Тема дискуссии «Милосердие»
Задание к дискуссии:
Вы представляете собой консилиум врачей, вам необходимо принять решение в следующей ситуации: есть одно донорское сердце, претендентов на него четверо:
- ребенок шести лет с синдромом Дауна;
- мать троих детей;
- женщина-ученый, стоящая на пороге открытия лекарства против рака;
- пенсионер (мужчина).
Какое решение вы примете, обоснуйте свой выбор.
Вопросы к дискуссии:
1. Чью сторону Вы займете?
2. Какое решение лично Вы примете в этой ситуации?
3. Обоснуйте свой выбор.
4. Оцените происходящее как журналист.
5. О чем позже Вы напишите в журналистском материале?
6. Прокомментируйте слова знаменитых людей с учетом ситуации, предлагаемой в дискуссии:
- философа Ф. Бэкона: «Милосердие… не бывает чрезмерным…»;
- писателя Ф.М. Достоевского: «Красота спасет мир»;
- писателя М. Горького: «Че-ло-век! Это – великолепно! Это звучит … гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть … не унижать его жалостью … уважать надо!».
Задания для подготовки дискуссии:
1) Прочитайте Приложение 3 «Публичные дискуссии в современном обществе» и ответьте на следующие вопросы:
- Какова особенность публичных дискуссий в современном обществе?
- Что собой представляет дискуссия?
- В чем заключается эффективность проведения дискуссии?
- К чему стремятся участники дискуссии?
- Перечислите полемические приемы, используемые в публичных дискуссиях?
- Расскажите о них?
2) Прочитайте правила использования доводов в споре и прокомментируйте их:
1. В ходе аргументации используйте только те доводы, которые вы и оппонент понимаете одинаково.
2. Если довод не принимается, найдите причину этого и далее в разговоре на нем не настаивайте.
3. Не преуменьшайте значимость сильных доводов противника, лучше, наоборот, подчеркни их важность и свое правильное понимание.
4. Свои аргументы, не связанные с тем, что говорил противник или партнер, приводите после того, как вы ответили на его доводы.
5. Точнее соизмеряйте темп аргументации с особенностями темперамента партнера.
6. Излишняя убедительность всегда вызывает отпор, так как превосходство партнера в споре всегда обижает.
7. Приведите один-два ярких аргумента и,если достигнут желаемый эффект, ограничьтесь этим.
3) Прочитайте девять диагнозов и рецептов поведения во время спора и прокомментируйте их:
Диагноз 1. Оппонент раздувает проблему, выводит ее за границы дискуссии (разговора, спора).
Рецепт. Напомните о рамках дискуссии, о ее цели. Попросите еще раз уточнить его антитезис и верните разговор в прежнее русло.
Диагноз 2. Оппонент охватывает мелочи (второстепенные факты), не затрагивая основного тезиса.
Рецепт. Спросите, не забыл ли он цель разговора, свою собственную цель. Верните его к спорной проблеме.
Диагноз 3. Оппонент пытается перехватить инициативу в выборе темы разговора:
а) подменяет принципиальные вопросы мелочами,
б) выдвигает тезисы не по существу проблемы,
в) предлагает контрпроблему, игнорирует ваши аргументы.
Рецепт. Предусмотрите заранее возражения соперника, изучите их мотивы, позиции для того, чтобы:
а) указать собеседнику на его уход от спорного вопроса,
б) спросить его, какую мысль он доказывал,
в) попросить высказать отношение к вашей аргументации.
Диагноз 4. Противник допускает намеки, компрометирующие вас. Тем самым он ставит под сомнение вашу мысль или предложение. Его цели:
а) перенести критику на вас, на вашу личность,
б) приписать вам явно нелепые высказывания.
Рецепт. Не исключайте комплиментов в адрес соперника, выигрывайте доброжелательностью, демонстрируйте свою объективность. Для этого:
а) скажите, что умная мысль может светиться и в темной комнате,
б) не пытайтесь оправдаться,
в) не проявляйте резких эмоций,
г) не поддавайтесь на провокацию.
Диагноз 5. Он намеренно уводит вас к ложным выводам, подтасовывает факты для того, чтобы впоследствии уличить вас в безграмотности и дилетантстве.
Рецепт. Прекратите обмен мнениями, похвалите собеседника за глубину анализа и попросите его сделать обобщающий вывод.
Диагноз 6. Оппонент скрывает резко отрицательное отношение к вашей позиций или к вам под маской доброжелательности.
Рецепт. Остроумно сорвите его маску, напомните факт подобной «доброжелательности» прежде и его результат, раскройте его замысел всем присутствующим.
Диагноз 7. Он уличает вас в некомпетентности, играет на ваших ошибках и недоработках, игнорирует факты «за» и «против», тенденциозно толкует ваши слова.
