Публицистика Великой французской революции
Великая французская революция сконцентрировала, собрала в один комплекс все проблемы и противоречия, раздирающие некогда могущественное государство. Причины ее лежали в экономической и социальной структуре Франции. К концу 18 века становилось все очевиднее, что французская монархия вступила в полосу упадка и разрушения. Преступления, ошибки и просчеты королевской власти обнаружили ее внутреннюю слабость. А абсолютизм во Франции уже не отвечал потребностям страны. Более того, вся феодально-абсолютистская система вступила в противоречие с задачами общественного развития Франции. Идеи Гоббса, Руссо охватили умы такого широкого круга людей, что превратили Великую французскую революцию в самую массовую, самую многослойную. И каждый из этих «слоев», определившихся в партии в ходе революции, сказал в ней сое слово.
Журналистика стала зеркалом революции, в ней отразились все ее течения и противоречия. Гонкуры назвали газету «детищем 89 года». И, действительно, 1789 год не только вызвал к жизни огромное количество новых газет (только в Париже их насчитывалось свыше 150), но сделал их орудием политической борьбы. Как отмечают исследователи, именно в период буржуазных революций идеологическая функция журналистики подавила ее информативное и коммерческое начало, определив дальнейшую судьбу СМИ как особой области идеологии [25].
Эпоха буржуазных революций способствовала развитию такого явления как «персональный журнализм». Газету представлял фактически один человек. Он был идеологом издания, его организатором, репортером, публицистом, наборщиком, печатником и распространителем. То есть газета задумывалась и осуществлялась одним человеком. Как правило, это были не просто журналисты, а политические деятели, нередко занимавшие важные государственные посты. И газета нужна была им для пропаганды своих идей, своих позиций. Это явление получило название «персонального журнализма».
Символом этой революции было взятие Бастилии восставшим народом 14 июля 1789 года. На начальном этапе революции представители буржуазии и некоторые аристократы активно способствовали ее развитию, были в авангарде. И самой яркой личностью, общепризнанным лидером был депутат от третьего сословия потомственный аристократ граф Оноре Габриэль де Мирабо (Рисунок 35. Граф Оноре Габриэль де Мирабо). Он «сумел стать политическим именем, наиболее полно воплотившем перед всем народом Великую французскую революцию на первом этапе» [26]. Мирабо был революционером, но не республиканцем. Он был типичным представителем партии жирондистов, той группы участников революции, которые добивались уничтожения абсолютизма и феодальных порядков, и считали конституционную монархию наиболее приемлемой формой правления. Мирабо был непревзойденным оратором, выступления которого производили на аудиторию сильное впечатление. Политическое чутье подсказало ему главную идею революции на первом этапе – единство, и он становится лидером, объединив представителей трех сословий.
Для пропаганды своих идей Мирабо издавал несколько газет. Первым его изданием стала «Газета Генеральных штатов», вышедшая в 1789 году, в которой он писал: «Конституция, родина, свобода, правда – вот наши боги» [27]. Однако Королевский совет запретил издание этой газеты с подачи королевского министра Неккера, речь которого при открытии Генеральных штатов Мирабо подверг критике в своем издании.
Но Мирабо удалось обойти запрет. Он решает, что как депутат он обязан отчитываться перед своими избирателями. И делает это он через газету. 10 мая 1789 года появился первый номер газеты «Письма графа Мирабо к своим избирателям». Издание выходило до 25 июля. Появилось всего 19 номеров. Выходили они в то время, когда буржуазия боролась против привилегий дворянства и вышла победительницей из этой борьбы. Последний номер газеты Мирабо посвятил взятию Бастилии, рассматривая 14 июля как дату окончательного свержения деспотизма.
После взятия Бастилии Мирабо начинает издавать новую газету «Курьер Прованса». Всего вышло 350 номеров. Выпускал он газету не один. Ему помогало несколько человек. Они присутствовали на заседаниях Национального собрания, фиксируя все интересные моменты, отчеты о которых помещала впоследствии газета.
[25] Печатнов В.О. Гамильтон и Джефферсон. М., 1984. С.79.
