Жанры телевизионной публицистики

Телевидение – это мгновенная коммуникация миллионов. Оно выполняет свою важнейшую коммуникативную функцию систематически, ежедневно. Телевидение – это программа. В одной программе взаимодействуют, взаимовлияют различные жанры, формы. Телевидение – явление социальное.

Можно указать следующие виды журналистской деятельности:

- информационная публицистика;

- аналитическая публицистика;

- художественная публицистика.

Наиболее существенным и устойчивым признаком следует считать меру типизации, уровень постижения конкретного жизненного материала. Информация, фиксируя, констатирует, аналитическая публицистика осмысливает, художественное творчество типизирует.

В основу телевизионного жанрового деления положена не только уже упоминавшаяся нами мера типизации. Здесь учитывается также способ отражения реальной действительности, функциональные особенности тех или иных передач, их частей, тематическое своеобразие, технические условия создания телепроизведения.

Таким образом, все разнообразие телевизионной продукции можно классифицировать по ряду формальных признаков. Это позволяет выделить определенное количество жанров, что важно не столько для теоретического осмысления проблем телевизионной журналистики, сколько для практической деятельности телевизионных журналистов. Ведь в адекватном понимании жанровой природы заложены возможности и наиболее полной реализации мастерства, и выполнения редакционного задания.

Практика нашего телевидения убеждает в несостоятельности раз и навсегда данной, застывшей жанровой схемы. У нас на глазах появляются формы, которым не отыскать аналогий не только в газетах и на радио, но и в телевидении прошлых лет. Диффузия жанров характерна для публицистики в целом, но особенно очевидна именно в телевизионной публицистике – в силу не столько новизны телевидения как рода журналистики, сколько благодаря огромному богатству языка – движущихся зрительных образов, сопровождаемых звуком. Очень часто программа делается на стыке жанров.

Телевидение развивалось, идя как по пути освоения традиционных жанров, так и по пути их преломления, согласно особенностям отношений с телевизионной аудиторией. Поэтому в ТВ - программе стали в равной степени привычными как репортажи или интервью, так и экранные игры, конкурсы или ток–шоу (также модификация жанра интервью).

С точки зрения телевизионной публицистики каждое сообщение должно удовлетворять ряду требований, то есть содержать в себе определенные качества:

- достоверность;

- новость, небанальность;

- полнота сообщения;

- актуальность.

Основныечерты телепублицистики:

1) систематичность – логически последовательное развитие темы, преемственность передач, адресуемых относительно стабильной аудитории;

2) жанровая определенность;

3) стилевое своеобразие изображения слова и звука, синтетическое слияние в единый экранный (звуко-зрительный) образ, адресуемый камерной (разобщенной аудитории);

4) преимущественно личностный характертелепублицистики, обусловленный психологическими особенностями контакта экрана и зрителя.

К жанрам информационной публицистики относят заметку («сюжет»), выступление, интервью, репортаж.

К жанрам аналитической публицистики –беседу, комментарий, корреспонденцию, обозрение.

К жанрам художественной публицистики– зарисовку, очерк, эссе, фельетон, памфлет.

Рассмотрим более подробно жанры информационной публицистики.

Заметка (видеосюжет) – информационный жанр журналистики, представляющий собой краткое сообщение, в котором излагается какой – либо факт. Это общежурналистский жанр, используемый в печати, на радио, телевидении. На телевидении в этом жанре выступают устное сообщение и видеозаметка.

Заметка – наиболее распространенный информационный жанр, основной элемент бюллетеней (выпусков новостей) (например: «Новости» (ОРТ), «Вести» (РТР), «Итоги» (НТВ) и др.).

