Особенности жанра журналистского исследования-расследования
Основными компонентами научного исследования, которое представляет собой процесс выработки нового научного знания, являются : постановка задачи, анализ информации, формулирование и проверка гипотезы, эксперимент. Журналистское исследование роднит с научным общая методология познания социальных явлений – стержень методологической культуры журналиста; применяемые последним общенаучные методы: наблюдение, опрос, изучение документов, сравнение, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование. Однако другие сферы этой культуры довольно специфичны. Речь идёт о журналистской методологии: не только о научном обобщении, но и о художественном осмыслении информации, принципах изложения текста. Факт, проблема, концепция – важнейшие компоненты логической структуры текста. При этом наибольшая эффективность достигается, если обеспечивается:
А) близость журналистского произведения массовой аудитории;
Б) ситуационность повествования, когда обсуждение проблем, ход аргументации, представление выводов и предложений «вращаются» вокруг конкретных жизненных ситуаций,
В) драматизм повествования, неизбежный при анализе конфликта, диалоге, поиске истины.
Панорама текущей жизни общества (событий, процессов, явлений, проблем, поступков, характеров) может получить адекватное отражение именно в журналистском исследовании, особенно если рационально-понятийное автор сопрягает с эмоционально-образным.
В социальной действительности довольно часто противоречия обостряются настолько, что нерешаемость проблемы ведёт к предконфликтному напряжению, а затем и к конфликту. В этом случае журналист чаще всего ведёт расследование. .Согласно словарям глаголы «исследовать» и «расследовать» имеют по два значения.
Исследовать – 1) подвергнуть научному изучению, рассмотрению;2) осмотреть для выяснения, изучения чего-либо.
Расследовать – 1) подвергнуть всестороннему изучению, рассмотрению (факты, обстоятельства, дело); 2) расследовать преступление, осуществить следствие.
Таким образом, видим, что смена глагола приводит к потере эпитета «научный».
В журналистском расследовании, в отличие от научного исследования, есть дополнительное требование к автору – раскрыть злоупотребления, выявить причины нарушения закона, норм поведения, правил приличия. Проблема, о которой говорится в аналитическом материале, в расследовательском – персонифицируется, когда устанавливаются виновники злоупотреблений.
Журналистское расследование отличается от других видов журналистской деятельности. Его основные особенности состоят в том, что журналисты работают зачастую с сырым материалом, проводя множество интервью, либо подбирая факты, цифры и сопоставляя их. При этом сама выбранная тема предположительно связана с сомнительными делами или халатностью, но доказательств этому нет, их надо найти; кто-то пытается сохранить информацию в тайне.
Журналистское расследование отличается от того, что ведут правоохранительные органы. Выдвигая вначале несколько версий происшествия, следователи останавливаются затем на одной, и эта, истинная, доказанная становится основой обвинительного заключения. Журналист же, строя вероятностные предположения о причинах и виновниках критической или криминальной ситуации, ничего не утверждает окончательно. Его цель – привлечь внимание аудитории к описываемому явлению или герою публикации, заставить читателя или зрителя поразмышлять о случившемся.
Появление версий обусловлено тем, что
1) освобождённая от оков цензуры пресса может безбоязненно вести речь о любых событиях и личностях;
2) из-за ограниченного доступа к нужной информации журналист подчас не может оперативно и в то же время достоверно анализировать «горячие» события; опираясь только на проверенные факты, т.е. ограничиваясь неполнотой сведений, он строит определённые предположения;
3) версия весьма удобна в политической борьбе, когда, ничего не утверждая окончательно можно бросить тень на противника, оппонента;
4) опубликованная версия побуждает героя выступить с репликой, опровержением, высветить свою позицию и тем самым пролить свет на новые факты, по мере накопления которых у журналиста появляется хороший повод для возвращения к затронутой теме.
Версия даёт возможность привлечь внимание аудитории к важным явлениям жизни и отдельным персонажам, предоставляет ей материал для размышлений, задаёт этим размышлениям определённое направление.
