Особенности общения по радио и телевидению
Очевидно, что возможности воздействия по радио и телевидению, гораздо большие, чем возможности публичного выступления перед обычной аудиторией. Аудитория выступления по телевидению и радио практически безгранична, она может исчисляться десятками и сотнями миллионов. Но в то же время такое выступление имеет и свою специфику, отличающую его от обычного публичного выступления и вносящую большие дополнительные трудности.
Первое. Коммуникатор не видит своей аудитории. Он лишен возможности непосредственно регулировать средства воздействия на слушателей, сообразуясь с их реакцией: его «мера» – не вне его, а внутри его. Поэтому публичное выступление перед телекамерой или микрофоном требует или привычки к специальным условиям такого общения, или большого опыта и профессионального умения (потому что опытный коммуникатор может даже не видя аудитории, представить себе с достаточной уверенностью, как она будет реагировать в том или ином случае, в том или ином месте выступления).
Второе. Радио- и телевизионная аудитория не просто рассредоточена в пространстве. Она рассредоточена и психологически. Люди часто «приходят» на телевизионные выступления (тем более это относится к радио) без всякой предварительной установки, без всякого объединяющего их мотива, интереса, цели: нередко они как бы случайно оказываются в составе аудитории. И если обычный оратор имеет дело с аудиторией, уже заведомо представляющей собой некоторое психологическое единство, то в условиях радио или телевидения публичное выступление требует с самого начала, чтобы зритель (слушатель) был заинтересован, чтобы было привлечено его внимание. А это совсем не просто и предполагает как специфические построение самого выступления, так и профессиональную манеру поведения выступающего.
Конечно, это не всегда необходимо. Иногда сама тема выступления уже обеспечивает интерес. Так, вызывает интерес любое выступление специалиста-врача перед зрителями и радиослушателями в дни, когда имеет место эпидемия, например, гриппа, или увеличивается количество заболеваний какой-либо опасной болезнью. … С другой стороны интерес может быть обеспечен личностью выступающего. (Скажем, перед телекамерой выступает космонавт или известный поэт). Наконец, если выступление композиционно связано с другими выступлениями в единую передачу, интерес к передаче в целом «срабатывает» и в отношении отдельного выступающего. Но чаще всего коммуникатор сталкивается все-таки с необходимостью самому «подготовить почву» в умах зрителей или слушателей для восприятия своего выступления.
Третье. Аудитория телевизионного и радиовыступления практически поддается «заражению». Поэтому и манера обращения к этой аудитории, сам способ говорить с нею должен быть иным, чем в обычной публичной речи. Там достаточно воздействовать на часть слушателей, и вся аудитория будет уже захвачена; здесь нужно дойти до каждого определенного слушателя или, вернее, до той минимальной «ячейки» аудитории, - обычно это семья, - которая сидит перед радиоприемником или телевизором. Дело в том, что восприятие массовой коммуникации, особенно телевидения, тем или иным зрителем или слушателем очень зависит от той «малой группы», в составе которой он слушает или смотрит передачу. Интерес к передаче мнение о её достоинствах и недостатках складывается обычно как единое мнение семьи или другой группы людей, совместно воспринимающей данную передачу. А это требует и иного построения выступления: необходимо не только привлечь внимание (интерес), но и постоянно поддерживать его.
Четвертое. Радио- и телевизионное выступление не может не считаться и с общей спецификой восприятия радио и особенно телевидения. Радио и телевидение входят в дом человека и тем самым несут в себе известную интимность. (Интересно проследить, как изменился характер радиопередач за последние десятилетия…).
Эта интимность, способность обращаться к каждому зрителю и слушателю в отдельности (где этот эффект заметно больше). И публичное выступление по радио и телевидению требует особой манеры общения: не призывно-митинговой, не официально-деловой (чем часто грешат коммуникаторы), а доверительно-интимной. А это накладывает отпечаток и на само выступление со стороны его формы и содержания.
Пятое. Аудитория радио и телевидения гораздо более разнообразна, чем аудитория «живого» публичного выступления. Поэтому выступающий должен здесь ориентироваться на очень разный уровень слушателей или зрителей.
Радио- и телевизионное выступление имеет определенную специфику и в плане соотношения информации, убеждения и внушения.
Здесь основная тяжесть падает не на убеждение, а на информацию, что вызвано спецификой восприятия радио и телевидения. С другой стороны, внушение сохраняется и в том случае, только оно осуществляется принципиально иным образом – если в обычной публичной речи внушение предполагает общий психологический подъем аудитории, то в радио и телевидении оно осуществляется через индивидуальное, личностное доверие зрителя (слушателя) к выступающему. Я склонен поддаться внушению со стороны выступающего, если он кажется мне человеком, заслуживающим доверия, если он представляется мне психологически близким.
Психолингвистические проблемы массовой
коммуникации / Под ред. А.А. Леонтьева. – М.,
1974. – С. 49 – 52.
Приложение 2