Заметка в вербальной (словесной) форме или устное сообщение передается без видеоряда. Обстоятельство, оправдывающее ее использование, состоит в особой оперативности, когда новость представляет безусловный и всеобщий интерес, а съемки по той или иной причине невозможны, либо видеоматериалы еще не получены. Вот пример такого сообщения:

Как передает агентство Рейтер, в полдень президент такой-то страны тайно покинул осажденную оппозиционерами резиденцию и отбыл в неизвестном направлении…

Новость одним предложением сообщает, кто, что, где и когда сделал, совершил. Причинно–следственные связи действия остаются «за кадром». Этот журналистский жанр не дает ответа на вопросы: Как? И почему? Если новость того заслуживает, она будет прокомментирована, проанализирована, получит должную оценку, но для этого существуют другие жанры, используемые, как правило, в других передачах.

Видеозаметки (сюжеты) можно условно разделить на две разновидности.

Первая– сообщение об официальном, традиционном по форме событии: от сессии высшего законодательного органа до пресс–конференции. При съемке таких мероприятий опытный оператор не нуждается в указаниях журналиста. Стандартный монтажный лист (см. приложение 34) включает в себя несколько общих планов зала, крупный план выступающего, панораму по президиуму, несколько кадров слушающих, конспектирующих выступление участников встречи (в первом случае – депутатов, во – втором – журналистов); вопрос с места – ответ с трибуны. Таков визуальный материал, поступающий в редакцию. Дальнейшая работа состоит в монтаже отснятого на кино- или видеопленку и написании закадрового текста.

Вторую разновидность заметки можно назвать сценарной, или авторской. Здесь более ощутимо участие журналиста во всем творческо-производственном процессе и его влияние на качество информации. Автор подбирает достойный экрана факт, заранее продумывает характер съемки и монтажа. От журналиста потребуют представить сценарный план, в котором излагается краткое содержание (тема, идея, фактический материал) заметки (сюжета), ее изобразительное решение, обычно поэпизодно.

Таким образом, журналистская работа при подготовке авторского «сюжета» состоит из таких этапов:

- выбор и утверждение темы,

- изучение объекта съемки и создание сценарного плана,

- участие в съемке, монтаже и написании текста.

Во всех случаях текст должен быть лаконичным, но давать ответ на вопросы, которые могут возникнуть у зрителя. Здесь особенно важно, чтобы вербальная часть заметки не дублировала видеоряд.

При написании текста следует также учитывать отличие устной речи от письменной. Даже официальные («протокольные») материалы можно «очеловечить», сделать их не такими казенными, сухими. Для этого избегают длинных предложений, естественных при чтении «про себя», но трудно воспроизводимых при устном исполнении. Телевизионная лексика не терпит канцеляризмов, профессионализмов и чисто научной терминологии.

Закадровый текст заметок первого типа читает ведущий информационной программы (или диктор) (например: Елена Овинова «Вести», Светлана Губернская, Игорь Дмитрачков «День за днем» (ГТРК «Оренбург»); Павел Шеремет «Время» (ОРТ).

Закадровый текст авторской заметки обычно до эфира записывает автор–журналист; тембр голоса подчеркивает авторское своеобразие данного информационного материала. Не только на радио, но и на телевидении многих журналистов мы узнаем по голосам.

Отчет. Сценарный план отчета обычно не пишется заранее, однако целесообразно, чтобы журналист присутствовал на съемке: это поможет ему при написании текста, которым сопровождается показ отснятого материала.

Отчет может выйти в эфир и без журналистских комментариев. Так поступают в тех случаях, когда необходимо продемонстрировать непредвзятость в освещении события. Скажем, то или иное мероприятие полностью записывают на видеомагнитофон, затем показывают его в удобное для зрителей время в сокращенном виде. Сокращения, как правило, согласовывают с официально выделенными для этого представителями участников встречи (так поступают при подготовке отчетов с заседаний парламентов суверенных государств, сессий местных органов власти и т. п.).

В этом случае жанровые особенности отчета полностью совпадают с некомментированным репортажем. Нередко отчетом также называют прямую трансляцию того или иного официального события (например, трансляция с Олимпийских игр, с космодрома о запуске корабля или спутника и т. д.).

