперечная перегородка из марли так, чтобы оставить у боковой стенки свободный проход. В меньшую часть аквариума помещается подопытная рыба, а в большую - приманка (корм). Чтобы получить приманку, рыба вскоре, после неудачных попыток проплыть напрямик, научается обходить преграду. Действия по обходу препятствия и является операцией. Если преграду убрать, то в течение некоторого времени рыба будет подплывать к корму по запомненному пути, однако постепенно навык угаснет операция исчезнет, и путь рыбы к корму станет прямым.

Дрессировка

Дрессировка осуществляется путем систематической тренировки животного, при которой подкрепляются требуемые двигательные реакции и их сочетания и устраняются нежелательные движения. В результате дрессировки вырабатываются прочные и четко скоординированные двигательные акты большой сложности. В научных исследованиях для изучения психической деятельности животных широко используются различные формы дрессировки. Для процесса научной дрессировки характерны четкость условий ее организации и точный учет сигнальных раздражителей. Зоопсихолог М.А. Герд делит процесс дрессировки на три стадии.

1. Стадия наталкивания. На данной стадии человек впервые пытается вызвать у животного определенную нужную ему систему движений, то есть "натолкнуть" животное на их выполнение. Это достигается тремя путями:

а) путем непосредственного наталкивания, когда человек заставляет животное делать определенные движения, привлекая его пищевым или другим объектом;

б) путем косвенного наталкивания, при этом выполнение необходимых движений достигается за счет общего возбуждения животного, то есть провоцируются движения, непосредственно не направленные на приманку. Таким образом, формируются манипуляционные действия. Нужные дрессировщику случайные действия и движения закрепляются безусловным раздражителем (пищей);

в) сложное наталкивание. При этой форме дрессировки у животного вначале вырабатывают определенный навык, а затем дрессировщик изменяет ситуацию и вынуждает животное по-новому применять выработанное умение.

2. Стадия отработки на данной стадии совершается отсечение лишних движений, сопровождающих необходимые действия, происходит отшлифовка системы движений и выработка удобной сигнализации, реакция на пищевой раздражитель заменяется реакцией на сигнал дрессировщика.

3. Стадия упроченияна данной стадии дрессировщик закрепляет выработанные навыки, добивается надежности их воспроизведения в ответ на подаваемые сигналы. Пищевое подкрепление применяют после выполнения всего комплекса движений, которые входят в выработанный навык. В результате упрочения навыки приобретают стереотипную форму, при этом конец одного действия может служить сигналом к началу последующего.

Запечатление

Важным и характерным компонентом раннего постнатального онтогенеза поведения является запечатление (импринтинг). Эта форма облигатного научения с обязательным присутствием в качестве важных составляющих элементов факультативного научения. При запечатлении очень быстро фиксируются в памяти отличительные признаки объектов инстинктивных поведенческих актов. В связи с этим запечатление квалифицируют и как "перцептивное" научение, направленное на распознавание "незнакомого" в дополнение к "знакомому", то есть как дополнение к врождённому узнаванию. Запечатление возможно только в течение определённых сенсибельных (критических) периодов, причем без пищевого или иного внешнего подкрепления. Результаты запечатления отличаются прочностью ("необратимостью").

Объектами запечатления в естественных условиях являются родительские особи, выступающие одновременно и как носители типичных признаков вида, братья и сёстры, будущие половые партнёры и, возможно, внешние признаки постоянных врагов.

При запечатлении родителей и детёнышей из одного помёта формируется реакция следования за ними. Она описана у многих выводковых птиц, у копытных, грызунов, тюленей и рыб. Реакция следование обеспечивает выживание детёнышей, сплочённость животной семьи, возможность её охраны со стороны взрослых особей и осуществление ухода родителей за потомством.

Важность реакции следования для выживания подтверждается тем фактом, что запечатление объекта следования в сенсибельном периоде осуществляется очень быстро, иногда с первого его показа.

У всех животных при запечатлении и формировании реакции следования инстинктивно распознаётся один и тот же примитивный стимул, присущий в естественных условиях только родителям или другим птенцам или детенышам, а именно - движение. Индивидуальные же отличительные признаки родительской особи (то есть объекта инстинктивных действий) заучиваются только путем запечатления. По этой причине объектом инстинктивных действий при реакции следования может быть не только любой представитель данного вида, но и другое животное или человек и даже неживой, но подвижный объект. Детёныш, птенец будет следовать только за тем подвижным предметом, который первым попал в его поле зрения и был запечатлён, как если бы это был родитель. Следует отмстить "необратимость" запечатления, иными словами, животное не способно переучиваться и следовать за другим объектом, если уже сформировалась реакция следования на один объект. Кроме того, если искусственно затруднять следование, то эта реакция становится более интенсивной.

