Технология общения журналиста
В профессиональном общении для достижения задуманных целей используется определенная технология общения, включающая стратегию(реализация общей цели, та линия, которую проводит говорящий) и тактику(реализация подчиненных задач в процессе общения). Журналисты должны четко, логично, целенаправленно намечать рамки для принятия решений и позволять выбирать из целого ряда мероприятий наиболее необходимые в данный момент.
Одной из основных целей профессионального общения журналиста в плане стратегии в области деловой коммуникации является достижение гибкости в общении, то есть обеспечение общающимся достаточного простора для проявления инициативы в общении. Особенно это относится к собеседнику журналиста, так как интервьюируемый или опрашиваемый может легко потерять контроль над ситуацией, если он будет вынужден реагировать в общении на события без подготовки. Последовательность достижения гибкости в принятии решений для журналиста может быть следующей:
- определение собственных тем для общения;
- конструктивные требования к общающимся;
- тактически правильное умение общаться (правильное задавание вопросов, умения слушать, поощрять собеседника и т.д.);
- точная постановка задачи общения, реалистичная и соотносимая с целями общения и, соответственно, с целями деятельности;
- выработка плана совместной деятельности, с этой целью выделяются в общей программе общения коммуникационные планы, которые в свою очередь делятся на оперативные шаги (частичные проекты), позволяющие составить представления об эффективности профессионального общения на всех этапах его осуществления;
- контроль за результатами коммуникативной деятельности как необходимый элемент современного профессионального общения.
Стратегия профессионального общения журналиста позволяет общающимся корректировать планы, приводя их в соответствие с меняющимися целями, потребностями, ценностями партнеров и общей ситуацией делового партнерства.
При планировании стратегии профессионального общения журналисту необходимо дать ответы на следующие вопросы:
1. Позволяет ли выбранная стратегия общения с собеседником разработать решаемую проблему?
2. Дает ли она общающимся достаточные возможности для проявления инициативы в общении?
3. Созданы ли в общении условия необходимого простора для принятия решения, выводящего на значимый результат?
4. Существуют ли в общении пути для рождения «нечто Целого», «третьей сущности», неизвестной до начала диалога?
Стратегия профессионального общения может успешно осуществляться только при условии проведения анализа сложившейся ситуации и внимательного рассмотрения пройденного пути решения вопроса о достижении поставленных целей в результате проводимой коммуникационной активности журналиста.
Владение искусством профессионального общения предполагает наличие солидного информационного базиса, включающего постоянное накапливание информации как по самому общению, его особенностям, структуре, средствах, формах, видах, так и по сфере профессиональной деятельности.
Отсюда современному специалисту следует постоянно ставить перед собой следующие вопросы:
1. Какими недостатками обладает мое общение, где имеются слабые места?
2. Насколько эффективна моя концепция общения?
3. Эффективен ли результат деятельности, полученный в процессе проведения мероприятий общения и затраченных средств?
4. Какие стороны моей деятельности хороши или плохи с точки зрения общения?
5. Что для Другого в общении ценно и значимо?
Без такой информации журналист вынужден в своей профессиональной деятельности действовать наугад.
Важным в стратегии профессионального общения является ориентация на общие принципы общения:
- выход из стереотипа – плоских образов мира;
- представление об окружающем мире, включающее стирание – игнорирование того, что может угрожать человеку, обобщение – суждение на основе единичных событий, искажение – приписывание событию определенного смысла);
- ориентация на поведенческие рамки (ориентация на результат, на действия, принцип обратной связи, поиск возможностей);
- профессиональные фильтры журналиста в общении (реальность как текст (кадр, видеоряд), события как тема, акцент на необычном, значимом, противоречивом);
- ориентация на общую проблему и друг друга, основанная на внутриличностных совпадениях (конгруэнции), на согласии и понимании.