Выступление. Любое обращение человека к массовой аудитории при помощи телеэкрана, когда сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре (например, в последнее время часто на экране мы видим выступления политиков: В.В. Путина, Д.А. Медведева; журналистов: Павла Рыкова (ГТРК «Оренбург» и др.).

Выступление – это скорее не жанр, а метод, при помощи которого автор может донести до зрителя практически любую информацию: от уже упомянутой хроникальной заметки в устном воспроизведении диктора или журналиста до телевизионного фильма – очерка, содержащего яркое, образное, художественное выступление человека (вспомним фильмы Ираклия Андроникова) – все это выступления в кадре.

Выступление по телевидению – одна из форм ораторского искусства, известного с древнейших времен и по-прежнему остающегося могущественным средством воздействия на общественное мнение. Не каждый журналист обладает таким искусством (см. подробнее «Культура ораторской речи» в книге «Культура русской речи». – М., 1999. – С. 98 - 148).

К принципам построения публичного выступления, выступления в кадре относится композиция – важнейший, организующий элемент формы, придающий любому произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому; это логичное, мотивированное расположение компонентов, их взаимодействие.

Основные требования к композиции выступления заключаются в следующем:

- сначала определить тему, ввести слушателя в круг обсуждаемых вопросов (вступление),

- затем познакомить его с основными фактами, доказательствами (основная часть),

- сделать краткие и точные выводы из сказанного (заключение).

Понятно, что составные части выступления должны быть соразмерными. Если вступление продолжительнее основной части, выступление произведет впечатление недостаточно аргументированного, легкомысленного. Затянутое заключение создает ощущение у зрителей, что автор не уверен в своих выводах, что речь его неубедительна.

Тележурналисту, которому либо самому предстоит выступать в кадре, либо готовить к этому других людей, неплохо хотя бы в самом общем виде познакомиться с основными риторическими операциями (членимость речи, соотносимость текста с его материалом, избыточность текста, редукция – сведение сложного к простому и пр.) и типами риторических фигур (метафора, метонимия, синекдоха, синонимия, гиперболизация, эвфемизм и т. д.).

Однако на телевидении мы не только слышим слова, но и видим говорящего. Психологи считают, что до сорока процентов информации может нести интонация. Добавьте сюда мимику, жест, весь внешний облик выступающего, стереотип восприятия, возникший в результате его предыдущих появлений в кадре, либо эффект первого появления на экране. Все это делает телевизионное выступление отнюдь не простым делом, а жанровые разновидности, включаемые в это понятие, - заслуживающими самого серьезного освоения.

На телевидении выделяют три основных формывыступлений в кадре:

- текстовое выступление, написанное самим выступающим и отредактированное телевизионным редактором.

- тезисное выступление, где заранее обозначена тема, основной ход мысли, кратко прокомментированы центральные вопросы, которые намеревается затронуть выступающий. Таким образом, тезисы – это своеобразный сценарный план, определяющий содержание выступления и характер сопутствующего показа (фотографии, карты, схемы, макеты и пр.).

- импровизированное выступление, где предварительно обозначены лишь тема и продолжительность (хронометраж) выступления.

Основное условие успешного выступления в кадре: умение публично думать, говорить просто о сложном, убедить зрителя, сделав это ненавязчиво, без излишней дидактики – живо, легко, артистично. Живая устная речь существенно отличается от письменной. Она допускает паузы для размышления, подыскивания нужного слова, а экран оправдывает эти паузы, демонстрируя рождение мысли одновременно с восприятием зрителя. Ведь зритель оценивает не только то, что говорит выступающий, но и то, как он говорит, каков он сам. Впечатление от личности говорящего люди склонны переносить на предмет разговора. Так что, как видим, действенность выступления в кадре зависит от многих элементов, освоить которые и понять необходимо каждому телевизионному журналисту.