Половое запечатление обеспечивает будущее общение с половым партнером. Главная особенность полового запечатления заключается в том, что запечатление признаков будущего полового партнёра чаще всего происходит на раннем этапе постнатального развития, а результат этого запечатления проявляется с большой отсрочкой.

В основном половое запечатление наблюдается у самцов, причём у них отличительные признаки их матерей запечатляются в качестве "образцов" самок своего вида. Животное научается узнавать не только общие видотипичные признаки, но и видотипичные женские признаки.

Половое запечатление лучше всего изучено у птиц, грызунов и копытных. У разных видов оно проявляется по-разному. Например, у куриных видов половое запечатление играет меньшую роль, узнавание потенциального полового партнера здесь врождённое. У гусей и голубей самцы предпочитают самок с такой же окраской, как и у матери. У вьюрков, выращенных приёмными родителями других видов, описывается полное игнорирование самцами самок собственного вида. При этом у самок необычное половое запечатление также имело место, но было нечётким и неполным. Это свидетельствует о том, что у них половое поведение определяется врождёнными механизмами в большей мере.

У некоторых видов половое запечатление происходит во взрослом состоянии. Так, самцы меченосца предпочитают самок той окраски, какую им приходилось видеть в течение 2-х месяцев после наступления половой зрелости, но не раньше.

Доказано, что кроме оптических характеристик, особенно у млекопитающих, большую, иногда главную роль в половом запечатлении играют запахи. Например, если опрыскивать стойкими пахучими веществами самок крыс или мышей, имеющих выводок, то во взрослом состоянии их детёныши не смогут различать пол сверстников.

Запечатление врагов и ситуаций тревоги наблюдается у рыб при наблюдении за поеданием хищником члена сообщества или в результате переживания состояния тревоги, передающейся от других особей в результате инстинктивного узнавания сигналов опасности.

Для всех процессов запечатления характерна быстрая постнатальная достройка врожденного поведения, врожденных пусковых механизмов путем их дополнения индивидуально приобретенными компонентами. В результате этого инстинктивное поведение конкретизируется и тем самым обеспечивается эффективность выполнения инстинктивных действий.

Итак, для полноценного проявления инстинктивных элементов поведения на первых этапах постнатального развития имеют значение как облигатная, так и факультативная формы научения, то есть врожденное поведение обогащается этими формами научения и сливается с ними. Этим и характеризуется сущность всего поведения на ранних этапах постнатального онтогенеза.

Раннее формирование общения

Коммуникативные процессы в раннем постнатальном периоде у разных животных протекают по-разному. Это связано с тем, что общение между детёнышами и родителями или другими особями определяется степенью развития коммуникативных компонентов поведения в пренатальном периоде.

Если эти компоненты развиты хорошо, как, например, у птиц, то после рождения происходит быстрое запечатление родителей птенцами и птенцов родителями. В результате птенцы начинают реагировать чётко избирательно на видотипические признаки родителей и быстро научаются распознавать их индивидуальные признаки. При постнатальном формировании акустического общения между птенцами и их родителями возможность индивидуального опознавания обеспечивается за счет раннего облигатного научения. В последующем за счёт облигатного имитационного научения птенцы перенимают у родителей пение и сигнальные позы, характерные для каждого вида и выполняющие коммуникативные функции. Способность воспроизводить специфические звуки при пении и понимать значение акустических и оптических видоспецифических сигналов помогает птенцам в последующем обозначать свою территорию, привлекать полового партнёра, обмениваться другой информацией с особями данного вида.

В отличие от птиц, у низших позвоночных, например, рыб, индивидуальное различение родителями мальков и наоборот развито слабо. У рыб присутствие особей того же вида не является столь необходимым для формирования общения, как у высших животных. Это связано с тем, что доминирующая роль в общении у них принадлежит врождённым пусковым механизмам. Средствами общения при этом являются сами движения, выполняемые родителями и мальками, имеющие генетически фиксированное сигнальное значение. И родители, и мальки распознают друг друга лишь как таковых и не могут отличить своих от чужих. В данном случае подлинные врождённые двигательные координации жёстко регламентируют коммуникативное поведение без индивидуального опознования сородичей.

