Разруха в Марьиной Роще
Реконструкция познавательной деятельности журналиста
Задание:
1. Прочтите один из предложенных пяти текстов, определите его тему и назначение.
2. Каковы последовательность и содержание действий журналиста?
3. Какие конкретно задачи решает журналист в процессе познавательной деятельности?
4. Какие источники информации использует журналист? Какие не использует?
5. Какие методы применяет журналист в процессе своей работы?
6. Как вы оцениваете деятельность журналиста? Можете ли назвать неиспользованные им возможности?
Текст № 1
Родовые муки чиновников
Кто ответит за срыв строительства перинатальных центров
Анастасия Савиных (Рязань)
Осмотрев современный перинатальный центр в Рязани, Владимир Путин наказал губернаторам строить такие же.
Десятки губернаторов не сумели вовремя построить новые медицинские центры и не переписали свои программы модернизации здравоохранения. В Рязани премьер Владимир Путин объяснил им, чем чревато такое отношение к работе.
Здание апельсинового цвета на окраине Рязани - это типовой перинатальный центр. По задумке правительства, точно такие же должны появиться практически в каждом регионе России. Медики водили премьера по коридорам с надраенным кафелем, демонстрировали еще никем не опробованные родовые боксы с приставными стульчиками для отважных папаш, операционные и палаты. Показали первых новорожденных - двойняшек Мирославу и Святославу.
- А какая у вас в среднем зарплата? - спросил Путин.
Главный врач Елена Петрова сразу съежилась.
- 12 тысяч у врачей, 7-8 тысяч у медсестер, - ответила она и поспешила добавить: - Это на 25% больше, чем в других медучреждениях.
Путин был удивлен. Губернатор Олег Ковалев ответил:
- Она будет повыше.
- А региональные надбавки где? - премьер явно вознамерился выбить приличный заработок для медиков не сходя с места.
Зарплата начала расти на глазах. Ковалев пообещал накинуть.
- Я думаю, это будет около 22-25 тысяч для врачей, для медперсонала - 12-14 тысяч, - быстро сосчитала глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова.
Решив одну проблему, премьер взялся за другие.
- Не хочется о грустном, но надо, - обратился он к высветившимся на мониторах губернаторам (совещание о модернизации здравоохранения решили провести в режиме видеоконференции).
Все чиновники получили "домашнее задание" доработать и до 10 марта представить в Минздравсоцразвития свои программы модернизации. Татьяна Голикова доложила: подписаны три программы, еще семь будут утверждены со дня на день, 32 региона вообще ничего не сделали.
- Мужики, вы чего? - спросил Путин. - Значит, на следующей неделе все приезжайте в Москву, чтобы в руках у каждого программа была!
В стране всего несколько десятков центров, да и те не могут похвастаться качеством.
- Пациентки жалуются, что им пришлось платить деньги, чтобы попасть в новый перинатальный центр. Они должны были оплачивать и лекарства. Почему? Ну почему?! - недоумевал премьер.Понурившимся губернаторам он долго зачитывал список жалоб рожениц: отношение персонала грубое, нет ни чайников, ни халатов, в палатах то холодно, то жарко. Отсутствуют аптеки, буфеты, магазины. Интернета тоже нигде нет. Тюрьмы, а не роддома. Но это там, где перинатальные центры построены. А ведь из запланированных еще в 2007 году 24 штук сданы только 11. Да и на тех злоупотребления.
- Для центра в Иркутске закуплен кувез для транспортировки новорожденных по цене 800 тыс. рублей, а для центра в Перми то же самое уже за 1 млн 300 тыс. рублей, - мрачно перечислял премьер. - В Кемерове закуплен дефибриллятор производства Японии за 84 тыс. рублей, а для центра в Краснодаре такой же - за 464 тыс. рублей. Разница-то какая!
- В Чите, Благовещенске (это на Дальнем Востоке, где все дорого) и Курске квадратный метр обходится в сумму порядка 40 тыс. рублей. А вот в Волгограде и Екатеринбурге - уже 60 тыс. Нужно тщательно изучить эту строительную бухгалтерию и определить персональную ответственность каждого.