Что касается сбора и обработки фактов, то их методика в журналистском расследовании примерно такая же, как и при исследовании, хотя здесь тоже могут быть свои особенности: анонимные источники информации, конфиденциальные сведения, более трудное общение с героями, другие препятствия на пути установления истины.
К итогам журналистского расследования следует отнести не только сенсационные, скандальные разоблачения, но и более скромные публикации о ситуациях в коллективах, переживающих коллизии. Поводом для подготовки всех этих материалов являетсяконфликт. К примеру, газета пишет о коррупции, а это конфликт человека с законом.
Конфликт – это предельный случай обострения противоречия. Возникновение, развёртывание, созревание, обострение и разрешение противоречий проявляются в действиях людей, которые реализуют свои цели, интересы, потребности. На стадии обострения создаётся конфликтная ситуация. Возникший внутри неё какой-либо инцидент может трансформировать ситуацию в столкновение или конфликт. В структуре конфликта следует различать субъекты – противостоящие социальные силы и объект – социальную сферу как предмет интереса этих сил.
Конфликты бывают:
по масштабу распространения – глобальными, национальными, локальными (региональными) и частными;
по сферам проявления – экономическими, политическими, экологическими, межнациональными, вооружёнными, бытовыми;
по характеру проявления – обостряющимися, затухающими, затяжными, разрастающимися.
Довольно часто журналисты сталкиваются с затяжными конфликтами, настолько острыми и бесконечными, что средствам массовой информации остаётся лишь вести летопись, хронику нескончаемых противоречий. Среди них можно назвать конфликты между обществом и преступниками, коррупционерами; властью и политическими партиями; коллизии, возникающие из-за невыплаты в срок зарплат, пенсий и т.д. Журналист может расследовать конфликты социальные, бытовые, трудовые, межличностные и внутриличностные. Социальные, экономические, духовные противоречия в ходе общественного развития могут отражаться в журналистском произведении как через показ социально обусловленных столкновений (межличностный конфликт), через рассказ о процессе становления личности (внутриличностный конфликт), а также через прямое, публицистическое истолкование автором драматического момента, его открытый анализ, «вторгающийся» в повествование. Журналисту, пишущему о социальных конфликтах, важно овладеть методикой социологического анализа как инструментом прогнозирования ситуации. Но ему необходимо быть и психологом, если он анализирует трудовой и особенно моральный конфликт. Стремясь осознать конфликт, нужно выделить главное противоречие, которое привело к столкновению, а на стадии его созревания – заранее распознать «детонаторы» взрыва.
Особенность социального конфликта в нынешних условиях в том, что он протекает в ситуации тотального кризиса, охватившего все сферы общественного бытия и сознания, что обусловливает чрезвычайную остроту столкновения, преобладание стихийных форм социального недовольства. Рынок усиливает социальное неравенство в обществе, характерное для этапа первоначального накопления капитала, обостряет противоречия между порождёнными процессом демократизации социальными ожиданиями (они отражаются в психологическом настроении, экономических и политических требованиях населения) и ухудшением реальной экономической ситуации. Здесь уместно вспомнить известный в социологической литературе эффект французского философа Алексиса де Токвиля: «Зло, которое переносилось терпеливо, как нечто неизбежное, кажется непереносимым при мысли, что от него можно избавиться».
По мнению исследователей, социальный конфликт проходит ряд стадий:
* норма;
* скрытая, невидимая стадия нарастания напряжённости , выше нормы, но ещё не осознанная участниками событий;
* стадия проявления напряжённости, роста недовольства и осознания конфликтной ситуации, выработки требований;
* инцидент, или критическая стадия перехода социальной напряжённости в острый конфликт;
* стадия ускоренного развития социального конфликта;
* пик, кульминация конфликта;
* спад социальной напряжённости.
Сюжет публикации о социальном конфликте можно строить по-разному. Вариант первый: начать с описания первых стадий развития напряжённости, а закончить рассказом об инциденте. Вариант второй: описание столкновения дать вначале материала, после чего проанализировать, что предшествовало переходу нормы в конфликтную ситуацию, а затем и в конфликт. Вариант третий: короткое начало, информация о конфликте, затем неоднозначные, порой взаимоисключающие трактовки ситуации, предлагаемые представителями противоборствующих сил, а в конце – комментарий социолога, политолога или редакции.
