Средства обеспечения освоения дисциплины
«Культура профессионального общения журналиста»
Примерный перечень вопросов к экзамену
Примечание:
3. Вопросы составляются ведущими лекторами по данной учебной дисциплине.
4. Студенты в начале семестра получают блок вопросов к экзамену, состоящему из 2-х компонентов: теоретический (2 вопроса по теории предмета), практический (оценка за выполнение творческого задания).
Теоретический компонент
1. Философское осмысление сущности понятия общения.
2. Взаимосвязь философских категорий деятельности и общения.
3. Определение профессионального общения журналиста.
4. Основные черты и особенности профессионального общения журналиста.
5. Особенности управления коммуникативными процессами в журналистике.
6. Технология общения журналиста.
7. Структура процесса общения.
8. Сущность понятия коммуникации как значимой стороны общения.
9. Основные виды коммуникации, необходимые в профессиональной деятельности современного журналиста (особенности вербальной коммуникации).
10. Основные виды коммуникации, необходимые в профессиональной деятельности современного журналиста (особенности невербальной коммуникации).
11. Роль коммуникации в информационном обществе.
12. Определение понятия «текст». Отличительные признаки текста.
13. Виды и типы текстов.
14. Стилистические особенности публицистического текста.
15. Основные проблемы и понятия культуры речи.
16. Публицистический стиль вчера и сегодня.
17. Средства речевой выразительности в публицистике.
18. Типичные ошибки в употреблении слов, словоформ и в строе предложения.
19. Определение понятия газетного жанра.
20. Классификация газетных жанров.
21. Жанры телевизионной публицистики.
22. Интервью – основной путь получения информации.
23. Понятие интервью.
24. Классификация интервью.
25. Вопросы в интервью.
26. Жанр интервью в телевизионной публицистике.
Практический компонент
1. Авторские тексты:
- текст любого типа;
- текст, написанный в одном из жанров газетной или телевизионной публицистики;
- интервью (студент самостоятельно выбирает тему).
2. Индивидуальное творческое задание.
Критерии оценки знаний, умений и навыков студентов
Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине «Культура профессионального общения журналиста»является экзамен.
Экзамен проводится по билетам, которые включают два теоретических вопроса и оценку творческих заданий.
Пример билета:
1. Радио- и телевизионная речь как вид общения. Особенности общения по радио и телевидению.
2. Профессиональное общение журналиста как взаимодействие. Основные черты и особенности профессионального общения журналиста.
Оценка знаний студентов по экзамену проводится по следующим критериям:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал курса; исчерпывающе, последовательно, чётко и логически стройно его излагает; умеет тесно увязывать теорию с практикой; свободно справляется с поставленными задачами и вопросами; правильно обосновывает принятые решения; владеет разными навыками и приёмами выполнения практических задач и работы с текстом;
- оценка «хорошо» выставляется студенту, если он твёрдо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, допуская несущественные неточности в ответе на вопрос; правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, связанных с редактированием и анализом текстов; владеет необходимыми навыками и приёмами их выполнения;
- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала; допускает существенные ошибки в изложении материала; неуверенно, с большими затруднениями решает практические задачи или не справляется с ними самостоятельно; недостаточно владеет разносторонними навыками и приёмами работы с текстом;
- оценка «не удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала; испытывает затруднения при выполнении практических задач; не владеет разносторонними навыками и приёмами работы с текстом.
Контрольные задания по дисциплине
«Культура профессионального общения журналиста»
Фонд контрольных заданий по дисциплине
Примечание:
1.Преподаватели могут использовать для контроля знаний студентов любые контрольные задания на выбор, составляя различные варианты тестов.
2. Тесты даны по темам для удобства преподавателя и студентов.
3. Тесты могут проводиться:
- в течение семестра с целью текущей проверки знаний студентов;
- в период рубежного контроля для оценки за определенный период обучения студентов;
- в конце семестра с целью итогового контроля.
Тема 1 Философские знания о феномене общения
Задание 1
Укажите исторические этапы (периоды), в которых рассматривалась проблема общения:
А) античность
В) эпоха Возрождения
С) конец 17 – начало 18 вв.
Д) нет правильного ответа
Задание 2
Назовите философов, занимающихся проблемой общения:
А) Н.М. Шанский, В.Ф. Греков
В) Ф. Ницше, А. Шопенгауэр
С) Сократ, Платон
Д) нет правильного ответа
Задание 3
Что философы Античности понимали под диалогом?
А) разговор
В) беседу
С) разговор, в процессе которого рождается истина, нечто третье, неизвестное до начала разговора
Д) нет правильного ответа
Задание 4
Что впервые создали философы эпохи Возрождения?
А) коммуникативную этику или этику дискурса
В) этику поведения
С) логику
Д) правила лингвистики
Задание 5
Что лежало в основе философии общения по Ницше и Шопенгауэру?
А) симпатия
В) мораль или нравственность
С) зло