Значение драматургии в жизни Оливера Голдсмита. Признаки просветительского реализма в пьесе «Ночь ошибок»
Преподаватель: Архангельская Р.И.
Студент: Бекетова Ю.В.
Литературное творчество, 3 курс
Екатеринбург, 2015 г.
Если честно, читая материалы об Оливере Голдсмите, у меня создалось впечатление, что всю свою жизнь, писатель, когда сознательно, а когда нет - шел к судьбе драматурга.
Поясню. Когда Голдсмиту был 21 год, родственники отправляют его учиться в Эдинбург. Человеком он был не глупым, поэтому родня лелеет надежду, что Оливер станет либо священником, либо юристом, либо врачом. Ну, в общем, значимым, обеспеченным человеком. Две зимы он слушает лекции в Шотландии, потом переезжает в Лейден. И первое время, он исправно шлет письма домой, где рассказывает о тяготах студенческой жизни. Но достаточно быстро признается, что тягот никаких нет, и занятия он не посещает. Теперь его письма носят юмористически-информативный характер. В них он рассказывает о нравах Шотландии и Голландии. Пишет, кто и как одевается, о чем говорят местные жители, как развлекаются. При этом записывается их фразы, которые в дальнейшем использует в своем творчестве.
Такая тяга к наблюдению - это первый признак драматурга. Человека, который записывает жизнь, а не просто сочиняет ее. Мало того, что англичанин записывает свои наблюдения, Голдсмит бережно их собирает и хранит.
Я не буду углубляться в биографию. Коснусь только тех моментов, которые, на мой взгляд, сделали из сына обычного священника - драматурга. К примеру, еще будучи молодым человеком, Голдсмит отправился в «путешествие по Европе». Прошел Фландрию, походил по разным частям Франции, включая, естественно Париж. Был в Италии. И все бы ничего, но шел писатель - пешком. Почти полтора года, понадобилось Оливеру, чтобы посмотреть на жизнь людей из разных стран, сравнить их. То есть, его интересовала сама природа человека. Он хотел понять, как люди живут, чувствуют и ведут себя в зависимости от среды обитания, государственного строя, религии.
Вернувшись в Англию, Голдсмит начал работать журналистом. Почти везде пишут, о том, что это был адский труд. Ведь великий мастер писал не только об исторических трудах Вольтера, но и не чурался рецензировать слащавые любовные романы, а также труды о лечении геморроя. Собственно, был журналистом-универсалом. Я ничего ужасного в этом не заметила. Кроме того, что это, еще на шаг приблизило англичанина к драматургии. Во-первых, это расширило его кругозор, во-вторых, помогло расписаться перу. Выработать свою манеру, стиль. И, возможно, приобрести собственное мнение по различным вопросам. В том числе в сфере литературы.
Но, постараюсь ускориться. В общем, Голдсмита делала драматургом его привычка наблюдать за людьми, записывать свои наблюдения и не забывать про них в нужный момент.
А теперь перейду к самому главному. Оливер Голдсмит, великий писатель, поэт, прозаик, романист, великий драматург написал и оставил нам в наследие целых … ДВЕ пьесы. Это, конечно, удивляет. Особенно, если учесть, что даже у меня их больше. Но обо мне пока говорить рано, мои пьесы еще не вошли в историю.
Собственно, у Голдсмита в историю впечаталась в основном одна пьесы: «Ночь ошибок». Ее он написал незадолго до своей смерти, и, скорей всего, даже не успел оценить, что она сделала для театра и для литературы.
Первая пьеса «Добрячек», в наше время популярностью не пользуется. И судя по всему, в 18 веке фурора не навела. Собственно, про пьесу известно, что на сцене ее увидели 29 января 1768 года. Премьера состоялась в театре «Ковен-Гарден», показал творение Голдсмита народу Дж. Коулман. Но зритель драму не оценил. Публика, оказалась взыскательной и освистала «низкую» сцену с судебными приставами.
Драматург решил попробовать свои силы еще раз. И через пять лет написал сентиментальную комедию «Ночь ошибок». Коулман, хотя и без энтузиазма, снова стал связующим звеном между писателем и зрителем. Премьера состоялась уже в знакомом нам «Ковен-Гардане».
