Тема 4. Использование цитат в тексте научной статьи
Задание 4.Законспектируйте 32 Слово из «Слов назиданий» Абая, используя приведенные цитаты о науке.
Слово 32. «Известно, что наукой овладевает тот, кто испытывает жажду познания. Но одного стремления мало. Даже сам процесс приобретения знаний должен быть подчинен определенной системе. В противном случае поиски и весь огромный труд человека затраченный на овладение наукой, могут оказаться напрасными».
«Сначала ты должен уяснить, для чего тебе необходима наука. Если ты страстно увлечен ею, то богатством для тебя явится каждое твое открытие, устранение самого незначительного пробела в твоих знаниях. Что может быть ценнее такого приобретения?». «У тебя родилась любовь к науке, а она- жажда познания, помогает тебе запомнить увиденное и услышанное, усвоить их и закрепить в своей памяти в ясных , образных художественных формах». «Науку надо любить, как мать любит родного сына. Тогда и наука ответит тебе взаимностью, будет доступнее».
«Человек, сбивший в споре с верного пути сотню людей, не стоит мизинца того, кто вывел на путь истины хотя бы одного заблудшего».
Задание 3.Приведите цитаты известных ученых о науке.
Задание 4.Составление словаря- минимума по специальности.
Глоссарий по дисциплине
Адресат –этотот, к кому обращена речь, письмо, книга. Необходимый элемент организации дилогической ситуации.
Адресант –этосубъект речи, говорящий, основной элемент диалогической речевой ситуации.
Актуальное членение – впредложении на данную часть сообщения – тему - известное и на рему - новое, неизвестное.
Анализ– метод научного исследования, рассмотрение отдельных сторон, разбор составных частей предмета.
Аннотация – жанр свертывания информации о тематических блоках книги, о ее назначении и адресате.
Аргумент – довод, приводимый для доказательства тезиса. К видам аргумента относятся: факт, определение, аксиома.
Аудирование - понимание содержание, коммуникативные и эмоционально-экспрессивные особенности речи говорящего.
Аудитория– группа лиц, одновременно воспринимающая речь, часть общества, к которому обращена речь.
Беседа деловая – жанр официально-делового общения.
Библиографическое описание – это такие библиографические сведения об издании, которые служат для его идентификации и общей характеристики. Жанр свертывания информации о книге, содержит обобщенные сведения об условиях его использования.
Билингвизм – двуязычие, одновременное владение двумя языками: родным и неродным, например: казахским и русским.
Богатство речи – разнообразие словаря, лексики языковой личности.
Введение – начальный элемент композиции речевого произведения для установления отношений: автор и читатель.
Внутренняя речь – мысленная, подготовка к внешней устной речи или диалог с самим собой для письменной речи.
Вопрос риторический – фигура речи, имеющая форму вопроса, но на самом деле усиливающая утверждение.
Вопросный план – план текста в форме предложений с вопросным словом: как, где, когда, сколько, кто, что.
Выбор темы – начальный этап научной темы, предполагающий отбор темы социально значимой в познавательном аспекте.
Выводы – завершающая часть рассуждения или заключения, в которой подтверждается или опровергается тезис.
Выразительность – экспрессивность и образность речи за счет стилистических приемов и эмоционально-окрашенной лексики.
Высказывание – единица сообщения, обладающая смысловой целостностью, см. текст.
Говорение– устная форма продуктивной речевой деятельности; умение достигать цели коммуникации, организуя свою речь.
Дебаты – обсуждение вопроса, обмен мнениями после доклада.
Дефиниция – краткое определение понятия, лингвистическое толкование слова.
Диалог -процесс взаимного общения, когда реплика сменяется ответной фразой при постоянной смене ролей.
Дипломная работа– выпускное научное сочинение. Является частью государственной аттестации выпускника вуза.
Дискуссия – публичное обсуждение спорного политического или научного вопроса, высший разряд полемического диалога.
Диспут– публичный спор на важную научную или общественную тему для нахождения единого мнения и истины.
Доказательство – выведение обосновываемого положения из других ранее принятых положений.
Доклад – публичное научное сообщение, представляет собой развернутое изложение актуального научного вопроса.
Жанр речи - это воспроизводимая в практике речи смысловая модель высказывания для реализации установки автора со стандартным набором обобщенного содержания.
Знание – воспроизведенные в знаковой (языковой) форме обобщенные представления об объективном мире.
Заключение – часть композиции плана основного содержания с выводами, решениями проблемы, перспективами темы.
Инверсия – изменение обычного порядка слов в предложении для усиления выразительности речи.
Каталог– определенная система совокупности библиографических карточек; различаются систематический и алфавитный каталоги.
Картотека – систематизированная библиографическая картотека описания книг, статей, архивных материалов.
Классификация – распределение совокупности предметов по разрядам, классам; система понятий на основе общих признаков.
Коммуникативная задача текста –реализация заданной темы (микротем) и целевой установки автором.
Коммуникативная компетенция -способность средствами языка реализовать речевую деятельность в соответствии с целями общения.
Коммуникация вербальная –общение с помощью слов.
Коммуникация невербальная – передача информации с помощью несловесных символов и знаков: жесты, сигналы.
Коммуникацияречевая – словесное, вербальное общение.
Композиция –построение завершенного высказывания, обеспечивающего его содержательную целостность.
Конспект –это сжатое воспроизведение первоисточника, совокупность понятий и аргументации исходного текста.
Культура речи– владение нормами литературного языка, умение употреблять слова в соответствии с целями общения.
