Не и ни в отрицательных местоимениях и наречиях

6. В отрицательных местоимениях и наречиях пишется под ударением приставка не(некого,некогда), без ударения – приставка ни (никого, никогда).

*7. Сочетания не кто иной (другой), как и не что иное (другое), как выражают противопоставление; в них не является отрицательной частицей и пишется раздельно (Разрешение может дать не кто иной,как руководитель учреждения).

*Раздельно пишутся данные сочетания, если противопоставление выражено предшествующим союзом а (Разрешение может дать руководитель учреждения, а не кто другой).

*Местоименные сочетания никто иной (другой) и ничто иное (другое) связаны не с противопоставлением, а с усилением и, как правило, употребляются в отрицательных предложениях (Никто иной не мог бы дать разрешение).

*В предложениях без отрицания эта конструкция носит присоединительный характер, усиливая сказанное в первой части предложения (Разрешение может дать только руководитель учреждения, и никто иной).

8. Различаются сочетания ни один (никто) – не один (много); ни разу (никогда) – не раз (часто): ни один из нас не струсил в минуту опасности – не один из нас готов на это; ни разу с ним не встречался – не раз с ним встречался. Сочетание с частицей ни всегда употребляется в связке с отрицательным сказуемым.

9. В независимых восклицательных и вопросительных предложениях (часто со словами только, уж) пишется отрицательная частица не, а в придаточных предложениях (с уступительным оттенком значения) для усиления утвердительного смысла – частица ни(Куда только он не обращался! – обращался во многие места и Куда только он ни обращался, везде встречал равнодушное отношение).

10. Следует различать в придаточных предложениях сочетания кто бы ни, что бы ни, где бы ни и т. п., в составе которых имеется частица ни, примыкающая к относительному слову, и сочетания кто бы не, что бы не, где бы не и т. п., в составе которых имеется частица не, относящаяся к сказуемому (Он всем оказывал помощь советом, кто бы к нему ни обращался. – В нашей округе, пожалуй, нет никого, кто бы к нему не обращался за советом).

Частица НИ

11. Одиночная или повторяющаяся ни входит в состав устойчивых оборотов (во что бы то ни стало, как ни в чём не бывало, откуда ни возьмись, ни рыба ни мясо, ни жив ни мёртв, ни два ни полтора, ни то ни сё, ни дать ни взять, ни много ни мало, ни больше ни меньше и др.).

*12. Следует различать приставку НИ в отрицательных местоимениях и наречиях (никто, нигде и т. д.) и частицу ни с относительными местоименными словами (ни кто, ни где и т. д.) в придаточных предложениях: Я не знаю, ни кто вы, ни кто он (Тург.). Повторяющаяся частица ни имеет значение соединительного союза.

*13. В восклицательных предложениях с утвердительным смыслом возможно употребление частицы ни в сочетаниях со значением «все равно кто (что, какойи т. д.)»: – Кто вам это сказал? – А кто бы ни сказал!

¨ Приведите примеры правил из данного параграфа, которые основываются на различных принципах орфографии.

Задание 138. Спишите, раскрывая скобки и объясняя орфограммы.

1. Он часто совершал (не)лепости. 2. (Не)каждый умеет петь. (Не)каждому дано яблоком падать к чужим ногам (Ес.). 3. Я (не)еду из Лондона. (Не)куда и (не)зачем (Герц.). 4. И для кого я припасала? Ночей (не)досыпала, куска (не)доедала (С.-Щ.). 5. Он (не)договорил своей речи и махнул рукой (Т.). 6. Отцы нас сосватали, мы очень полюбились друг другу и вступили в брак (не)мешкая (Т.).

Задание 139. Спишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы.