[26] Манфред А.З. Три портрета Великой французской революции. М., 1979. С.249.
[27] Попов Ю.В. Публицисты Великой французской революции. М., 1989. С.58.
жирондистов - жирондисты – одна из политических партий в эпоху Великой Французской революции. Свое название (заменяемое иногда именем «Жиронда») партия получила от департамента Жиронда (с главным городом Бордо), избравшего в октябре 1791 года в Законодательное собрание депутатами Верньо, Жансонне, Гюаде, Гранжнева и молодого купца Дюко. Их кружок и был первоначальным ядром партии. Скоро к ней примкнули Бриссо, Ролан, Кондорсе и другие. Жирондисты выступали как сторонники индивидуальной свободы, поклонники демократической политической теории Руссо, отстаивали конституционную монархию.
КАДР
Самой массовой и влиятельной в революции была пресса якобинцев. И самой яркой фигурой в плеяде издателей-революционеров был Жан-Поль Марат, главным достоинством которого была его естественная близость к народу, интересы которого стали смыслом жизни Марата. «Марат оказался не только для своего времени, для 18 столетия, но, смело можно сказать, и для последующих долгих десятилетий единственным публицистом Франции, не только писавшим для широчайших народных масс городов, но и услышанным этими массами» [28].
Это выделяет его не только среди журналистов, но и в ряду всех лидеров революции вообще. Марату удалось то, что не удавалось никому из деятелей французской революции, даже наиболее искренно демократически настроенных: народ признал его своим, и никогда не считал его господином.
Секрет популярности Марата прост. Две вещи сделали его истинным другом народа: 1) то, что он всегда и, прежде всего, бесстрашно и настойчиво защищал интересы «маленького человека», бедняка или санкюлота, как говорили в те дни в Париже; 2) простой, понятный народу и одновременно «зажигательный», по определению жирондистов, язык газеты Марата.
Газета Марата стала выходить с 12 сентября 1789 года. Первоначальное название – «Парижский публицист». С шестого номера эти название уступило место другому – «Друг народа», под которым газета и вошла в историю. (Некоторое время она издавалась от имени «патриотического общества», но с 29 номера – только от имени Марата). Эпиграфом газеты стали слова Ж..Ж.. Руссо: «Посвятить жизнь истине». Деньги на приобретение типографского станка Марату выделил комитет округа, в дальнейшем же ему приходилось рассчитывать на собственные силы и средства, которых было немного: по профессии он был врачом, лечил бедняков.
С начала 1793 года газета выходит под именем «Газета Французской республики». Однако 9 марта жирондистское большинство Конвента издает Декрет, согласно которому депутат (а Марат к этому времени уже был депутатом Конвента) либо слагал с себя полномочия, либо прекращал издание газеты. Декрет был направлен против Марата, и ему пришлось подчиниться. Но уже 14 марта 1793 года на улицах Парижа появилась новая газета Марата «Публицист Французской революции» (в Декрете Конвента говорилось о запрещении издавать органы печати, именуемые газетами). «Публицист Французской революции» сохранил прежний формат и внешний вид. Последний номер этого издания вышел 14 июля 1793 года. Выход газеты прервала смерть Марата от руки Шарлоты Корде
Достоинством публицистики Марата были последовательность, страстность, простота и общедоступность, а также четкость, строгая фактическая обоснованность требований. Главным предметом его публицистики было разоблачение. Разоблачал он беспощадно. Марат развивал целые газетные кампании вокруг какого-либо конкретного события или лица. Но каждая обвинительная статья по одному конкретному вопросу всегда звучала в контексте общих проблем революции. Политический инстинкт и последовательность в отстаивании интересов тех, кто проливал кровь во имя революции, позволял ему сразу же верно оценивать события революции.
Для Марата такая борьба была сражением за продолжение революции до того момента, когда она принесет не только эфемерные политические права всем сословиям и реальную власть буржуазии, но когда она принесет реальное облегчение народу.
