Особенности газетного очерка на примере творчества М. Стуруа

Один из распространенных композиционных приемов в очерке - развернутое сравнение, историческая параллель, публицистическое сталкивание различных эпох. Стремясь развенчать фальшивое народолюбце американского проповедника-миллионера, "толкача библии" Билли Грэхема, прилетевшего в Англию на самолете усмирять бастующих, М. Стуруа начинает свой очерк "Евангелие от Билли" уничтожающей, иронической параллелью: "Когда-то пророки бродили по земле пешком. Они шли босые, и горячие пески пустынь жгли им пятки" 130.

Известный и популярный в газете и приём - так называемая кольцевая композиция (одинаковые начало и конец). Этот прием придает произведению особую целостность, делает его стройным и компактным. Кроме того, повторение наиболее важных, выносимых очеркистом в начало и конец, фактов и мыслей, усиливает идейное звучание материала (мы это видели на примере очерка М. Стуруа "Радуга, которой не было").

Рассмотрим подробнее взаимосвязь авторского замысла и композиции на материалах одного из видных мастеров газетного очерка М. Стуруа.

Одной из ведущих тем его очерков является показ одиночества человека в капиталистическом мире, трагедии исковерканных долларом жизней. Таковы очерки "Одиночество", "Радуга, которой не было", "Землетрясение в Гарварде" и др.

Вот история "выжатого лимона" - американской кинозвезды Джуди Гарланд, погибшей от жесточайшей эксплуатации кинопродюсеров, выброшенной с голливудского конвейера после того, как она стала убыточной актрисой.

М. Стуруа избирает прием так называемой кольцевой композиции. Очерк начинается и кончается сценой похорон Джуди, которая помогла автору "пощупать пульс Америки лучше, чем кибернетические чудеса и чудовища "Интернейшнл бизнес мэшинз", обслуживающие нью-йоркскую фондовую биржу". Какие же размышления вызывает у читателя эта сцена? Зачем понадобилась она автору прежде, чем перейти к рассказу о жизни актрисы, начинающемуся традиционно "Она родилась 10 июня 1922 года в Грэнд-Рэпидс..."? Сцена похорон - это целый каскад ярких, великолепных по своей социальной насыщенности и остроте фактов, которые автор с присущим ему искусством сталкивает между собой, высекая искры истины о капиталистическом мире. Что же это за факты и стоящие за ними открытия?

"Директор похоронного дома "Фрэнк Е. Кэмпбелл" мистер ГардингИсааксон не скрывал своей радости. Он чувствовал себя именинником. - Наконец-то нам удалось побить рекорд, который держался с 1926 года, когда мы хоронили Рудольфе Валентине, - с готовностью раздавал он интервью направо и налево.

- Джуди собрала аудиторию намного больше той, что пришла проститься с легендарным героем немого кино!"

Что это - гробокопательский эгоизм, кровожадность натуры? Нет. Это законы американских рекламных джунглей, законы доллара.

Рядом с зловещей фигурой владельца похоронной конторы - всесильные голливудские магнаты, с каменным выражением стоящие у гроба. "Ведь недаром же утверждают, что преступника всегда влечет к месту совершенного им злодеяния", - замечает автор.

У гроба - встревоженные и смущенные кинозвезды, коллеги Джуди, которых на этот раз судьба миловала - им посчастливилось найти более оборотистых юристов, умеющих составлять контракты с Голливудом так, что можно не беспокоиться о куске хлеба на старость.

А рядом, прямо на тротуаре у цветочного магазина, диск проигрывателя "наматывает на себя" песню о Радуге - несбыточных надеждах. Эта деталь - проигрыватель с песней, слова которой "вращались и бились по черной пластинке, как белка в колесе" - настойчиво повторяется автором несколько раз, ибо "Радуга, которой не было" - и есть смысл трагедии Джуди Гарланд. Погибшая от сильной дозы снотворного, актриса сама в течение многих лет была сильнейшим снотворным, изготовлявшимся голливудскими фармацевтами.