1. Он критиковал начальство (не)взирая на лица. Взирать было всё-таки страшновато (И. и П.). 2. (Не)просохшую одежду спешно пялит на себя (Твард.). 3. (Не)смотря мне в глаза он о чём-то продолжал говорить. 4. Происходивший у неё разговор с матерью был далеко (не)приятного свойства (Пис.). 5. Я понял что разговор у них был (не)официальный (Твард.). 6. Ни на какую ногу описываемый (не)хромал и росту был (не)маленького (не)громадного а просто высокого (Булг.). 7. Чувствую я себя весьма (не)дурно.

Задание 140. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и объясняя орфограммы.

1. Ист…(н,нн)ая любовь к своей стране (не)мысл…ма без любви к своему языку (Пауст.). 2. Один из п…щерных м…настырей произвёл на нас (не)забыва…мое впеч…тление (Pоз.). 3. Далеко прот…нувшись от (не)высокого, но обрывистого берега в спокойно дремл…щую реч…нку, проп…давшую (в)дали, золотит(?)ся песча(н,нн)ая отм…ль (Сер.). 4. С хриплыми и далеко (не)стройными криками бойцы бросились (в)рукопашную (Закр.). 5. Только ноч(?)ю гитлеровцы нащупали почти (не)защищё(н,нн)ое место и, прорвав об…рону, (в)ра(с,сс)ыпную бросились по теснин… (Закр.). 6. Воздух (не)подвижен и чист (Сер.). 7. В отдалени… стояла бездельн…чающая публ…ка, (не)доумё(н,нн)о смотрела на эти пр…готовления, а потом каждый разносил в корне (не)верные слухи (Фурм). 8. Он ш…л к плетню, тоже (не)оборач…ваясь, злобно, (не)покорным зверем, уходящ…м от добычи (Гонч.).

Задание 141. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы.

1. Откуда(то) донос…т(?)ся отрыв…стый тревожный крик (не)уснувш…й птицы (Ч.). 2. Лёгкая пыль лежала на дороге ещё (не)тронутая со вчерашнего дня (н…)колесом (н…)ногою (Т.). 3. Воздух был (не)подвижен и полон какой(то) чуткой криста(л,лл)ической ясности (не)наруша…мой теперь (н…)одним звуком (Кор). 4. Только (не)сжата полоска одна (Н.). 5. На другой день повезли его в Кистенёвку почти уже ему (не)пр…над-л…жавшую (П.). 6. Я знал его наизусть и (не)смотря на это каждый день находил в нём новые (не)замече(н,нн)ые красоты (П.). 7. Черты лица его были (не)лише(н,нн)ы пр…ятности (Г.). 8. Яркое красное пятно (в)потёмках к…залось страшным но Пашка обезум…вший от страха (не)знавший куда бежать повернул к нему (Ч.). 9. Дениска пр…слуш…вавшийся к их разговору и (н…)чего (не)понявший встр…хнул головой (Ч.). 10. Отправ…вшись совсем (не)и(с,сс)лед…ва(н,нн)ой дорогой отряд чуть было (не)попал в беду. 11. Из-за спешки было принято крайне (не)обдума(н,нн)ое решение. 12. (В)далеке слыш…т(?)ся гром (не)раскат…вающийся а глухо рокочущий. 13. На столе увидели мы (не)разброса(н,нн)ые а а(к,кк)уратно сложе(н,нн)ые книги.

Задание 142. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и объясняя орфограммы.