Большой популярностью среди демократических изданий французской революции пользовалась газета известного журналиста Жака Эбера «Папаша Дюшен. Газета появилась в начале 1791 года в Париже и сразу же привлекла к себе внимание. Она была особенно популярна среди плебейской части населения. Название газеты объяснялось популярностью этого имени во Франции. Папаша Дюшен – это тип человека, рожденного на ярмарках, как, скажем, Полишинель или Петрушка, фольклорный персонаж. Папаша Дюшен – традиционно мелкий торговец (обычно жареными каштанами), готовый всегда разоблачить любую несправедливость, любое злоупотребление. Язык газеты пестрел шуточками, оборотами, заимствованными из жаргона предместий, ругательствами. Вместе с тем стиль ее острый, ясный, мысль выражена четко. Эбер откликался мгновенно на все проблемы текущей политической жизни. Он умел прислушиваться к нуждам народных масс, отлично знал их настроение, их запросы. Он обладал способностью заинтересовать читателей, привлечь их внимание в тому или иному вопросу. Эбер и его газета сыграли важную роль в борьбе за свержение монархии, изгнании жирондистов из Конвента, в борьбе за принятие мер против спекуляции и дороговизны. Именно Эбер ясно и четко выражал требования народных «низов»: раздробление крупных поместий и ферм, уравнительный передел земли, обеспечение неимущих собственностью. Он выступал за право неимущих на свой участок земли.
Максимилиан Робеспьер так же издавал газету «Защитник Конституции». Газета выходила с мая по август 1792 года и содержала, как правило, от 46 до 64 страниц. Всего вышло 12 номеров. Издавать газету Робеспьера вынудили обстоятельства. В марте 1792 года жирондисты пришли к власти, и почти все патриотические газеты встали на их сторону, а издатели-оппозиционеры вынуждены были прекратить выпуск своих газет (Камиль Демулен, Жан-Поль Марат). И издание Робеспьера пыталось выступать защитником оппозиции. Основу новой газеты составляли статьи самого Робеспьера. Сопровождались они различными документами, декретами Законодательного собрания, петициями. Печатались его речи, произнесенные в Якобинском клубе. Иногда публиковались статьям его сторонников Кутона, Коло д’Эбура.
[28] Тарле Е.В. Собр. Соч. в 12-ти т. Т 6, М., 1957. С.264.
Якобинском клубе - Якобинский клуб – политический клуб в период Великой французской революции. Его предшественником был Бретонский клуб, созданный в июне 1789 года в Версале группой депутатов Генеральных штатов от третьего сословия. После переезда в октябре 1789 в Париж Бретонский клуб был преобразован в «Общество друзей конституции», его стали называть Якобинским клубом по месту заседаний – в зале бывшей библиотеки монахов-якобинцев (как называли во Франции членов доминиканского ордена). Доступ в клуб был открыт не только депутатам Учредительного собрания, но относительно высокие членские взносы отгораживали его от неимущих слоев общества. Политическая ориентация клуба и состав его демократизировались по мере развития революции. С октября 1792 года у руководства клуба находились буржуазные революционные демократы. В период якобинской диктатуры клуб был важнейшим центром выработки политической линии правительства. После термидорианского переворота (27/28 июля 1794) клуб был закрыт декретом Конвента.
КАДР
Монархические и реакционные группировки сначала не принимали участие в издании газет. Но падение Бастилии и последующие события ускорили появление роялистских газет. Первой из них стала «Газета национальной политики», основанная в июле аббатом Сабатье. Но политику ее определял граф Антуан де Ривароль. Его же собственной газетой стало издание «Деяния апостолов», первый номер которой вышел 2 ноября 1789 года. Методы борьбы роялистской прессы с революционерами сводились к высмеиванию, вышучиванию, оскорблениям депутатов и демократических журналистов. Особенно яркими были выступления Антуана де Ривароля. В своих публикациях он писал о необходимости восстановления феодально-патриархального порядка, требовал от короля решительных действий, презрительно отзывался о деятельности депутатов. Всего в период революции до свержения монархии вышло огромное количество подобных изданий. Только в Национальной французской библиотеке хранится более 80 изданий. Газеты эти были более многочисленными, находились в лучшем финансовом положении, имели лучший внешний вид. Все эти издания были закрыты 10 августа 1792 года в день падения французской монархии.
