Тема 3. Анализ лексического состава текста с выделением основных пластов лексики научной речи.
Задание 3. Подготовьте текст по вашей специальности.
1. Сформулируйте тему и проблему с использованием специальной лексики.
2. Определите лексическое значение заимствованных слов и словосочетаний.
3. Найдите и проанализируйте общенаучные и узкоспециальные термины.
Тема 4. Ролевая игра
Цели. Обобщение и систематизация понятия «язык» и «речь»; составление монологического высказывания на лингвистическую тему; развитие памяти, выразительного чтения.
Задание 4. Прочитайте легенду, разыграйте эту сцену в лицах.
Знаменитый греческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф позвал гостей и велел Эзопу приготовить для них самое лучшее, что есть на свете. Когда Эзоп подал гостям языки, все удивились, а Эзоп объяснил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается6 культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясниться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы6, вдохновлять на подвиг, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».
Против такого объяснения никто не смог возразить.
В другой раз Ксанф приказал Эзопу купить к обеду самое худшее. Когда Эзоп подал гостям языки и в этот раз, все удивились еще больше и потребовали объяснений. Эзоп обратился к Ксанфу: «Ты велел мне сыскать6 самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»
Гости Ксанфа и сам философ не нашлись, что ответить рабу Эзопу, имя которого до сих пор известно всему миру. Имена же тех, кто считал себя выше, безвозвратно канули в Лету.
(Л.Т.Григорян в книге «Язык мой – друг мой», 1989)
*Задание. Выпишите фразеологизмы, пословицы, поговорки, загадки, где существительное «язык» имеет разные значения. Объясните эти значения.
Образец: найти общий язык – договориться; язык до Киева доведет – люди помогут найти дорогу.
СРС №III
Тема 1. Написание аннотации на тексты по специальности.
Задание 1. Выпишите в отделе справочного каталога библиотеки две, три аннотации к учебникам по вашей специальности и выделите в них языковые и речевые стандарты-клише.
Составьте самостоятельно аннотацию по следующему плану.
1. Название и тема (стать, книги).
2. Проблематика (статьи, книги).
3. Композиция (статьи, книги).
4. Включение иллюстративного материала.
5. Цель (статьи, книги).
6. Адресат (статьи, книги).
Тема 2. Задание 2. Аннотирование текста. Напишите аннотацию на прочитанную книгу.
Тема 3.Задание 3.
План как форма записи прочитанного научного текста.
* Задание.Составьте назывной, тезисный и вопросный планы к тексту.
Что такое план? В словаре Д. Н. Ушакова говорится, что план – это «расположение, взаимная связь отдельных частей чего-то излагаемого или изложенного, тот или иной порядок, в котором что-либо излагается, композиция». Последнее слово в этом определении (композиция) очень существенно и ко многому обязывает: имеется в виду, что план должен всегда отражать структуру текста, вскрывать структурные отношения.
План помогает понять текст. Вместе с тем составление плана помогает и запомнить материал. Особенно велика роль плана, когда воспроизведение текста во времени отодвинуто от чтения. Тогда даже беглый взгляд на план даст возможность ответить на его пункты, восстановить в виде рассказа содержание давно проработанного текста.
Восстанавливая содержание текста по плану, мы проверяем, насколько хорошо и правильно запомнился текст. Таким образом, план является еще средством для самоконтроля и самооценки. При составлении плана необходимо соблюдать определенную последовательность действий:
выделить главную мысль; разделить текст на смысловые части, озаглавить каждую часть.
Составляя план, надо помнить требования, предъявляемые к плану.
1. В пунктах плана должны быть выделены главные мысли, чтобы было понятно, о ком (или о чем) и что говорится в каждой части текста.
2. Пункты плана должны быть краткими.
3. Они должны быть связаны между собой по смыслу.
Формулировка пунктов плана может быть дана в назывной форме, а также в виде вопросительных и повествовательно-утвердительных предложений.
План может быть простым и развернутым, или сложным, когда раскрывается содержание его основных пунктов.
Тема 4. Задание 4.Подготовьтеустное выступление, напишите эссе на темы: «Язык моей специальности», «Выдающиеся ученые», «Достижения моей науки».
СРС № IV