1. (Не)узнав соседа, дома (не)покупай. 2. Лучше (не)(до)сказать, чем пересказать. 3. Считай врагов (не)убитых, а (не)(до)битых. 4. (Не)залам…вай рябину (не)вызревшу, (не)бери девку (не)вызнавши. 5. Глухой (не)(до)слыш…т, так пр…врёт. 6. Плохой товар с рук (не)идёт. 7. (Не)пригож лицом, да хорош умом. 8. То (не)беда, коли на двор взошла, а то беда, как со двора(то) (не)идёт. 9. Друг – це(н,нн)ый кла…, (не)другу (н…)кто (не)рад. 10. Отступление – ещё (не)пор…жение. 11. Отча…(н,нн)ый скач…к всегда (не)удачлив. 12. Одна пчела (не)много мёду нат…ска…т. 13. Белый свет (не)углом сведён. 14. Вранью да (не)былицам – короткий срок. 15. Вешний лёд обманчив, новый друг (не)надёжен. 16. На чужих руках мозолей (не)видно. 17. Ученье – крас…та, а (не)ученье – сл…пота. 18. (Не)учёная голова что ф…нарь без огня. 19. (Не)тот гра(м,мм)отен, кто читать умеет, а тот, кто слуша…т да разуме…т. 20. Говорить – (не)работать, торопит(?)ся (не)надо (Посл.).

¨ Устно объясните, как Вы понимаете значение пословиц.

Задание 143. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы.

1. Мы приняли в дар бл…стательный и (не)слыха(н,нн)о богатый язык наших кла(с,сс)иков и наш св…ще(н,нн)ый долг …беречь это дост…яние (Пауст.). 2. Ра(с,сс)казать красоту этого (много)дневного снежного царства (не)возможно (Пауст.). 3. (Не)раз мы видели оставле(н,нн)ые тюки товаров (не)извес(?)но кому пр…надлежащие (н…)кем (не)охраня…мые (Сеp.). 4. Было (не)понятно как в густом лесу двигаясь почти (на)ощупь люди найдут своё место в горах и пр…готовят(?)ся к бою (Закр.). 5. К счастью до ближайш…й охотнич(?)ей избушк… осталось (по)видимому совсем (не)далеко (Сер.). 6. (Не)теряя (н…)минуты и в душе радуясь мы без устали рубили хвою (Сер.). 7. Сумерки сгущались медле(н,нн)о почти (не)заметно для глаза (Эрт.). 8. (Не)торопясь идя по шо(с,сс)е Сергей (не)отступно гл..дел на этот волшебный пожар (Эрт.).

Задание 144. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и объясняя орфограммы.

1. Но (н…)кто (н…)видел, как на в…ршинах криста(л,лл)ических скал распол…жились наблюдатели, буквально (н…)сводящие глаз с врага (Закр.). 2. Иным птицам пр...дётся сделать чуть(ли) (н…)тысяч…километровый перелёт. Чего только (н…)испыт…вает (в)течени… такого полёта маленькое существо весом около двадцати – двадцати пяти граммов! (Н…)безопас(?)ным для птиц бывает (н…)что иное, как пр...брежный маяк. Но опытный вожак, взяв (за)ранее другое напр…вление, всегда предотвр…тит почти (н…)избежное (н…)счастье (Эрт.). 3. Вокруг тихо. (Н…)молний, (н…)ветра (Леск.). 4. Было совершенно темно, но как (н…)стра(н,нн)о, от прож…рливых к…маров и мошек спасения (н…)было так(же), как и днём (Сер.). 5. (Н…)стыдно (н…)знать – стыдно (н…)учит(?)ся (Посл.).

Задание 145. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы.

Сколько (н...)езжу я по нашим степям как (н...)темны бывают иногда безлу(н,нн)ые ночи мне (н...)разу еще (н...)случалось …бит(?)ся с дорог… и испытать пол…жение заблудившегося человека но за(то) однажды я испытал другое (н...)счастье меня застиг в степи буран и я познакомился со всеми его ужасами.

Нет (н...)чего ужаснее этого ст…пного страшилища от которого (н...)всякий может уйти (н...)вредимым так как он душ…т всё что ему (н...)попадёт(?)ся. Сер(?)це пада…т у самого (н...)робкого человека пр…выкшего ко всяким (н...)взгодам кровь (н...)вольно останавлива…т(?)ся в жилах и (н...)мороз а страх вызыва…т такое сост…яние потому что стужа во время буранов (н...)когда (н...)бывает очень вел…ка.