Переломным в ходе революции оказался 1793 год. Падение Робеспьера завершило стадию развития и подъема революции, начался период ее затухания, характеризующийся усилением реакции и общей апатией. В середине девяностых годов большая часть французов, увидевших жестокое кровавое лицо революции, так и не принесшей простому народу освобождения от тяжелого труда и голода, уже не верила в ее продолжение.
И, тем не менее, идея революции окончательно не умерла и, вопреки объективной действительности, нашла свое продолжение в деятельности Франсуа Бабефа. Бабеф по происхождению был представителем «Третьего» сословия, включавшего в себя буржуазию, крестьянство и городской плебс. Революцию он принял сразу.14 июля принимал участие во взятии Бастилии. Затем он вернулся в Руа, где жила его семья, и основал здесь газету «Пикардийский корреспондент». Дело сразу пошло на лад. Но вскоре последовали доносы на редактора издания, которого обвиняли в приверженности к старому режиму. Властям также не понравилась опубликованная в газете критика Мирабо. Бабеф вынужден был закрыть издание и перебраться в Париж.
3 сентября 1794 года выходит издание Бабефа «Газета свободы печати». Это было типичное парижское издание девяностых годов 18 века, сделанное в спешке, на плохой бумаге, с массой ошибок, но боевое, переполненное самыми отчаянными идеями. Популярность газете придавал и непримиримый, скандальный характер самого издателя. В октябре 1794 года Комитет общественной безопасности отдал распоряжение арестовать Бабефа, но ему удалось скрыться. Издавать газету в таких условиях оказалось невозможно. Однако в 1795 году в подполье выходит последнее издание Гракха Бабефа (он берет себе псевдоним – Гракх) «Трибун народа». К это же время был задуман и «заговор равных» с целью совершения переворота.
Размышляя о революции и ее последствиях, Бабеф приходит к мысли, что истинная свобода может быть обеспечена только всеобщим имущественным равенством, к идее экономической революции. В одной из передовых статей своей газеты он излагает главную идею своего учения следующим образом: «Цель общества – всеобщее счастье. Нужно взять у того, кто имеет слишком много, и дать тому, кто ничего не имеет».
Идея всеобщего счастья не была новой в Великой французской революции, ее провозглашали все участники этот события. Новое у Бабефа заключается в том. Что осуществление этой идеи он первым из лидеров революции увидел в установлении экономического равенства путем обобществления имущества. Таким образом, Гракх Бабеф стал одним из первых идеологов коммунизма.
Великая французская революция смела все сословные барьеры. Отменила привилегии дворянства и духовенства и ввела равные социальные возможности для всех граждан. Все это способствовало расширению гражданских прав во всех европейских странах, не имевших их ранее.
Революция проходила под эгидой представительных выборных органов: национальное учредительное собрание, Законодательное собрание, Конвент. Это способствовало развитию парламентской демократии, несмотря на последующие откаты.
Что касается журналистики, то революция привела к изменению главной функции прессы. Газеты принимали активнейшее участие в политике, делали эту политику, в изданиях стала преобладать идеологическая функция.
[29] Из литературного наследия академика Е.В.Тарле. М., 1981. С.34.
Заключение
На зарождение такого явления как журналистика историки смотрят по-разному. Некоторые относят зарождение этого вида деятельности к родовому строю, так как в это время сбор, хранение и передача информации становятся важнейшей составляющей человеческой деятельности. Однако такая точка зрения не совсем верна, потому что понятия «журналистика» и «информация» хотя и связаны неразрывно, но, тем не менее, все же различны.
Большая часть историков журналистики ведет начало ее истории от времен античности. Однако и эта датировка требует оговорки, потому что в данном случае речь идет не о журналистском, а о пражурналистском явлении, на что было указано в данном пособии. Для выделения журналистики в самостоятельный вид социальной активности и творчества недостаточно изобретения письменности, простой передачи информации, изобретения печатного станка. Необходим определенный уровень развития общественных отношений, экономики, науки, техники, которые и порождают эту специфическую форму человеческой деятельности, делая ее необходимой.