Курсовая работа – творческое научное сочинение студента по одной из тем профилирующей дисциплины специальности.
Логическая форма –способы связи содержательных (смысловых) частей в составе рассуждения, умозаключения.
Магистерская диссертация – письменная квалификационная работа магистранта на заключительном этапе обучения.
Метафора –фигура речи, в которой слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту.
Микротекст -единица текста с типовым содержанием микротемы и целевой установки автора.
Микротема -коммуникативно-смысловой компонент в структуре общей темы или тематический элемент текста.
Монолог –это речь наедине с самим собой или продолжительная речь одного лица, обращенная к слушателям.
Навык – это умение, достигшее в результате выполнения уровня автоматизма, это автоматизированный компонент сознательно выполняемой деятельности.
Назывной план –план текста в форме номинативных предложений.
Обзор реферативный –информационное издание, содержащее сведения о важных работах в определенной области науки.
Общение –коммуникация, обмен мыслями, разговор, беседа.
Оглавление –смысловая модель тематического свертывания текста для быстрого поиска необходимых разделов, глав.
Оксюморон –остроумно-глупое, сочетание противоположных, противоречащих по смыслу слов, например: звонкая тишина.
Описание –функционально-смысловой тип речи, в котором дается характеристика признаков предмета.
Оппонент -участник спора против выдвинутого вами тезиса.
Отзыв –официальный документ, который оценочно аргументирует профессиональный уровень работы.
Параллельная связь – нелинейная, вертикальная в тексте.
Письмо –умение создавать собственные тексты разных жанров, относящиеся к разным сферам общения.
Планразвернутого содержания–введение, основная часть,заключение.
Плансвернутого содержания–заглавие, аннотация, оглавление.
Повествование – функционально-смысловой тип речи, сообщение о действиях во временной последовательности.
Полемика –острое столкновение мнений по спорному вопросу.
Полиглот –эточеловек, который владеет многими языками.
Понятие –ясное и устойчивое содержание, выражаемое термином или словом в языке науки и в обычном языке.
Последовательная связь – цепная, линейная горизонтальная связь предложений в тексте.
Приложение –дополнительный иллюстрированный материал.
Принцип коммуникативности –ведущий методический принцип обучения; организуется в естественных для общения ситуациях или максимально к ним приближенных.
Принцип профессиональной направленности обучения – учет будущей специальности и профессиональных интересов учащихся на занятиях по языку, реализуется в отборе текстов.
Рассуждение –функционально-смысловой тип речи: тезис (утверждение) – аргументация – доказательство – вывод.
Резюме –сжатая констатация основных сторон научной работы, как деловой жанр, дает сведения о претенденте на работу.
Резюме - выводы –сжатые выводы - основная задача свертывания информации: минимум языковых средств – максимум информации.
Рема –новое, неизвестное, актуальное в информативной структуре предложения, то ради чего говорится.
Реферат –смысловая модель вторичного текста,информационная компрессия первичного текста с сохранением его стиля изложения без его критической интерпретации.
Рецензия -научный вторичный текст, интерпретирует критически содержание работы и аргументирует его оценку.
Речевая деятельность - процесс приема и передачи информации в процессе общения.
Речевая компетенция – знание способов формирования мыслей и их формулирования с помощью языка.
Речь –историческая форма общения, опосредованная языком: 1) деятельность говорящего, применяющего язык для общения; 2) способность называть понятия словами.
Семантика –1) содержание, передаваемое предложением или текстом; 2) раздел языкознания, изучающий это содержание.
Ситуация речевая –совокупность обстоятельств, обстановка, в которой осуществляется общение.
Словарь-тезаурус –словарь, где максимально представлены все слова языка с примерами их употребления в текстах.
Слушание – процесс осознанного познавательного действия с помощью слуха, ведущего к пониманию и интерпретации.
Спор -словесное состязание при обсуждении чего-либо при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение.
Сравнение –сопоставление одного предмета с другим на основании сходных признаков для образа: платье белое как снег.
Стиль –система определенных языковых элементов внутри литературного языка, его функциональная разновидность.
Суждение –форма (истинной или ложной) мысли, в которой реализуется отношение говорящего к тому, о чем он говорит.
Тавтология –неоправданное повторение сказанного другими словами, например: следует отметить следующее.
Тезис– положение, утверждение, истинность которого должна быть доказана.
Тезисы –жанр вторичного текста в научном общении, модель свертывания содержания текста, последовательность основных его положений – микротем, отдельного абзаца.
Тема –постановка проблемы, предопределяющая отбор материала и характер его изложения, исследования, обсуждения.
Термин –слово или словосочетание, называющее определенное понятие специальной области науки, техники или искусства.
Убеждение- совокупность приемов формирования или изменения взглядов аудитории с помощью речевого воздействия посредством ссылок на факты, на логические аргументы.
Умозаключение –логический процесс, при котором из нескольких связанных суждений выводится новое заключение.
Функциональные стили –общественно осознанная система единиц языка с определенной функцией внутри одного литературного языка: научной, деловой и др.
Чтение –рецептивный вид речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием сообщения, закодированного с помощью графических символов, т. е. букв.
Этикет речевой – это порядок речевого поведения, установленный в данном обществе, форма обхождения.
Язык – это система фонетических, лексических, грамматических средств, которая является орудием выражения мыслей и служит средством общения между людьми.
Языковая компетенция – совокупность знаний о системе языка, о правилах функционирования единиц языка в речи.