В самом деле как (н...)смел путник но страшно ему станов…т(?)ся когда начина…т (н...)истовствовать ра(с,сс)ви-р…певший (н...)удержимый ветер когда снег сл…пит глаза когда всё кругом на (н...)об(?)ятном простор… оден…тся белым мраком сквозь который (н...)чего (н...)видно и когда нет дороги (н...)вперёд (н...)назад потому что всё занесе(н,нн)о снежной порошей. А кругом (н...)души (н...)звука человеческого голоса.

Задание 146. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы.

1. (С)виду он полный потому что у него нет (н...)горя (н...)забот (н...)волнений. (Гонч.). 2. Покорно как ребенок слез он с коня и остановился (н...)жив (н...)мёртв перед Тарасом (Г.). 3. (На)верху за потолком кто(то) (н...)то стонет (н...)то смеётся (Ч.). 4. Варя была (н...)то (н...)сё (н...)хороша собой (н...)дурна (Тург.).

Задание 147. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и объясняя орфограммы.

Им всегда (н...)когда, (н...)куда пойти, (н...)зачем беспокоиться, (н...)куда не выходить, (н...)где остановиться, (н...)где не задерживаться, (н...)как не мог прийти, (н...)сколько не обидеться, (н...)о чём не спорить, (н...)чуть не огорчиться, (н...) (от)куда ждать помощи, (н...)(от)куда не ждать вестей, (н...)чему не радоваться.

Задание 148. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы.

1. (Н...)раз от скуки свои мечты мне пов…рял. 2. Чего(бы) он (н...)дал чтоб нравит(?)ся им. 3. Клим о(т,тт)олкнул мысли продума(н,нн)ые (н...)один десяток раз. 4. Это был очень высокий забор и такой плотный что (н...)одной щ…лочки (н...)сквозило в нём и (н...)как нельзя было погл…деть на этот двор. 5. Такого запаха (н...)было (н...)где (н...)в одном доме. 6. Команда разошлась (н...)доум…вающая и поражё(н,нн)ая. 7. Пахло гарью (н...)затухающего (н...)(в)далеке пожара. 8. Уже (н...)стало видно (н...)земли (н...)деревьев (н...)неба. 9. Дня три я (н...)сходил на берег (н...)здоровилось и (н...)вл…кло туда (н...)ве…ло свежестью и пр…вольем. 10. За фр…нцузом вышла (н...)молодая (н...)высокая очень (н...)красивая француженка одетая ещё из…ска(н,нн)ее.

Задание 149. Замените выделенные конструкции словами с НЕ или НИ. Запишите получившийся текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и объясняя орфограммы.

Старушка (н...)когда (н...)была в городе, (н...)ездила на поезде, хотя много раз бывала на станции. Её уверяли, что в городе совсем (н...)страшно, что там у неё много друзей, которые встретят её. Большинство людей уговаривали её, но она всё (н...)решалась. Часто она приходила к станции и изучала расписание поездов, но всё ещё сомневалась в обязательности этой поездки.

Задание 150. Строки сказки С. Я. Маршака «Волга и Вауза» переставлены. Найдите источник и правильно их расположите. Запишите получившийся текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

1. Меж болот из малого колодца

(Н...)широк, (н...)звонок, (н...)глубок,

Хоть местами речку эту (в)брод

Ручеёк, (н...)умолкая, льётся.

Перейдёшь его через дощечку,

И цыпленок летом перейдёт.

(Н...)приметен чистый ручеёк,

А глядишь – ручей разлился в речку,

2. Волга – рекам родины царица.

На волнах качаются суда,

Вьётся Волга, а её сестра

(Н...)одна (н...)может с ней сравниться.

Носят много дорогого груза.

(На)прямик течет, крута, быстра.

Высятся над Волгой города,

А у Волги есть сестра – Вауза.

Задание 151. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы.

