Требования к структуре выпускной квалификационной работы
Выпускная квалификационная работа должна содержать следующие элементы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложения.
титульный лист (приложение 2);
оглавление с точным указанием названий глав (разделов), параграфов и страниц (приложение 3);
Во введении
— обосновывается выбор темы, выявляется ее актуальность и значимость;
— делается краткий обзор (анализ) проработанных научных публикаций по данной теме;
— формулируются цель и задачи дипломной работы, очерчиваются временные рамки и мотивируются ее структура, необходимость разделения текста на главы (разделы), параграфы;
— раскрывается актуальность выбранной темы (т.е. аргументируется своевременность выбранной проблемы исследования);
— отражается степень разработанности проблемы;
— обозначается объект, формулируется цель и конкретные задачи, которые планируется решить в процессе написания работы;
— описывается логика изложения материала (т.е. последовательность описываемых проблем);
— отражается методология работы (т.е. описывается теоретическая база и другая литература, на которую опирался автор в процессе исследования поставленных проблем).
Первый пункт Введения: «Актуальность темы исследования» (объем 1-1,5 страницы). Актуальность бывает научной (с научной точки зрения) и социальной (политической, экономической и т.д.). Отразить оба эти аспекта, отдельно либо во взаимосвязи.
Второй пункт Введения: «Степень научной разработанности» (объем 1-2 страницы). Проанализировать литературу по вопросу. Дать динамику научных исследований по данной теме за какой-то период (желательно с самого начала изучения вопроса вообще). Сделать обзор научной литературы (у историков это называется историографией).
Третий пункт Введения: Объект — сфера журналистской практики, область истории, теории журналистики, раздел науки, к которым обращается автор. Из объекта как общего, широкого понятия выделяется более узкий, частный предмет, на котором и будет, собственно, сфокусирован ваш взгляд.
Предмет — то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.
Цель— вытекает из актуальности темы и степени ее изученности и предполагает, чего хочет достичь автор, научно прогнозируемый результат исследования. Цель определяет задачи. (См. Приложение 5).
Задачи — не менее трех (столько, сколько в работе параграфов, а в заключении - выводов), являются продолжением цели и конкретизируют целевые установки автора, часто рассматриваются как этапы работы студента.
Фактологическая база — факты, явления или феномены, на анализ которых будет опираться работа; конкретный материал описания (публикации в прессе, радио-, телепрограммы и т.д.). Если, например, предметом внимания является газета, то необходимо изучить все данные этого издания (редактор, тираж, годы существования, издательство, периодичность и т. д.)
Теоретическая платформа — основные исходные положения, опираясь на которые, автор строит собственные рассуждения. Она предполагает указания на научные произведения или школы, взгляды которых близки студенту. Здесь же указываются используемые методы: описательный, историко-сравнительный, типологический, сравнительно-типологический, биографический, культурологический (историко-культурный), социологический, психоаналитический или какие-либо другие.
Новизна— то, что нового вносит работа в теорию и практический анализ проблемы. Новыми могут быть тема (проблема), если к ней обращаются впервые, а также метод (подход) исследования.
Практическая значимость – предполагаемое значение работы для журналистской практики.
Порядок всех составляющих Введения может свободно варьироваться, исходя из логики рассуждения, которая может быть разной. Их раскрытие может быть дано как ответы на следующие вопросы: «Что я рассматриваю? (объект, предмет); «Почему я это рассматриваю?» (актуальность, новизна): «Как я это рассматриваю?» (проблемный срез, задачи, основные категории, метод); «Зачем (для чего) я это рассматриваю?» (цель); «Кому, зачем данная работа будет нужна, где она может быть использована?» (практическая и теоретическая значимость): «Что подвигло на написание работы, ради чего она предпринята?» (постановка проблемы).
Основная часть,состоящая из глав (разделов), обычно разбита на параграфы. Все они должны иметь заголовки, не повторяющие общее наименование работы. Каждая глава (раздел) завершается краткими выводами.
Основная часть может содержать одну или две главы. Если глав две, то одна из них – теоретическая, другая – практическая.
Если главы три, то 1-я глава обычно носит общетеоретический характер. В ней на основе изучения отечественных и зарубежных источников излагается сущность проблемы, рассматриваются различные подходы к решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции. Эта глава служит теоретическим обоснованием будущих разработок.
2-я глава носит аналитический характер. В ней дается анализ изучаемой проблемы. При этом указываются не просто факты, а выявляются тенденции развития, вскрываются недостатки и причины, их обусловившие, намечаются пути их возможного устранения. Эта глава служит обоснованием последующих разработок. От полноты и качества ее выполнения зависят глубина и обоснованность предлагаемых мероприятий.
3-я глава является проектной. В ней разрабатываются предложения, которые носят конкретный характер, доведены до стадии разработки и обеспечивают их практическое применение. Базой служит анализ проблемы, исследуемой во 2-й главе, а также имеющийся прогрессивный отечественный и зарубежный опыт.
Обязательным для выпускной квалификационной работы является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы.
Заключение логически вытекает из исследования и дает исчерпывающие ответы на вопросы, поставленные во введении. Высказываются конкретные рекомендации и советы, которые, по мнению автора, могут улучшить работу СМИ, усилить действенность журналистских выступлений, сделать их более глубокими по содержанию и яркими по форме.
В заключении излагаются теоретические и практические выводы и предложения, возникшие в результате исследования. Изложение краткое и четкое, дающее полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. Выводы пишутся по пунктам и отражают основные положения по теории вопроса, по проведенному анализу и всем предлагаемым направлениям совершенствования проблемы с оценкой их эффективности по конкретному объекту исследования.
Библиографический список перечисляет в установленном порядке все источники, использованные автором при написании дипломной работы – учебную, научную, специальную и художественную литературу, справочные издания и словари, периодику, данные социологических опросов и исследований.
Приложения (необходимы в творческой работе и не обязательны в исследовательской работе). В приложения следует включать вспомогательные материалы, необходимые для полноты восприятия темы, например, ксерокопии публикаций.
В творческой работе в приложение помещаются публикации в виде вырезок из периодических изданий, заверенные в редакции. Листы приложения не включаются в общую нумерацию страниц.
Выпускная квалификационная работа может иметьиллюстрации: журналистские публикации, в том числе и собственные, фотографии, рисунки, свидетельства организаторской деятельности выпускника в той или иной редакции (организации), другие доказательства его профессионализма. Иллюстрации приводятся либо в тексте, либо в приложении.
Объем выпускной квалификационной работы обычно составляет 60-70 страниц компьютерного (машинописного) текста (не менее 3 авторских листов, т. е. 120 тыс. знаков).
Типичные недостатки при написании выпускной квалификационной работы:
• списывание текста, а не самостоятельное изложение сути проблемы. Одностороннее и некритическое восприятие прочитанного, в то время как по данному вопросу существуют разные, порой противоположные, точки зрения;
• перегрузка текста рассуждениями, не имеющими отношения к избранной теме, второстепенными вопросами, ненужными фактами и статистическими данными;
• неправильное или небрежное оформление, отсутствие плана, списка литературы и ссылок на источники информации;
• наличие грамматических ошибок, стилистически неудачных выражений, повторение одинаковых высказываний;
• использование устаревших литературных источников, фактических и статистических данных.