Пунктуация. Функции знаков препинания
Принципы русской пунктуации
Пунктуация – это 1) система знаков препинания и 2) раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме.
Знаки препинания выполняют следующие функции:
1) отделительная (. ? ! …);
2) разделительная (, ; – :);
3) выделительная (, … , – … – ( ) « »).
Пунктуационное правило – это инструкция, в которой указываются условия выбора знака препинания – его употребление или неупотребление.
В основе русской пунктуации лежат три основных сочетающихся, соединяющихся, взаимосвязанных принципа, в изложении которых мы опирались на позицию Н. С. Валгиной [5].
Структурныйпринцип проявляется в том, что знаки препинания обусловлены строением предложения, его синтаксисом. На этом принципе как наиболее явно выраженном, строятся обычно правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения, в сложном предложении и т. д. Знаки препинания, поставленные на основании структурного принципа, составляют фундамент современной пунктуационной системы, употребление их обязательно и устойчиво. Такие знаки членят текст на структурно значимые части, они устанавливают взаимоотношение этих частей, указывают на конец одной мысли и начало другой. Следовательно, можно прийти к выводу, что с точки зрения основ пунктуации структурный принцип является ведущим, и поэтому большая часть правил опирается именно на него.
Смысловойпринцип – подчинённый принцип пунктуации, который требует ставить знаки в предложении в соответствии с оттенками смысла. Применяется тогда, когда именно знак препинания позволяет правильно интерпретировать смысл предложения, а грамматически нередко возможны варианты: Кот нёсся на трёх лапах, а четвёртой, передней лапой бил петуха по спине (Пауст.).
В русской пунктуации чаще всего возникает единство формы и содержания, структурного и смыслового принципов: смысл заключается в определённую синтаксическую форму или грамматическая структура передаёт заданный смысл, например: Резко, будто влетев в тупик, вагон остановился, тормоза взвизгнули железным воплем, громыхнули цепи, зазвенели стекла, несколько чемоданов тяжело упало с верхней полки (A. T.).
Однако ограничить описание принципов пунктуации этими двумя или, точнее, их совмещением, нельзя, так как любое высказывание-предложение, как известно, бывает всегда интонационно оформленным. И поэтому русская пунктуация отражает и интонацию. В частности, точка в конце предложения, имея значимость структурную (конец предложения) и смысловую (конец мысли), одновременно указывает на понижение тона.
Интонационныйпринцип – принцип пунктуации, который обусловливает постановку знаков препинания в соответствии с интонацией: У войны – не женское лицо (Алексиевич).
Современные лингвисты выделяют также коммуникативно-прагматический принцип.
Системность пунктуации заключается в единстве действия всех её принципов.
Пунктуационные ошибки бывают нескольких видов:
· лишний знак препинания;
· отсутствие пунктуационного знака;
· замена одного знака другим (тире вместо двоеточия);
· пропуск одного из сочетающихся знаков.
Причины этих ошибок различны, но все они тем или иным образом связаны с недостаточным развитием речевого слуха – умения слышать интонацию предложения, текста, а также быстро анализировать структуру высказывания.
Работа над ошибками
При выполнении упражнений, при написании обучающих и контрольных диктантов у Вас могут появиться орфографические и пунктуационные ошибки. Работу над ошибками следует выполнять после каждого занятия, после каждой проверенной самостоятельной или контрольной работы.
Для выявления пробелов по орфографии и пунктуации рекомендуем вести постоянный учёт ошибок. Индивидуальный учёт ошибок можно осуществлять следующим образом. В рабочей тетради по практикуму (лучше с обратной стороны тетради) на развёрнутом чистом листе Вы чертите таблицу. В колонке по вертикали фиксируете виды проверочных или темы домашних работ, по горизонтали перечисляете изученные виды орфограмм и пунктограмм, на их пересечении указываете количество ошибок на данное правило.
Заполняя таким образом таблицу, во-первых, Вы сможете определить типичные ошибки, над которыми необходимо проводить работу, во-вторых, у Вас появится возможность увидеть, как изменяется количество допущенных ошибок, т. е. оценить динамику формирования правописных умений.
Виды работ | Виды орфограмм | Виды пунктограмм | ||||||
Безуд. гласные | Черед. гласные | Приставки | -Н- и -нн-в прич. | Тире в БСП | Однородн. ЧП | Обособл. ЧП | Вводные слова | |
Контрольный диктант № 1 | ||||||||
Д / р № 1 «Безударные гласные в корне слова» | - |
Работа над ошибками выполняется следующим образом.
1. Систематизируете допущенные ошибки в соответствии с типом, группой и видом орфограмм или группой, видом пунктограмм. Например: орфограмма-буква, безударные гласные в корне слова, безударные гласные в корнях с чередованием, безударные гласные в корне -гар- (-гор-), т. е. осуществляете классификацию ошибок, выписывая все слова (или предложения), в которых допущены ошибки на одно правило.
2. Находите в учебнике или учебном пособии орфографическое или пунктуационное правило, на которое была допущена ошибка. Повторяете его. Внимательно анализируете опознавательные признаки и условия выбора орфограммы или пунктограммы, а также приведённые примеры.
3. Если у Вас орфографическая ошибка, то выписываете слово, обозначаете условия выбора орфограммы, при необходимости подбираете проверочное слово, приводите не менее двух примеров. Слова на аналогичные случаи можно взять из учебников, учебных пособий или из текущих и контрольных работ.