1. В пустыне всё (н…)привычно и (н…)понятно. Прол…вные дожди которые высыхают (н…)долетая до земли. Хорошей погодой называют (н…)солнечную и сухую а пасмурную и д…ждливую. Зонт защища…т здесь (н…)от дождя а от солнца (Сладк.). 2. Но похудел я (н…)только из-за тоски по дому. К тому(же) я постоя(н,нн)о (н…)(до)едал. Осенью пока дядя Ваня возил на своей полуторке хлеб в заготзерно стоявшее (н…)(по)далеку от райцентра еду мне посылали довольно часто. Но вся беда в том что мне её (н…)хватало. (Н…)чего там (н…)было кроме хлеба и к…ртошки. (Расп.). 3. Мы часто говорим «времена Чехова» или «времена Толстого». Но воздух этого (н…)давнего времен… его окраска его х…рактер сл…гавшиеся из (н…)и…числимых черт всё это почти потер…(н,нн)о для нас. Новое пок…ление уже (н…)может ощутить чеховское время как (н…)что соверше(н,нн)о конкретное. (Н…)что конечно (н…)может дать такого точного ощущения прошлого как встреча с живым его св…детелем каким был Владимир Алексеевич Гиляровский человек (н…)укр…тимой энергии и (н…)укр…тимой доброты. Это был весёлый и (н…)ут…мимый труже(н,нн)ик. (Н…)было должно быть (н…)одного явления которое (н…)казалось(бы) ему смертельно любопытным (Пауст.). 4. В конце концов Машка даже и (н…)друг ему Васе а просто старая дряхлая черепаха и ему вовсе (н…)хоч…тся думать о ней. И всё(таки) дума…тся ему (н…)о том какой вот он молодец что сумел раздобыть двух весёлых малышей с к…торыми так интересно будет завтра играть а всё о той(же) (н…)кудышной Машке. Дума…тся тревожно (н…)хорошо (Наг.). 5. Часы пробили (н…)то десять (н…)то оди(н,нн)адцать.

Задание 152. Прочитайте текст. Какие образные языковые средства и с какой целью употребляет автор? Устно вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы. Подготовьтесь писать этот диктант в аудитории.

Ос…нь в этом году1 в (П,п)одмосковь... пр…шла совсем (не)жда(н,нн)о. Ещ… в разгар… были многие п…левые работы как в одну из тёмных бе…лу(н,нн)ых н…чей (не)прош…(н,нн)ым гостем явился весьма крепкий мороз…ц и снеж...к.

(На)бегу ост…н…вились (не)большие (стекля(н,нн)о)прозрачные реч...нки сов…рше(н,нн)о (не)замут-нё(н,нн)ые (не)пр…ютными х…лодными ветрами. (Кое)где в молод...ньком лед…(н,нн)ом зерк…льц... в уд…влё(н,нн)ом (не)(до)умени... прогляд…вали ((не)жда(н,нн)о)(не)гада(н,нн)о закр…плё(н,нн)ые в лёд зелё(н,нн)ые л…сточки.

И пр…рода нач…ла быстро перестра...ват(?)ся подчиняясь (не)жела(н,нн)ой (н…)кем (не)зва(н,нн)ой ра(н,нн)ей ос…ни. Быстро погружался в пре…стоящую зимн…ю спячку сад т…ропясь …бросить с себя (свеже)заморож…(н,нн)ую листву. На лугах где так и осталась (не)кош…(н,нн)ой трава под ногами особе(н,нн)о соч(?)но хрустело. (Из)под белого снежного покрывала на се…(н,нн)ых полях (кое)где выгляд...вали (зелен…ва-то)глянц...вые пятн...шки (не)давно посе…(н,нн)ых озимых. (Хож…(н,нн)ые)перехож…(н,нн)ые тр…пинки уходящие (в)даль леса спрятались ср...внявшись со (свеже)скош...(н,нн)ыми полями и скрылись под снежным покровом.

