Парадигма взаимодействия творческой личности и общества

Сформировавшаяся субкультура современного российского Интернет-сообще­ства является основой для ее формирования и включает в себя соответствующие нормы и ценности. Перечислим их: уважение свободы слова и плюрализма мне­ний, наличие устойчивого собственного мнения, сформированного на базе инфор­мации из множества разнообразных источников, высокая скорость массовых ком­муникаций, высокая избирательность и активность участников массово-коммуни­кационного процесса, рациональность, независимость, оптимизм.

Под воздействием Интернета значительно изменяется не только содержание традиционных СМИ, но и социальные роли участников массово-коммуникацион­ных процессов, структура социальной стратификации, интенсивность социальной мобильности. Имеются основания полагать, что развитие Интернета благоприят­но влияет на становление и развитие открытого общества в России.

А творчество в целом и диалогичность как основной его атрибут являются не­обходимыми условиями жизнеспособности журналистики. Именно диалогичность дает возможность сфокусировать внимание как на социально-психологических приемах активизации аудитории, привлечения ее к участию в данном акте, сотворчеству, так и на решении журналистами в новых условиях задач сугубо профессио­нального уровня. Какие же перспективы развития новых информационных техно­логий и научно-практического знания об эффектах их внедрения в повседневную практику ожидают нас? Попытаемся спрогнозировать.

Проблема формирования и развития профессиональной культуры журналис­та является сегодня, как нам кажется, наиболее актуальной для журналистского кор­поративного сообщества. Ибо современная практика преподносит все новые и новые примеры именно журналистского бескультурья. Очень уж противоречивым получа­ется это развитие.

Никто, наверное, не будет оспаривать тот факт, что в целом профессиональная культура журналистов как феномен в отечественной теории массовой коммуника­ции не изучена в полной мере. На наш взгляд это было обусловлено рядом причин. Во-первых, отсутствием соответствующей методологической концепции, общена­учных парадигм для обобщения огромного, но по сути разрозненного массива тео­ретического и эмпирического материала по данной теме. Во-вторых, междисцип­линарным характером большинства проблем, требующих рассмотрения в ходе подготовки подобной книги или даже серии книг. В третьих, трудности, без­условно, связаны с тем, что только на теоретическом уровне эти проблемы про­анализировать в полной мере невозможно, а для получения соответствующего эмпирического материала (прежде всего от журналистов-практиков) нужно много времени, организационных и финансовых затрат. В-четвертых, системное изуче­ние феномена профессиональной культуры в вузе возможно, и мы в этом твердо уверены, только в рамках учебного комплекса, состоящего из базовой монографии, хрестоматии и ряда практикумов. В-пятых, без мультимедийного материала, при­менения новых информационных технологий, обеспечения любому желающему свободного доступа к наработанным по данной проблематике информационным ресурсам реализация подобного проекта в современных условиях будет просто неэффективной. В-шестых, к сожалению, в целом данное направление в научной и учебно-методической деятельности высших учебных заведений, готовящих жур­налистов, до сих пор представлено слабо. Во многом это связано с тем, что уровень подготовки преподавателей по данной проблематике не соответствует требова­ниям времени.

Глубокие изменения, происходящие в мире, порождают серьезные трудности и противоречия различных типов, когда к ним подходят с точки зрения лишь традици­онной организации того или иного вида профессиональной деятельности и управле­ния. Ведь развиваются не только новые технологии, но и стиль управления, новая парадигма взаимодействия творческой личности и общества, постоянно совершен­ствуются аксиологические принципы. Это и должно стать логикой профессиональ­ной культуры журналистов, этим в первую очередь и должно быть обусловлено, на мой взгляд, содержание книг, посвященных этой актуальнейшей проблеме.

Повторим, нельзя рассматривать будущее журналистики и ее творческие ас­пекты без учета развития новых информационных технологий105. Попробуем за­глянуть в будущее нашей профессиональной деятельности. Такое ли оно безоблач­ное, и есть ли там место индивидуальному творчеству журналиста?

Развитию сети Интернет посвящаются сегодня прежде всего многие и многие прогнозы. Иногда они похожи на реальность, иногда — на страницы фантастичес­кого романа или киносценария. Так, к примеру, в одном из номеров журнала «Quill» за 2001 год, издаваемом американским Обществом профессиональных журналис­тов, были сделаны прогнозы о том, какую участь готовит Интернет журналистам-газетчикам, а также всем нам — читателям прессы.

_________________________

105Много внимания уделяет этой проблеме программа «Седьмой континент» радиостанции «Свобо­да». Любезно воспользовавшись ее сайтом (www. svoboda. org), мы далее используем материал, представленный в архиве радиопередачи, посвященной теме «Будущее журналистики».