Например: поздний (опоздать), устный (уста), местный (место).
4. Если у Вас пунктуационная ошибка, то выписываете предложение, правильно расставляете знаки препинания, объясняете пунктограммы, составляете схему предложения, затем приводите примеры на это правило с графическим обозначением условий выбора знака препинания.
Например: «Прочитали статью? – спросил учитель. – Теперь составьте её план». «П? – а. – П».
5. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными и согласными следует уточнить по орфографическому словарю.
Для запоминания слов с непроверяемыми орфограммами целесообразно использовать отдельный лист в виде закладки. На него Вы будете выписывать слова, в которых допустили ошибки. Закладку можно вложить в учебник или тетрадь, которыми Вы постоянно пользуетесь.
Задание 1. Какое из определений орфограммы, на Ваш взгляд, наиболее точно? Своё мнение аргументируйте.
Орфограмма– это написание, соответствующее правилам орфографии (О. С. Ахманова).
Орфограмма– это написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил (Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова).
Орфограмма– правильное, соответствующее правилам или традиции написание, которое нужно выбрать из ряда возможных (В. Ф. Иванова).
Орфограмма– это то или иное написание в слове или между словами, передающееся разными графическими способами, из которых только один является правильным (М. Т. Баранов).
¨ Какие орфограммы называются вариантными (вариативными)? Обоснуйте свой ответ. Приведите примеры слов с вариантами орфограмм.
Задание 2. Сформулируйте самостоятельно определение пунктограммы, запиште его.
Задание 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы. Найдите по 3 примера на каждый принцип русской орфографии.
1. Тр...пинка сначала п...тляла среди (не)высок...х х...лмов, затем прямо и сильно т...нула вверх, сквозь густой, п...хучий ореховый лес (Наг.). 2. В пр...роде звери, птицы, н...секомые разделяют(?)ся на дн...вных и ночных. (Не)ужели же люди, в которых собр...на вся природа, за сравнительно к...роткое время своего существования на з...мле сгладили в себе это к...ренное отл...чие? (Пришв.) 3. Михаил выт...нул губы и попроб…вал подр...жать соловью (Алекс.). 4. Музыка, которую я слышал в детстве, перел...милась во мне, закам...нела, а те её взлеты к небу, к зв...зде, от которых я плакал когда(то), раств...рились в сердце (Аст.). 5. В (пол)ночь над гор...дом прок...тился т...жёлый гул. Ветер вл...тел в окно, вздул зан...вески и снова умчался (Пауст.). 6. Щ...ка м...тнулась, рыбак св...лился в л...дяную воду, но не выпустил из рук остроги, скрылся под в...дой, вынырнул возле льда, выл...з и выт...нул усм...рённую щ...ку (Пришв.).
Задание 4. Прочитайте текст. Определите его тему, основную мысль, стиль. Каково происхождение слова «газета»? Когда в России вышел первый номер газеты, как она называлась? Письменно отвечая на вопросы, дополните текст, сохраняя авторский стиль.
В России термин «журналистика» первоначально2 использовали только для обозначения журналов, позднее, где-то в середине XIX века, его стали применять ко всем периодически выходящим изданиям, в том числе и газетам.
Вы можете сделать неверный вывод, что журналы появились на свет раньше газет. На самом деле это не так. Печатные газеты появились в самом начале XVII в. в Германии, Англии и Франции.
(По Т. Засориной)
¨ В предлагаемом фрагменте текста и в его продолжении найдите примеры слов с разными типами и видами орфограмм. Запишите их. Устно объясните знаки препинания.
Задание 5. Проанализируйте предложения. Определите, на какие принципы русской пунктуации опирается расстановка знаков препинания.
1. Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (П.)
2. Голубушка, как хороша! (Кр.)
3. Были это весёлые, сильные и смелые люди (М. Г.).
4. Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын, как русский, – сильно, пламенно и нежно! (Л.)
5. И шумя и кружась, колебала река отражённые в ней облака (Л.).
6. Слева, у плотины, стучали топоры (Гайд.).
Задание 6. Докажите, что перед Вами тексты. Письменно ответьте на вопрос: чем ещё, на Ваш взгляд, журналистика отличается от художественной литературы?
Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Сгруппируйте слова с пропущенными буквами по видам орфограмм. Найдите в тексте примеры на каждый принцип русской орфографии.
1. Публ…ц…стика словес(?)ное и(с,сс)ку(с,сс)тво особого рода она пр…нц…пиально отл...чается от художестве(н,нн)ой литературы. Публ...ц...стика ори...нтирована на мысль факт документ.
У художника и публ...ц…ста разный подход к действительности разные методы анализа разные средства в...здействия.
Художник показывает общее через конкретное инд...видуальное. «Евгений Онегин» или «Герой нашего времени» это яркие конкретные картины жизни русского общества в XIX веке. Конкретное и инд...видуальное для публ...ц…ста имеют вт...ростепе(н,нн)ое значение.
Задача писателя изобр...жать рисовать показывать действительность публ…ц…ста(же) прямо и открыто агитировать убеждать проп...гандировать.
(Г. Я. Солганик)
2. Журналистика это социальный инст...тут который работает прежде всего с обществе(н,нн)ым мнен...ем один из его призн...ков актуальность проблематик... её остр...та для общества.
Литература(же) как прав...ло этого лиш...на.
(Т. Засорина)
Орфография