Оттепель и волюнтаризм
В 1956 г. был провозглашен новый курс партии. Пришедший к руководству КПСС Н.С. Хрущев задал импульс движению советского общества к обновлению. Главными в работе СМИ становятся вопросы реального положения дел в экономике, борьба с беззаконием, с последствиями культа личности в политической жизни. К концу 50-х гг. отечественная журналистика претерпевает серьезные изменения. Но по-прежнему неизменным оставалось ее положение в системе административно-командного управления. Журналистика, как и прежде, находилась в полной зависимости от нее.
Журналистика периода хрущевской “оттепели”. Разоблачение культа личности Сталина породило в нашей журналистике особый период, который называется “оттепелью” шестидесятых, а его участников – “шестидесятниками”. СМИ этого периода, особенно журналы, стали более терпимыми, человечными, тематика их публикаций приблизилась к реальной жизни. Стало возможным высказывать ранее не поощрявшиеся идеи. Публиковать произведения, показывающие не упрощенную идеологизированную схему жизни, а рисующие сложности и противоречия бытия, поднимающие проблемы нравственного выбора. Среди газет наиболее заметно эти тенденции прослеживаются в газетах “Правда” и “Известия”. Большую роль в этом процессе сыграли “толстые” журналы - прежде всего “Новый мир” во главе с А.Твардовским. В нем были напечатаны знаковые для эпохи произведения А.Солженицына, В.Дудинцева, А.Твардовского и других писателей. Их читали с большим интересом. Но эпоха относительного свободомыслия продолжалась недолго. Она была несовместима с волюнтаристскими реформаторскими идеями строительства коммунизма к 1980 г., ускоренными непродуманными экономическими преобразованиями в деревне, приведшими к продовольственному кризису в стране, другими спорными новациями. Еще при Хрущеве в прессе началась кампания критики новых литературных и художественных направления. После отстранения Хрущева от власти тенденции по сворачиванию “вольностей” в прессе усилились. А введение советских войск в Чехословакию для подавления антисоветских выступления привело к новому витку ужесточения контроля за СМИ.
ВОЛЮНТАРИЗМ (лат. voluntas - воля) - социальное и социологическое понятие, центрированное вокруг философского термина "воля", мыслимой в качестве высшего принципа бытия. Термин введен Ф.Теннисом.
Именно в период «оттепели» отечественная публицистика впервые обращается к проблемам экологии. Первый шаг был связан с журналом «Сельская молодежь», которым в ту пору руководил Олег Попцов (впоследствии генеральный директор ТВЦ). По его воспоминаниям, «"Сельская молодежь" заложила основы экологического движения в нашей стране
С 1960-х гг. в публицистике начинается формирование подлинного патриотического, национального сознания, появляется интерес к настоящей, не идеологизированной истории России. Вспоминает Василий Песков, до сих пор работающий в «Комсомольской правде»: «С гордостью могу сказать: с начала 60-х гг. я был одним из первых, кто громко (на целую полосу в "Комсомолке") рассказал, что значит для человека Отечество и что нельзя быть патриотом, не уважая деяний предков. Это было на редкость своевременное слово. После той публикации "лед тронулся". Все как-то сразу поняли: воспитание патриотизма невозможно только в разговорах о космонавтике. Появилось множество публикаций, подтверждающих эту мысль. Появился интерес к истории, стали понемногу восстанавливать памятники старины, в газетах появились снимки церквей, образовались маршруты поездок по местам давней и недавней истории. Внося свою лепту в этот процесс, я проехал и прошел с посошком по исконно русским землям, побывал в местах, связанных с важными вехами нашей истории, с именами знаменитых людей».
В.Песков. С 1956 года В. Песков — фотокорреспондент и очеркист «Комсомольской правды». Очерки Пескова проникнуты большой любовью к советским людям и русской природе, и составят затем большую часть написанных им книг. Инна Руденко — обозреватель «Комсомольской правды». В книге очерков советской журналистки Инны Руденко речь идет о каждодневных фактах нашей жизни, может быть. привычных, но таких, за которыми встают характерные черты советского образа жизни. Очерк о парализованном афганце Саше.