С некоторыми разбирались на месте. Досталось пермскому губернатору Олегу Чиркунову. Он должен был сдать объект еще 31 декабря. Сроки перенесены на 31 августа. Но шансов успеть никаких - чиновник предстал на фоне строительных лесов.
- Когда вы реально сдадите объект? - спросил Путин.
- Сдадим 1 августа, - начал юлить губернатор, - но после окончания строительства надо еще будет разобраться с недоделками...
- К 1 августа сдадут с недоделками, а потом будут доделывать! - взорвался Путин. - Вы сами-то сейчас отнеситесь критически к тому, что сказали. Выдали себе индульгенцию за плохую работу!
- Октябрь! - взмолился Чиркунов.
- Октябрь - это и 1-е, и 31-е. Когда?
- 15-е, - обреченно выдавил губернатор.
Глава Амурской области Олег Кожемяко вину попытался спихнуть на суровые забайкальские зимы.
- А потом вы скажете, что у вас дождливое лето? Вы что, своего климата не знаете? Вы в армии служили, Олег Николаевич?
- Старшиной роты был... - пробормотал тот.
- Так и докладывайте как старшина роты: "Товарищ полковник, сдадим такого-то"...
- Есть! - вытянулся в струнку губернатор, - 31 августа сдадим.
Текст №2
Разруха в Марьиной Роще
Богдан Степовой
Балконы были аварийными с 1960 годов, но их так и не отремонтировали. Лифты находятся в таком же состоянии (фото: РИА Новости)
В ночь на вторник в жилом доме N 4 по Октябрьской улице в Москве обвалились четыре балкона. Никто не пострадал. Такое может повториться в любой момент. В мае 2010 года Мосжилинспекция выявила в городе около 250 балконов в аварийном состоянии.
Инцидент случился примерно в полвторого ночи. Сначала упал балкон на пятом этаже, по принципу домино он повалил еще три. Обломки увезли рано утром. Днем рабочие срезали пилами-болгаркой остатки швеллеров, на которых крепились балконы. Житель дома, Андрей Витрук, чертыхаясь, собирал автомобильные покрышки. Два комплекта летней резины, хранившиеся на его балконе на втором этаже, пришли в негодность.
- Я подумал, что это с крыши упала глыба льда, решил выйти на балкон, посмотреть - не случилось ли что с машиной, - рассказал он корреспонденту "Известий". - Ступил в дверной проем - и сверху упали бетонные обломки, разбили стеклопакет. Балкон буквально на моих глазах ушел из-под ног, прихватив часть стены и пола. Сейчас в квартире зияет дыра на улицу..
Дом N 4, по воспоминаниям жителей, построен в 1929 году. Капремонт был тут однажды - в 1969 году. Балконы не трогали.
- Нам посоветовали на балконы не выходить, - говорит местная жительница Людмила Даманская. - Нынешнее ЧП - не первое. Мой балкон пришлось срезать в 2003 году, когда он неожиданно накренился.
Во время того капремонта смонтировали навесные лифтовые шахты. Но подъемники проработали до середины 1980-х годов - их отключили из-за ветхости. Лифтовые шахты, нависающие над входами в подъезды, покосились и провисли. Жители говорят, что пару лет назад рабочие приварили снизу хлипкие стальные уголки. На этом ремонт закончился.
- Дом в ужасающем состоянии, - жалуются жильцы. - В отдельных квартирах осталась проводка двадцатых годов. Трубы давно сгнили.
- Статус нашего дома постоянно меняется - то он аварийный, то есть подлежит немедленному сносу, то ветхий, - говорит Андрей Витрук. - Сейчас, насколько мы знаем, он ветхий. Значит, еще может постоять.
В управе района Марьина Роща "Известиям" заявили, что создана комиссия, которая в течение двух дней изучит техническое состояние лифтов и балконов, после чего решится - демонтировать или укреплять ветхие конструкции.
Состояние этого дома стало одной из причин, по которым был уволен прежний глава района.
Текст №3
Вокзалы включили "счетчик"
Андрей Коц
Официальные таксисты потеснили «бомбил», но не приобрели клиентов (фото: Владимир Суворов/"Известия")
1 марта заместитель столичного мэра по транспорту Николай Лямов заявил, что на всех московских железнодорожных вокзалах будут дежурить только легальные таксисты. Спустя неделю после заявления чиновника корреспондент "Известий" прошелся по привокзальным площадям.