Георгий Кузнецов в статье «Для себя ничего нам не надо, лишь бы голос звучал в тишине…» (см. журнал «Журналист». – 1999. - № 11. – С. 12 – 14.) приводит меморандум руководства «РС» («Радио Свободы»), который можно использовать в качестве правил поведения при выступлении радио- и тележурналиста (см. Приложение 35).

Журналист получает необходимую информацию, присутствуя на важных событиях, знакомясь с документами и другими источниками сведений, но прежде всего, общаясь с людьми – носителями информации. Любой процесс человеческого общения, как правило, протекает в форме диалога – вопросов и ответов.

Жанры телевизионной публицистики, в которых основным изобразительно–выразительным средством выступает слово, живая человеческая речь, а формой существования – диалог (общение), имеют очень большое значение для телевидения, поскольку коммуникативный процесс, выраженный преимущественно речью с дополнением мимики и пантомимики, представляет собой одну из основ телевидения как социальной системы.

Наиболее концентрировано и полно сущностные признаки процесса межличностного общения проявляются в жанре интервью.

Интервью – жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с политическим, общественным или иным деятелем по актуальным вопросам (см. подробнее далее).

Репортаж – наиболее распространенный, действенный, ведущий жанр тележурналистики.

Репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком – либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. В репортаже на первое место выходит личностное восприятие события, явления, отбор фактов автором репортажа, что не противоречит объективности этого информационного жанра.

В газете и на радио репортер должен словами «нарисовать» событие, поэтому описательная функция – главная в творческой работе газетного и радиорепортера. Совершенно иначе обстоит дело на телевидении: телекамеры наблюдают саму жизнь; репортер смотрит на событие глазами телезрителя (точнее, телезрители видят события глазами оператора и репортера). А поскольку описательная функция осуществляется камерами, репортеру остаются закадровые пояснения, рассказ о неочевидных обстоятельствах происходящего. Это мы очень часто наблюдаем в новостных программах (например: «Новости», «День за днем» (ГТРК «Оренбург»).

Поэтому и нет никакого противоречия в том, что, с одной стороны, телерепортаж отражает жизнь в формах самой жизни, то есть максимально приближен к реальной действительности, объективен по сути своей, а с другой стороны, сущностным свойством жанра становится то, что субъективное восприятие события репортером выходит на первый план, журналист в большинстве случаев выступает свидетелем, а иногда и участником отражаемого действия.

По способу трансляции различают прямой репортаж и фиксированный. Прямой репортаж транслируется в эфир в момент совершения действия и осуществляется при помощи передвижной телевизионной станции (ПТС) (например, репортажи с демонстраций, с парадов, с открытий выставок и т. д.). Невозможность показать событие в момент его свершения или в его реальном временном объеме требует его фиксации (например, записанные репортажи со спортивных соревнований, рассказ о событиях за рубежом).

По способу фиксации репортажи называются видео-, кино- и фоторепортажами.

Особенности звукового сопровождения позволяют говорить о двух разновидностях телерепортажа:

- синхронный – это репортаж, содержащий естественные шумы события и речь его участников (например, репортажи о военных действиях в Чечне, о спортивных соревнованиях и т. д.);

- немой – отсутствие звукового сопровождения с места событий, закадровый текст читает теледиктор, это для предельно официальных сообщений жанр, а в практике крупных телестудий все реже употребляется (например, показ официальных встреч президентов).

К типологическим особенностям репортажей относится и деление их на событийные, тематические и постановочные. В первом случае речь идет о показе реального события, протекающего независимо от репортера, задача которого – по возможности точно и достаточно подробно проинформировать об этом (например, репортаж о посещении детского дома главой города). В тематическом репортаже автор–журналист подбирает объект показа и происходящие на нем события в соответствии с избранной темой, заданной идеей телевизионного произведения (например, репортаж о работе системы здравоохранения или образования). В постановочном репортаже журналист откровенно выступает организатором события. Подобная организация может быть интересной и полезной, а может – вредной и непрофессиональной.