Огромный вклад в формирование патриотического сознания внесли сначала очеркисты, а потом и писатели-«деревенщики». Так, руководитель отдела публицистики в «Новом мире» А.Т. Твардовского Ефим Яковлевич Дорош утверждал необходимость выработки человеком в себе чувства истории как нравственного чувства, позволяющего ощущать себя наследником прошлого и осознавать свою ответственность перед будущим.
Журналистика оставалась важнейшим средством манипулирования общественным мнением и КПСС не могла допустить ослабления ее влияния на массы. В течение 30 лет – со второй половины 50-х до середины 80-х гг. – средства массовой информации по-прежнему продолжали развиваться, их структура претерпевала определенные изменения. Колоссальные тиражи газетно-журнальной периодики в СССР давали все основания утверждать, что его население – одно из наиболее читающих в мире.
Усилиями литературы и публицистики в Советском Союзе позже возникло общенациональное движение по сохранению памяти, было создано Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. В публицистике В. Распутина, В. Астафьева, С. Залыгина, В. Белова, В. Крупина, А. Солженицына, Ф. Абрамова и др. утверждались патриархальные нравственные ценности народа, традиционные нормы организации жизни человека и общества. Авторы занялись моральной проповедью, желая поддержать преемственность национальных культурных традиций, воспитать в человеке сознательное следование нравственному долгу.
Развитие газетной периодики характеризуется значительной реорганизацией отдельных центральных изданий. Нельзя не отметить преобразования некоторых из них в органы ЦК КПСС. С марта 1960 г. органом ЦК КПСС стала «Экономическая газета», с апреля этого же года «Сельская жизнь», с августа 1972 – «Советская культура». В постановлениях о преобразовании этих газет в органы ЦК КПСС подчеркивалось, что они «призваны вести активную борьбу» за осуществление политики партии в развитии народного хозяйства, исходить в пропаганде вопросов культуры «из ленинских принципов партийности художественного творчества».
Заметным событием в газетной периодике стал перевод в 1960 г. на вечерний выпуск газеты «Известия». Одновременно при газете возникло еженедельное иллюстрированное приложение «Неделя», быстро завоевавшее признание читателей. Об этом свидетельствует двухмиллионный тираж и распространение «Недели» в 93 странах мира. Весьма популярными стали и возникшие в это время приложения к «Советскому спорту» – «Футбол» (1960, с 1967 – «Футбол-Хоккей»), шахматно-шашечное приложение «64» (1968).
28. «Новый мир» А. Т. Твардовского
Ж-л Твард. «Новый мир».Лит.-худ. и общ.-полит. ж-л, начал выходить в Москве с 1925 на базе газеты «Известия». Идея создания принад. тогдашнему гл. ред. «Известий» Юрию Стеклову. Редакторами были Стеклов, Луначарский, Скворцов-Степанов, Полонский, Гронский, Владимир Щербина. После ВОВ гл. ред. стал пис. Константин Симонов. В 1950 его сменил поэт Александр Твардовский. Пребывание на посту ред. было недолгим - 1950–1954. Он серьезно воспринял боль разоренной рус. деревни, дав в 1952 дорогу острой публицист. статье Валентина Овечкина «Районные будни». Твардовский после этого уцелел, но когда повеяло воздухом «оттепели» и «Новый мир» отреагировал на нее статьями, размыш. о проблемах культуры Померанцева, Щеглова, Абрамова, Лившица, вместо Твард. у руля «Нового мира» в 1954 вновь появился Симонов. В 1958 вновь назначили Твард. На посту ред. у него была цель - напечатать как можно больше живых свидетельств эпохи, открыть новые имена, поднять целые истор. пласты, связанные со всей рус. культурой. Печ.: повести Залыгина, Войновича, Чингиза Айтматова, эмигрант. стихи Цветаевой, рассказы Ивана Бунина, дневники, записки, мемуары врачей, министров, театралов, а иногда и служителей церкви. Твард. даже решился напечатать в ноябре 1962 Солженицына и его повесть «Один день Ивана Денисовича» - опис. одного дня из жизни зэка. Это был оч. рискованный шаг.Конкурентов у «Нового мира» было немного (ж-л «Юность» (Борис Полевой) и «Наш современник» (Сергей Викулов).
«Новый мир» при Твард. - самый яркий период ж-ла. Его лицом были критика и проза. В 1970 Твардовский покинул свой кабинет в «Новом мире», а зимой 1971 умер, не дожив и до 60.
