Психологический аспект интервьюирования
Из всего многообразия специальных методов подбора персонала интервью остается важнейшим. Однако из литературы менеджеры по персоналу могут почерпнуть лишь самые общие рекомендации на уровне здравого смысла (например: будьте дружелюбны, записывайте впечатления и т.п.).
Вместе с тем в смежных науках уже давно накоплен обширный опыт проведения интервью, особенно в журналистике и социологии [1; 2].
Начнем азбуку интервью с ряда важных теоретических аспектов интервьюирования.
Поскольку основной проблемой интервью является получение знаний о респонденте, менеджеру по персоналу необходимо четко понимать природу и особенности этого процесса. Можно выделить три основных аспекта процесса извлечения знаний:
психологический;
лингвистический;
методический.
Психологические проблемы извлечения знаний
Из трех аспектов извлечения знаний психологический является ведущим, поскольку он определяет успешность и эффективность взаимодействия (общения) менеджера по кадрам и кандидата на должность.
Очень приблизительно потери информации в ходе беседы (Мицич, 1987) отражены на рисунке 1: до менеджера по персоналу, проводящего интервью, доходит лишь менее трети информации, которой владеет и о которой хочет рассказать кандидат на должность. Потери информации связаны с объективными законами общения и ограничениями вербального (словесного) общения.
Менеджер по кадрам может увеличить информативность общения с кандидатом за счет использования психологических знаний.
Поскольку структуру модели общения составляют участники общения (партнеры) и средства общения (процедура), выделим два слоя психологических проблем, возникающих в ходе интервью: контактный и процедурный — и рассмотрим их подробно.
Контактный слой
Повседневной практикой и специальными экспериментами неоспоримо доказано, что дружеская атмосфера больше влияет на результат контакта, чем само содержание вопросов.
Прогнозировать совместимость в общении со стопроцентной гарантией невозможно. Но можно выделить ряд факторов (черт личности и других особенностей участников), несомненно, влияющих на эффективность интервью:
Пол и возраст
Значения параметров пола и возраста хотя и влияют на эффективность контакта, но не являются критическими. В литературе отмечается, что хорошие результаты дают гетерогенные (смешанные) пары — мужчина/женщина и соотношение:
20 > (Вэ — Ва) > 5,
где Вэ — возраст сотрудника, а Ва — возраст менеджера по кадрам.
Характеристики личности и темперамента
Под личностью обычно понимается устойчивая система психологических черт, характеризующих данного человека. Рекомендуемые черты для менеджера по кадрам: доброжелательность, аналитичность, хорошая память, внимание, наблюдательность, воображение, впечатлительность, большая собранность, настойчивость, общительность, находчивость.
Из четырех классических типов темперамента для эффективной работы с персоналом предпочтительными являются сангвиники и холерики.
Известный эксперт по социальному интервьюированию Э. Ноэль так охарактеризовала идеального интервьюера: «Он должен выглядеть здоровым, спокойным, уверенным, внушать доверие, быть искренним, веселым, проявлять интерес к беседе, быть опрятно одетым, ухоженным». Блестящая характеристика интервьюера, по Ноэль, — общительный педант.
Мотивация
На эффективность интервью влияет также и мотивация, то есть стремление к успеху. Менеджер по кадрам в зависимости от условий должен изыскивать разнообразные стимулы для сотрудников-кандидатов. Претендент на должность передает менеджеру по кадрам самую ценную для него информацию — личную, при этом он в состоянии стресса и часто не умеет раскрыться. И если одни люди с удовольствием говорят о себе, то другие весьма неохотно приоткрывают завесы защиты. Иногда полезно возбудить в сотруднике дух соперничества, конкуренции (не нарушая, естественно, обстановки сотрудничества).
Процедурный слой
Параметры процедурного слоя описывают процесс проведения интервью:
Ситуация общения (место, время, продолжительность)
Беседу лучше всего проводить в небольшом помещении наедине, поскольку посторонние люди нарушают доверительность беседы. Американский психолог И. Атватер считает, что наиболее благоприятная дистанция между собеседниками при деловом общении — от 1 до 3 метров. Минимальным «комфортным» расстоянием можно считать 0,7—0,8 метра.
Интервью — трудоемкий процесс, и поэтому длительность одного сеанса обычно не превышает 1,5—2 часов. Это время лучше выбрать в первой половине дня, если сотрудник типа «жаворонок», и во второй — в случае «совы». Известно, что взаимная утомляемость партнеров при беседе наступает обычно через 20—25 минут, поэтому в сеансе нужны паузы.
Оборудование (вспомогательные средства, освещенность, мебель)
Для протоколирования результатов используются следующие способы:
запись на бумаге непосредственно по ходу беседы;
запись на диктофон, помогающая менеджеру проанализировать весь ход интервью и свои ошибки;
запоминание с последующей записью;
видеосъемка.