Поскольку событийный репортаж выполняет информационную функцию, а тематический (проблемный) – чаще всего культурно – просветительскую и социально – педагогическую, исследуя жизнь в различных ее проявлениях, жанр репортажа является переходным и может решать задачи, свойственные аналитической публицистике.

Кжанрам аналитической публицистикиотносятся следующие.

Комментарий– одна из форм оперативного аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно – политического события, документа и т. д.

Телевизионный комментарий – это чаще всего разновидность выступления в кадре. Впрочем, все шире используется закадровый комментарий, иллюстрируемый специально подобранными видеокадрами (например, показ военных событий (в Чечне, Югославии и т. д.) с закадровым комментарием).

Комментарий относится к аналитической публицистике потому, что при достаточно широком охвате событий комментатор, следуя своей главной цели, освещает, прежде всего, причинно – следственные связи между событиями, говорит о возможных последствиях происходящего.Основу комментария как жанра составляет открытая авторская оценка, анализ.

Как и другие жанры, комментарий может быть органичной составной частью другой жанровой формы.

Обозрение– один из традиционных, устойчивых жанров аналитической публицистики. Основные особенности, которые характеризуют этот жанр следующие:

- оно строго фактологично, причем факты отбираются и группируются в соответствии с определенной авторской целью;

- обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии, вскрывает существующие между ними причинные связи, отыскивает в единичном общее;

- обозрение отличается широтой исследования материала в отличие от комментария, в центре которого может быть единичный факт или событие;

- материал обозрения ограничен нередко хронологическими рамками (например, в аналитической программе «День за днем» (ГТРК «Оренбург», выходящей по субботам, выступают политические обозреватели: Павел Рыков, Булат Калмантаев; спортивный обозреватель Анатолий Юденич; обозреватель по вопросам культуры Надежда Гротт).

Итак, предмет данного жанра – общественные события, а цель – предъявление зрителям причинно–следственных связей (порой скрытых, трудно уловимых), выявление их значения и тенденций дальнейшего развития.

При всем тематическом многообразии сообщений этого жанра обычно все же различаютобщее обозрение, в котором рассматриваются разнообразные события определенного отрезка времени (например: воскресные вечерние передачи «Зеркало», ведущий Н. Сванидзе (РТР), «Итоги», ведущий Е. Киселев (НТВ), в которых делается обзор событий в мире за неделю) и тематическое обозрение, ограниченное сферой конкретной проблематики – экономики, науки, искусства, спорта (например: «Футбольное обозрение» (ОРТ), «Третий тайм», обозреватель С. Шустер (НТВ), «Кинопанорама. Встречи» (Культура) и т.д.).

Кроме обозрения монологического характера появилисьобозрения – диалоги, в которых обозреватель со своими компетентными собеседниками обсуждает главные события в той или иной области общественной жизни – здесь обозрение, по сути, превращается в беседу. Используются зрелищные возможности телеэкрана: документальные кадры, фотодокументы и т. д. Они органично сочетаются с устной речью и представляют собой не столько иллюстрацию, сколько материал, на котором обозреватель строит свои выводы и обобщения.

Музыкальное обозрение, театральное обозрение и им подобные программы по своим жанровым особенностям, в сущности, ничем не отличаются от международного или спортивного обозрения. Меняется тема передачи, специализация обозревателя, но сущностные характеристики жанра остаются неизменными (например: «Время музыки» (Культура); «История одного шедевра» (ОРТ).

Беседа, пресс–конференция и дискуссия носят диалогический характер и ведут свою родословную от интервью.

Беседа– это специфический телевизионный жанр аналитической публицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения. Он широко представлен в программах, представляющих общественный интерес: политический, экономический, социальный, морально – этический, научный и т. д. Нередко беседа перерастает в дискуссию (например: программы «Круглый стол», «Политические теледебаты» (ГТРК «Оренбург»).