Автор-исследователь Дэвид Коул утверждает, что ближайшее будущее не сни­лось никаким футурологам. Вопреки досужим домыслам газеты будут печататься и в будущем. Но это лишь один из возможных способов доставки газет. Вместе с этим рынок будут уверенно завоевывать он-лайн газеты, или, как принято сейчас говорить, сетевая пресса. Двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю станет обновляться информация в таких изданиях. И издания эти могут в корне изменить взаимоотношения между читателем и издателем.

* Во все времена издатель диктовал свою волю читателям: «Вы получаете га­зету только после того, как мы решили ее напечатать». В самом деле, можно ждать утром почтальона, вставать днем в очередь к газетному киоску или забирать вече­ром почту из газетного ящика. Но никто не может взять в руки свежую газету рань­ше, чем отгремят типографские машины в положенное (по мнению издателя) вре­мя. Должен ли читатель страдать от того, что ему захотелось почитать свежих но­востей в 3 часа ночи, в 9 утра или в 9 вечера? Теперь читатель диктует свои условия производителям новостей. Он заходит в Интернет и просматривает самую свежую к этой минуте информацию.

* Еще одно решение проблемы — устройства для «карманного» Интернета — мини-компьютеры (типа пейджера). Их выпускают сегодня многие известные фир­мы. Они всегда находятся под рукой и могут непрерывно получать информацию и выдавать ее своим владельцам. Другое дело, что работы прибавляется у создателей новостей: формат этих устройств и особенное программное обеспечение требуют чтобы информация поступала на них отличная от той, которая предназначена для обычных персональных компьютеров.

* Похоже, это неотвратимо: настольная и карманная (но, конечно, не в смысл? «прирученная» кем-то) сетевая пресса будет развиваться вместе с повышением качества изображения и звука. Поскольку привычка читать новости с бумажного листа исчезнет не скоро, а книгоподобные дисплеи и электронная бумага еще дол­го будут дорабатываться, то останется и соблазн распечатать сетевую газету. Для этого достаточно будет поместить пачку бумаги в устройство, похожее на микро­волновую печь, и нажать кнопку. Возможно, именно это и будет, как считают некоторые «технари», виртуальным концом печатной прессы.

* Но при всех технологических новшествах суть журналистского труда вряд ли сильно изменится. По-прежнему необходимо будет уметь хорошо писать, уметь просто объяснять сложные вещи, отделять главное от второстепенного. И много чего еще уметь. Новые технологии, приборы и аппараты не заменят труд журналиста, они дают новые инструменты людям этой профессии. И инструменты буду непрерывно совершенствоваться.

Эксперт в области компьютерной журналистики Дженифер Лефлер утверждает, что никто сегодня уже не говорит о журналистах, использующих компьютер просто для набивания текстов. Вот как может выглядеть журналист и его работа ближайшем будущем. Ручки и блокноты будут заменены цифровыми записывающими устройствами. Речи, интервью, собственные комментарии, начитанные на пленку, будут сразу выдаваться в виде печатного текста. Миниатюрные профессиональные видеокамеры позволят легко выполнять качественную цифровую видеозапись и фотосъемку событий. При необходимости все эти аудио, видео и тексто-

вые файлы могут быть сразу отправлены в редакцию при помощи переносного ком­пьютера и Интернета.

Интересно, каким может быть следующий этап работы. Придя с задания, журна­лист, прежде всего, напишет небольшой, в 50 слов репортаж для миниатюрных кар­манных компьютеров и отошлет его потребителю. После этого напишет расширенный, слов в 200 материал для обычного веб-сайта и разместит его там, попутно выбрав и разместив необходимые аудио и видео-файлы. И только после этого сядет за работу над большим «кирпичом» в тысячу слов для печатной версии газеты. А тут подоспеет время обновить репортаж для карманных, а потом и настольных компьютеров.

На самом деле, ничего фантастического в этом нет. Более того, кое-где уже так работают: в Bloomberg News, Orlando Sentinel, Chicago Tribune. Пока используе­мый лишь в нескольких компаниях, этот способ подачи и передачи новостей будет все больше и больше развиваться.

* Что же получается? Получается, что газетная журналистика может обрести вид непрерывной трансляции, постоянно обновляющихся текстов и заголовков. Можно сказать, наступит новая эра телетайпной журналистики.

* Если вести речь о конкуренции, хорошей работе и хорошем заработке, то большое преимущество будут иметь те журналисты, которые знают новую технику и новые технологии и смогут пользоваться ими лучше других.

* Так что газетная журналистика постепенно из гуманитарной профессии пре­вращается в очень даже техническую. И если еще не физика и лирика, то лирика и кибернетика — уж точно могут стать журналистам родными и насущно необходи­мыми дисциплинами.

Наши рекомендации