Способы характеристики произведения

Комментированный пересказ произведения – основной прием рецензирования. Активно используются при этом приемы скрытого комментария: оценочные эпитеты, глаголы, словосочетания и т.д. (См. Тему 3.)

Характеристика фрагментов произведения предваряется или резюмируется оценкой. За характеристикой чаще всего следует анализ, который призван аргументировать выдвинутые оценки.

Самый важный структурный и композиционный фрагмент - анализ содержания и формы произведения. Жанр не предполагает анализ всех содержательных и формальных компонентов произведения. Главное выяснить авторское отношение к изображаемому, которое проявляется через построение характеров, сюжетный ход, пейзаж, жанровые и стилистические особенности.

Необходимо проанализировать художественные средства, с помощью которых создается образ:

- характеристика героя через его действия и поступки,

- прямая авторская характеристика,

- описание среды обитания,

- психологический анализ – чувства, мысли, побуждения героя,

- портрет героя, визуальный и речевой,

- характеристика героя другими действующими лицами,

- пейзаж,

- художественная деталь

Анализ этих элементов предваряется или заканчивается оценочным суждением.

Начнем с основной мысли автора, высказанной им в предисловии…

Писательница предпочла обычным мемуарам жанр романа...

Такова общая сюжетная схема рассказов.

Композиционные блоки рецензии

Традиционными являются следующие структурные элементы рецензии.

· Сообщение о произведении (автор, название, место и время издания)

· Общая характеристика-оценка произведения (комментированный пересказ сюжета, описание кульминационного момента, цитирование)

· Анализ содержания и формы

· Определение места произведения в творчестве автора или литературном процессе в целом.

· Обращение к читателю.

Названные композиционные блоки не обязательно строятся в этой последовательности.

В литературной рецензии структурный компонент «сообщение о произведении» подается как библиографическое описание: мелким шрифтом после названия. В театральных рецензиях это - своего рода событийный (репортажный или повествовательный) лид.

«Определение места произведения», как правило, начинает или завершает рецензию и выполняет роль тезиса. Этот фрагмент определяет угол зрения рецензента. Если речь идет о литературном новаторстве – значит, внимание в рецензии будет сосредоточено на эстетических достоинствах, если определяется социальная значимость произведения, значит, будет преобладать анализ содержания.

«Характеристика и оценка произведения». Особенностью рецензии является совмещение характеристики и оценки произведения. Представляя произведение, критик дает первые оценки.

Рецензент создает своего рода метатекст: главный его аргумент в подтверждение своих тезисов-оценок – цитаты (во всех видах их подачи: прямое и косвенное цитирование, несобственно-прямая речь). В газетном издании их не должно быть слишком много. Журнальная рецензия может позволить более подробное цитирование.

Виды рецензий

По объему: гранд-рецензия и мини-рецензия. Первая развернутая и более авторская (возможны лирические отступления, репрезентирующие личность автора). Такая рецензия характерная для специализированных изданий.

Более распространен в современной публицистике второй тип рецензии, для которого характерен сжатый динамичный анализ без лирических отступлений. Оценка здесь – четкая и емкая.

По характеру оценки: позитивная и критическая.

По теме: научная рецензия, литературная, театральная и т.д. В последнее время появляются новые виды рецензий – на телевизионную передачу, на рекламный ролик, музыкальный клип… и т.д.

Наиболее сложными считаются театральная и музыкальная рецензии.

Театральная рецензия потому, что предполагает сопоставительный анализ литературного произведения и его сценического воплощения. Нужно знать произведение, чтобы правильно оценить сценический образ, созданный режиссером и актерами.

Музыкальная рецензия. Музыкальное произведение – одно из самых сложных видов искусства. От музыкального критика требуется не только специальные знания, но и наличие специальных талантов – музыкального слуха, как минимум. В музыкальной рецензии усиливается задача грамотного и внятного разъяснения идеи музыкального произведения и его стилистических особенностей.

По адресату. Необходимо учитывать уровень знаний адресата рецензии или тип издания. В специализированном издании потребуется более профессиональный уровень рецензирования, с использованием специальной терминологии и знанием контекста. В общем издании, наоборот, необходимо избегать узко специальных тем и терминов.

При написании рецензии нужно помнить о ее рекламном эффекте. Рецензия в большей степени, нежели аннотация формирует потребительский спрос. Важным становится уже сам выбор предмета рецензирования. Учитывая это, особенно внимательно нужно отнестись к доказательности оценок. Малоубедительная рецензия, даже если она позитивна, может сыграть роль антирекламы.

Если центральная печать занимается рецензированием наиболее значимых в национальном масштабе явлений культуры, то местная печать призвана анализировать и – по мере сил - формировать местный культурный контекст. Отсутствие регулярной критики – это знак неблагополучия в культурной жизни. Причем это не только следствие, но и предпосылка. Публичная критика способствует формированию адекватной самооценки и, в конечном итоге, стимулирует творческий рост.

Практические задания

1. Заинтересовавшую вас рецензию проанализировать на предмет ее актуальности и особенностей композиционного построения. Определить тип рецензии.

2. Дать характеристипо Семиотикеку способов и средств комментирования.

3. Выбрать тему рецензии, наметить логику ее изложения и план композиционного построения материала.

