ЯВЛЕНИЕ 4. Речь Ликона и реплики
Ликон проходит за трибуну.
ЛИКОН. Уважаемые товарищи.
Горько мне. Горько и тяжело всходить сегодня на эту трибуну. Последние тридцать лет были годами тяжелых испытаний для нашей страны. Несмотря на героические старания наших бойцов, неутомимый труд простых людей, гениальные идеи наших полководцев, мы потерпели поражение в Пелопонесской войне. В связи с этим следует задать вопрос: почему это произошло?
Нельзя не отметить, что наряду с выдающимся героизмом в Пелопонесской войне мы вдоволь насмотрелись на разнообразного рода предательства. Бок о бок с настоящими героями обороны и труда орудовала грязная шайка оппортунистов, вырожденцев, ренегатов, настоящих предателей. Все мы помним, во что обошлось нашему отечеству каждение фимиама вокруг личности так называемого Алкивиада.
Некоторая группа личностей создала вокруг имени Алкивиада ореол. Эти личности кричали, что он будто бы необыкновеный, выдающийся полководец. Работал, так сказать, принцип «луженой глотки» - и мы слепо стали верить, что Алкивиад сверхчеловек, и доверили ему командование экспедицией, которая ставила на карту всё наше могущество - экспедицией в Сицилию. Во время самого ответственного момента кампании уважаемые люди вызывают его в Афины по подозрению в кощунстве над статуями богов. Вот тут-то у храброго Алкивиада коленки затряслись. Он делает самое презренное, на что только способен человек – бежит под крылышко противников своей родины. Он просит помощи у спартанцев и даже даёт им советы! Вот на что пригодился так называемый талант Алкивиада – на погибель отчизне! Без помощи этого бездарного лицемера, нас бы, конечно, ни в жизнь никто не одолел.
Всем известно, что Алкивиад был учеником Сократа. Я приведу такой эпизод: в популистских целях Сократ однажды вступил в ряды действующей армии, начальником которой был Алкивиад. Ещё тогда прозорливые товарищи обратили внимание, что, рискуя исходом битвы, Алкивиад защищал на коне ту фалангу, где был Сократ. Но тогда все находились в восторженном бесновании по поводу Алкивиада и Сократа и не услышали эти слова.
Граждане, не знакомые с ситуацией, могут спросить: но может быть, Алкивиад – это исключение из правила? Такая белая ворона среди учеников Сократа? К сожалению, Алкивиад как раз вполне себе чёрная ворона.
Все мы помним недавний унизительный мир, который казарменная, олигархическая Спарта, выломав нам руки, навязала. Она грубо и нахально установила в Афинах подобное своему правление – правление тридцати тиранов. И кто же возглавил эту, с позволения сказать, коллегию тридцати тиранов? Печально известный Критий – тоже ученик Сократа.
Мы покончили с тиранией Крития и его дружков. Мы избавились от таких полководцев, как Алкивиад. Но наше сознание все ещё гнетёт декадентское учение Сократа.
Разве задумывались наши предки, которые одолели Ксеркса и ксерксовскую Персию, над такими вопросами, как Сократ? Совершенно не задумывались. А Сократ утверждает, что с помощью раздумий человек может жить правильно и праведно. Какое-то неблагочестивое благочестие проповедует он! Наши великие поэты-трагики учили нас, что миром правят бессмертные боги и судьба, что даже у самого мощного царя в мире не хватит сил на то, чтобы хоть что-нибудь сделать по собственному разумению. Что же тогда может сделать обычный человек? Как ни присюсюкивай Сократ над ним, как нянька, что он умный да разумный, ничего не изменится. Это сладкая сказка, это одурманивающий туман, имеющий своей целью запутать человека в высосанных из пальца вопросах и отвлечь его от служения отечеству. Но кроме того, это оскорбление великой закономерности устройства мирового порядка. Это оскорбление Афин! Сократ вот считает, что то, что происходит с человеком, это результат его поступков. Что же это значит, мы проиграли войну, потому что мы дурные граждане слабого государства? Не ясно ли всякому, что это судьба временно принизила Афины перед самым великим взлётом в их истории, который нас в недалёком будущем ожидает?
Сократ болтает про отказ от роскоши, вкусной пищи, вина и так далее. Не ясно ли, что под личиной благочестия он пытается распространить в нашем городе спартанский образ жизни! Сократ не удостаивает своих слушателей фигурами речи, украшениями, эпитетами и метафорами, которыми всегда славилась афинская ораторская школа. Его речи всегда лаконичны. Мы знаем, откуда растут ноги у слова «лаконичны», не правда ли?
Невооруженным глазом видно, что в Сократе замаскировался идейный предатель, много лет работающий на подрыв духовного здоровья афинского гражданина и подмене его смьесью вульгарной спартанской казарменности и наплевательского отношения к богам. Я предлагаю поставить вопрос: а нужен ли нам такой опоссум в нашем городе?
У меня на руках документы, в которых нотариально подтверждено: Скорат торговал на базаре поддельными паспортами. Сократ, шпионя в пользу египетского фараона, дважды переплывал Средиземное море туда и обратно. Наконец, Сократ давал тайные световые сигналы спартанцам.
СОКРАТ (не выдержав). Откуда?!
ЛИКОН. Не всё ли равно откуда! Вы только подумайте – куда!!!
В связи с вышеизложенным я считаю, что преступления подсудимого, предусмотренные статьёй сто сорок третьей уголовного кодекса АНДР в полной мере доказаны. Я прошу уважаемый суд признать подсудимого виновным в означенных преступлениях и назначить ему наказание в виде смертной казни путем введения в ротовое отверстие ядовитой жидкости «цикута».
ЗВУЧИТ МУЗЫКА ИЗ К/Ф «КАВКАЗСКАЯ ПЛЕННИЦА». ВСЕ ЗАМИРАЮТ, ВЫХОДИТ ЧЕСТНОЙ.
ЧЕСТНОЙ (возле кафедры, указывая на Ликона).
В чем твой страх? Пред «молодым и старым днем»?!
2-3 жеста труса (трясущиеся коленок, закрытые ладошками глаза)
Как ты обклался! Призови богов! Нет сил! Ты в обмороке!
Губку положи на грудь. Нет, вот сюда, на зад!
Сердце екнуло, и в пятки соскочило, потом в заду запряталось.
Нет, ты не трус! Ведь губку ты потребовал, а кто б другой
Был столь отважен? Лежал бы трус в навозе, не посмел бы встать,
А ты поднялся. Ты посмел и вытерся. Храбрец ты! Зевс свидетель!
ЧЕСТНОЙ УХОДИТ, МУЗЫКА СТИХАЕТ. ВСЕ ПРИХОДИТ В ДВИЖЕНИЕ.
Афиняне радуются и апплодируют Ликону, Сократ молчит, не в силах ничего сказать. Ликон улыбается и задится на место. Пожимают друг другу руки с Анитом.