Рецепт. Не проявляйте излишней деликатности. Спросите, о чем конкретно идет речь, ради чего. Попросите высказать его соображения, как выйти из затруднения.
Диагноз 8. Противник постоянно меняет позицию, крутит вокруг да около, пытается найти что-то третье.
Рецепт. Не настаивайте на признании, согласии и поддержке вашего предложения Он - чья-то марионетка. Сверните разговор, который все равно ни к чему не приведет.
Диагноз 9. Вас грубо одергивают во время разговора (речи, рассуждений) .
Рецепт. Не давайте волю своим чувствам. Это - попытка соперника вывести вас из равновесия. По возможности будьте сатиричными, ироничными, саркастичными по отношению к нему, попробуйте спародировать его поведение (разыграй пародию).
4) Прокомментируйте высказывание Ясена Засурского: «В самые сложные, критические моменты нынешней истории страны наша пресса раскрывает людям правду, истину, которая рождается в споре, в противоборстве мнений. В этом я вижу успех нашей журналистики».
Согласны ли вы с этим мнением? (Ответ аргументируйте).
5) Прочитайте 2 памятки полемиста:
Памятка полемиста № 1
Осмыслите содержание основных законов формальной логики. Попытайтесь самостоятельно найти примеры применения этих законов. Следите, чтобы в процессе спора требования логических законов не нарушались.
Вступая в спор, убедитесь сначала в том, что вы правильно понимаете позицию своего оппонента, а он - вашу, затем доказывайте или опровергайте именно выдвинутое положение, а не что-то другое.
Обратите внимание, нет ли противоречий в высказываниях вашего оппонента, не рассматриваете ли вы с ним тот или иной вопрос в разных отношениях, относятся ли высказанные суждения о чем-либо к одному и тому же отрезку времени.
Начинайте возражать только тогда, когда вы уверены, что мнение противника по поводу предмета спора действительно противоречит вашему мнению.
Запомните основные правила выдвижения тезиса и аргументов. Старайтесь не нарушать их, используя в споре логическую операцию доказательства.
Следите за тем, чтобы ни в ваших рассуждениях, ни в рассуждениях противника не было логических ошибок, затрудняющих обсуждение спорной проблемы.
Начинайте спор только тогда, когда будете располагать достоверными и достаточными аргументами для доказательства своей точки зрения.
Обратите внимание на то, чтобы доводы были обязательно убедительными для вашего оппонента и других участников дискуссии.
Памятка полемиста № 2
Приступая к критике позиции оппонента, четко определите для себя, каким способом опровержения вы будете пользоваться в конкретной ситуации: опровергать тезис, критиковать доводы, показывать несостоятельность демонстрации. Не забывайте, что, разгромив доводы противника или продемонстрировав, что из приведенных аргументов не следует данный тезис, вы только разрушите доказательство оппонента, но не опровергнете истинности самого тезиса. Помните, что одним из наиболее действенных способов является опровержение ложного тезиса фактами.
Старайтесь применить в споре различные полемические приемы: юмор, иронию, сарказм, «сведение к абсурду», «возвратный удар», «подхват реплики», «атака вопросами», «довод к человеку», «апелляцию к публике» и др. Обращайте внимание на то, как эти приемы используются другими полемистами.
6) Прокомментируйте данное рассуждение С.И. Поварнина, представленное в книге «Спор. О теории и практике спора», с точки зрения использования полемических приемов:
«Учитель, может легко сокрушить доказательство Пифагоровой теоремы, изобретенное гимназистом «по вдохновению», в грозный час у классной доски. Но теорема Пифагора от этого ничуть не поколеблется. Учитель поставит «кол» за неумение доказать ее, а ученик, может быть ознакомится с «настоящим» доказательством и только. Точно так же, если противник опровергает нашу мысль, но неудачно, и мы разбили его опровержение в пух и прах, одно это еще не значит, что тезис наш истинен. Может быть, наш тезис совершенно ошибочен, да противник-то не умеет его опровергнуть. Такие случаи бывают нередко. Поэтому неудачное доказательство, взятое само по себе, означает только, что человек не сумел оправдать или опровергнуть тезис, а истинности или ложности тезиса не касается вовсе».
Критерии оценки участников дискуссии:
Оценка знаний студентов проводится по следующим критериям:
- оценка «зачтено» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал по определенной теме курса; исчерпывающе, последовательно, чётко и логически стройно его излагает; умеет тесно увязывать теорию с практикой; свободно справляется с поставленными задачами и вопросами; правильно обосновывает принятые решения;
- оценка «зачтено» также выставляется студенту, если он твёрдо знает материал по определенной теме курса; грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос; правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, связанных с журналистской деятельностью;
- оценка «не зачтено» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала по определенной теме курса; неуверенно, с большими затруднениями излагает свою позицию; самостоятельно не справляется с решением поставленных задач;
оценка «не зачтено» также выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала по определенной теме курса, но не усвоил его деталей, допускает неточности в изложении материала; использует неправильные формулировки, нарушая логическую последовательность в изложении материала к дискуссии.