Журналистика – это не только информирование, не только способ управления и не только развлечение. Это общественное явление, форма социальной активности, возникшая в силу определенных потребностей, испытанных обществом и вследствие достижения им определенного уровня развития. И оформилась журналистика в профессию достаточно поздно – во время перехода от феодализма к капитализму.
Таким образом, к концу 18 века журналистика прошла огромный путь от древней риторики к регулярным и авторитетным политическим изданиям. Античные формы публицистики (ораторское искусство, христианская проповедь) оказали основополагающее влияние на журналистику и публицистику нового времени. В 17-18 веках сложились основные концепции печати: сначала авторитарная, затем демократические – английская, американская, французская. Все они в новых современных формах существуют и поныне и определяют развитие журналистики в разных странах.
КАДР
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Англия в памфлете. Английская публицистическая проза начала XVIII века. – М., 1987. 2. Античные риторики. – М., 1978
3. Апресян Г.З. Ораторское искусство. – М., 1963
4. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П. и др. История мировой журналистики: Учеб. пособие. – М.: Ростов н/Д, 2003.
5. Борухович В. Демосфен.- М., 1985
6.Введение в мировую журналистику. От Античности до конца 18 века: Хрестоматия /Сост. Г.В. Прутцков. – М., 2007
6. Воронов В.В. Мировоззрение Томаса Пейна. – Л., 1961
7.Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика // Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. - М.,. 1994
8. Говард Фаст. Гражданин Том Пейн. – М., 1997
9. Гольдберг Н.М. Томас Пейн. – М., 1969
10. Громаков Б.С. Политические и правовые взгляды Пейна. – М., 1960
11. Демосфен. Речи.- М., 1954
12. Демосфен. Речи. - М., 1994
13. Дератани Н.Ф., Тимофеева Н.А. Хрестоматия по античной литературе: В 2 т. – М., 1965.
14. Золотуха Л.Н Возникновение и развитие журналистики в эпоху становления капитализма. М., 1987.
15. Иванян Э.А. История США. М., 2006.
16. Из литературного наследия академика Е.В.Тарле. М., 1981.
17. Козаржевский А.Ч. Античное ораторское искусство. – М., 1980
18. Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи.- М., 1998
19. Кузнецова Т.И., Стрельникова И.П. Ораторское искусство в Древнем Риме. – М., 1976.
20. Куле К. СМИ в Древней Греции: сочинения, речи, разыскания, путешествия / Пер. с франц. М., 2004.
21. Лабутина Т.Л. Мораль и политика английского журналиста Джозефа Аддисона // Публицистика эпохи Просвещения. – СПб., 1995.
22. Марат Жан-Поль. Избранные произведения. Тт.1-3. – М., 1956
23. Манфред А.З. Великая французская буржуазная революция. – М., 1956
24. Манфред А.З. Марат. – М., 1962
25. Новомбергский Н. Освобождение печати во Франции, Германии, Англии и России // История печати: Антология / Сост. Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова. – М., 2001. – Т. 1
26. Ораторы Греции.- М., 1985
27. Пейн Томас. Избранные сочинения. – М., 1959
28.Печатнов В.О. Гамильтон и Джефферсон. М., 1984.
29. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. - М., 1994
30. Попов Ю.В. Публицисты Великой французской революции. – М., 1989.
31. Пруцков Г.В. Введение в мировую журналистику: Антология: В 2 т. – М., 2003.
32. Саламон Л. Всеобщая история прессы // История печати: Антология: В 2 т. / Сост. Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова. – М., 2001. – Т. 1.
33. Тарле Е.В. Собр. Соч. в 12-ти т. Т 6, М., 1957.
34.. Утченко С.Л. Цицерон и его время. – М., 1973
35. Ученова В.В. Исторические истоки современной публицистики. – М., 1972.
36. Федералист: политические эссе А.Гамильтона, Д.Мэдисона и Д.Джея. М., 1993.
37. Цицерон М.Т. Речи. - М., 1993.
38. Якименко Н.Л. Американская журналистика и издательское дело // История литературы США: В 3 т. – М., 1997. – Т. 1.