Тема 3. Государственный язык и язык межнационального общения.
Задание 3. Выписать статьи Конституции о языках.
*Задание. Текст выучите наизусть.
У любого человека
Должны быть обязательно,
Кроме родителей, четыре корня, как четыре матери:
Родная земля,
Родной язык,
Родная культура,
Родная история…
И все они –
В облике одной,
Собственной матери родной.
Когда любишь свой корень,
Ценишь его, -
Понимаешь боль и любовь
Всех и всего,
Приобретаешь такое же чувство
К другой земле,
К другому языку,
К другой культуре
К другой истории… (М.Ш.)
Тема 4.
Задание 4. Составление текстов по специальности. *Задание. Напишите сочинение «Моя будущая профессия».
СРС №II
Тема 1. Анализ текстов по специальности с точки зрения функционально-смысловых типов речи, определение их разновидностей и языковых особенностей.
Задание 1.
Название типов речи | На какой вопрос дается ответ в высказывании | О чем говорится в высказывании | Наиболее характерные для типов речи временные отношения | Как строятся высказывания каждого типа речи (их основные элементы) |
Задание 2.Дайте описание герба РК.
Задание 3.Составление текста-повествования. Используя структуру текста-повествования, составьте текст-повествование.
Задание 4.Напишите текст–рассуждение «Трехъязычие: реальность или миф?»». Начните работу с осмыслением темы и подбора материала к основным вопросам: что представляет собой трехъязычие? Кто такой полиглот? В какое время мы живем? Сделайте соответствующие выводы. Создавая текст, придерживайтесь указанной схемы:
1) экспозиция (подведение к проблемному вопросу);
2) система проблемных вопросов и ответы на них;
3) выводы.
СРС № III
Тема 1. Анализ текста как единицы общения.
Задание 1. Анализ текста как единицы общения.
Абай (Ибрагим) Кунанбаев – великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры на основе просвещенного, либерального ислама.
Абай родился 10 августа 1845 года в Чингизских горах Семипалатинской области (по-нынешнему административному делению) от одной из четырех жен Кунанбая, ага-султана Каркалинского окружного приказа. Семья Абая была потомственно аристократической: и дед (Оскенбай), и прадед (Иргизбай) главенствовали в своем роде в качестве правителей и баев. Ему повезло в смысле семейного уюта и домашнего воспитания, поскольку и мать (Улжан) и бабушка (Зере) были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами. Именно его мать заменила имя «Ибрай», данное отцом, ласкательным «Абай», что означает «осмотрительный, вдумчивый». Под этим именем он прожил свою жизнь и под ним же вошел в историю.
Начатое в раннем детстве приобщение к устному творчеству народа и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе имама Ахмед-Ризы. Одновременно он учился в русской школе и к концу пятилетней учебы начинает писать стихи. С тринадцати лет Кунанбай начинает приучать Абая к административной деятельности главы рода. Ему пришлось вникнуть в межродовые тяжбы, интриги, и постепенно он испытал разочарование ко всей административно-политической деятельности, что и привело к тому, что в возрасте двадцати восьми лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием. Но только к сорока годам он осознает свое призвание как поэта и гражданина, в частности поставив под стихотворением «Лето» свое имя (ранее он приписывал свои сочинения другу Джанатасову Кокпаю).
На протяжении двадцати лет чрезвычайно разносторонне расцветает гений Абай, он завоевывает необычайный авторитет, огромную и доселе в степи не встречавшуюся популярность.
(Касымжанов А.Х. «Портреты: Штрихи истории степи»).
Задания к тексту
1. Дополните письменно биографию Абая сведениями, известными вам из других источников. Устно проведите беседу на тему «Что мы знаем о жизни и творчестве Абая».
2. Проанализируйте видо-временную связь глаголов в тексте. Объясните их роль в создании различных глагольных форм повествования. Выделите глаголы со значением последовательности действия.
3. Найдите в тексте обстоятельственные слова со значением времени и места. Определите, какими частями речи выражены данные обстоятельства.
4. Напишите автобиографию или биографию своих родителей, указывая: где и когда родились, какое получили образование, кем работали и т.д. При этом соблюдайте необходимую композицию повествования, включающую соответствующие временные формы и обстоятельственные слова.
Тема 2. Задание 2. Подготовьте устное выступление на предложенные темы:
1.«Культура и традиции»
2.«Праздники и искусство в жизни современного человека»
3.«Праздники независимого Казахстана».
Тема 3. Задание 3. Написать эссе на тему по выбору:
1.«Права человека и их защита»
2.«Государство на защите прав граждан»
3. «Закон суров, но он-закон»
Тема 4. Задание 4. Языковые средства, характерные для художественного стиля речи.
Задание 1. Произведите комплексный анализ текста. Назовите семь рек Жетысу.
КАРТИНЫ ЖЕТЫСУ
Нет места,
Равного тебе,
Мой Жетысу,
И я не знаю, как воспеть
В стихах
Твою красу!
Хочу воспеть я Куркульдек,
Или, Лепсы и Чу…
Тебя, родной мой Казахстан,
Тебя воспеть хочу.
Везде, куда ни бросишь взор,
Природа хороша!
Глядят,
Глядят глаза озер
В ресницах камыша.
Как помогает мне всегда
В печали и в тоске
Медоточивая вода
Грохочущей Женке!
И птицы
Трепета полны,
Поют, поют, поют,
И, словно в волнах,
Табуны
По грудь в цветах плывут.
О Жетысу,
Как жизнь моя
Тобою озарена!
В моей душе всегда звучат
И песня чабана,
И горный тихий родничок…
И я тебя пою,
Пою тебя, мой Жетысу,
Как молодость свою!
(И.Жансугуров).
*Задание. Выучите наизусть.
СРС № IV