Одним из источников социальной напряжённости является сфера общественного производства, порождающая такую форму производственных отношений, как трудовой конфликт.Его причинами могут быть низкий уровень труда и управления, изношенность техники, неприспособленность помещений к нормальной работе, низкая квалификация работников, необоснованные нормы выработки, наконец, личная неприязнь людей в коллективе из-за несовпадения ценностных установок, интересов. Это могут быть конфликты между рядовыми работниками и администрацией, рабочими и инженерно-техническими работниками, работниками различной социально-профессиональной принадлежности, профсоюзом и советом трудового коллектива, рабочими и предпринимателями.
При анализе трудового конфликта как социального феномена журналисту важно учитывать: психологический аспект, связанный с неоднозначностью поведения людей в кризисных ситуациях, политическую составляющую, которая рассматривает сферу взаимоотношений рабочего класса, политических партий и государства, наконец, правовую компоненту, показывающую, не нарушают ли участники конфликта действующие законы. Такой конфликт – неизбежный этап в развитии трудового коллектива, важное средство, которое обеспечивает баланс противоположных интересов. С одной стороны , он – прямой вызов внутреннему порядку и стабильности в коллективе; его разрушительное действие на первых порах очевидно. С другой – очевидна и позитивная роль трудового конфликта; он вынуждает администрацию предприятия реорганизовывать производство, проводить реформы, в коллективе возрастает роль самоуправления.
В жизни любого человека значительное место занимают его взаимоотношения в семье, с коллегами по работе, товарищами вне работы. Это общение порой приводит к моральному, или нравственному конфликту. В его основе лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные противоречия между общающимися личностями при наличии попыток их разрешения на фоне эмоциональных состояний. Чтобы чётко определить суть нравственного конфликта и адекватно отразить его, журналисту следует позаботиться об открытом и искреннем общении с конфликтующими сторонами. Это не так просто, т.к. участники конфликта зачастую подозрительно относятся к визиту прессы . Корреспонденту-расследователю помогло бы знание психологии морального конфликта. В частности, участники столкновения иногда неправильно воспринимают собственные действия, намерения и позиции, как и позиции и поступки своих оппонентов. К типичным искажениям восприятия можно отнести следующие:
*"иллюзии собственного благородства", когда человек считает себя жертвой противника, чьи моральные принципы, по его мнению, сомнительны;
*"поиск соломинки в глазу другого", при котором каждый из противников видит недостатки другого, но не осознаёт таких же недостатков у себя;
*"двойная этика", когда противники понимают, что совершают одинаковые поступки по отношению друг к другу, но независимо от этого собственные действия считают допустимыми и законными, а действия оппонента – нечестными и непозволительными;
*"всё ясно", когда каждый из партнёров чрезмерно упрощает конфликтную ситуацию, оценивая свои действия как правильные, а действия партнёра – наоборот.
Особый интерес для публициста представляет подготовка очерка о герое, который переживает нравственный внутриличностный конфликт. Самая трудная победа – это победа человека над самим собой. Нередко жизненные ситуации требуют предельного напряжения сил, а иногда они и вовсе неразрешимы, и перед человеком может встать вопрос, который, по мнению Альбера Камю, является главным философским вопросом: стоит ли жизнь того, чтобы жить?
Раскрыть личность, диалектику поступков героя лучше всего через психологический анализ, применяемый как инструмент, который помогает создать рельефный образ современника, отобразить сложный социально-нравственный мир современника. Приёмы анализа могут применяться следующие:
1) действия, мысли, чувства героя показываются в их непрерывности и последовательности;
2) внутренний мир человека раскрывается изменяющимся под воздействием окружающей действительности; он либо совершенствуется с улучшением социальной среды, либо, наоборот, утрачивает свои положительные качества;
3) средствами очерка исследуется профессиональная психология человека;
4) рисуется влияние на характер личности внутренних противоречий;
5) даётся анализ выбора героем цели, решения, поступка.
