Жанры газетной журналистики

Информационные жанры

Информация«Новость», «информационное сообщение», элемент «бегущей строки», «горячей линии»... Оперативное краткое изложение сущности актуальных: факта, события, явления. (Объем обычно не более 5-30 строк)

Заметка По сути, расширенная (в меру) информация, которая может включать в себя краткое изложение (два-три предложения) пред­ыстории факта, события или явления. (30-70 строк)

Корреспон­денция Это то, во что превращают свои заметки все начинающие или слабые журналисты. На самом же деле корреспонденция отли­чается от заметки большими информативными возможностями за счет объема, повествовательности и широты освещения (дета­лизирование, прогнозирование). (30-100)

Репортаж Изложение актуального фактического материала, полученного с «места происшествия». Рассказчик — непосредственный участник события или наблюдатель. Здесь допустимы эмоциональность, междометия, субъективные ощущения. Зачастую используется прямая речь, короткие диалоги. (От 100)

Интервью Диалог журналиста со вторым лицом, имеющий целью

краткое освещение факта, события, явления, рассказ о самом субъекте

Комментарий Объяснение, «расшифровка» сложной фактуры,

представленной, как правило, в ином материале. Или отношение автора к данной проблеме или чьему-либо мнению. (До 40)

Отчет ...он и есть отчет. Пишется после пресс-конференций,

презентаций, симпозиумов, съездов. Та же заметка или корреспонденция, по­следовательно перечисляющая полученную фактуру, иногда с вкраплением прямой речи главных действующих лиц. (50 — 300)

Опрос Симбиоз журналистики и социологии. Представление коллек­тивного мнения по одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам. (Обычно не более 150)

Вопрос-ответ 1. Ответ специалиста или редакции на вопросы читателей,

напри­мер «прямая связь».

2. «Пинг-понг» — автономно при презентации персон или рас­сказах об известных людях. Как прием часто венчает беседу или интервью. (До 20)

Совет Родственный предыдущему жанр, отличающийся лишь

отсут­ствием вопроса. В любом случае это — узкоспециализированная информация: «советы садоводам», «наш домашний доктор»... (Не более 80)

Пресс-релиз «Закулисный жанр», ибо готовится, как правило,

PR-журналистом для коллег из общественно-политических СМИ или спе­циалистов. Фактологическая презентация объектов, субъектов и событий, служащая сырьем или одним из источников для под­готовки публикации разного жанра. (От... и до...)

Некролог Не путать с извещением о кончине. Некролог — это рассказ о этапах жизни умершего со словами прощания и скорби. (Не бо­лее 150).

Аналитические жанры

Отчет Абсолютно иной жанр, нежели информационный отчет.

Принципиальное отличие — в активном восприятии полученной фак­туры: сопоставление фактов, поиск слабых мест, расстановка акцентов, комментирование, резюмирование. (До 300)

Корреспонденция На самом деле многие избегают правдивого определения этого жанра. Потому что это — чистой воды микс! Элементы как минимум трех «чистых жанров» в К. присутствуют всегда: репортаж (но без живых картинок), комментарий, резюме... (До 150)

Интервью «Поиск истины» в диалоге между журналистом и

вторым лицом, в ходе которого журналист ограничивает себя постановкой четких вопросов, но ставит их так, чтобы ответы интервьюируемого, складываясь в логическое повествование, как можно глубже рас­крыли суть выбранной темы. (До 300)

Беседа Принципиальное отличие от интервью в активности

журналиста до соотношения объемов авторских слов 1:4. Ясно, что журна­лист, участвующий в беседе, должен быть неплохим специалистом в данной области. (До 300)

Круглый стол То же самое, что беседа, но в процессе общения участвуют

более двух человек, представляющих, как правило, разные сферы дея­тельности, но объединенные решением одной или более проблем

Комментарий Призван не столько разобрать по полочкам сложную

фактуру, но и в полной мере публично выразить свое мнение по отношению к событию, факту, явлению. (До 150)

Анкета Результат анкетирования, обобщенный и снабженный

резюме. Позволяет определять коллективное мнение по тем или иным проблемам и на основе анализа дать ему социальную, экономи­ческую, политическую, иную оценку. (До 150)

Мониторинг Систематическое фиксирование показателей динамики

развития определенных явлений, событий, фактов, иногда снабжае­мое комментариями автора или специалистов. (До 100)

Рейтинг Ранжирование по разным характеристикам событий,

личностей, групп лиц, разных показателей: сводка, top-10 и т.д. (До 100)

Рецензия Аргументированный критический отзыв, чаще всего

о произведении литературы, искусства. (До 250)

СтатьяЧасто употребляется как обобщающее определение любого журналистского произведения. Статья как жанр характеризуется глубоким анализом предмета освещения, обобщением фактов, вскрытием закономерностей в развитии явлений, многогранным исследованием причинно-следственных связей. (От 200)

Журналистское расследование Рассказ о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, раз­бора скандальных событий, криминальных историй, когда журна­лист собирает и анализирует факты автономно от соответствую­щих служб и органов или вкупе с другими специалистами. (От 200)

Обозрение Результат сквозного наблюдения определенных явлений

и про­цессов и их публичный анализ — спортивные соревнования, по­литика, предвыборная кампания... (100-250)

Прогноз Попытка предсказать статус явления, развитие события,

совер­шение того или иного факта

Версия Моделирование собственного суждения по поводу уже

имеюще­гося хода событий или явления, предположение, основывающееся на их детальном изучении (подкрепленное порой неординарными аргументами)

Эксперимент Результат исследования журналистом проблемы изнутри

путем моделирования ситуации (журналист стал нищим, безбилетником...)