Наиболее распространенным способом пока является первый. При этом наибольшая опасность — потеря получаемых знаний, поскольку любая запись ответов — это уже интерпретация, то есть привнесение субъективного понимания предмета.
Освещенность и мебель должны способствовать обстановке доверительности, слишком яркий свет или неудобный стул зачастую усугубляют нервозность респондентов.
Профессиональные приемы (темп, стиль, методы и др.)
Учет индивидуального темпа и стиля речи претендента на должность позволяет менеджеру по персоналу снизить напряженность процедуры извлечения знаний. Типичной ошибкой является навязывание собственных темпа и стиля.
На успешность также влияет длина фраз, которые произносит менеджер по персоналу. Это было установлено американскими учеными — лингвистом Р. Ингве и психологом Дж. Миллером при проведении исследования о причинах низкой усвояемости команд на военно-морском флоте США. Причина была в длине команд. Оказалось, что человек лучше всего воспринимает предложения глубиной (или длиной) 7±2 слова. Это число (7±2) получило название число Ингве-Миллера. Можно считать его мерой «разговорности» речи.
Большая часть информации поступает к менеджеру по персоналу в форме предложений на естественном языке. Однако внешняя речь претендента на должность есть воспроизведение его внутренней речи (мышления), которая гораздо богаче и многообразнее. Для передачи этой внутренней речи человек использует и невербальные средства, такие как интонация, мимика, жесты. Опытный менеджер по кадрам старается записывать по возможности в протокол (в форме ремарок) эту дополнительную информацию.
Заключение
Кратко рассмотрев в статье психологический аспект интервью, мы только приоткрыли занавес этой сложнейшей проблемы. В последующих статьях мы остановимся на лингвистическом и методическом аспектах, а также рассмотрим профессиональные методы и приемы, которыми должен владеть менеджер по персоналу, взявший на себя смелость определить пригодность кандидата на должность в ходе короткой процедуры — интервью.
№3 Замысел, идея, сюжет и композиция журналистского произведения.
ЗАМЫСЕЛ
Импульсом для замысла произведения служит информация о конкретной реальной ситуации. Но этому предшествует процесс предварительного накопления информации. Отправной точкой формирования и разработки замысла бывает и увиденная проблемная ситуация. В соответствии с замыслом журналист выбирает форму отражения действительности и систему профессиональных приемов воздействия на аудиторию.
ИДЕЯ.
Идея – смысл и образный ориентир для аудитории. Перед читателем она предстает как программа деятельности, которую необходимо осуществить для разрешения той или иной проблемы.
Идея журналистского произведения предполагает решение следующих задач:
1. предварительное определение проблемы, нуждающейся в общественном внимании.
2. Определение адреса конкретной реальной ситуации, нужной для исследования сегодняшнего состояния проблемы и демонстрации путей ее разрешения.
3. Обоснование возможных вариантов отношения конкретной реальной ситуации к проблеме.
4. Планирование дальнейшей работы.
5. Организационно-практической обеспечение хода деятельности.
В качестве важнейшего источника сведений, необходимых при решении задач, для журналиста выступают документы, специальные досье и картотеки, научная и справочная литература.
Идея жур-ого произведения имеет большое значение для создания определенного духовного настроя, тональности. Идея предполагает активную позицию адресанта по отношению к адресату. Цель произведения журналиста не только донести до читателя какую-то идею, но и добиться положительной реакции на нее.
СЮЖЕТ
Часто журналисты используют сюжетные приемы построения произведений.
В журналистике под сюжетом понимают «движение событий, мыслей, переживаний, в которых и раскрываются человеческие характеры, судьбы, противоречия, общественные конфликты. Именно сюжет дает публицисту возможность раскрыть в развитии и многосторонне изобразить характеры и обстоятельства, выявить связь между ними». В отличие от литературного сюжета журналистский «более “собран”, не развернут, в нем, как правило, отсутствует экспозиция, завязка и развитие действия максимально сопряжены друг с другом, а кульминация и развязка являются едва ли не самой развитой частью. Сюжет вырабатывается как результат творческого процесса, строится в соответствии с той социальной целью, которую преследует публицист». А цели и задачи при сюжетном построении материала могут быть самыми разными. В одних случаях журналисту необходимо отразить динамику развития того или иного события, в других – показать становление характера героя произведения, в третьих – отразить жизненную коллизию или конфликт, в четвертых – осветить проблему. Во всех этих случаях журналист выбирает те приемы и средства сюжетного построения, которые наиболее выгодно для идеи произведения способны высветить объект или предмет описания.