Столкновение двух противоположных начал, драматизм ситуации, который заключает в себе остроту конфликта социального, трудового или морального –публикации об этом призваны стать украшением газетных полос. Понимание механизма столкновений, умение разобраться в них в значительной мере определяют уровень компетентности журналиста. При этом он должен владеть инструментарием – искусством общения, сбора и использования информации, чтобы подготовить аргументированную публикацию, безупречную в логическом и эмоциональном плане.
В беседе с источником информации (участником конфликтной ситуации) корреспондент спорит, приводит собственные аргументы. Техника такой убеждающей беседы следующая:
1.Важно оперировать простыми, ясными и точными понятиями.
2.Следует вести аргументацию по отношению к собеседнику корректно:
*открыто признать правоту собеседника, если он прав.;
*продолжать оперировать только теми аргументами, которые приняты собеседником;
*сначала отвечать на доводы собеседника, а потом приводить собственные суждения;
*проявлять вежливость и такт.
3. Необходимо учитывать сложность восприятия новой для собеседника информации:
* избегать простого перечисления фактов, показывать значение того или иного события;
* соизмерять темп аргументации с особенностями темперамента собеседника.
4. Не следует забывать, что "излишняя" убедительность вызывает отпор со стороны собеседника, а один-два ярких довода достигают большего эффекта.
5. Можно использовать специальные приёмы аргументации:
* метод перелицовки – подведение собеседника к изменению точки зрения путём поэтапного прослеживания решения проблемы вместе с ним;
* метод "салями" – подведение собеседника к согласию с вами путём получения единства мнений сначала в главном, а затем в необходимых для полного согласия частностях;
* метод расчленения – разделение аргументов собеседника на верные, сомнительные и ошибочные с последующим доказательством несостоятельности его позиции;
* метод положительных ответов – такое построение разговора, когда собеседник на ваши первые вопросы отвечает "да, да", а потом продолжает соглашаться с вами уже и по более существенным вопросам;
* метод классической риторики – вы соглашаетесь с высказываниями собеседника, а потом внезапно опровергаете все его построения с помощью одного сильного аргумента (применяется в случае излишней агрессивности партнёра);
* метод замедления темпа – умышленно медленное проговаривание слабых мест в аргументации партнёра;
* метод двусторонней аргументации – указание как на преимущества, так и на слабые стороны предлагаемого вами решения.
6. Необходимо своевременно делать обобщения и выводы по проведённому обсуждению аргументов.
Опытным журналистам известны технические приёмы, которые специально рассчитаны на то, чтобы заставить упрямых собеседников разговориться. Среди них:
* использование паузы – журналист задаёт вопрос и получает ответ; вместо того, чтобы тут же выпалить следующий вопрос, надо повременить, чтобы создать впечатление, что ожидается услышать большее; собеседник не выдерживает наступившей паузы и продолжает говорить, сообщая нечто, что журналист и хотел услышать;
* поддразнивание – мимоходом упоминаются какие-то мелкие факты, ставшие известными журналисту в ходе расследования; они небезынтересны для собеседника, который хотел бы знать, что ещё неизвестно журналисту. В этой ситуации собеседник скорее скажет правду, опасаясь быть пойманным за руку, чем даст ложную информацию.
Для отечественной журналистики советского периода было характерно исследование процессов, явлений, проблем. В наше время свободы слова связанная с этим раскованность СМИ вызвала к жизни такую форму активного участия прессы в социальном контроле, как журналистское расследование. Его цель – раскрыть чьи-то сомнительные дела или халатность при минимуме доказательств, в условиях, когда этот кто-то пытается сохранить в тайне информацию. Специфика технологии журналистского расследования заключается в том, что журналист обязан оперативно и порой нестандартными путями добывать факты, обобщать их, выстраивать версии, предположения, что возможно только при панорамном видении проблемной ситуации, глубоком знании сути предмета. Кроме умения психологически точно и юридически грамотно работать с источниками информации, журналист призван изложить ход и результаты расследования в публикации, которая должна отличаться логической определённостью, ясностью и убедительностью.