После смерти Твард. до 1986 «Новый мир» возглавляли сначала Виктор Косолапов, затем Сергей Наровчатов и Владимир Карпов. В 1986 «Новый мир» возглавил Сергей Залыгин. Журнал. тиражи резко поднялись. В 1991 тираж «Нового мира» достиг двух 2 млн 700 тыс экз. Ж-л сущ. по сей день.
«Новый мир» №11 за 1962 г. Был напечатан «Один день Ивана Денисовича», критич. статья Лакшина «Доверие».
№12, 1962 г. Содержание: Ал. Яшин «Вологодская судьба», дневники Нины Кастериной, Виктор Некрасов «По обе стороны океана», Анна Зегерц «Свет на виселице», «Караибская история из времен фр. рев-ции». Рубрики: В мире науки, Раздел лит. критика, книжное обозрение, политика и наука, коротко о книгах и книжных новинках.
29 Тенденции развития отечественных СМИ в 1965–1985 гг.
Во второй половине 50-х – середине 80-х гг. происходило дальнейшее развитие всех структурных звеньев СМИ. В стране функционировал мощный информационно-пропагандистский аппарат, главной целью которого было обеспечение дальнейшего усиления административно-командного давления и директивного воздействия КПСС на все сферы жизни общества. Советская журналистика второй половины 50-х – середины 80-х гг. при всем ее проблемно-тематическом многообразии пребывала в плену волюнтаризма и рецидивов культа личности. Находясь под постоянным давлением и контролем КПСС, она настойчиво проводила ее лозунги, не замечала тех противоречий и деформаций, которые все больше проявлялись во всех сферах жизни общества и вели страну к кризису.
Генеральным секретарем ЦК КПСС с октября 1964 до ноября 1982 г. был Л.И. Брежнев. Председателем Совета Министров А.Н. Косыгин.
Так, уже в 1965 г. было ликвидировано разделение партийного аппарата по производственному принципу. Задуманное Н. С. Хрущевым с целью повернуть КПСС «лицом к жизни», оно подводило партократию к опасной черте, за которой следовала личная ответственность за управление экономикой. В полном объеме продолжалась практика, когда партаппарат контролировал все, но ни за что конкретно не отвечал. Он принимал решения, давал указания, в том числе нигде не фиксируемые устные и телефонные, а за неудачу отвечали руководители отраслей, предприятий и учреждений.
Был отменен и включенный в 1961 г. в Устав КПСС пункт об обязательной ротации: при каждых выборах полагалось менять одну треть членов парткомов от Президиума (с 1966 г.— Политбюро) ЦК до районных комитетов. Этим вводился принцип нестабильности партийных работников, с чем аппарат был категорически не согласен.
Принимались некоторые меры и для успокоения населения. Так, были свернуты гонения на личные подсобные хозяйства, затихли возобновленные Н. С. Хрущевым преследования церкви и религии.
В 1965 г. с упразднением производственных колхозно-совхозных управлений районные газеты были восстановлены. Значительно развилась журнальная периодика: ежегодное пополнение журналов и изданий журнального типа составляло 30–40 новых названий. Среди вновь созданных следует выделить журналы: «Аврора» – общественно-политический и литературно-художественный орган ЦК ВЛКСМ, Союза писателей РСФСР и Ленинградской писательской организации (1969), «Человек и закон» – орган Министерства юстиции СССР (1971), достигший к 1985 г. десятимиллионного тиража, «Вопросы литературы» (1957), «Вопросы истории КПСС» (1957), «Советская печать» (1955, с 1967 – «Журналист»; до Великой Отечественной войны выходил под названием «Большевистская печать» – (1933–1941 гг.). С февраля 1984 г. стал выходить приложением к «Комсомольской правде» журнал «Собеседник» – первое в нашей стране журнальное иллюстрированное издание в цвете.
