Художественные элементы
Очерк обладает многими признаками, присущими художественным произведениям, однако, он все же отличается наличием собственного инструментария публицистической поэтики.
К художественным средствам изображения, как правило, относят:
пейзаж, портрет, художественную деталь, диалог, речевую характеристику и т.д. Их главной функции является выступать в виде своеобразных связующих мостиков, скрепляющих текст в единое целое. С помощью художественных средств изображения, очеркист имеет широкие возможности в показе жизненных явлений, в обрисовке внешней среды, в передаче тончайших состояний человеческой души, в характеристике героев посредством ярких деталей и особенностей речи, и т.д. Так воссоздается «кусочек» реальности во всех своих многообразных проявлениях. К тому же, закладываются важные предпосылки для эстетического восприятия действительности читателем.
«Природа художественной выразительности реализуется главным образом в формировании специфического эстетического феномена, в вовлечении читателя, слушателя, зрителя в эстетическое переживание, в комплекс эстетического восприятия. Подобное вовлечение в сопереживание предполагает не только знакомство читателя с документально-выразительными фактами, не только логически убедительное выяснение их социально полезных и социально-негативных связей, но и использование документальных данных в особой художественной интерпретации. Последняя предполагает стремление и способность автора поставить документальные фрагменты в такой контекст их авторского восприятия, в котором эти фрагменты приобретают дополнительный объемный и многозначный эстетический смысл»[4]
Пейзаж в очерковых произведениях применяется не только в качестве украшения или своеобразного фона. Он также может использоваться в качестве обрисовки жизненной ситуации, места и обстановки, постановки социально значимых проблем, разрядки напряженного повествования, передачи читателям определенного настроения и показа внутреннего состояния героя произведения, наконец, как композиционный элемент. Формы и приемы использования пейзажных зарисовок во многом зависят от стоящих перед журналистом целей и задач.
В путевых очерках пейзаж необходим:
· для географического обозначения места действия;
· для обрисовки местности, чтобы читатели могли лучше ознакомиться с природными условиями проживания людей, с экзотическими красотами и т.п.;
· для динамичного описания сменяющихся картин путешествия;
· для запечатления различных явлений природы и т.д.
В портретном очерке пейзаж может нести как фоновую, так и смысловую нагрузку, раскрывая нечто новое в человеке.
Внимание очеркиста в большей степени направлено на биографические аспекты жизни человека, на показ его душевных особенностей, на раскрытие его характера, и т.д. Поэтому наличие развернутых пейзажных зарисовок в портретных очерках скорее является исключением, чем правилом. Пейзажные компоненты если и присутствуют в произведении, то обычно выступают в качестве характеризующего место действия, фона.
Введение пейзажных элементов в портретный очерк необходимо в случаях невозможности передать атмосферу происходящего, проникнуть в суть человеческого мировосприятия, выяснить отношение человека к окружающему миру и т.д.
В портретных очерках пейзаж применяется:
· в качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окружающей его природой;
· как средство в раскрытии человеческого характера;
· в качестве фона для портрета героя;
· как прием в раскрытии мировоззренческих позиций героя и т.д.
В проблемных очерках пейзажные компоненты встречаются крайне редко. Это обусловлено тем, что на первое место здесь выдвигается авторская мысль. Однако пейзаж может использоваться в качестве экспозиции.
В проблемных очерках пейзаж может выступать:
· в качестве художественного средства в постановке социально значимых проблем;
· для воссоздания социальной жизни людей и т.д.
То есть, формы и приемы использования пейзажных зарисовок во многом зависят от стоящих перед журналистом целей и задач, а также от вида очерка.
Деталь в очерковом произведении является одним из средств художественной типизации. Посредством безупречно подобранной детали можно передать характерные черты внешности человека, его речи, манеры поведения и т.д.; выпукло и зримо описать место действия, обстановку, какой-либо предмет и, наконец, целое явление. Конечно, это требует от очеркиста особой наблюдательности, ведь благодаря яркой детали можно заменить целые описательные фрагменты.
К основным признакам детали можно отнести ее изобразительную емкость и конкретность. «Конкретные детали показывают жизнь не в абстрактных, а в индивидуальных проявлениях. Отдельные, пусть даже интересные мелкие наблюдения только тогда находят себе место в очерке, когда их связывает сила обобщения. Описание различных картин жизни, определенных черт людей с помощью конкретных деталей дается для раскрытия их внутреннего содержания, состояния сущности, для выявления психологии и мировоззрения героев. Конкретная деталь способствует законченности портрета, делает образ осязаемым, зримым. Живыми герои станут тогда, когда очеркист в любом из них найдет, отметит и подчеркнет характерную, оригинальную особенность речи, жеста, фигуры, лица, улыбки, игры глаз и т.д. Правдивая деталь помогает полнее изобразить предмет, повышает художественность произведения, конкретизирует его»[5]
Чтобы деталь заняла в произведении достойное место, способствовала созданию художественного образа, характеристике героев и художественно-эстетическому осмыслению действительности, стала «ключевой», журналист должен овладеть различными методами обыгрывания детали.
Приемы обыгрывания деталей в очерке могут быть самыми разнообразными. В одних случаях детали используются для образной трактовки тех или иных событий, в других – для ассоциативных связок, в третьих – для создания символического образа, в четвертых – для передачи особенностей внутренних и внешних человеческих проявлений.
Случается так, что кроме существенных деталей в очерках нужно также использовать и несущественные детали. И те и другие «выполняют одинаково важные роли, хотя, на первый взгляд, вызывает сомнение утверждение о правомерности несущественной детали. Основных, характерных деталей подчас бывает недостаточно. И второстепенная деталь, сама по себе представляющая мало ценности, приобретает в контексте весомость, необходимость и большую значимость»[6]
К тому же, несущественные детали способны создать для читателя некий фон, который поможет восприятию опорной детали или же из которого и возникнет целостное впечатление об описываемом фрагменте. Поэтому нельзя преуменьшать значения несущественных деталей.
Художественные средства изображения необходимы не только для создания фона или обрисовки внешней среды, но и для описания внутреннего состояния человека.