Журнал «Современник» в 60-е гг. Эпоха реформ. Крестьянская тема

Эпоха реформ (1861 г. – отмена крепостного права, 1874 г. – военная, земская, судебная реформы) определенным образом отразилась на русской журналистике. Персональный журнализм в этот период ослабевает. Формируются коллегиальные основы управления журналами и газетами.

В прессе появились отделы судебной хроники – Успенский, Чехов, Бунин начинали как судебные репортеры. Военная реформа привела к тому, что стало больше возможностей и свободы для освещения военной деятельности, до этого запрещалось печатать материалы с театра военных действий, в армии разрешили иметь военного корреспондента. Крестьянская реформа изменила читательскую аудиторию. Раньше это была интеллигенция и в меньшей степени образованное купечество. Новые экономико-общественные отношения потребовали новых профессий с хотя бы минимальной грамотностью (кассиры, приказчики и т.п.). Демократизация и увеличение аудитории стимулировали развитие газетного дела. Масса городов помимо губернских ведомостей стала издавать частные провинциальные издания.

Журнал «Современник» с большими потерями пережил «мрачное семилетие» (1548-1854) – ощущалось отсутствие Белинского, цензура сурово давила, публиковались случайные произведения малоизвестных авторов. В 1854 году создается сатирико-юмористический отдел «Литературный ералаш», где наряду со стихами Некрасова, Панаева и др. печатались первые пародии и афоризмы К. Пруткова.

В 1854 году в «Современник» приходит Чернышевский, и начинается новый подъем. Чернышевский-журналист был, прежде всего, мыслителем, аналитиком, блестяще владеющим диалектикой, логикой мышления. Чернышевский начал свою журналистскую деятельность в «Современнике» как литературный критик, возродив при этом дух Белинского. Своими оценками Чернышевский задел и либеральных, и славянофильских критиков. В статье «Об искренности в критике» Чернышевский критикует либеральную критику и защищает принципы Белинского.

Выход диссертации Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» обострил отношения в редакции «Современника» – против Чернышевского выступили Дружинин, Тургенев. Тогда Чернышевский опубликовал в «Современнике» авторецензию на свою диссертацию, в которой еще раз подчеркнул свои взгляды на литературу как на учебник жизни, провозгласив: «Прекрасное есть жизнь».

Чернышевский вынашивал план создания истории русской литературы. Он пишет очерк русской критики «Очерки гоголевского периода русской литературы» (печатались в 1855-56 гг. и должны были возвратить боевое направление «Современнику», которое было при Белинском), статью о творчестве Пушкина. Чернышевский стремился углубить, усилить в новых условиях традиции реалистической литературы, толкнуть ее на путь активного служения идеалам народного прогресса.

В 1856 году в «Современник» приходит Добролюбов, а с 1857 года становится постоянным его сотрудником. Первая статья Добролюбова «Собеседник любителей русского слова» была посвящена истории русской журналистики 18 в. Добролюбов считал себя представителем «партии народа» в журналистике (статья «О степени участия народности в русской литературе», рецензия на стихи и песни Беранже).

В 1858 – 59 гг. в «Современник» приходят Салтыков-Щедрин, Решетников, М. Антонович, Н. Шелгунов, Г. Елисеев. С 1859 года меняется и структура издания: из литературно-общественного журнала «Современник» превращается в общественно-политический и литературно-художественный.

«Современник» считал себя выразителем, прежде всего, крестьянских интересов. В специальной рубрике «Устройство быта помещичьих крестьян» публицисты требовали безвозмездной передачи всей земли крестьянам, предоставления крестьянам всех гражданских прав наравне с другими сословиями. В 1859 году «Современник» переходит к пропаганде революции, Чернышевский клеймит либералов.

После 1861 года статьи в «Современнике» становятся все резче, публицисты стремятся добиться активной позиции читателя. В статье Добролюбова «Когда же придет настоящий день?», посвященной роману Тургенева «Накануне», отчетливо видна позиция автора – настало время революционных действий. Тургенев, последний представитель дворянских писателей в «Современнике», был крайне недоволен такой трактовкой его произведения и покинул журнал. В статье «От Москвы до Лейпцига» Добролюбов внушал читателям, что революция в России – единственный путь к всеобщему счастью.

Реформу 1861 года сотрудники «Современника» встретили резко отрицательно, понимая ее антинародный, крепостнический характер. Не имея возможности открыто выразить свое отношение к реформе, «Современник» встретил ее «заговором молчания».

В 1862 году журналы «Современник» и «Русское слово» были приостановлены на 6 месяцев. Арестовали ряд лиц, в том числе и Чернышевского. Некрасов, оставшись один (Добролюбов умер в конце 1861 года, Панаев – в начале 1862), сумел оправиться от удара и продолжал издание «Современника» в 1863 году. Произошла перестановка сил. Во главе журнала стояли Некрасов, Елисеев и двоюродный брат Чернышевского Пыпин. В феврале 1863 вышел первый (сдвоенный) номер «Современника», который открывала статья П. Якушкина «Велик бог земли русской», в ней реформа 1861 изображалась как ряд курьезов, издевка над ожиданиями крестьян. В №3 в «Современнике» начал печататься роман Чернышевского «Что делать?».

«Современник» вел полемику с Катковым, с журналом братьев Достоевских «Время», и одновременно пришлось вступить в полемику с «Русским словом». Это закончилась плохо для обоих журналов: из них ушли ведущие публицисты. В 1866 году «Современник» и «Русское слово» были закрыты по личному распоряжению царя.

Наши рекомендации