4. Найти несколько вариантов лидов для разных типов рецензий. Дать их характеристику и определить целесообразность выбора.

Экзаменационные вопросы

Экзамен состоит из 4 вопросов.

1.Общетеоретический вопрос.

2. Теория конкретных жанров.

3. Анализ публикаций текущей периодики из собранного студентом досье, в котором должны быть представлены все аналитические жанры. Схема анализа: характеристика темы и идеи, формы авторского присутствия (способов и средств авторской оценки), композиции, речевых средств..

4. Творческая работа. Дневное отделение – во всех жанрах, заочное – статья и колонка.

1. Аналитические жанры: параметры объединения. Новость в аналитических жанрах. Современное состояние аналитических жанров в отечественной журналистике, центральной и местной.

2. Анализ в публицистике: определение понятия, основные характеристики, разновидности и этапы. Отличие от научного анализа.

3. Методы сбора информации в аналитической журналистике: общее и особенное.

4. Идейно-тематическое своеобразие аналитической журналистики: тема, проблема, идея.

5. Основные этапы работы журналиста-аналитика.

6. Аргументация в аналитических жанрах: понятие, специфика, структура.

7. Аргументация в аналитике. Тезис: разновидности, требования к тезису.

8. Аргументация в аналитике. Аргументы: понятие, основные типы, требования логики к аргументам.

9. Выводы в аргументации: понятие, основные типы.

10. Способы аргументации (полнота аргументации, формы умозаключений, характер связи аргументов с тезисом и порядок предъявления аргументов).

11. Прямая и косвенная аргументация.

12. Порядок предъявления аргументов.

13. Индукция, дедукция и аналогия в аналитике.

14. Композиция в аналитических жанрах: понятие, основные виды композиционного построения, жанровые предпочтения.

15. Заголовочный комплекс в аналитических жанрах: специфика и структура.

16. Зачин в аналитических жанрах: своеобразие и основные виды.

17. Концовка в аналитических жанрах: функции и разновидности.

18. Корреспонденция: определение жанра, специфика предмета, особенности анализа и композиции, разновидности.

19. Особенности и приемы скрытого комментария в аналитике.

20. Разновидности зачинов в корреспонденции.

21. Основные типы корреспонденции.

22. Характеристика жанра корреспонденции в современной отечественной журналистике: распространение, основные издания, тенденции развития.

23. Статья: определение жанра. Предмет, специфика анализа, целевая установка. Особенности этапов работы над статьей.

24. Композиция статьи. Характеристика основных композиционных частей.

25. Виды статей: основания классификации и общая характеристика.

26. Проблемная статья и ее разновидности.

27. Полемическая статья: полемическая аргументация и композиционные особенности.

28. Приемы полемической аргументации. Требования логики, этики и психологии к полемике. Демагогические ошибки.

29. Состояние жанра статьи в современной периодике: рейтинг жанра, основные виды, тенденции развития.

30. Авторские жанры аналитики: общее и особенное. Характеристика авторских жанров в центральной и местной периодике: издания, авторы, особенности и перспективы развития.

31. Обозрение: определение, специфика предмета, приемов анализа и позиции автора. Композиционные особенности обозрения.

32. Типы обозрений.

33. Жанр обозрения в текущей периодике: издания и программы, авторы, основные виды, периодичность, тенденции развития.

34. Колонка: определение жанра, особенности предмета и анализа. Методы оперативного комментария.

35. Композиция колонки: принцип построения, характер основных композиционных частей. Зачин колонки: специфика и разновидности.

36. Характеристика состояния жанра колонки в современной российской периодике: периодичность, основные издания и авторы, тенденции развития. Жанр колонки в местной периодике.

37. Рецензия: определение жанра, предмет и характер анализа. Основные виды рецензий.

38. Композиция рецензии: специфика и структура.

39. Состояние жанра рецензии в текущей периодике: центральной и местной. Основные издания, авторы, тенденции.

40. Аналитический обзор СМИ: определение жанра, тема и характер анализа. Основные виды обзоров.

41. Жанр обзора СМИ в современной российской журналистике: периодика, телевидение, радио. Авторы, тенденции развития.

42. Речевые средства аргументации в аналитической журналистике.

43. Расследовательская журналистика как вид журналисткой деятельности: предмет, цели, основные методы и жанры.

44. Специфика методов сбора информации в журналистском расследовании.

45. Этапы журналистского расследования. Техника безопасности.

46. Журналистика расследований сегодня: в центре и в Перми. Издания, программы, Интернет-сайты, авторы. Основные зоны расследований. Проблемы и тенденции развития.

Литература

Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2000.

Тертычный А. А. Расследовательская журналистика. М., 2000.

Тертычный А. А. Аналитическая журналистика. М., 1998. 2005.

Скуленко М. И. Убеждающее воздействие публицистики. Киев, 1986.

Ученова В. В. Гносеологические проблемы публицистики. М., 1971

Шостак М. И. Оперативное комментирование // Журналист. 1997. № 12.

Шостак М. И. Диалог и полемика // Там же. 1998. № 2.

Шостак М. И. Журналистское расследование // Там же. № 10.

Шостак М. И. Аналитическая публицистика. М.: ИМПЭ, 1999.

Шостак М. И. Жанры газеты. М., 2000.

Наши рекомендации