В.Г. Белинский и журналистика 30-х - 40-х гг. 19 века («Отечественные записки» и «Современник»)
Виссарион Григорьевич Белинский был зачинателем революционно-демократических традиций в русской философии, эстетике, социологии, истории и теории литературы, в журналистике и литературной критике. Белинский открыл новую страницу в русской журналистике и как практик, который всю свою жизнь отдал работе в периодической печати, и как теоретик, создавший стройную систему взглядов по вопросам журналистики – свой журналистский кодекс, и как историк, наметивший методологические принципы изучения периодики прошлого, которые нашли дальнейшее развитие в историко-журналистских работах Чернышевского и Добролюбова.
Из всего того, что было напечатано Белинским, только три произведения увидели свет не на страницах периодики – книга «Основания русской грамматики» (1837), брошюра «Николай Алексеевич Полевой» (1846) и работа «О жизни и сочинениях Кольцова», напечатанная в качестве вступительной статьи в однотомнике «Стихотворений» поэта (1846). Все остальные печатные выступления Белинского (числом более тысячи) появились на страницах журналов и газет.
Белинский не только сотрудничал в периодике; многие годы он выступал как фактический редактор и руководитель изданий. В Москве Белинский в 1835 г. редактировал журнал «Телескоп» и газету «Молва», в 1838–1839 гг. руководил журналом «Московский наблюдатель». В Петербурге, куда Белинский переехал в октябре 1839 г., он стоял во главе журналов «Отечественные записки» и «Современник» как основной сотрудник отделов критики и библиографии и неофициальный редактор.
В журналах Белинский выступал преимущественно как литературный критик, как историк и теоретик литературы, и не потому, что критика была его истинным и исключительным призванием, а потому, что в эпоху 1830–1840-х гг. в печати можно было толковать только о литературе: согласно цензурным правилам, даже простые информационные сообщения о внутренней политике России не допускались на страницы частных изданий.
Журнальная и литературно-критическая позиция Белинского находилась в тесной зависимости от его философских и общественно-политических взглядов. Вся восемнадцатилетняя деятельность критика распадается на два периода: московский (1830-е годы) и петербургский (1840-е годы). В 1830-е годы Белинский выступал как демократ, но демократ-просветитель; в это время он борется против крепостного права, за свободу человеческой личности, за счастье народа, но свои надежды возлагает на развитие просвещения и еще не говорит о революционном переустройстве общества.
Как философ, Белинский стоит на идеалистических позициях, совершив переход от субъективного идеализма в середине 1830-х годов к объективному идеализму в конце периода. Однако есть все основания утверждать, что в 1830-е годы Белинский принимал идеализм не до конца, что в его философском мировоззрении были элементы материализма, которые, постепенно накопляясь, направляли развитие критика в сторону полного овладения материализмом. Именно последовательный демократизм и материалистические элементы мировоззрения даже при общей идеалистической позиции давали Белинскому возможность в 1830-е годы выдвигать такие положения, от которых он не отказался и впоследствии. Уже в 1830-е годы Белинский начал создавать свою теорию реализма, разрабатывать основы подлинно демократической критики и журналистики.
Борьбу с реакционной печатью вел Белинский всю жизнь. В процессе поисков правильной теории Белинский в конце 1830-х годов пришел к временному «примирению» с действительностью, к признанию разумности всего существующего, к отрицанию всякого протеста.
В полной мере талант Белинского-журналиста развернулся в петербургский период его жизни, более долгий и плодотворный. Современники без труда распознавали неподписанные статьи Белинского: настолько они отличались своим содержанием и формой. В 30-40 гг. сформировались такие идеологические течения, как «официальная народность» (Погодин, Шевырев), «славянофилы» (братья Киреевские, Хомяков, Аксаков и др.), «западники» (Боткин, Грановский). В рядах «западников» очень скоро выделилась группа революционных демократов (Белинский, Герцен). Каждое течение стремилось к изданию своих печатных органов ради изложения программных положений.
Белинский выступает против журнала славянофилов «Москвитянин» со страниц «Телескопа» и «Молвы». В цикле статей «Литературные мечтания» он выделяет 4 периода литературы, связанные с именами Ломоносова, Карамзина, Пушкина, Гоголя. Ведущий писатель, «глава русской литературы», по мнению Белинского, – Н.В.Гоголь. В цикле статей «Сочинения Александра Пушкина» (11 статей) Белинский не оценил «Повести Белкина», зато ему понравился роман в стихах «Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни», высоко был оценен критиком и образ Татьяны.
С 1839 г. по 1846 г. Белинский ведет критико-биографический отдел в «Отечественных записках» Краевского. После ухода Белинского из «Отечественных записок» журнал Краевского занял умеренно-либеральную позицию.
В 1846 г. Некрасов и Панаев приобретают у П.А. Плетнева журнал «Современник», основанный Пушкиным. Идейным руководителем журнала становится Белинский. 1847–1848 гг. – короткий, но самый замечательный период в журнальной и общественно-политической деятельности Белинского. «Письмо к Гоголю» – единственное произведение Белинского, написанное без оглядки на цензуру и известное долгое время только в рукописных списках. Публицист выступил в защиту гражданского значения литературы, против крепостников и самодержавной формы правления, против догматов православной церкви. Самыми важными, насущными задачами своей страны он провозгласил уничтожение крепостного права, отмену телесного наказания и введение элементарной законности. Осуществление этих требований обеспечило бы прогресс России. С этих позиций и оценивает Белинский состояние литературы, журналистики, ведет полемику со всеми, кто мешает общественному и социальному прогрессу страны.