Наличие конфликта, столкновения различных точек зрения, развитие мысли, движущейся по заранее намеченному сценарию (сценарному плану), а в результате – разрешение конфликта путем выбора наиболее убедительных аргументов – все эти качества обусловливают действенность и популярность таких передач, а вместе с тем и сложность их осуществления.

Работа автора–публициста при подготовке таких бесед начинается с определения темы передачи, подбора участников, композиционного решения. Сценарный план намечает лишь вехи будущей передачи. Чересчур конкретизированный сценарий таким программам противопоказан, ибо он лишил бы их естественности, импровизационности, зримого саморазвития мысли. Основой беседы является сценарный план, достаточно подробно раскрывающий содержание, намечающий и характер взаимодействия тех, кто приглашен в студию.

Отличаясь внешней статичностью, беседа обладает напряженной внутренней динамикой. В ней могут также широко использоваться различные вспомогательные средства (кадры, фотографии, схемы, документы).

Дискуссия – жанр, притягательный для телеэкрана, ибо демонстрирует процесс живой мысли, ее рождение, развитие и движение к цели, происходящее на глазах у зрителей. Столкновение различных мнений включает телеаудиторию в процесс исследования, активизируя интеллектуальную деятельность, преодолевая пассивность, характерную для восприятия готовых истин. Отсюда высокий познавательный потенциал жанра. Уже первыми фразами ведущий сообщает, что люди собрались в студии спорить, у них разные точки зрения на предмет обсуждения, который обозначен во вступительных словах ведущего (например,

Добрый вечер, дамы и господа!

Сегодня в студии собрались люди, которых волнует проблема наркомании. Для обсуждения этого вопроса мы пригласили на передачу…).

Предмет спора должен отвечать тем требованиям, которые применительны к интервью – анкете: тема должна быть достаточно дискуссионной, предполагать по крайней мере несколько вариантов возможного ее решения, понятной зрителям настолько, что они могли почувствовать себя арбитрами. Наконец, предмет дискуссии должен быть общеинтересным, социально значимым.

Однако важно следить, чтобы разговор не превращался в узкоспециальное обсуждение, непонятное широкой публике. Для этого ведущему надо разобраться в проблеме самому и, найдя интересные, ключевые моменты, при помощи системы сравнений и образов «перевести» эту проблему на язык публицистики. Ведущий в данном случае выступает и как представитель интересов аудитории, и как посредник между ней и специалистами.

Несмотря на важность предшествующей передаче подготовки, ведущий должен быть готов к импровизации, неизбежной во всяком живом общении. Хорошая беседа, а тем более дискуссия – это общение интересных собеседников между собой, а нередко и с телезрителями. Установленные в студии телефоны обратной связи, дающие возможность любому зрителю задать вопрос, принять участие в обсуждении проблемы, расширяют творческие возможности жанра дискуссии.

Ток–шоу. В переводе с английского ток–шоу дословно – разговорное зрелище, разговорное представление. Перенесенное с подмостков эстрады в телевизионные павильоны ток–шоу завоевало широкую популярность у зрителей уже в 60–е годы: сначала в США, затем в Западной Европе, наконец во всем мире.

Ток–шоу, сочетая сущностные признаки интервью, дискуссии, игры концентрируются вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная экранная форма. Необходимы личностные качества: ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно слушать, пластично двигаться и пр. Существенны также и внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность, то есть регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния «нетерпеливого ожидания встречи».

Непременными «компонентами» ток–шоу, кроме ведущего, выступают гости («герои») – люди, чем-то прославившиеся или просто интересные своими поступками, мыслями, образом жизни. Обязательно присутствие в студии нескольких десятков «простых зрителей», возможно и наличие компетентных экспертов. Зрители не всегда вовлекаются в разговор, иногда их участие ограничивается аплодисментами, смехом, возгласами удивления – это создает особую атмосферу публичности, дает «эмоциональную подсказку» телезрителям.

