Художественные элементы

Очерк обладает многими признаками, присущими художест­венным произведениям, однако, он все же отличается наличием собствен­ного инструментария публицистической поэтики.

К художественным средствам изображения, как правило, относят:

пейзаж, портрет, художественную деталь, диалог, речевую характеристику и т.д. Их главной функции является выступать в виде своеобразных связующих мости­ков, скрепляющих текст в единое целое. С помощью художественных средств изображения, очеркист имеет широкие возможно­сти в показе жизненных явлений, в обрисовке внешней среды, в передаче тончайших состояний человеческой души, в характеристике героев по­средством ярких деталей и особенностей речи, и т.д. Так воссоздается «кусо­чек» реальности во всех своих многообразных проявлениях. К тому же, за­кладываются важные предпосылки для эстетического восприятия действи­тельности читателем.

«При­рода художественной выразительности реализуется главным образом в формировании специфиче­ского эстетического феномена, в вовлечении читателя, слушателя, зрителя в эстетическое переживание, в ком­плекс эстетического восприятия. Подобное вовлечение в сопереживание предпо­лагает не только знакомство читателя с документально-выразительными фак­тами, не только логически убедительное выяснение их социально полезных и со­циально-негативных связей, но и ис­пользование документальных данных в осо­бой художественной интерпрета­ции. Последняя предполагает стремление и спо­собность автора поставить до­кументальные фрагменты в такой контекст их ав­торского восприятия, в кото­ром эти фрагменты приобретают дополнительный объемный и многозначный эстетический смысл»[4]

Пейзаж в очерковых произведениях применяется не только в качестве ук­рашения или своеобразного фона. Он также может использоваться в качестве обрисовки жиз­ненной ситуации, места и обста­новки, поста­новки социально значимых проблем, разрядки напряженного повествования, передачи читателям определенного на­строения и показа внутреннего состояния героя произведения, наконец, как композиционный эле­мент. Формы и приемы использования пейзажных зари­совок во многом зависят от стоящих перед журналистом целей и задач.

В путевых очерках пейзаж необходим:

· для географического обозначения места действия;

· для обрисовки местности, чтобы читатели могли лучше ознакомиться с при­род­ными условиями проживания людей, с экзотическими красотами и т.п.;

· для динамичного описания сменяющихся картин путешествия;

· для запечатления различных явлений природы и т.д.

В портретном очерке пейзаж может нести как фоновую, так и смысло­вую нагрузку, раскрывая нечто новое в человеке.

Внимание очеркиста в большей степени на­прав­лено на биографические аспекты жизни человека, на показ его душевных особенностей, на раскрытие его ха­рактера, и т.д. Поэтому наличие развернутых пейзажных зарисовок в портретных очерках скорее является исключением, чем правилом. Пейзажные ком­поненты если и присутствуют в произведении, то обычно выступают в каче­стве характери­зующего место действия, фона.

Введение пейзажных элемен­тов в портретный очерк необходимо в случаях невоз­можности передать атмосферу происходящего, про­никнуть в суть человеческого мировосприятия, выяснить отношение человека к окружающему миру и т.д.

В портретных очерках пейзаж применяется:

· в качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окру­жающей его природой;

· как средство в раскрытии человеческого характера;

· в качестве фона для портрета героя;

· как прием в раскрытии мировоззренческих позиций героя и т.д.

В проблемных очерках пейзажные компоненты встречаются крайне редко. Это обусловлено тем, что на первое место здесь выдвигается авторская мысль. Однако пейзаж может использоваться в качестве экспозиции.

В проблемных очерках пейзаж может выступать:

· в качестве художественного средства в постановке социально значимых про­блем;

· для воссоздания социальной жизни людей и т.д.

То есть, формы и приемы ис­пользования пейзажных зари­совок во многом зависят от стоящих перед жур­налистом целей и задач, а также от вида очерка.

Деталь в очерковом произведении является одним из средств художест­вен­ной типизации. Посредством безупречно подобранной детали можно передать харак­терные черты внешности человека, его речи, манеры поведения и т.д.; выпукло и зримо описать место действия, обстановку, какой-либо предмет и, наконец, целое явление. Конечно, это требует от очеркиста особой наблюда­тельности, ведь благодаря яркой детали можно заме­нить целые описательные фрагменты.

К основным признакам детали можно отнести ее изобрази­тельную емкость и конкретность. «Конкретные детали показывают жизнь не в абстрактных, а в индивидуальных проявлениях. Отдельные, пусть даже интересные мелкие наблюдения только тогда находят себе место в очерке, когда их связы­вает сила обобщения. Описание различ­ных картин жизни, определенных черт людей с помощью конкретных деталей дается для раскрытия их внутреннего со­держания, состояния сущности, для выявления психологии и мировоззрения ге­роев. Конкретная деталь способст­вует законченности портрета, делает образ ося­заемым, зримым. Живыми герои станут тогда, когда очеркист в лю­бом из них найдет, отметит и подчеркнет характерную, оригинальную особен­ность речи, жеста, фигуры, лица, улыбки, игры глаз и т.д. Правдивая деталь по­могает полнее изобразить предмет, повышает художественность произведения, конкретизирует его»[5]

Чтобы деталь заняла в произведении дос­тойное место, способствовала созданию художествен­ного об­раза, характеристике героев и художественно-эстетическому осмысле­нию дейст­вительности, стала «ключевой», журналист должен овладеть различными методами обыгрывания детали.

Приемы обыгрывания деталей в очерке могут быть самыми разнообраз­ными. В одних случаях детали используются для образной трактовки тех или иных событий, в других – для ассоциативных связок, в третьих – для создания символического образа, в четвертых – для передачи особенностей внутренних и внешних человеческих проявлений.

Случается так, что кроме существенных деталей в очерках нужно также использовать и несущественные детали. И те и другие «выполняют одинаково важ­ные роли, хотя, на первый взгляд, вызывает сомнение утверждение о право­мерности несущественной детали. Основных, характерных деталей подчас бывает недоста­точно. И второстепенная деталь, сама по себе представляющая мало ценности, приобретает в контексте весомость, необходимость и боль­шую значимость»[6]

К тому же, не­существенные детали способны создать для читателя некий фон, который поможет восприятию опорной детали или же из которого и возникнет целост­ное впечатление об описы­ваемом фрагменте. По­этому нельзя преуменьшать значения несущественных деталей.

Художественные средства изображения необходимы не только для создания фона или обри­совки внешней среды, но и для описания внутреннего состояния человека.

Наши рекомендации