Деловая игра «Кораблекрушение»
Критерии оценки деловой игры:
Оценка знаний студентов проводится по следующим критериям:
- оценка «зачтено» выставляется студенту, если он исчерпывающе, последовательно, чётко и логически правильно умеет обосновать свое решение; умеет приводить примеры, подтверждающие собственную мысль; владеет разными навыками и приёмами работы с заданиями; правильно обосновывает свою позицию и убедительно аргументирует свою точку зрения, приводя различные примеры; умеет работать в команде;
- оценка «не зачтено» выставляется студенту, если он не может исчерпывающе, последовательно, чётко и логически правильно обосновать свое решение; не умеет приводить примеры, подтверждающие собственную мысль; не владеет разными навыками и приёмами работы с заданиями; не может правильно обосновать свою позицию и убедительно аргументировать свою точку зрения, приводя различные примеры; не умеет работать в команде.
1.3.7 Словарь по теме
Вербальная (речевая) коммуникация. Использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающих два принципа: лексический и синтаксический.
Невербальная (неречевая) коммуникация. Коммуникация, осуществляемая без участия речи (с помощью визуальных, акустических, тактильных, ольфакторных средств и т.д.).
Монолог - этоадресованная речь одного участника общения,например, письмо, записка и т.д. (письменные формы речи), рассказ, история, ответ на экзамене, выступление на телевидении и радио и т.д. (устные).
Диалог (в лингвистике) определяется как разговор более чем одного участника общения, в основном, устное межличностное вербальное взаимодействие.
Диалог– «это не простой обмен репликами и не … «обмен информацией», а сложное явление – «разговор», когда двое (или более) людей производят, на основе собственных знаний, позиций, некий общий «третий смысл», «третью ценность»: не ту, которая раскрывает первый и второй, а совершенно особую, непредсказуемую до диалога смысловую сущность, решительно влияющую на индивидуальную траекторию последующего существования и развития каждого из участников разговора» (Л.Н. Куликова).
Нормативный аспект коммуникации – это анализ современного состояния языка и его литературной нормы в свете закономерностей исторического развития.
Норма – это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов» (С.И. Ожегов).
Языковая норма - категория, предполагающая оценку данного языкового явления в процессе коммуникации, в зависимости от сферы, условий и целей общения.
Этический аспект коммуникации - это нормы речевого поведения.
Коммуникативный аспект коммуникации - это «выбор нужных для данной цели общения языковых средств».
Кинесика–это система средств общения, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику.
Паралингвистическая (акустическая) система – это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон, тональность.
Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, связанных со звуком, например, покашливаний, плача, смеха, сам темп речи.
Проксемика- это особая область психологии, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения.
Визуальное общение – это контакт глазами.
Тактильные средства невербальной коммуникации – это прикосновения, которые делятся на приятные и неприятные, вынужденные и специальные.
Ольфакторные средства - это запахи.
Конфиденциальная атмосфера,т.е.сглазу на глаз.
1.3.8 Рекомендуемая литература
1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] /Г.М. Андреева. – М., 2001.
2. Бодалев, А.А. Психология общения [Текст] /А.А. Бодалев. - М., 1996.
3. Культурология [Текст]. Учебн. пособие для вузов/ Под ред. Г.В. Драча. – Ростов -на –Дону: Феникс, 1999. – 576 с.
4. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации [Текст] /Г.Г. Почепцов. – М.: «Рефл-бук». – 2001. – 656 с.
5. Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст] /А.А. Бодалев. - М., 1995.
6. Ершов, П.М. Искусство толкования [Текст] /П.М. Ершов. – Дубна, 1997.
7. Зарецкая, Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации [Текст] /Е.Н. Зарецкая. – М., 1998.
8. Ивин, А.А. Основы теории аргументации [Текст] /А.А. Ивин. – М., 1997.
9. Искусство разговаривать и получать информацию [Текст]. Хрестоматия /Сост. Б.Н. Лозовский. – М., 1993.
10. Конецкая, В.П. Социология коммуникации [Текст] /В.П. Конецкая. – М., 1997.
11. Мельник, Г.С. Масс Медиа:психологические процессы и эффекты [Текст] /Г.С. Мельник. – СПб., 1996.
12. Образовательные возможности общения в деятельности журналиста [Текст] /Сост. Л.В. Анпилогова. – Оренбург, 2000.
13. Панкратов, В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация [Текст] /В.Н. Панкратов. – М, 2000.
14. Стернин, И.А. Практическая риторика [Текст]. Учебное пособие для студ. высш. учебн. завед. /И.А. Стернин. – М.: «Академия», 2003. – 272 с.
Текст как «превращенная форма общения»
План темы
1. Определение понятия «текст».
2. Отличительные признаки текста.
3. Виды и типы текстов.
4. Стилистические особенности публицистического текста.
Содержание темы