В некоторых ток–шоу предусмотрена возможность подключения телезрителей к разговору – по телефону и «громкой связи» в студии, при этом возможен двусторонний диалог разных аудиторий (такие ток-шоу получили название «телемост»).

Иногда термином «ток-шоу» обозначают любую «разговорную» передачу, например беседу за «круглым столом» или даже простое интервью в студии, если его берет достаточно популярный, свободно ведущий себя журналист – «звезда» экрана или радиоэфира (например, программы А. Гордона и В. Соловьева).

Пресс–конференция – разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам.

Краткий инструктаж для журналистов, ориентирующий их в программе того или иного важного (официального) события и желаемых аспектах его освещения, называется брифингом.

Любая пресс-конференция может стать одновременно телевизионной передачей – в том случае, если ее тема представляет всеобщий интерес. Иногда работники телевидения сами становятся организаторами пресс-конференции как своеобразного телевизионного жанра аналитической публицистики. В этом случае, пригласив в студию выдающегося политика, общественного деятеля, ученого, писателя, художника, организаторы передачи не ограничивают возможность задать вопросы также представителям известных периодических изданий, журналистам, чьи острые материалы на соответствующую тему завоевали популярность. Такая телевизионная пресс-конференция иногда превращается в острую дискуссию, становится необычайно интересной для телеаудитории, захватывает зрителя драматургией развития темы, коллективным поиском истины. Телевизионная пресс-конференция обычно не подвергается сокращениям и идет в прямом эфире.

Правила пресс-конференции:

- ведущий представляет ее участников и предоставляет им слово для краткого заявления. Иногда дающий пресс-конференцию от вступительного слова отказывается (если тема встречи хорошо всем известна) и предлагает сразу задавать вопросы;

- прежде всего, следует представиться: назвать себя и орган средства массовой информации, который вы представляете. Затем четко, ясно, лаконично формулируется вопрос, желательно один. Попытки задать сразу несколько вопросов редко приводят к позитивным результатам. Вступать в полемику с отвечающим не принято;

- если зал большой, то вопрос задают стоя (чтобы и отвечающий и телеоператоры сразу нашли вас). Не забывайте, что во время вопроса вас непременно покажут крупно на экране.

Пресс-конференции, как правило, посвящаются актуальным вопросам и представляют интерес для самой широкой аудитории. В жанре пресс-конференции заложена возможность разностороннего, глубокого освещения важнейших экономических, политических или научных проблем.

Корреспонденция, подобно другим жанрам аналитической публицистики, пришла на телевидение из газеты и радиовещания. Жанр корреспонденции близок к заметке («сюжету»): здесь также сообщаются факты. Но факты эти проанализированы, обобщены. По своему методу корреспонденция близка к репортажу, на практике ее нередко путают с этим жанром, для которого элементы анализа, вовсе не обязательны, тогда как корреспонденция – жанр аналитический, разрабатывающий на конкретном материале ту или иную актуальную проблему, взятую в достаточно ограниченном масштабе. Тематика корреспонденции практически безгранична: сельское хозяйство, искусство, бизнес, изобретательство и т.д.

В телевизионной публицистике жанр корреспонденции получил широкое распространение в программах в виде публичных размышлений, телевизионных расследований острой проблемы конкретным, составившим себе имя журналистом (например, в программе А. Пиманова «Человек и закон» (ОРТ) очень часто проводятся журналистские расследования). В сущности, телевизионная корреспонденция – экранный эквивалент газетно-журнальной корреспонденции или проблемной статьи.

У телекорреспонденции два полноправных автора – литератор и оператор. Обычно текст корреспонденции читает сам автор, при этом важна изобразительная сторона.

Корреспонденции часто используются в качестве органичной составной части интервью (как метод получения информации) – и это вовсе не разрушает жанр, но лишь придает ему известную синтетичность.