- Куда ехать, шеф? Недорого, довезем в лучшем виде! - еще недавно у выходов со столичных вокзалов сотни таксистов-частников на битых "шестерках" чуть ли не дрались за клиентов. И победить вокзальную "мафию" казалось невозможным. "Знаете, какая у нас крыша", - хвастались "бомбилы" пассажирам.
Сегодня, спустя неделю после заявления главного транспортника столицы, у второго подъезда Казанского вокзала днем на удивление безлюдно. Извозчиков-нелегалов вблизи не видно. В глаза сразу бросается большая, машин на двадцать, стоянка для официальных таксистов, помеченная знаком. Но парковка практически пустует - у бордюра стоят лишь пять иномарок с шашечками. За двадцать минут к таксистам несколько раз подходят потенциальные клиенты, однако, узнав о цене, тут же разворачиваются и уходят.
- 600 рублей заломили - до Отрадного доехать! - возмущается пожилой мужчина с объемным чемоданом. - Как-нибудь обойдусь.
Сумму таксисты прикидывают "на глазок". Машины оборудованы счетчиками, однако у каждого "фирменного" перевозчика есть свой фиксированный минимум. У таксистов, дежурящих у Казанского вокзала, он составляет 500 рублей за первые 20 километров пути. Потом включается счетчик.
- А что мы можем поделать? Тарифы такие у компании, - оправдывается таксист Сергей. - Клиентов у нас мало, это да. Большинство пассажиров либо на метро уезжают, либо уходят частников ловить. У них, мол, дешевле.
И действительно, в 100 метрах от вокзала, на Краснопрудной улице, достаточно лишь поднять руку - тут же остановится машина. Молодой парень на "Тойоте" после короткого торга согласился отвезти корреспондента "Известий" в Отрадное за 350 рублей.
Похожая ситуация на противоположной стороне Комсомольской площади. У Ленинградского и Ярославского вокзалов дежурят водители двух других таксомоторных компаний - на хетчбэках "Киа" и "Фордах" - всего 11 машин. Первые обещают домчать до Отрадного за 650 рублей, вторые - за 800. Зато относительно недорого стоит доехать в любой аэропорт - 1500 рублей. Частников не видно, но, опять же, стоит отойти от вокзала подальше и вытянуть руку, как через минуту остановится машина.
Сами таксисты о "бомбилах" отзываются презрительно.
- Города не знают, ездят пьяные, правила нарушают, - сплевывает таксист Вазген, караулящий клиентов у Курского вокзала. - Еще и на развалюхах ездят. Нам же контора выделяет хорошие машины, иномарки, многие новые совсем. И Москву мы знаем лучше, без всяких навигаторов и подсказок до нужного места довезем. Поэтому и цены такие высокие.
До недавних пор Курский вокзал был настоящим полем боя - драки между официальными извозчиками и частниками вспыхивали здесь постоянно. Однако, по словам таксистов, после заявления Николая Лямова правоохранители и руководство вокзала убрали нелегалов буквально за пару дней. Впрочем, убрали недалеко. С десяток машин с наклеенными на лобовые стекла табличками "Такси" обосновалось неподалеку - у торгового центра "Атриум". Как и на Комсомольской площади, цены у них чуть ли не вдвое ниже, чем у легальных перевозчиков. И милиция их не гоняет, ведь "Атриум" - это уже не территория вокзала.
У Киевского вокзала картина аналогичная - на пустой стоянке пять фирменных машин. Расценки - 340 рублей за первые 30 минут езды, далее - по 9 рублей за минуту. Учитывая, сколько времени среднестатистический московский водитель ежедневно стоит в пробках, "накапать" может приличная сумма - за 10 минут можно и километра не проехать. Здесь такси, впрочем, можно заказать заранее. К примеру, еще из электрички. Тогда поездка в любой конец Москвы от вокзала обойдется в 590 рублей, невзирая на длительность поездки и километраж. Однако ближе к торгово-развлекательному комплексу "Европейский" совершенно спокойно стоит с десяток авто, принадлежащих частникам. За 10 минут их услугами воспользовались два человека. К легальным таксистам не подошел никто.
Текст № 4