Собратья по перу не сильно оценили пьесу, решив, что она как минимум проста, но скорее даже вульгарна. Орас Уолпол, который, на минуточку был основателем «готического романа», даже решил, что муза Голдсмита «притащилась с Саутверкского рынка и извозила свой подол в грязи до самых колен».
Впрочем, как и во все времена, пьесы писались для публики, а не для критиков и утонченных литераторов. А у публики было по поводу нее свое особое мнение. «Ночь ошибок» - это единственная пьеса XVIII века, которая не сходила с английской сцены до XX века. Ее признали лучше английской комедией своего времени и поставили в один ряд со «Школой злословия» Шеридана.
Через год после выхода пьесы, Оливер Голдсмит умер. На мой взгляд, это стало произведением его жизни. Конечно, помимо этих двух пьес, у писателя были и другие работы. Стихи, романы, рассказы, многочисленные работы в области журналистики. Но именно «Ночь ошибок» - его визитная карточка.
Какие же признаки просветительского реализма, можно увидеть в пьесе?
Ну, во-первых, сам сюжет – современный. Действие происходит в 1770 году.
Во-вторых, диалоги начинает напоминать живую речь:
«Миссис Хардкасл. Ты не пойдешь.
Тони. Нет, пойду.
Миссис Хардкасл. Не пойдешь, слышишь?
Тони. Увидим, кто сильнее — вы или я».
И практически без проблем представляется даже сегодняшний диалог матери с непутевым сыном. На самом деле на любой странице пьесы можно найти удобоваримые диалоги. И мне кажется, большую роль тут как раз сыграла наблюдательность Голдсмита. Как мы помним, он постоянно какие-то свои наблюдения записывал и хранил.
Но самое, на мой взгляд, главное – это характеры в пьесе. Они современные и абсолютно живые.
Миссис Хардкасл, которая «трясется» над своим сыном, и мечтает хоть иногда выезжать из дома в столицу. При этом считает себя ничем не хуже лондонских жительниц и стремится следовать моде:
«Миссис Хардкасл. А скажите, мистер Хэстингс, какой, по-вашему, самый модный возраст в столице?
Хэстингс. Не столь давно в моде были сорок лет, но говорят, что нынешней зимой дамы собираются ввести пятьдесят.
Миссис Хардкасл. Неужто? Тогда я буду слишком молода для моды».
Ее муж – домочадец, который никуда ехать не хочет. Его устраивает жизнь подальше от столиц. Напротив, он считает, что чем дальше от города, тем лучше. Собственно, сам Голдсмит, говорит нам с листов пьесы его словами.
Двоюродные сестры, достаточно современные девицы с более-менее свободными взглядами.
Молодой Морло, вольный со служанками и зажатый с дамами из высшего общества.
И, конечно, Тони Ламкин, сын миссис Хардкасл. «Красивый, благовоспитанный, приятный молодой человек, всеобщий любимец», - как он говорит о себе сам.
Я считаю, что именно такой персонаж характерен для просветительского реализма. Во-первых, потому что он эволюционирует на протяжении пьесы. Сначала мы видим юного повесу, готового только гулять с друзьями и веселиться. Да еще подворовывающего у собственной матери. А в конце именно он помогает влюбленным всячески организовать их счастливое будущее. Мало того, он не меркантилен. Он не мечтает жениться на кузине, чтобы обрести ее приданное. Напротив, как только он понимает, что он совершеннолетний, он прилюдно отказывается от брака с ней, и вручает ее в руки возлюбленного.
Опять же, мы увидели некую воспитательную функцию пьесы. Хэстинг и мисс Нэвил мечтают быть вместе. Им кажется, что у них нет другого выхода, кроме как сбежать. Они, собственно и сбегают. Но потом возвращаются, каются. И тут оказывается, что они вполне могут законно пожениться.
На мой взгляд, пьеса «Ночь ошибок», до сих пор может смешить зрителя и заставлять его задумываться о вечных вопросах: любви, чести, дружбы, справедливости. А, значит, автор как драматург до сих пор продолжает жить.