Среди журналов появились издания, включающие документально-хроникальные и художественные звукозаписи на гибких грампластинках. Первым таким необычным изданием стал «Кругозор» – общественно-политический и литературно-музыкальный ежемесячник Государственного комитета СССР по радиовещанию и телевидению (1964). В «Кругозоре» о том или ином герое можно было не только прочитать, увидеть на фото, но и услышать его голос на пластинке. Страницы журнала сделали достоянием читателей записи известных общественных деятелей, ученых, артистов, писателей, поэтов. С 1968 г. в качестве приложения к «Кругозору» стал выходить детский журнал «Колобок». Впечатляют общие данные развития журнальной периодики. В 1956 г. насчитывалось 2500 журналов и изданий журнального типа, годовой тираж которых составлял 420 млн. экз., в 1984 г. их стало в два раза больше – 5070, а тираж возрос более, чем в восемь раз, достигнув 3,5 млрд. экз. Самые крупные тиражи из журналов к 1985 г. имели «Здоровье» – 16,6 млн., «Работница» – 16,1 млн., «Крестьянка» – 14,6 млн. экз. Возрос тираж партийных журналов: «Коммунист», «Партийная жизнь», «Агитатор» и «Политическое самообразование» имели общий тираж свыше 6 млн. экз.
Все больший размах приобретала деятельность радиовещания и телевидения. Радиовещанием к 1985 г. практически была охвачена вся территория СССР, телевидением – 93% населения страны.
Центральное (Всесоюзное) радиовещание вело передачи по десяти программам и их дублям. Первая – основная общесоюзная информационная, общественно-политическая, культурно-образовательная, художественная программа с 1980 г. стала вести передачи с учетом часовых поясов. Впервые дубли программы для слушателей различных регионов станы совпали с дублями первой программы Центрального телевидения. «Радио» – Орбита-1», «Радио – Орбита-2», «Радио – Орбита-3», «Радио – Орбита-4» обслуживали радиослушателей Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Крайнего Севера.
Вторая программа «Маяк», начавшая свою деятельность 1 августа 1964 г., вела свои круглосуточные передачи одновременно для всех регионов страны. В основе ее деятельности – часовой отрезок времени: в начале и середине каждого часа – два коротких выпуска новостей, за которыми следует музыка или другой развлекательного характера материал. С 1978 г. передачи «Маяка» звучат на английском, с 1983 – на французском языке.
Третья программа – литературно-музыкальная. Предназначенная для Москвы и Московской области, с 1 апреля 1982 г. она стала передавать дубль для слушателей Сибири и Дальнего Востока.
Четвертая программа – музыкальная. Она появилась в январе 1972 г., передается на средних и ультракоротких волнах. Половину ее вещания занимают стереофонические записи.
Пятая – круглосуточная информационно-политическая и художественная программа адресуется советским гражданам, находящимся за рубежом.
Все большей популярностью пользовались передачи радиостанции «Юность», позывные которой впервые прозвучали в октябре 1962 г. Привычной для «Юности» стала Практика прямого выхода в эфир, оперативная обратная связь со слушателями по телефонным каналам и радиомосты, соединяющие советскую молодежь с зарубежными сверстниками.
Неизмеримо в системе СМИ возросла роль телевизионного вещания, среднесуточный объем которого к 1985 г. возрос до 500 часов. К этому времени вещание осуществляли 115 программных телецентров, из них, включая дубли, более ста в цветном изображении.
В деятельности телевизионного вещания нельзя не отметить таких знаменательных событий, как первые передачи в цветном изображении Останкинского телецентра в октябре 1967 г., переход Центрального телевидения на круглосуточную работу с 1 октября 1976 г., первые прямые передачи из Москвы с помощью спутника-ретранслятора «Экран» для жителей Якутии, Красноярского края и Тувинской АССР в ноябре 1976 г., передачи программы «Время» с сурдопереводом для лишенных слуха телезрителей (1987 г.). В мае 1984 г. «Правда» сообщила, что телевизионные программы из Москвы стали доступны жителям заполярной тундры, что на побережье Белого моря действует уже 12 телевизионных станций «Москва».
В 1981 г. исполнилось 50 лет со дня начала телевизионного вещания в СССР. . Самой популярной для телезрителей стала информационно-публицистическая программа «Время», впервые появившаяся на телевизионном экране в январе 1962 г.
С 1967 г. по 1977 г. была издана «Библиотека всемирной литературы» – первое всеобъемлющее литературное собрание, не имеющее аналога в мировой издательской практике. Вслед за «Библиотекой всемирной литературы» была издана превысившая 50 томов «Библиотека мировой литературы для детей», в которой помещено более 150 шедевров отечественной и зарубежной классики. Незаурядным событием в издательской деятельности стал выпуск книги «День мира».