Словарь по теме
Профессиональное общение журналиста – это особый вид творчества, осуществляемый посредством аксиологического межсубъектного взаимодействия,определяющего взаимопонимание и созидание духовной общности людей в профессиональной деятельности, благодаря которым осуществляется координация действий общающихся, направленная на получение результата деятельности.
Управление общением - это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных контактов с людьми ради достижения задач организации журналистской деятельности и её осуществления.
Стратегия общения – это реализация общей цели, та линия, которую проводит говорящий.
Тактика – этореализация подчиненных задач в процессе общения.
1.2.8 Рекомендуемая литература
1. Бенни М. Как развивать навыки делового общения. – Челябинск: Урал LTD, 1999. – 240 с.
1. Бодалев А.А. Психология общения. – М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 224 с.
3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.–576 с.
4. Ворошилов В.В. Журналистика. – Учебник. 3-е изд. –СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 447 с.
5. Гаймакова Б.Д., Сенкевич М.П., Макарова С.К. Мастерство эфирного выступления. Учеб. пособ. /Под ред. Б.Д. Гаймаковой. – М., 1996. – 167 с.
6. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства: Учебное пособие для вузов по спец. «Журналистика».- М.: Высш. шк., 1989. – 147 с.
7. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: Учебное пособие. – М.: Из-во РОП-холдинг, 2001. – 274 с.
8. Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. – М.: Изд-во МГУ, 1996. – 201 с.
9. Искусство разговаривать и получать информацию. Хрестоматия /Сост. Б.Н. Лозовский. – М.: Высш. шк., 1993. – 303 с.
10. Казакевич М.А. Обучение профессиональному общению. Учебн. пособ. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 133 с.
11. Карасевич Ю.М. Человек на телеэкране: Учеб. Пособие. – Оренбург: ИПК «Газпромпечать», 2002. – 56 с.
12. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 320 с.
13. Кириллова А.А. Психология общения журналиста: Учеб. пособие. – Чебоксары: Изд-во Чувашск. гос. ун-та им. И.Н. Ульянова, 1999. – 115 с.
14. Кузнецов М.А., Цыкунов И.В. Практическая психология РR и журналистики. Как позволить другим делать по-вашему. Учебно-практическое пособие. – М.: «РИП-холдинг», 2002. – 148 с.
15. Кузнецов М. Как позволить другим делать по-вашему: Речевые и поведенческие стратегии журналиста: Учеб.-практ. пособие. – М.: Приор, 2000. – 109 с.
16. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха: Учеб. пособие для высшего управленческого персонала /Автор-составитель Р.Р. Кашапов. – Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. – 448 с.
17. Мандрица В.М. Искусство делового общения. Метод. Пособие для спец. 021400 «Журналистика». – Ставрополь: СГПУ, 1995. – 227 с.
18. Мансурова В.Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации: Монография. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. – 237 с.
19. Мурашов А.А. Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие, успех. Общая риторика в компактном изложении. – М.: Педагог. об-во России, 2000. – 96 с.
20. Образовательные возможности общения в деятельности журналиста: Учебное пособ. для студентов спец. «Журналистика» /Под общ. ред. Л.В. Анпилоговой; авторы-составители: Л.В. Анпилогова, В.Н. Захаров, И.А. Магеррамов и др. – Оренбург: ООО «Вестник Оренбургэнерго», 2000. – 385 с.
21. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для студ. вузов по спец. «Журналистика» /Ред-сост. С.Г. Корконосенко. – СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. – 272 с.
22. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. – М.: Изд. РИП-холдинг, 2000. – 308 с.
23. Свитич Л.Г. Профессия: журналист. Учебное пособие по курсу «Введение в специальность (журналистика)». Ч. 1. – М., 1995. – 92 с.
24. Сенкевич М.П. Культура радио- и телевизионной речи: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1997. – 96 с.
25. Смирнов С.В. Формирование творческой личности журналиста //Логос. Общество. Знак /Ответ. ред. Б.Я. Мисонжников. – СПб., 1997. – 117 с.
26. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение, 1995. – 192 с.
27. Социальная практика и журналистский текст /Под ред Я.Н. Засурского и Е.И. Пронина. – М.: МГУ, 1990. – 173 с.
28. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. – Воронеж, 2001. – 252 с.
29. Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. – М.: Пульс, 2002. – 120 с.