Корреспонденции свойственна яркая, лаконичная форма материала, четко и остро определенная проблематика сообщения.

К жанрам художественной публицистики относятся очерк, зарисовка, эссе.

Очерк – пограничный жанр, он лежит между исследованием и рассказом. От рассказа он отличается тем, что в нем отражаются события и факты, действительно происходившие в жизни, обычно с точным обозначением места и времени действия, реальных имен реальных людей. Жизненный факт – основа очерка.

Очерк – ядро художественной телепублицистики, один из наиболее сложных жанров. В очерке органично сочетаются исследования документального материала и художественно обобщенная форма.

Главный предмет очерка почти всегда – человек. Предмет очерка – не столько результат человеческой деятельности, сколько сам процесс деятельности и человек как субъект действия. Очерк – история характера.

Разновидности очерка – портретный очерк, путевой очерк. Очерк – отражение более или менее длительного временного процесса. Поэтому для экранного очерка, в отличие от литературного, одна из основных трудностей состоит в документальном отражении уже свершившихся фактов, то есть изображение прошедшего. Один из способов отражения документального материала – метод длительного наблюдения (так называемая «привычная камера» вместо «скрытой камеры»). Здесь предметом экранного изображения становится реальная жизнь в ее естественном течении, композиционно организуемая впоследствии (при отборе и монтаже) в соответствии с замыслом автора. Обязательно создание литературного сценария, в котором подробно характеризуются объект очерка, предлагаемый характер и метод телевизионного исследования проблемы, содержатся описания героев, определяется композиционная структура всего произведения.

Зарисовка - это жанр, где образность преобладает над информационностью. В отличие от очерка для зарисовки не обязательны композиционная завершенность, глубина, логичность. На телевидении зарисовкой часто называют так называемые видовые съемки, некое единство взаимосвязанных кадров.

У зарисовки нет четко определенного событийного повода. Но есть высокая художественность операторской работы, проявляющаяся в строго выверенной композиции каждого кадра, в тщательности выбора ракурса, выразительной световой тональности. Особые требования предъявляются к закадровому тексту (если он есть), в котором автор должен отойти от сухой информационности, протокольности и стараться использовать разнообразные средства образности языка.

Очень часто в структуру жанра телевизионной зарисовки журналистский текст вообще не входит, все выражает изображение. Журналист заранее выбирает объект съемки, обсуждает с режиссером ее ход, продолжительность эпизодов и уже вместе с ним задает оператору определенную тональность, которая воплощается в соответствующий материал не только в процессе съемки, но и последующего отбора кадров и их монтажа. В зарисовке широко используется музыкальное и естественное шумовое оформление.

Эссе – жанр философской, эстетической литературно–критической публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. С появлением и развитием телевидения жанр эссе обрел новую жизнь. Эссе – жанр глубоко персонифицированной журналистики. Произведения этого жанра могут быть приняты аудиторией лишь тогда, когда их авторы по-настоящему интересные люди, обладающие высоким профессионализмом, пользующиеся авторитетом и популярностью у зрителей. Именно таким представал на телеэкране И. Андроников – актер, писатель, ученый; его эссе «Воспоминания о Большом зале», «Невский проспект» и другие вошли в золотой фонд отечественного телевещания.

Сатирические жанры:фельетон, памфлет.

Фельетон обладает теми же жанрообразующими чертами, что и очерк, - «образом автора» и наглядностью изложения. Однако у него есть и третья стилистическая жанрообразующая черта – он обязательно должен использовать средства комического в передаче событий и их оценки. Это приводит к тому, что степень наглядности, зримости изображения в фельетоне ниже, чем в очерке: фельетон реже использует описания (портреты, интерьеры, пейзажи), менее подробно рисует события, выделяя в них меньше эпизодов и сами эпизоды подавая менее развернуто, чем это делается в очерке. «Образ автора» может использоваться и как источник комического эффекта.

Фельето

Наши рекомендации