У млекопитающих взаимное запечатление индивидуальных отличительных признаков родителей и детёнышей и установление контактов между ними происходят в разные сроки после рождения, что зависит от степени зрелорождения. Чаще всего это происходит в первые часы жизни новорожденного. У млекопитающих большое значение для формирования общения имеет положительная тигмотаксическая реакция детёнышей, которая выражается в активном установлении физического контакта с поверхностью тела матери и собратьев, в прижимании к ним. На основании этой реакции происходит взаимное запечатление. Оно возможно только в течение периода, критического для формирования общения. У млекопитающих в раннем постнатальном периоде существуют критические периоды трех типов: для процессов научения, стимуляции физиологических процессов и формирования общения. Показано, что если в течение этого периода детёныш не имеет возможности установить связи с особями своего вида, то впоследствии он может оказаться совершенно неспособным к общению с себе подобными, или будет испытывать большие затруднения в коммуникации. В последующем у этих детёнышей наблюдаются и нарушения полового поведения.

Взаимное опознавание родителей и детёнышей у млекопитающих происходит в основном по запаху, а также по оптическим признакам.

ПЕРЦЕПТИВНАЯ ПСИХИКА

Таксисы

Достаточно высокая степень развития сенсорных способностей у насекомых позволяет им правильно ориентировать свою деятельность при самых разнообразных условиях обитания. Одним из главных механизмов ориентации деятельности при этом являются таксисы. Насекомые обладают всеми примитивными формами таксисов, особенно на стадии личинок, (хемотаксисы, фототаксисы, клинотаксисы и так далее), однако, у взрослых насекомых чаще всего встречаются чётко выраженные высшие таксисы. При этом, как правило, тропотаксисиые и телотаксисныедвижения у них связаны. У высших насекомых (муравьев, пчел, бабочек, жуков) очень развиты фотоменотаксисы, позволяющие им ориентироваться по солнцу и другим источникам света. При этом выделяются четыре варианта:

1) угол фиксации источника света случаен (муравьи, жук-навозник);

2) угол фиксации является врождённым (некоторые бабочки);

3) угол фиксации сообщается другими особями данного вида ("танцы" пчел, информирующие об угле ориентации по положению солнца);

4) угол фиксации выучивается в индивидуальном порядке (пчёлы, осы, муравьи). Последний вариант можно отнести к мнемотаксисам (выученной ориентации), которые широко распространены среди позвоночных.

Необходимо подчеркнуть, что у насекомых, особенно высших, регуляция движений на основе таксисов достигает большой сложности за счёт сочетанного действия направляющих раздражителей и изменения или переключения одних таксисов другими. Кроме того, у насекомых характер таксисного поведения сильно видоизменяется. Например, муха не реагирует на свет, пока свободно летает по комнате. Но стоит начать её преследовать, как у нее тотчас "просыпается" положительный фототелотаксис и она быстро направляется к источнику света, к окну.

Формы мышления животных

Советская исследовательница высших обезьян Ладыгина-Котс на основе своих многолетних экспериментальных исследований пришла к выводу, что мышление животных всегда имеет конкретный чувственно-двигательный характер, оно представляет собой мышление в действии, причем эти действия всегда являются предметно-отнесёнными. Такое мышление в действиях представляет собой практический анализ и синтез, который при орудийной деятельности осуществляется в ходе непосредственного обращения с объектами при их обследовании, обработке и применении. При этом обобщенные зрительные представления не исключаются, а, наоборот, играют очень большую роль.

Ладыгина-Котс выделила у человекообразных обезьян две формы мышления, которые отличаются по сложности и глубине.

Первая формахарактеризуется установлением связей раздражителей (предметов и явлений), непосредственно воспринимаемых животным в ходе его деятельности. Животное при этом производит анализ и синтез информации, получаемой наглядно в обозреваемой ситуации. Примером этой формы мышления может служить выбор обезьяной предметов, пригодных для употребления в качестве орудия, с учётом их величины, плотности, формы и так далее.

Вторая формамышления характеризуется установлением связей между непосредственно воспринимаемыми раздражителями и обобщенными зрительными представлениями. Примером такого рода мышления являются действия обезьяны, связанные с выталкиванием приманки из отрезка трубы. В том случае, если обезьяне предлагали только широкую дощечку, не пролезающую в трубу, или скрученную в клубок проволоку, обезьяна производила действия, изменяющие доступный материал и делающие его пригодным для выталкивания приманки из трубы.

