Социожурналистика и социокоммуникативистика
Все вышеперечисленное обусловило организацию и проведение социожурналистских исследований. Термин Социожурналистика введен в научный оборот в 1993 году. Необходимость этого была связана с причинами отнюдь не теоретического характера. В первой половине 90-х годов в постсоветской журналистике произошли изменения революционного характера, кардинально модифицировавшие взаимоотношения, сложившиеся в данной сфере человеческой деятельности за несколько последних десятилетий. Перед всеми, кто работает в средствах массовой информации, в этот период возникают не просто принципиально новые проблемы — сами СМИ развиваются в совершенно новых условиях. И не только политических и экономических. Не обнаружив доминанту данного развития, невозможно было осознанно анализировать практическую деятельность в журналистике.
Социожурналистика — научная дисциплина, исследующая проблемы, связанные с социальной природой журналистики и паблик рилейшнз, с их общественными функциями и воздействием социально-психологических факторов на журналиста, пиармена.
Сразу может возникнуть вопрос: причем здесь паблик рилейшнз — «искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности»18? Дело в том, что механизмы паблик рилейшнз включаются там и тогда, где и когда возможности традиционной журналистики оказываются недостаточными. Практика последних лет, как нам кажется, наглядно свидетельствует о том, что в массово-коммуникационной деятельности они неразрывно связаны и анализировать одно понятие без другого невозможно. Хотя о формах, степени взаимопроникновения журналистики и паблик рилейшнз мы, конечно, ниже говорить будем.
_______
18 Бяэк Сэл. Паблик рилейшнз. Что это такое. - М., 1990. - С. 17.
В данном случае как бы изначально предполагается, что различные группы общества имеют свои существенные особенности — лингвистические, психологические и т.д. Если термин «Социожурналистика» рассматривать только в расширительном значении — безусловно, он очень условен. Однако, конкретизируя знания, хотя бы на социально-демографическом уровне: у каждой группы есть свои особенности при создании журналистских текстов, их потреблении и т.д., — нельзя не признать перспективы его развития, а может быть, и уточнения. Но научно-утилитарная ценность — налицо, с помощью данного термина, понятий, стоящих за ним, можно анализировать явления, практически не попадавшие ранее в поле зрения исследователей журналистики.
Некоторые коллеги, в частности с кафедры журналистики Воронежского государственного университета, предпочитают использовать вместо термина «Социожурналистика» термин «социокоммуникативистика», имея в виду как раз его более расширительное значение. Но, как мне кажется, в этом случае становятся несколько размытыми границы между межличностными, общественными и, прежде всего нас интересующими, массово-коммуникативными отношениями. Акцентируя внимание лишь на последних, мы, тем не менее, можем предположить, что проведенное по нижеизложенной методике исследование может дать неординарные результаты и в случае обращения к современному эмпирическому материалу, полученному на уровнях межличностных, а также общественных отношений.
К тому же коммуникативистика как новая сфера обществознания, пристальна изучающая гуманитарные функции информационных средств связи на разных этапа* цивилизации, западными исследователями давно уже синтезирована в дисциплину ( логично выстроенной системой приоритетов (см. работы Д. Бурстина, Д. Гербнера, Г. М. Маклюэна, У. Онга, О. Тоффлера и других).
В нашем же случае, используя термин «коммуникация», мы всякий раз будем подразумевать прежде всего массово-коммуникационный аспект отношений. Впрочем именно сейчас будет кстати небольшой экскурс в историю вопроса о возникновении термина «Социожурналистика».
Под коммуникацией, как известно, принято понимать процесс, в ходе которой коммуникатор (журналист в нашем случае) информирует аудиторию о случившихся событиях, фактах, принятых где-то управленческих решениях, обменивается среципиентом различными представлениями, идеями, интересами, настроениями чувствами, установками и т.д. Все вышеперечисленное представляет собой информацию, то есть комплекс определенных сведений. А сам процесс коммуникации есть не что иное, как обмен информацией. Надо учесть, что в процессе информационной коммуникации информация не только передается от коммуникатора к реципиенту, она еще формируется, уточняется, развивается. Поэтому необходим учитывать специфику процесса обмена информацией.
Не останавливаясь специально на философском аспекте данного вопроса, тем н менее, отметим, что информация не менее фундаментальна и вездесуща — в живо природе и в человеческом обществе, — чем материя и энергия. Следовательно, междисциплинарные связи психологии журналистики и философии здесь налицо.
Обнаруживаются они и в такой относительно далекой от нее, на первый взгляд сфере, как математическое моделирование. Согласно современным представлени-
ям, все мы живем в информационном обществе. С информационными системами и явлениями мы сталкиваемся ежедневно, ежечасно. Однако, как отмечают исследователи М.Бургин, В.Коган, И.Ладенко, Ю.Шрейдер и другие, все они, как правило, имеют общность строения. Исходным пунктом анализа у них является понятие триада, С помощью триад можно описать любой вид массово-коммуникационной деятельности, практически все примеры эффективной или неэффективной работы современных масс-медиа,