И опять автор, пользуясь описанием похорон, вызывает на сцену, как беспощадных свидетелей, людей, одурманенных голливудской фабрикой снов, развращенных долларовой политикой. Это - Гертруда Харрис, мать семерых детей, занявшая очередь у похоронного дома в три часа ночи. "Я обожала ее "Радугу". Она заработала миллион долларов..." Женщина, в момент наивысшей скорби не забывшая того, что покойная заработала миллион долларов!

Сцена похорон насыщена и заострена до предела. Здесь все "работает" на тему. Описание похоронной конторы, ее хозяина и хронометристов, подсчитавших:

"Полторы тысячи человек в час!" Магнетизм толпы, прощающейся со своим кумиром. Серое и душное утро, которое дразнило дождем, "словно палач, подносящий к устам умирающего от жажды стакан воды". Песенка о несбывшихся надеждах, слова которой бились о пластинку как белка в колесе. И даже описание Джуди в гробу автор использует для того, чтобы еще раз напомнить о джунглях капиталистического мира.

Таким образом, все композиционные средства - пейзаж, обстановка, портрет - умело использованы автором в небольшой сценке похорон, ставшей экспозицией очерка. И все построение материала - искусное употребление таких композиционных приемов, как:

· кольцевое обрамление очерка

· настойчивое повторение отдельных деталей

· контрастные сопоставления (скорбь толпы - и радость дельцов похоронной конторы, Мики Руни - красивый мальчик с наивно открытыми глазами, партнер по первым картинам Джуди, и Мики Руни - киноделец, которого "бог наградил за прилежание деньгами и одышкой" и т. д.)

· развернутые сравнения

· аналогии

Все подчинено одной цели - раскрыть антигуманистическую сущность империалистического общества.

На очерках М. Стуруа можно проследить, как настойчиво ищет автор наиболее подходящую структуру, как тщательно выбирает композиционные приемы, чтобы наиболее полно и выразительно воплотить свой замысел. Если в "Радуге, которой не было" рассказ начинается с "конца", то в очерке "Землетрясение в Гарварде" автор, чтобы вскрыть причину студенческих волнений в крупнейшем учебном заведении Америки, ведет повествование исподволь, начиная с истории священника - переселенца Джона Гарварда, с прошлого колледжа, ища в нем настоящее, убеждая читателя в закономерности студенческого недовольства.

Своеобразно построен очерк "Одиночество". Это цепочка эпизодов, персонажей, наблюдений, размышлений, внешне не связанных друг с другом, но внутренне спаянных одним мотивом - мотивом одиночества человека в капиталистическом обществе. И наиболее зловещая фигура очерка:

· старый мистер Филлипс, выстаивающий одиноко целые дни на Брайтонском пляже (никто не знает, зачем он стоит, людям нет дела до него);

· миссис Мартин, совершившая кражу в магазине из-за боязни сказать мужу о потере кошелька ("отсутствие коммуникабельности между людьми, даже очень близкими");

· актер Роберт Морни, страдающий в "обществе молчальников"

Все это продукты разобщенности, разорванности больного одиночеством капиталистического общества.

Большой, по размеру и количеству персонажей, насыщенный разнообразными фактами, эпизодами, публицистическими отступлениями, очерк поражает своей монолитностью, внутренним единством.

Заключение

В настоящей курсовой работе рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся очерка как жанра публицистики.

Очерк – наиболее характерный для публицистики жанр, построенный по законам драматургии и основанный на фактах, он максимально приближается к художественным жанрам. Глубина авторского осмысления – отличительная черта очерка. Он не только описывает, анализирует или комментирует факт, но и воплощает его в творческое сознание автора.

Классифицируя очерк, исследователи придерживались различных принципов. Очерк насчитывает более пятидесяти жанровых разновидностей.

Наиболее бесспорной является классификация: по способу исследования действительности(портретный, путевой , проблемный), по социально-тематическому признаку(деревенский, производственный, военный и т. д.), по признаку наличия/отсутствия художественного вымысла(документальный и беллетристический).