Впервые под таким названием книга появилась в 1935 г. под редакцией A.M. Горького. В ней рассказывалось о том, что произошло в мире 27 сентября 1935 г. Четверть века спустя редакция «Известий» и журналисты других газет решили в то же самое число, 27 сентября, но уже 1960 г. снова «закинуть сеть в океан жизни», «прощупать пульс земного шара», показать, чем живет мир, что в нем изменилось за минувшие годы. Новый облик планеты предстал в ней не только в информационных материалах, но и зрительно: в книге помещено более полутора тысяч фотографий и иллюстраций.
К 1985 г. в Советском Союзе действовало более 230 издательств, из них около 60 – центральных. Крупнейшими были Политиздат, «Мысль», «Художественная литература», «Молодая гвардия», «Детская литература», «Прогресс», «Искусство», «Колос», «Наука».
В мощную творческую организацию превратился созданный в 1959 г. Союз журналистов СССР. В 1984 г. в стране трудилось 100 тыс. журналистов и 6 млн. внештатных корреспондентов. Союз журналистов поддерживал связи с журналистскими организациями 66 стран.
30Советская публицистика 1960–1980-х гг. (А. Аграновский, В. Песков, Т. Тэсс).
Среди публицистических произведений, отмеченных постоянным поиском истины, заслуживают внимания очерки А. Аграновского.
Можно сказать, что именно «на сто процентов» выполнял свой труд очеркиста А. Аграновский, о чем свидетельствуют его многочисленные книги, в том числе вышедший в 1973 г. сборник «А лес растет», включивший написанное публицистом более чем за 15 лет напряженного труда. К числу лучших следует отнести очерки А. Аграновского «Лукояновский задор» («Известия», 1962, 20 марта), «Своего дела мастер» («Известия», 1977, 16 февраля), «Реконструкция» («Знамя», 1982, № 3).
Очерк «Своего дела мастер» начинается с русской притчи, изложенной, по словам очеркиста, у Достоевского так: «Стоял на дороге камень, огромный, и вышел государев приказ: убрать! А как? Англичане запросили пятнадцать тысяч серебром, потому рельсы нужны, да погрузить, да вывезти паром. Тут мужичонка стоит ухмыляется. Ты, мол, что? «Сто рубликов определите, ваша светлость, сведем камешек». И точно: утром приходят – гладко. А он вырыл яму, «понаперли» «этак на ура», свалили, засыпали и нет камня, как не было». Такой зачин не только сразу заинтересовывает, но и служит раскрытию основной идеи очерка: показать смекалку, мастерство русского человека, на долю которого выпало участвовать на монтаже реактора первой в мире атомной электростанции в Обнинске и стартовой позиции на Байконуре. Герой очерка, в котором «что-то есть», который «не похож на других», а в то же время самой обыкновенной судьбы: и квартира в новом доме обычная, и награды – обычные – «За боевые заслуги» (он воевал) и «За трудовую доблесть» (трудился всю жизнь). Задавшись целью показать обаяние простого, красивого своим трудом человека, очеркист сумел раскрыть подлинную радость творческого физического труда, радость настоящего мастера. Поднимая проблему профессионального мастерства, противопоставляя своего героя еще встречающимся «околоспецам», «подмастерам», «худшей категории работника на белом свете», А. Аграновский делится с читателями своими раздумьями о том, как писать о людях «нравственного и трудового эталона». Пафос, замечает он, в больших дозах утомителен, красноречие, превышающее средние нормы потребления, вызывает обратное воздействие. «Чем выше дела, тем проще нужны слова, – заключает очеркист. – Мне сейчас нужны самые простые слова».
Самые простые слова нужны были А. Аграновскому и при написании очерка «Реконструкция», в котором тоже ставятся проблемы государственной важности. И мы убеждаемся еще раз, какими обширными познаниями нужно обладать, чтобы написать столь проблемный, на научной основе очерк. Автор приводит заставляющие задуматься факты.
Столь же проникновенно-лиричной является публицистика В.М. Пескова, для которого понятие фотокорреспондент и журналист равнозначны. Работавший до прихода в воронежскую молодежную газету фотографом он и свой путь журналиста начинал со снимков. Охота за снимком, стремление «схватить природу врасплох» всегда доставляли ему истинное удовольствие. Фотопленка для В. Пескова – это превосходная записная книжка, дающая массу точных деталей, помогающих восстановить живые подробности той или иной ситуации.