Тема
обычно рождается из двух ситуаций — либо из редакционного задания, либо просто появляется какая-то идея, которая занимает все мысли. Начинаешь о ней постоянно думать, происходящие события пытаешься свести к какой-то одной идее, оценивая их уже с позиции будущего материала. Постепенно в голове вырисовывается конкретная тема, и после этого начинается подготовительная работа. При этом очень важно реально себе представлять, насколько выбранная тема актуальна, будет ли она представлять интерес для аудитории, наконец, что потребуется для ее реализации. Только после этого можно приступать к ее разработке».
На практике многие журналисты специализируются на какой-то одной теме. Но и в этом случае, по мнению одного из опрошенных, он постоянно включен в процесс не только обдумывания (ведь раскрыть новые грани в уже знакомой теме бывает еще сложнее, чем написать материал о чем-то другом), но и накопления нового материала. «Моя основная тема — мода, — говорит одна из респонденток. — Увлекаюсь этим вопросом очень давно. Слежу за всеми течениями, новинками. Иногда сама пытаюсь спрогнозировать те или иные тенденции, которые намечаются в высокой моде. Считаю, что найти интересную тему так же сложно, как придумать новую оригинальную модель одежды».
Раскрыть в старой теме новые грани помогают новые факты, считает другой респондент: «При затасканности тем по городским проблемам: транспорт, общепит, пожарная безопасность и т. д. — иногда бывает очень скучно работать в газете. Но иногда появляются какие-то новые факты, которые могут повернуть тему с новой стороны. Поэтому главное — найти эти факты. Если появляется новая тема, то она, конечно, рождается не на пустом месте».
Источники информации
Следует также отметить, что, используя различные источники информации, важна тщательность и осмотрительность, ведь малейшая фактическая неточность может дискредитировать журналиста. Кроме того, «небрежность в поиске информации ведёт к тому, что журналист может дезинформировать общественность и нанести ущерб репутации людей», в результате чего доверие к журналисту будет подорвано.
Поиск информации – это в какой-то степени наука, ведь каждый журналист вырабатывает свой почерк, технологию работы с источниками информации. Для этого журналисту необходимо представлять действительность как совокупность источников информации и знать их координаты.
В сущности, вся информационная среда делится на три типа источников информации: документ, человек и предметно-вещевая среда. Характеристике этих типов источников информации и посвящена моя работа. В первой главе я попыталась проанализировать основные виды документов, с которыми приходиться работать журналисту и сформулировать основные принципы работы с ними. Вторая глава курсовой работы посвящена предметно вещевой среде, особое место отведено так называемой системе информирования журналистов. Я попыталась также проанализировать роль в журналистике такого источника информации, как информационные агентства как мировые и общероссийские, так и региональные. Третья часть курсовой посвящена информации из глобальной сети Интернет. Путём поиска были отобраны наиболее посещаемые журналистами сайты, посвящённые проблемам СМИ и дана их общая характеристика. В четвёртом блоке курсовой была сделана попытка осмысления роли человека как основного информатора СМИ. Причём анализ был сделан как с позиции частного интервью, так и с позиции массового опроса. Анализу этих источников информации сопутствует выявление как положительных, так и отрицательных аспектов исследуемых источников журналистской информации. И заключительная часть работы представлена характеристикой специфических источников информации. Курсовая завершается выводами, которые я смогла сделать в результате проделанной работы.
Документальный тип источников информации.
Понятие «документа» употребляется сегодня в двух смыслах. Причём один из них более объёмен: документ – это «материальный носитель записи с зафиксированной на нём информацией для передачи её во времени и пространстве», а другой – более узок: «документ – это юридически закреплённая бумага, утверждающая за её владельцем право на что-либо, подтверждающая какой-либо факт».
Говоря о значении документа как информационного источника в журналистике, часто останавливают своё внимание лишь на узком смысле. Между тем, как пишет Г. В. Лазутина «для журналистики актуальны оба значения слова: «деловая бумага»- лишь одна из многих разновидностей документальных источников информации, попадающих в сферу журналистского внимания в соответствии с целью деятельности».
Информация, которую журналист может извлечь из документальных «информационных кладовых», носит абсолютно разный характер: от законов и решений высших органов власти, от фундаментальных положений известных научных трудов до характеристик и описания мест, людей, событий.
Гипотетический метод
Началом объяснения причины события чаще всего становится гипотеза. Под гипотезой понимается неким образом обоснованное, но нуждающееся в более глубоком доказывании предположение о причине исследуемого аналитиком факта. Гипотеза представляет собой умозаключение, в котором есть неизвестные элементы. Создавая гипотезу, пользуются аналогией, индуктивным, дедуктивным методами. Часто, при выяснении причины исследуемых событий аналитик прибегает к аналогии. Создавая гипотезу аналитик, фактически, пытается объяснить почему так, а не иначе, вписав в свою гипотезу все собранные факты по делу.