Для того чтобы успешно общаться, журналисту следует знать, что он хочет от общения; стремиться к большему соответствию друг с другом; помнить о том, что сообщение должно быть понятно собеседнику (аудитории). При этом необходимо пользоваться основными приемами настройки на общение, каковыми являются:
- настройка на результат: позитивная цель, активная позиция, масштаб, конкретность, ресурсы, экология общения;
- настройка на соответствие, включающая шесть уровней восприятия (миссия, самопредставление, убеждение, способности, поведение, окружение);
- настройка на стратегию убеждающей коммуникации;
- настройка на ресурсное состояние (состояние уверенности в своих силах и собственной компетенции);
- настройка на понятность.
Важным является знание установок на общение: на доминантность, равенство, подчинение, заинтересованность-незаинтересованность, официальное или доверительное отношение, зоны психологического пространства, открытость – закрытость.
Иными словами, для профессионального общения журналиста значимым является решение следующей задачи: освоить науку вести разговор не столько для переубеждения собеседника или воздействия на него, сколько ради получения необходимых для работы сведений. Для её решения следует, прежде всего, «расположить» к себе собеседника.
Общение (в форме интервью, опроса, беседы, пресс-конференции, дискуссии и т.д.) - важный, незаменимый в журналистике метод сбора информации. Успешному его применению способствует та или иная специализация журналиста. Для общения необходима определенная специальная подготовка. Общение требует напряжения, собранности, сосредоточенности, мобилизации способностей и навыков журналиста. Однако нельзя забывать, что в общении всегда остается место для проявления инициативы, способностей журналиста.
Таким образом, журналисту всегда следует помнить о том, что «поле» его деятельности – это постоянный контакт с людьми, искусством которого надо владеть в совершенстве. Только в этом случае можно рассчитывать на успех в профессиональной деятельности.
1.2.3 Контрольные вопросы для закрепления материала
1. Дайте определение профессиональному общению журналиста.
2. Почему профессиональное общение журналиста можно назвать творческим процессом?
3. Почему профессиональное общение журналиста – это взаимодействие?
4. Поясните понятия внутреннего и внешнего общения по отношению к журналистике. Приведите примеры.
5. Назовите черты профессионального общения журналиста.
6. Назовите особенности профессионального общения журналиста.
7. Расскажите об особенностях управления коммуникативными процессами в журналистике.
8. Расскажите о стратегии и тактике профессионального общения журналиста.
Вопросы для обсуждения и размышления
1. Прочитайте статью «Особенности общения по радио и телевидению» из книги «Психолингвистические проблемы массовой коммуникации» (см. Приложение 1 и ответьте на следующие вопросы:
- В чем заключается специфика общения на радио и телевидении?
- Чем отличается манера обращения к телезрителям и радиослушателям от обычной публичной речи?
- Какие особенности восприятия радио- и телевизионного материала должен знать журналист?
2. Сделайте вывод о значении общения в деятельности журналиста с учетом знакомства с новым материалом. Аргументируйте свой ответ, используя знания о журналистской деятельности и свой собственный опыт.
3. Прочитайте материал Л.В. Власова, В.К. Сементовской «Деловое общение» (см. Приложение 46) и ответьте на следующие вопросы:
- Чем различаются процессы слышания и слушания?
- Какое отношение процесс слушания имеет к деловому общению?
- Какова роль интереса в процессе слушания собеседника?
- Как классифицируется процесс слушания?
- Какое отношение к слушанию имеют процессы восприятия, осмысления и понимания?
- Каковы заповеди процесса слушания?
- Коко взаимодействие процессов слушания и понимания?
- Как вы можете оценить роль оценки услышанного в процессе делового общения?
- Необходимо ли внимание в процессе слушания?
- Проанализируйте прочитанный материала с точки зрения его использования в своей профессиональной деятельности.
4. Используя материал статьи Б.Н. Лозовского «В лабиринтах доверия» из книги «Искусство разговаривать и получать информацию» (см. Приложение 5), ответьте на следующие вопросы:
- Какую информацию можно считать доверительной?
- Можно ли вызвать человека на откровенность? Если да, то каким образом? (Ответ аргументируйте примерами из текста).
- От чего зависит доверие между людьми? И какие пути для его достижения можно использовать?