Лейтмотивом всей работы писателя-фотопублициста была и остается природа. Заповедные леса под Воронежем стали, как признается он сам, «плацдармом для первых публикаций в «Молодом коммунаре», о природе были и первые корреспонденции в «Комсомольской правде». Но главные герои очерков В. Пескова – люди высокой нравственности, самобытные, со своими взглядами на жизнь. Они не обязательно без сучка, без задоринки, но они непременно те, которые соответствуют его пониманию хорошего в жизни. Это – рыбачка с Дона, прожившая трудную, но прекрасную жизнь («Антониха»), ослепший мальчиком и нашедший себе место равного среди жителей тундры чукча («Слепой поводырь»), мальчишки, на долю которых выпало первое жизненное испытание («Трое в одной лодке»).
Всенародное признание получили книги В. Пескова «Шаги по росе», удостоенной в 1964 г. Ленинской премии, и «Отечество». Неразрывное единство текстов и оригинальных снимков делают их поистине явлением особым в истории советской публицистики. Обе книги вызвали самые восторженные отзывы читателей, которые вырезали новые рассказы их автора для повторного прочтения.
В публицистике В. Пескова во взаимоотношении Человек – Природа остро проявляются экономические, нравственные, философские проблемы. Таковы входящие в книгу «Отечество» очерки: «Средняя полоса», «Заячьи острова», «У курбских гарей», «Речка моего детства».
Татьяна Тэсс — русский, советский писатель, журналист и публицист, многолетняя сотрудница газеты Известия.
Почти 50 лет (с 1934 по 1983) работала специальным корреспондентом газеты «Известия», её называли «самой читаемой журналисткой газеты». Статьи и книги подписывала псевдонимом «ТЭСС» (все буквы прописные).
Наиболее известная книга Татьяны Тэсс — «Американки» (— М.: Детская литература, 1966. — 199 с. Рисунки В. Горяева), посвящённая поездке журналистки в США.
Для поколения родившихся в 1950-х и 1960-х годах это произведение стало своеобразным «открытием Америки». Именно эта, прочитанная в детстве или юности книга, сформировала образ США на годы вперед, предопределила многие мнения и стереотипы. Книга написана в очень благожелательном тоне, в ней практически нет политической окраски описываемых вещей и событий, характерных для вышедших позже произведений аналогичной тематики.
Более того, книга написана с чисто женской точки зрения на многие аспекты американской жизни, описаны вещи, оставшиеся вне предела внимания журналистов мужчин (например, автомат по выдаче колготок студенткам).
Интересно, что некоторые, впервые описанные Татьяной ТЭСС и ранее незнакомые советскому читателю вещи стали реальностями нашей жизни (посудомоечные машины, поздравительные открытки с заранее напечатанным текстом, исполнение музыки «Битлз» симфоническим оркестром и т.д).
Несмотря на то, что книга была издана «Детской литературой» и считалась «детской», её с большим удовольствием читали и взрослые.
В эти дни в Москве произошло событие, которое с высоты нашего времени может показаться не таким уж и крупным, а тогда привлекло всеобщее восхищенное внимание: открылся планетарий. Совсем юная журналистка побывала там, впервые в жизни увидела так близко бездонное небо и Южный Крест. Короче, она написала об этом взволнованный, поэтичный очерк и отнесла его в только что открывшийся горьковский журнал «Наши достижения». Очерк был подписан: «Тэс», что, по мнению автора, расшифровывалось «просто»«Татьяна Сосюра». Его прочитал Алексей Максимович Горький. Приговор был кратким, но в стиле времени: очерк для журнала «Наши достижения» не подходит, но ввиду несомненного дарования автора очерк следует опубликовать.
Почему у вас такой странный псевдоним? спросил Алексей Максимович.
Татьяна Николаевна, а тогда еще просто Таня, объяснила «родословную» этого сочетания букв и тут же застенчиво добавила: «Я больше не буду».
Если вы выбрали для себя такой псевдоним, то оставляйте, улыбнувшись, сказал Горький Будете писать хорошо этот псевдоним вам простят и даже запомнят. Будете писать плохо никакой псевдоним не поможет, даже самый красивый.