Письмо Прямое обращение автора к конкретному адресату, имеющее

целью либо привлечение внимания к проблеме, либо реактив­ность (ответное действие)

Исповедь «Крик души». Такие публикации чаще всего рождаются

из чита­тельской почты. Характеризуются откровенностью, обнажением внутренних переживаний

Рекомендация Почти то же самое, что и совет, но кроме ответы на вопросы

«что?» и «как?» здесь даются ответы на вопросы «почему?» и «почему так, а не иначе?»

Художественно - публицистические жанры

ОчеркСимбиоз репортажа и анализа с применением

художественных приемов письма . Условия — документальность, фактичность, объективность. (От 350 до 600)

Фельетон Сатирическое описание ситуации, проблемы,

факта с активным использованием иносказания, гиперболы. Не путать с западным

пониманием жанра «фельетон», означающем не что иное, как аналитическая статья

Памфлет «Брат» фельетона, отличающийся от него большей

эмоциональностью, насыщенностью речи эпитетами

Пародия Подражание, гиперболизирующее недостатки и

имеющее целью либо насмешить читателя, либо плюс к этому раскритиковать объект пародии

Сатирический комментарий Сопровождение события и явления (чаще — слов высокопостав­ленных чиновников) комментарием, построенным на выявлении и высмеивании ляпсусов, нелогичности, непоследовательности или же откровенной глупости

Житейская историяХудожественное изображение конкретной ситуации,

детально описывающее внутренний мир героев и мотивы их поступков, часто вычленяющее плохих и хороших персонажей

Легенда Вымышленная история, в которой фантазия автора зачастую

основывается на реальных или условно реальных фактах

Эпитафия Рассказ о жизненном пути покойного, но, в отличие от

некролога, насыщенный эмоциями, это своего рода «пресс-реквием»

Анекдот Прибаутка, в основе которой лежит вымышленная

или реальная история

Шутка Вымысел, служащий развлечению читателей.

«Добрый обман», часто используемый журналистами, например 1 апреля

Игра Один из методов привлечения внимания читателей к изданию,

своего рода пресс-шоу, где обязательно один или несколько по­бедителей

И наконец, несколько слов не в завершение, но в дополнение многоаспектной темы информационно-психологической культуры СМИ. В журналистской теории и практике, помимо тематического, жанрового, аудиторного и ряда других подхо­дов к анализу творческих возможностей коммуникаторов разного типа, сегодня активно используются и методы социально-лингвистического моделирования тек­стов масс-медиа102. Актуален сегодня, к примеру, дискурсивный подход к анализу массово-коммуникационной практики. По определению Т.А. Ван-Дейка «дискурс — это сложное коммуникативное явление, включающее кроме текста, еще и экстра­лингвистические факторы (знания о мире, мнения, установки, цели адресанта), необходимые для понимания текста»103.

Подобное исследование текстов всегда было важно, но сегодня особенно акту­ально, так как:

• тексты становятся предметом междисциплинарного научного интереса со стороны социолингвистики, социологии, психологии, информациологии, коммуникативистики;

• процесс формирования информационного пространства России имеет свои особенности, а его современное наполнение в условиях демократического

__

102 См. об этом: Головко Б. Н. Теория и практика социально-лингвистического моделирования и рас­пространения текстов масс-медиа и информационном пространстве России. Дисс. на соиск. уч. ст. док. филол. и. — М., 2004.

103 Цит.по работе Б.Н.Головко. – С.15.

разития требует всестороннего исследования многообразной дискурсионной практики (моделирование дискурса, освоение цивилизованных норм и правил, творческое развитие отечественных языковых традиций и т.д.);

• в условиях формирования рыночных отношений, возрастания конкурентной среды во всех сферах деятельности особое значение приобретает не только качество и содержание текстовой деятельности в СМК, но и организационно-управленческие процессы (информационный менеджмент).

Текст (от лат. textus), textum — собств. «ткань», а также «строение», «связь», далее «стиль», «слог»104. Изучают его лингвистика, коммуникативистика, герменевтика

• Хайдеггер обратил внимание на онтологию языка и текстов («язык — дом бытия», язык творит вторую действительность, жилище, где обитает человек),

• Постмодернисты, опираясь на М.М. Бахтина, обращают внимание на анализ произведений как диалога между текстами.

• При современной трактовке текста на первый план выдвигаются вопросы коммуникативного характера (например, проблема связи информации и текстов медиакоммуникаций. По У. Р. Эшби информация существует там, где есть разнообразие).

На основании современных исследований специалисты делают вывод, что текст есть проодукт интерпретации, понимания и истолкования мира в авторской знаковой системе. В результате жизненный мир превращается в гиперреальность (эпифеноменальность), которая воспринимается реальнее, чем сама реальность. По каналам масс-медиа циркулируют симулякры — знаки, символы, мифы, которые начинают заменять реальность, что создает возможность манипулирования сознанием мacc.

_____

104Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., 1993. С. 232.

ТЕМА 12

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

Наши рекомендации