В очерке может совсем отсутствовать сюжет или он во всяком случае ослаблен. Автор очерка часто переходит от одного ха­рак­теризуемого явления или его стороны к другому, лишь в общей форме наме­чая их зависимость. Не связанный необходимостью наглядно, в образ­ной форме показывать развитие действия, автор очерка чаще, чем авторы других жанров, вмешивается в ход описываемых событий от первого лица. Это дает очеркисту возможность более свободной группировки материала, возмож­ность многообразных сопоставлений, аналогий и пр.

В очерке гораздо большее значение, чем, например, в рассказе, имеют публицистические рассуждения, научные обобщения, иногда даже статисти­ческий материал.

Язык очерка в большей мере, чем язык любого другого литературного жанра, включает элементы языка публицистического и научного.

Черты очерка как жанра не остаются постоянными. В разные историче­ские периоды присутствуют то одни харак­терные стороны жанра, то другие; меняется само положение очерка среди прочих жанров. Но в какой-то момент очерк выдвигается на передний план литературной жизни.

Являясь одним из жанров литературы и журналистики, очерк своими особыми средствами — показом характерных явлений, типических измене­ний психики людей — решает задачу создания стиля реализма.

Курсовая работа обогатила знания, умения и навыки автора в проведении научных исследований. Позволила углубить представления о сущности рассматриваемой научной проблемы.

Список использованной литературы:

1. Алексеев В.А. Очерк. Спецкурс для студентов заочного отделения. - Л.,1973

2. Ампилов В.А. Современный газетный очерк. - Минск, 1972.

3. Беневоленская Т.А. Портрет современника: очерк в газете. - М., 2003.

4. Беневоленская Т.Д. Композиция газетного очерка. - М., 2005.

5. Виноградов И. Парадокс великого затворника.// Общая газета. 1998. 10-16 дек.

6. Ким М.Н. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2011. – С.221

7. Колосов Г.В. Поэтика очерка: Учеб.-метод, пособие к спецкурсу «Проблемы советского очерка». - М., 1977.

8. Кройчик Л. Система журналистских жанров.// Корконосенко С. Ос­новы творческой деятельности журналиста. - СПб., 2000.

9. Маслова Н.Р. Очерк как публицистическая форма. - М.: МЫСЛЬ, 2007.

10. Маслова Н.М. Путевые заметки как публицистическая форма. - М., 2012.

11. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 60000 слов и фразеологических выражений. – М.: Оникс, 2006.

12. Петров Е. «Великий порыв». - Впервые опубликовано в журнале «смехач», 1927, № 36.

13. Учёнова В.В. Творческие горизонты журналистики. - М., 1976.

Электронный ресурс:

1. Исследовано в России [Электронный ресурс]: Справочник – Статья Д.В. Туманова «Очерк» – Режим доступа: http://ju.by.u/ja_15.html

2. Исследовано в России [Электронный ресурс]: Статья Л.Е. Кройчика «Система журналистских жанров» [Электронный ресурс]: научный журнал – Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text5/64.htm#з_02

Особенности газетного очерка на примере творчества М. Стуруа - student2.ru Приложение 1.

Особенности газетного очерка на примере творчества М. Стуруа - student2.ru Приложение 2.

[1] Ким М.Н. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2011. – С.221

[2]Исследовано в России [Электронный ресурс]: Статья Л.Е. Кройчика «Система журналистских жанров» [Электронный ресурс]: научный журнал – Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text5/64.htm#з_02

[3]Е. Петров «Великий порыв». - Впервые опубликовано в журнале «Смехач», 1927, № 36.

[4]Учёнова В.В. Творческие горизонты журналистики. - М., 1976.

[5]Колосов Г.В. Поэтика очерка: Учеб.-метод, пособие к спецкурсу «Проблемы советского очерка». - М., 1977.

[6]Колосов Г.В. Поэтика очерка: Учеб.-метод, пособие к спецкурсу «Проблемы советского очерка». - М., 1977.

Наши рекомендации