Со временем к «Тэс» добавилось еще одно «с»уже из соображений звучания. И произошел тот редкий случай, когда псевдоним практически заменил фамилию: в паспорте Татьяны Николаевны он стоит на первом месте, а в скобках фамилия.
Раневская приятельствовала с Татьяной Тэсс, чье журналистское творчество называла «сопли в сахаре». В 60-е гады у Татьяны Тэсс была огромная читательская почта. Вся страна зачитывалась ее очерками, полными мыльных страстей. Этим воспользовалась Раневская, посылая в редакцию отклики на ее статьи от имени некоего провинциала Кафинькина из поселка Малые Херы. Причем вымышленный читатель с такой непосредственностью рассуждал о жизненных ситуациях, изложенных в газетных писаниях известной очеркистки, что та ни разу не заподозрила подвоха.
Автор очерков, рассказов, документальных книг и повестей, публицист. Главной темой её творчества были проблемы воспитания.. Дружила с Р. Карменом и И. Бабелем.
Книги Татьяны Тэсс:
- Под нашим небом. Москва: «Известия», 1953.
- Поступи, как друг. Москва: «Известия», 1962.
- Американка. Москва: «Детская литература». 1966.
- Несколько часов одной жизни. Москва: «Искусство», 1967 и «Известия», 1970.
- Ночная съёмка. Москва: «Советский писатель», 1973.
- Хранитель времени. Москва: «Советский писатель», 1982.
- Друзья моей души. Москва: «Известия», 1982 и 1985
31 Журналистика Самиздата
Слово самиздат подарил поэт Николай Глазков в конце 1940-х гг. Сталкиваясь с нежеланием редакций печатать его произведения, он начал ставить на титульных листах своих машинописных текстов, на месте предполагаемого названия издательства, Самсебяиздат. Где-то в середине 1960-х годов ироническое новообразование сократилось, и появился термин самиздат.
Советский самиздат — явление очень широкое. В 1960—1980-х гг. в списках, машинописных слепых копиях, в черно-белых фотографиях книжных разворотов ходила литература не только политическая, но и художественная, не умещавшаяся в жесткие цензурные рамки.
Во-первых, это художественные произведения запрещенных советским режимом русских и переводных авторов:стихи г. Н.Гумилева, копия не издававшегося «Собачьего сердца» М.Булгакова,стихи Даниила Андреева и сильно разнящиеся текстуально перепечатки поэта О.Мандельштама, стихи Бродского,стихи и поэмы Р.Киплинга (почти не издававшиеся — при том, что отрывки из «Книги Джунглей» и «Просто сказки» были в числе самых популярных детских книг) или К.С.Льюиса, «Доктор Живаго» Б.Пастернака, Солженицын, Авторханов.
Самиздат был литературой необыкновенно подвижной: книгу-рукопись получали на ночь, на один день, и читали, усевшись на диване, несколько человек, передавая листы друг другу.
Технически самиздатовские книги и журналы представляли собой сброшюрованные и несброшюрованные тексты, выполненные на пишущей машинке. Размножение публикаций было чрезвычайно трудоемким делом: отсутствовали технические средства и было необходимо соблюдать конспирацию.
Важнейшая часть самиздата — периодические издания, неподцензурная мысль в чистом и самом рискованном виде. Сами писали — и сами сидели за написанное — издатели и авторы журналов националистических, религиозных, политических (в первую очередь правозащитных) и художественных.
Самиздатовская журналистика на территории СССР в1950—1980-е гг. была весьма многообразна по тематике и идеологии. В своем развитии она прошла несколько этапов.
Немного предыстории
Конечно же, самоиздание — если трактовать это понятие шире — существовало всегда и возникло одновременно с письменностью. На протяжении всей российской истории не прекращались гонения на печатные и непечатные «ереси». Тексты летописей при копировании нередко подвергались редактуре, из них исключались нежелательные «на сегодняшний момент» эпизоды — или заменялись новыми. Появлялись искаженные или вымышленные факты; так в рукописных текстах создавались более привлекательные для данной власти трактовки. Были грамоты, еретические рассуждения, ложные указы, альбомы.
Нелегальная пресса сыграла большую роль в победе большевиков в 1917 г. и способствовала изменению государственного строя России. Партия стремилась отформатировать своей пропагандой все слои населения и все жанры, так что основным принципом советской журналистики был декларирован — и действительно явился — принцип «партийности» издания.