Но особе(н,нн)ая прелесть для мес(?)ных реб…тишек таилась в (мало)хож…(н,нн)ых и почти (не)езж…(н,нн)ых дорогах и доро…ках. Они за одну ночь покрылись твёрдым настом по которому осчастливле(н,нн)ые ра(н,нн)ими заморо…ками дети уже неслись под горку на (не)кова(н,нн)ых деревя(н,нн)ых санях. Обдавая друг друга ф…нтаном (мелко)дроблё(н,нн)ого льда смеш…(н,нн)ого с затв…рдевшими комочками земли они (с)нов… и (с)нов… взб…рались на естестве(н,нн)ую ледя(н,нн)ую горку. Плохо пр…ходилось тем кто оказ…вался выш…бле(н,нн)ым из санок вместо мягкого пушистого снега они падали на ими(же) раз(?)езж…(н,нн)ый лома(н,нн)ый лед. Лица многих детей были исцарапа(н,нн)ы но почти (н…)одно из них (не)было заплака(н,нн)о. Уж очень заманч...вым было (не)ожида(н,нн)ое катанье на санках после ср…внительно (не)давнего купанья в (не)большом прудишк... или в мес(?)ных реч…нках [6].

Слова для справок

Задание 20

А: анастезия, аналогичный, аудиенция, специалист.

Д: декольте, дуэт, донна, диета.

Задание 30

Коммюнике, апелляция, гротеск, бюллетень, коллектив, договор, оппонирование, аппликация, беллетристика.

Задание 54

Бульон, ателье, инъекция, пасьянс, больничный, фальшь, валерьяна.

Тесты по орфографии

Вариант №1

Тест по орфографии №1

Задание №1

Буква А пишется:

£ покл…няться учителям

£ молодой р…сток

£ ср…внять счёт

£ непром...каемый плащ

Задание №2

Ряд, в котором пишется одна и та же буква:

£ р...стовщик, пром...кательная бумага, р...весник

£ распол...жение, к...саться, выг...реть

£ заск...чить, к...снуться, предл...гать

£ соб...раться, соч...тание, заст...лить (постель)

£ р...стовщик, выск...чка, пл...вец

£ г...реть, изл...гать, ур...внение

Задание №3

Буква Е пишется:

£ приор...тет

£ реп...тиция

£ м...ровоззрение

£ п...ссимист

£ подл...нный

£ д...скуссия

Задание №4

Ряд, во всех словах которого представлена орфограмма «Непроизносимая согласная в корне слова»:

£ сердце, гигантский, вестник

£ симметрия, местный, футбол

£ агентство, окрестность, пастбище

£ здравствовать, свадьба, вперемежку

£ терраса, свистнуть, косьба

£ рессора, яростный, явственный

Задание №5

Двойная согласная в корне не пишется:

£ нове…а

£ пе…он

£ га…ерея

£ сте…аж

Задание №6

Буква И пишется:

£ пред…стория

£ сверх…нтеллигентный

£ роз…грыш

£ без…сходный

Задание №7

Приставка ПРЕ- пишется:

£ пр…глушить мотор

£ пр…рвать договор

£ пр…фронтовой рубеж

£ пр…карманить деньги

Задание №8

Ряд, во всех словах которого пишется одна и та же буква:

£ пр...земленный, пр...вышать, пр...ём

£ и..бежать, прои...вести, ра...граничение

£ чре...мерный, и...подтишка, не...говорчивый

£ не...правданный, п...становка, под...зрение

£ без...сходный, под...грать, по...грать

£ пр...градить, пр...ехать, пр...следовать

Задание №9

Буква Ё пишется:

£ парч...вое платье

£ короткая юбч...нка

£ жалкая душ...нка

£ переш...л границу

Задание №10

Буква Ы пишется:

£ ц…кличный ритм

£ ц…ганский барон

£ новый ц…ркуль

£ ц…рковая программа

£ маленький ц…плёнок

£ дословная ц…тата

Задание №11

Буква Е пишется:

£ колокольч…к

£ карманч…к

£ ножич…к

£ графинч…к

Задание №12

Буква И пишется:

£ сирен…вый

£ красав…ца

£ дружоч…к

£ кусоч…к

£ дожд…к

£ письм…цо

Задание№13

Буква И пишется:

£ чита…мый

£ вид…мый

£ увлека…мый

£ оберега…мый

£ завис…мый

£ сдвига…мый

Задание №14

Пишется Н:

£ соломе…ая шляпка

£ ржа…ой хлеб

£ умстве...ый труд

£ тыкве…ые семечки

Задание №15

Пишется НН:

£ вылепле…ый детьми снеговик

£ вяза…ая кофта

£ кова…ый сундук

£ назва…ый брат

£ нежда…ый гость

£ порва…ый рюкзак

Задание №16

Пишется НН:

£ оловя...ый солдатик

£ коше...ая трава

£ песча...ый бархан

£ документы разорва...ы

£ пережаре...ое мясо

£ нетопле...ый дом

Задание №17

Пишется слитно:

£ (не)лепо выглядеть

£ встречать (не)дружелюбно, а холодно

£ (не)озарённая солнцем долина

£ вовсе (не)интересная книга

Задание №18

Пишется слитно:

£ Среди ещё (не)одетых деревьев черёмуха была зелёная.

£ При проверке они (не)дополучили необходимых документов.

£ Задача далеко (не)проста.

£ Он шёл по дороге, (не)смотря под ноги.

£ Ответ был (не)обоснованным.

Задание №19

Буква Е пишется:

£ Если за день н…чему не научился, зря прожил день.

£ Любят того, кто не обидит н…кого.

£ Воробьи н…сколько не боялись наступления холодов.

£ Ждать помощи было н…откуда.

£ Эта вещь н…кому не нужна.

£ Н…чего и говорить, как Петя обрадовался приглашению покупаться.

Задание №20

Пишется НИ:

£ Путнику для дружеского общения с местными жителями (н...) нужны никакие особенные премудрости.

£ Не было (н...) малейшей возможности перебраться на тот берег.

£ Город наш вовсе (н...) отличался архитектурными достопримечательностями.

£ (Н...) эффектная внешность и (н...) поставленный голос делает актера актёром.

£ Катя (н...) сомневаясь ответила на вопрос экзаменатора.

£ Свечение моря вызвано (н...) мистическими, (н...) таинственными, а вполне объяснимыми биологическими причинами.

Задание №21

Буква Е пишется:

£ вследстви… плохой погоды

£ в продолжени… повести

£ узнать впоследстви…

£ в течени… дня

Задание №22

Ряд, все слова которого пишутся через дефис:

£ (еле)еле, (кое)где, одеться (по)зимнему

£ (по)местному времени, (пол)Москвы, (кое)как

£ (по)товарищески, (сине)зеленые, как(нибудь)

£ (юго)запад, (бледно)розовый, (как)будто

£ (давным)давно, (по)тихоньку, (как)либо

£ (крепко)накрепко, (дальне)восточный, (по)лучше

Задание №23

Буква Ь не пишется:

£ шест…сот

£ пят…десят

£ девят…сот

£ сем…надцать

Задание №24

Ряд, во всех словах которого пишется Ь:

£ об...ект, об...яснение, без...обидный

£ восем...десят человек, щедрый богач...

£ найдите и отмет...те, в...ется знамя

£ без...ядерный, под...езд, контр...аргумент

£ б...ющийся, пред...утренний, неот...емлемый

£ син…ор, сем…я, вороб…и

Задание №25

Буква И пишется:

£ учиться в академи…

£ располагаться в галере…

£ написать Наталь…

£ учиться в лице…

£ по берёзовой алле…

£ при определённом усили…

Наши рекомендации