Такое поведение становится возможным только в том случае, если в ходе предшествующих опытов с трубой и различными предметами у обезьяны сформировалось представление, что для выталкивания приманки из трубы необходим тонкий, длинный и достаточно твердый предмет. На основе установления связи обобщённого зрительного представления о необходимом предмете (типа палки) с непосредственным восприятием второго предмета (трубы), данного в конкретной ситуации опыта, обезьяна может вычленить часть из целого, например, лучину из доски, причём таким образом, чтобы она смогла служить орудием для выталкивания приманки.

Таким образом, высшие обезьяны, в частности шимпанзе, в состоянии мысленно разлагать целые объекты на детали, сложные фигуры - на составные части, а также могут предугадать возможные варианты модификации предметов (изменение формы проволоки). Как уже отмечалось, ведущую роль в поведении обезьян, в том числе интеллектуальных действий, играют руки. Сочетание тактильно-кинестетической чувствительности рук со зрением даёт обезьяне большие преимущества для установления пространственно-временных связей для практического анализа и синтеза.

Креационные теории

К этой группе относятся теории, в которых подразумевается наличие нематериального и внетелесного мыслящего и принимающего решения начала. Сущность всех таких теорий сводится к признанию у животных внетелесной детерминированной программы поведения. Согласно креационным теориям все в природе является результатом сознательного действия "Высшего разума" и совершается по предопределенным планам. Среди креационных теорий можно выделить:

Картезианство. Психологическое учение (Р. Декарт 1596-1650), основой которого является учение о бессмертии души. При этом для людей допускалась возможность существование души вне тела, а мышление рассматривалось как свойство души. Душа животного отличается от человеческой души и не может жить вечно. Животные являются автоматами без чувств, разума и знания Наличие у животных качеств, превосходящих человеческие объясняется "развитием или редукцией определенных органов". Изучать надо органы животных, а не их поведение, которое полностью подчинено анатомической структуре организма.

Механицизм. Механистическая теория поведения - более мягкая форма картезианства, допускает приобретение новых качеств при изменении строения животного. Современные сторонники креационной биологии и механицизма пытаются механистически моделировать поведение человека и животных, путем создания математических алгоритмов, применяя их в компьютерных или механо-электронных автоматах, используя принцип обратной связи и пошагового изменения вероятностей реализации нелинейных решений. Однако в основе любых компьютерных моделей всегда лежат математические аксиомы, построенные на принципе дискретности и иерархической вычисляемости, что для живых объектов лишено смысла. Современные представления технократических механицистов о принципах работы мозга, по сути являются абстрактными математическими аксиомами, которые выполняют роль той самой "декартовской" независимой от тела надстройки - "мыслящей субстанции".

Метафизические теории поведения. Согласно этим теориям поведение животных берет свое начало от души, а "мыслящая субстанция" может присутствовать не только у человека, но и у животных и даже у неживой природы. Метафизические теории признавали за животными способность к анализу окружающего мира и адаптивность их поведения. Креационная идея о животных как "сложных автоматах" заменяется на идею о метафизических "сущностях" - нематериальных основах поведения. Метафизические исследования преимущественно состояли из мысленного поиска "начал, сущностей и первопричин", а затем обращалось внимание на объект исследования - животное или человека. Метафизики объясняли поведенческий акт, используя придуманные "начала и сущности", по их мнению, чем универсальнее аксиома, тем "достовернее" познаны и объяснены причины поведения.

Рациональные теории

Эти теории обычно признают в качестве источника поведения мозг, который обладает набором врожденных инстинктов, сочетающимся с индивидуальным опытом и нестандартными адаптивными реакциями, которые у человека называются творчеством или импровизацией. Согласно рациональным моделям инстинктивное и адаптивное развитие индивидуальной психики животных осуществляется с соблюдением наследуемых видоспецифических, эволюционирующих ограничений. Сущность рационализма заключается в первичном анализе конкретного поведения животных, построении гипотез и их проверке в опытах и наблюдениях. В отличие от креационных теорий в рационализме нет абсолютных "начал" или "сущностей", которые объясняют все наблюдаемые формы поведения животных. К рациональным теориям отн

Наши рекомендации