Рождение самиздата
Самые первые образцы самиздата были литературными, а не политическими. Они появились в Ленинграде, в студенческой среде: в Химико-технологическом институте в 1956 г. вышел первый номер газеты «Культура» со стихами Евгения Рейна, Дмитрия Бобышева, Анатолия Наймана.
Московский журнальный самиздат начался в 1959 г. с появлением «Синтаксиса» Александра Гинзбурга. Это был поэтический журнал — в каждом номере стихи десятка поэтов.
«Синтаксису» довелось открыть такие имена, как Булат Окуджава, Иосиф Бродский, Генрих Сапгир, Белла Ахмадулина. За полгода вышли три номера (два представляли московских поэтов, один — ленинградских). Затем Гинзбург был отправлен в лагерь. В 1966 г. вместе с А.Гинзбургом по этапу отправился и поэт Юрий Галансков — издатель литературного журнала «Феникс».
В первые годы существования самиздата определились и другие его характерные черты: социальная ограниченность аудитории и связь с западными правозащитными и литературными кругами, придававшая происходящему международный резонанс и больно ударявшая по стремлению властей «сохранить лицо» для внешнего зрителя.
Год 50-летия советской власти был отмечен обращением А.Солженицына к к IV съезду Союза советских писателей; писатель отстаивал право на свободное творчество.
В 1968 г. в самиздате появляется статья академика А.Д.Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном существовании и интеллектуальной свободе», сборник «14 последних слов» (речи подсудимых на политических процессах, выпущен Юлиусом Телесиным). В Ленинграде выходят два номера информационно-политического журнала «Колокол» (его редакторы В.Ромкин и С.Хахаев арестованы и осуждены в том же году).
«Хроника текущих событий»
30 апреля 1968 г. в Москве выходит первый выпуск «Хроники текущих событий» — значительнейшего правозащитного журнала, просуществовавшего 15 лет. Собственно, история самиздата политического четко делится на два периода: до и после появления ХТС.
Наталья Горбаневская была первым редактором «Хроники».
Одной из главных тем ХТС было нарушение прав и свобод человека в СССР; в издании были постоянные рубрики о положении политзаключенных и «пациентов» специальных психбольниц, о внесудебных преследованиях, о репрессиях и притеснениях по национальному и религиозному признаку. Первоначальная рубрикация менялась и уточнялась, но неизменным оставался стиль— подчеркнуто фактографический, внеэмоциональный, без призывов и лозунгов.
Обширная информация поступала в редакцию, во-первых, от читателей. Во-вторых, информацию этому самому авторитетному из борющихся журналов предоставляли появившиеся в 1970-е гг. правозащитные организации. Приходила информация от религиозных и национальных групп: от баптистов-инициативников, от литовских католиков, адвентистов, пятидесятников, украинцев, католиков восточного обряда и иудеев.
ХТС несколько раз прекращала свои выпуски — но возрождалась, с новым составом редколлегии в случаях арестов. Редакция объясняла читателям причины своего вынужденного молчания: «Причиной приостановления издания “Хроники” явились неоднократные и недвусмысленные угрозы органов КГБ отвечать на каждый новый выпуск “Хроники” новыми арестами — арестами людей, подозреваемых КГБ в издании или распространении новых или прошлых выпусков.
ХТС освещала судебные процессы, по-прежнему давала информацию об арестах, обысках, допросах, о положении заключенных в тюрьмах и психиатрических больницах, о преследованиях верующих, о нарушении прав на выезд, о преследованиях национальных меньшинств. Появлялись обзоры «по страницам советской печати»; очень часто редакция рассказывала о новостях самиздата.
В 1977—1979 гг. стали выходить и другие правозащитные информационные бюллетени: «Бюллетень Рабочей комиссии по расследованию использования психиатрии в политических целях», «Бюллетень Инициативной группы защиты прав инвалидов в СССР», а также издания группы «Право на эмиграцию» и СМОТа. (СМОТ — Союз межпрофессиональных объединений трудящихся ) Хотя издание ХТС прекратилось в 1983 г., на ее традиции опирались впоследствии издатели «Экспресс-хроники» и бюллетеня «Гласность» (1987).